Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Однокоренные слова"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
02.11.2017
Урок актуализации знаний и умений (урок повторения). Исходя из психологических особенностей детей, в построении урока требуется частая смена видов деятельности и наличие динамических пауз. На уроке были представлены следующие виды деятельности: работа в тетради на печатной основе, минутка чистописания в рабочей тетради, фронтальный опрос со взаимопроверкой, работа по учебнику, работа по презентации, самостоятельная работа, при написании однокоренных слов. В процессе работы была проведена одна динамическая пауза.
При планировании письменной работы учащихся были учтены особенности сильных и слабых детей: было дано дополнительное задание придумать написать самостоятельно однокоренные слова. Для стимулирования работы учащихся были подготовлены карточки оранжевого и зеленого цветов отвечавшим.На протяжении всего урока использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный, построен на взаимном уважении. На данном уроке использованы следующие методы:
• Объяснительно - иллюстративный (разбор слова по составу в учебнике и с опорой на слайды).
• Частично - поисковый (перенос общих признаков известного на новое, выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на изученное правило.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная. Для получения обратной связи использовалось словесное общение с учащимися, визуальный контакт, рефлексия. Благодаря использованию системно – деятельностного подхода, учащиеся показали хорошую степень активности и работоспособности практически на всех этапах урока. Интерес к содержанию урока был ярко выражен. Учащиеся на уроке были активны, внимательны. Каждому ребёнку на уроке было комфортно, подтверждением была проведённая рефлексия.
конспект урока.docx
: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова),
Проблема:
1. Какие слова называются родственными?
2. Что такое корень слова?
3. Какие слова называются однокоренными?
Новые знания:
1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
2. Корень – общая часть родственных слов.
3. Родственные слова иначе называются однокоренными.
Цель
подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1.
слова, подбирать однокоренные слова, развивать умение анализировать,
сравнивать, группировать, делать выводы, обогащать словарный запас
учеников, совершенствовать навыки каллиграфии.
2. Формировать универсальные учебные действия: работать с
информацией, развивать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение,
формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и
самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
3.
Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень
Тема: «Однокоренные слова»
Обогащать словарный запас, совершенствовать навыки каллиграфии.
Оборудование: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, толковый словарь,
компьютер, презентация, пословица, карточки со словами и заданиями,
оценочные листы.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
1.Организация класса. Эмоциональный настрой
Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева,
окажем Вам внимание.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с
удовольствием отдохнут.
Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте
хорошего настроения. Садитесь. Откройте тетради, запишите дату. Классная
работа.
б) Минутка чистописания. Пальчиковая гимнастика «Замок»
письмо буквы Уу и элементов букв .
на доске карточки со словами. Собери предложение.
Ум да разум надоумят сразу.
Прочитай, что получилось. Что это? (пословица) Как вы понимаете смысл
этой пословицы?
( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с
любым заданием.)
Запиши эту пословицу, соблюдая правила каллиграфии.
Пусть эта пословица сегодня послужит девизом нашего урока.
2. Постановка учебных задач.
Окунёмся в тайны русского языка.
Давайте поработаем с пословицей, которую мы выбрали девизом нашего
урока.
а) Прочитайте ещё раз и скажите:
Какие слова имеют одинаковую часть? Какая общая или одинаковая часть в
этих словах? Как называется общая часть этих слов? Как называются слова у
которых одинаковый корень?
Может быть вы назовете тему нашего урока? (однокоренные слова)
Какую цель мы перед собой поставим?
(Узнать, что такое корень ? Какие слова называются однокоренными или
родственными?)
3. Планирование действий по решению учебных задач.
а) Чтобы дать ответы на эти вопросы, нам нужно выяснить, откуда же
происходят такие слова?
Кого мы считаем родственниками?
Итак, мы называем родственниками тех людей, которые произошли от одного
и того же рода, из одной семьи, из поколения в поколение. Эти люди часто
бывают похожи как внешне, так и внутренне.
Но оказывается, родственники бывают не только у людей, но и у слов.
Както много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
А был садик – словом.
Это слово,
Слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада
Вот ещё посадка рядом,
И садовый вот цветок, Садовник посадил в горшок.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Вот такой загадочный наш великий русский язык!
б) Давай выясним, какое же значение имеет слово «Корень»?
узнаем подробнее лексическое значение этого слова?
Где мы можем найти эту информацию? (в толковом словаре)
(посмотреть в учебнике, стр.152153) и (словарь )
Корень:
подземная часть растения;
часть волоса, зуба, ногтя;
часть слова
1)
2)
3)
Словарь!
Так же как и у кустов, корень слова есть у слов
О каком значении слова «корень» мы будем говорить на уроке
1) Работа в паре. Кластер.
В)Выберите правильные утверждения, лишние уберите
Возьмите задание №1, выберите правильные утверждения, соедините их со
словом корень
главная часть предложения
общая часть однокоренных (родственных) слов
КОРЕНЬ значимая часть слова
главный член предложения
обозначается так:
Проверка с эталоном на слайде.
Давайте подведём итог. Что называется корнем слова?
Выделите корень в словах в пословице
Оценивание
А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть?
Что у них должно еще быть? (общее значение)
Как называются слова у которых одинаковый корень и общее значение?
Давайте прочитаем правило на с 61. Чтение правила хором.
Г) Игра Однокоренные»
Найдите в каждой строке однокоренные слова, обоснуйте свой ответ.
1) Носильщик, нос, носатый;
2) Друг, товарищ, приятель.
3) Циркуль, циркач, цирковая. Физкультминутка.
А) Прослушайте стихотворение. Как только услышите однокоренные слова с
корнем снегснеж, подпрыгните и хлопните в ладоши.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
А в завьюженных лесах –
Снежные палаты.
На сверкающих кустах –
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом Снегограде,
Впишут синюю строку
В снежные тетради.
Б) Учебнопознавательная игра «Найди родственника». (Валеопауза по
системе здоровьесберегающего обучения Ф. Базарного. Снятие напряжения с
опорнодвигательного аппарата)
В классе развешаны карточки со словами:
гора
сокол
сок
горы
горевать
соколиный
горный
Сейчас мы проведём игру «Найди родственника»
Встаньте, пожалуйста. Не меняя положения ног, только поворачивая
туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами.
Обоснуйте свой ответ. Вывод: Слова, похожие по написанию, но разные по смыслу, не являются
однокоренными.
4. Закрепление нового материала.
Работа по группам. Вставьте однокоренные слова в текст.
1) У меня встали ___________. Ещё __________ назад ходили. А сейчас
_______________ стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил
мастер _____________.
Слова для справок: часы, часть, час, часовая, минутная, часовой, часовщик.
2) ____________ наловили много ___________. Крупную рыбу сдали на
______________ завод. Мелкую ______________ привезли домой. Бабушка
испекла пирог _______________.
Слова для справок: Рыбник, рыбёшка, барыня, рыба, рыбный, брызги, рыбаки.
3) В тайге растёт ___________. ____________ любимое место многих
животных и птиц. Осенью в нём созревают _______________ орешки.
Слова для справок: кедровник, кеды, кедр, кедровые, сосновые.
4) Осенью мы часто ходим в лес за ______________. Нас называют
_______________. Мы нашли целый пень с маленькими
_________________. Это были опята. Ох и вкусный был ____________ суп.
Слова для справок: грибной, грипп, грибами, грибочками, грибниками.
Проверка устно. Взаимопроверка. Самооценивание.
5. Самостоятельная работа. Письмо по памяти.
Лиска, лисонька, лиса!
Ты в каких живёшь лесах?
Лисий хвост замёл следы.
Где лисичка? Видел ты? Взаимопроверка. Оценивание.
6. Подведение итогов.
С какими словами мы сегодня работали? Какую цель ставили? Достигли мы
поставленной цели? Кто может ответить, какие слова называются
однокоренными?
7. Домашнее задание на выбор: упр в р.т., придумать задание для
одноклассников.
8. Самооценивание. Выствление оценок в листах самооценки.
Критерии:
9. Рефлексия.
Пантомима: руки вверх – доволен, голова вниз – недоволен, закрыть лицо
руками – мне ничего не понятно, урок прошёл для меня зря.
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Однокоренные слова"
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Однокоренные слова"
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Однокоренные слова"
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Однокоренные слова"
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Однокоренные слова"
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Однокоренные слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.