Конспект открытого урока по русскому языку
Тема: «Три типа склонения имен существительных. Закрепление". Цель: создать условия для закрепления умений определять тип склонения имён существительных. В урок включены много игровых и занимательных моментов. Ребята работают со словарём. Проводится индивидуальная работа по карточкам с дифференцированным заданием, творческая работа.
Открытый урок русского языка.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Волошинская средняя общеобразовательная школа
Конспект открытого урока по русскому языку
Тема: «Три типа склонения имен
существительных. Закрепление.»
4 класс
Провела учитель начальных классов
Кожемякина Татьяна Александровна
с. Волошино 2015г
Цель: создать условия для закрепления умений определять тип склонения
имён существительных.
Задачи:
1.Совершенствовать умения учащихся определять тип склонения;
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое
мышление, каллиграфические навыки;
3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма,
интерес к предмету.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ
объектов с целью выделения их признаков; синтез; подведение под понятие,
выведение следствий.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его
результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения
материала.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её
мотивом.
Оборудование: компьютер, телевизор, раздаточный материал: карточки с
заданиями для работы в парах, для индивидуальной работы, картинка
«Ноябрь», картинки с изображением лучей солнца, капелек дождя, снежинок,
тучи и солнца.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Нука, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
2. Постановка цели и задач урока.
Запишите число, классная работа.
Какое сейчас время года? А какой месяц? А какое следующее время года за
осенью?
Посмотрите на эти слова. Ничего не заметили? Кто догадался , какая тема
урока сегодня? Прочитайте тему урока. Запишите.
Сформулируйте задачи урока по опорным словам. Повторим (правило о
типах склонения имён существительных); будем упражняться (определять
склонение имён существительных, находить имена существительные в
предложении). Вспомним (всё об имени существительном).
Сегодня мы с вами закрепим знания о морфологических признаках имен
существительных, подробно остановимся на склонении имён существительных.
Карта самооценки.
3.Минутка чистописания.
О о о оро оло ноябрь мороз холод
Начинаем мы писать
Вы пишите, не спешите,
Буквы лучше выводите.
А какое слово лишнее?
Как проверить безударный гласный?
Связаны ли по смыслу эти слова?
Ноябрь холодный и хмурый месяц. Поздно рассветает, рано смеркается.
Стынет речка. Скоро расстелется снеговая перина. Вот такая погода в ноябре.
4. Словарная работа.
Мы запишем слова на тему «погода».
Погода, ветер, облако, север, запад, восток, горизонт, иней, месяц.
Отгадайте загадку.
Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,
А в каждом гнезде по четыре синицы.
Где все это хранится?
к.л.ндарь
Что такое «календарь»?
Сам термин восходит к латинскому calendae, календы, – это название первого
дня каждого месяца в Древнем Риме. Затем возникло слово calendarium – так
назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты,
вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в
Средние Века, появилось современное значение.
Как пишется это слово? Посмотрите в словаре.
Произнесите орфографически, орфоэпически. Дети, совпадает произношение
с написанием?
Запишите, поставьте ударение. Какой звук ударный? Подчеркните
безударные. Рядом запишите, разбив на слоги. Сколько слогов? Звуков?
Букв?
Подберите однокореные слова.
Игра «Аукцион». Какой бывает календарь? Настенный, настольный,
перекидной, плакатный. Составьте предложение со словом «календарь» и разберите по членам и
частям речи.
5. Актуализация знаний.
Раньше, когда новый год начинался не 1 января, а 1 марта, ноябрь был 9
месяцем по счёту, а теперь 11. Его называют в народе СТУДЕНЬ, ЛИСТОГНОЙ,
ГРУДЕНЬ, ПОЛУЗИМНИК, ПЕРВОЛЕДЬЕ, СУМЕРКИ ГОДА.
Почему так? Какие части речи? Как определили?
А давайте вспомним, что ещё знаем о существительных? Работа в парах.
1.Что такое имя существительное?
Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления
природы (снег, ветер, радуга), процесс действия (бег, прыжок), события
(праздник).
2.Каким членом предложения бывает имя существительное?
В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным
членом предложения (дополнением, обстоятельством).
3. Какие постоянные признаки есть у имени существительного?
Постоянные признаки имени существительного это одушевленность или
неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные
отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на
вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего
рода и относятся к одному из трех типов склонений.
4. Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?
У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж.
Число может быть единственным и множественным. Падежей в русском
языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный,
творительный, предложный.
5. Что такое склонение?
6. Как определить склонение существительных?
7. Как определить склонение существительного, если оно стоит в
косвенном падеже?
8. Какие существительные относятся к 1 склонению?
9. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
10. Какие существительные относятся к 3 склонению?
Вслух проверка.
Физминутка.
Задаю слова, определить род. Если мужской род, то присядут мальчики, если
женский род, то девочки, если средний род, то хлопок.
Дочь, луч, окно, капля, тюль, костёр, поле, газета, кофе, берёза, ремонт,
яблоко, неряха, тетрадь, шампунь, стол, посуда, забияка, серебро. 6.Закрепление изученного.
А) Самостоятельная работа в тетрадях.
Итак, мы только повторили типы склонения существительных. А сейчас вам
задание. Распределить слова по типам склонения в 3 столбика.
Грядка осень картофель рожь слива морковь вишня ель
соль урожай пшеница огурец помидор свёкла арбуз
Взаимопроверка по слайдам.
Найдите слова с парными согласными. Как проверить?
Из 3 столбика выберите слово, в котором звуков столько же, сколько и букв.
Слово с безударным гласным, проверяемым ударением. Как проверить?
Осенью люди делают запасы на зиму. Делают их и животные, но не все.
Поэтому люди должны позаботиться о птицах, сделать кормушки. Тем более,
что по приметам, если до ноября деревья не потеряли всю листву – зима
будет долгой и снежной. Небольшой урожай грибов, значит, зима будет
снежной и суровой.
Б) Индивидуальная работа по карточкам с дифференцированным
заданием.
Сейчас вам предстоит выполнить индивидуальное задание на карточках.
Предлагаю вам три задания на выбор.
1 уровень
Определи склонение каждого существительного. Над
существительными сверху указать склонение.
Стужа, солнце, тишь, изморозь, камыш, река.
2 уровень
Определи склонение существительных.
столбиков лишние слова. Будь внимателен.
Исключи из
1 скл.
картина
аллея
деревня
автомобиль
2 скл.
товарищ
город
малина
лагерь
3 скл.
радость
медаль
смелость
конь
3 уровень.
Найдите в предложении существительные, определите их склонение и падеж.
2 скл 2 скл 1 скл
Мороз сковал льдом лужи. Давайте проверим работу по слайду.
В) Работа по учебнику.
Упр. 79 стр. 111 Самостоятельно. Один ученик на дополнительной доске.
5.Творческая работа.
Ребята, а вы знаете, какой сегодня праздник? День рождения Деда Мороза.
По картинке составить предложение с существительным первого склонения (1
вариант), существительное 2 склонения (2 вариант).
6.Информация о домашнем задании. С.114 упр.84
7. Итог занятия.
О какой важной теме говорили на уроке? Для чего нужно знать типы
склонений существительных?
8. Рефлексия
На дворе осень, погод восемь. Может солнышко показаться, может дождик
пойти, а может и снежок посыпать. Если вам было комфортно на уроке,
интересно, познавательно, повесьте лучик к солнышку на доску. Если были
сомнения, то капельку. Если было тревожно и непонятно, повесьте снежинку.
Посмотрим, какая же погода была на нашем уроке.
В ноябре много праздников. Я надеюсь, вы не забыли, что в конце месяца,
отмечают День Матери, и уже сейчас можно приступать к подготовке подарка
маме, бабушке, тёте.
Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.