Открытый урок по русскому языку в 1 классе «Буквы Щ, щ. Звук [щ]»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
14.10.2019
Тема: Буквы Щ, щ. Звук [щ].
Цель: познакомиться со звуком [щ,] и буквами Щ, щ.
Задачи: Формировать
1.представления:
- согласный звук [щ,] – глухой, мягкий, непарный по твёрдости;
- [щ,] – шипящий согласный звук;
- буква Щ выполняет одну работу: обозначает мягкий звук [щ,];
2.умения:
- различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки;
-читать модели слов с акцентированным выделением изучаемого звука [щ,];
- определять в слове ударный слог.
русс яз 1 кл. Буквы Щ,щ.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
Открытый урок
по русскому языку
«Буквы Щ, щ. Звук [щ]»
Учитель начальных классов
Исаханова Д.М.
Избербаш 2018г. Тема: Буквы Щ, щ. Звук [щ].
Цель: познакомиться со звуком [щ,] и буквами Щ, щ.
Задачи: Формировать
1.представления:
согласный звук [щ,] – глухой, мягкий, непарный по твёрдости;
[щ,] – шипящий согласный звук;
буква Щ выполняет одну работу: обозначает мягкий звук [щ,];
2.умения:
различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки;
читать модели слов с акцентированным выделением изучаемого
звука [щ,];
определять в слове ударный слог.
Закреплять
1.умения:
читать, запоминать и воспроизводить по памяти народные
изречения, в
которых используется изучаемый звук;
воспроизводить заданный учителем образец интонационного
произношения
вопросительного предложения и предложения со знаком тире;
2.личностные и коммуникативные УУД:
излагать своё мнение и аргументировать его;
работать с соседом по парте: договариваться о распределении
работы;
3.познавательные УУД:
анализировать объекты с целью выделения в них существенных
признаков
(сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой
буквой);
4.регулятивные УУД:
контролировать качество чтения (правильность; отсутствие замен,
перестановок слов) при одновременном чтении и слушании текста;
определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Вступительное слово учителя.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели.
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
Делай всё, не отставая.
Слушай, … не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы всё было … понятно.
Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
II. Определение целей урока.
1. Чтение учителем скороговорки.
Тощий Тимка всех
тощее –
тоньше.
Тоще тощего Кащея!
Он соломинки не толще,
Волосинки Тимка
Он не ест у нас ни щей,
Ни борщей, ни овощей –
Вот и тощий,
Как Кащей! 2. Ответы на вопросы.
Какой звук чаще всего слышится в этой скороговорке?([щ,])
Определите цели нашего урока. (Познакомиться с новой буквой. Выяснить,
какие звуки она может обозначать.)
Чем мы будем заниматься на уроке? (Читать звукобуквенные модели слов.
Анализировать эти модели. Читать правильно слова, тексты. Объяснять значения
слов.)
III. Чтение звуковых моделей, выделение нового звука.
1. Работа со звуковой моделью.
Рассмотрите внимательно оформление верхней части страницы (в левом углу).
Посмотрите звуковые модели.
Можем ли мы применить уже усвоенные знания к новой букве и новому звуку?
(Можем. В модели нет точки. Значит, буква, с которой мы сегодня будем
работать, обозначает, как и буква Ч, звук без голоса. Этот звук глухой. Модель с
запятой – значит, этот звук мягкий. Звуковая модель одна, потому что у нового
звука нет твёрдой пары.)
2. Работа со звуковыми моделями слов.
Рассмотрите рисунок рыбы. По звуковой модели прочитайте её название.
Прочитайте, выделяя (протяжно) каждый звук в слове. Особенно выделите последний
звук. ([л,л,л,эээщ,щ,щ,])
Рассмотрите рисунок лёгкой одежды от дождя. По звуковой модели прочитаем
её название. Дети, читая последний звук в слове, произнесите его длительно, протяжно.
([пллааащ,щ,щ,])
Что напоминает произнесение нового звука? (Шипение)
Вы правы. Звук [щ,] относится к шипящим звукам, т.к. воздушная струя
производит сильный шум.
Буква, которая обозначает звук [щ,] называется «ща».
2. Конструирование новой буквы.
Перед вами полоска бумаги. Определите количество элементов, из которых
можно сконструировать букву Щ. Разорвите полоску на нужное количество частей и
постройте букву Щ.(Один ученик у доски, ЭФУ)
3. Определение места буквы Щ в алфавите и её работа
Найдите букву Щ в алфавите, отметьте её.
Перед какой знакомой буквой стоит буква Щ? (Ш)
В чём состоит сходство звуков, которые обозначают эти буквы? (Они не имеют
(ЭФУ).
парных звуков, они шипящие.)
В чём состоит отличие звуков, которые обозначают эти буквы? (Звук [ш] –
твёрдый и не имеет пары по мягкости, а звук [щ,] – мягкий и не имеет пары по
твёрдости.)
Какие ещё буквы обозначают шипящие звуки? (Ж, Ч)
Что интересного в расположении в алфавите букв, обозначающих шипящие
звуки? (Ч, Ш, Щ стоят рядом, в конце алфавита, а Ж – ближе к началу
алфавита.) Физкультминутка
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот»
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
4. Чтение звукобуквенных моделей слов ЩУКА и ПРОЩАЙ.
Рассмотрите картинки и звукобуквенные схемы под ними. Разберите каждое
слово по звукобуквенной схеме:
Произнеси слово по звуковой части схемы, выделяя голосом каждый звук.
Какой звук вы произносите после звука [щ,](ПРОЩАЙ – гласный [а],
ЩУКА – гласный [у])
Сравни звуковую и буквенную части схемы: сколько звуков в этом слове?
Сколько букв? Какой буквой обозначен каждый звук этого слова?
Прочитай слово по его буквенной записи.
IV. Чтение слогов с новым звуком под моделями.
Сравните звуковые схемы слогов. В чём их сходство? А чем различаются?
Можете объяснить, почему нет третьей звуковой схемы, которая обозначает
пару: твёрдый согласный + гласный звук? (Буква Щ обозначает только мягкий
согласный звук.)
Прочитайте слоги под первой звуковой схемой.
Теперь прочитайте слоги под второй звуковой схемой. Ребята, посмотрите,
сколько букв гласных звуков могут писаться после буквы Щ.(6)
Что нам выделили особым шрифтом среди этих слогов? (ЩА и ЩУ)
Так как звук [щ,] мягкий, его произнесение не может измениться от написания
после него гласных букв А и У. При записи слов с сочетаниями ЩА и ЩУ надо быть
очень внимательными.
Прочтите хором слоги с буквами Ё и О. Тричетыре. (ЩЁ – ЩО)
Услышали ли вы какоето отличие при чтении этих слогов? Как они звучат?
(Одинаково)
Да, всё очень хорошо услышали. Сейчас вы заметили несколько трудностей
письма с буквой щ, обозначающей согласный глухой мягкий шипящий звук. Мы будем
повторять эти трудности на уроках письма. Сейчас почитаем слова с этой буквой,
используя два важных вида чтения. Вы заметите, что писать слова с этой буквой нужно
будет очень внимательно.
V. Чтение столбиков слогов и слов с новой буквой (орфографически и
орфоэпически). Прочитайте слоги и слова. Там, где необходимо подберите подходящее по
смыслу значащее слово.
Найдите строчки, где упоминаются животные, выделите эти строчки жёлтым
цветом .
Физкультминутка (для глаз)
Ах, как долго мы читали,
Глазки у ребят устали. Поморгать глазами
Посмотрите все в окно, Посмотреть в окно и в другую сторону
Ах, как солнце высоко. Посмотреть вверх
Мы глаза сейчас закроем, Закрыть глазки ладонями
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, Посмотреть глазами по дуге
Вправо, влево повернем, Ворочать глазами вправовлево
А потом скатимся вниз, Посмотреть вниз
Жмурься сильно, но держись. Зажмурить глаза, открыть и поморгать
VI. Работа с текстом «Дружище».
1. Чтение текста учителем.
2.Задание до чтения текста учащимися.
Найдите возможное окончание предложения «Все звери в округе его …
боялись»
Найдите и подчеркните такое предложение в тексте.
Кого называют Дружище? Где он жил? Каким он был? Когда и почему его стали
называть Дружище?
3. Упражнение «Финиш» (для читающих детей).
Прочитайте текст до слов «по праздникам». Кто будет готов, поднимет руку.
(Учитель выборочно проверяет, дети показывают в тексте заданное слово.)
Как вы понимаете слова В ОКРУГЕ, НЕМОЩЬ ОДОЛЕЛА, ОТОЩАЛ,
БОРЩИ ПОСТНЫЕ. Найдите в первой части текста слово с буквосочетанием ЩУ.
(ПО ПРОЗВИЩУ)А во второй части – с ЩА.(ОТОЩАЛ, ИЗ ЩАВЕЛЯ, ЛЕЩА,
НАВЕЩАЕТ)
4. Упражнение «Буксир».
Теперь читать текст буду я, а вы внимательно за мной следите.
(Не утащить волку даже бельчонка (зайчонка))
(Щи из капусты (щавеля) варил, борщи постные.)
(Иногда леща, щуку ловил для ухи (на уху))
(Помогает свои друзьям, навещает их в праздники (по праздникам)) 5. Вопросы после чтения и проведения упражнений.
Кто пугал всю округу, пугал всех зверей в страхе?
Что потом с ним случилось? Почему отощал серый?
Что он стал делать, чем заниматься?
Какие новые друзья появились у волка?
Что он сделал? Как стал жить?
Какое имя за ним закрепилось? Почему?
Как вы думаете, почему история названа не Волчище, а Дружище?
VI. Итог урока
Назовите их сходство и отличие слов Волчище – Дружище.
Какое значение имеет эта часть? (Усиливает значение.)
VII. Рефлексия
Чем полезен был сегодняшний урок?
Оцените свою работу на уроке по шкале.
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
Открытый урок по русскому языку в 1 классе «Буквы Щ, щ. Звук [щ]»
Открытый урок по русскому языку в 1 классе «Буквы Щ, щ. Звук [щ]»
Открытый урок по русскому языку в 1 классе «Буквы Щ, щ. Звук [щ]»
Открытый урок по русскому языку в 1 классе «Буквы Щ, щ. Звук [щ]»
Открытый урок по русскому языку в 1 классе «Буквы Щ, щ. Звук [щ]»
Открытый урок по русскому языку в 1 классе «Буквы Щ, щ. Звук [щ]»
Открытый урок по русскому языку в 1 классе «Буквы Щ, щ. Звук [щ]»
Открытый урок по русскому языку в 1 классе «Буквы Щ, щ. Звук [щ]»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.