Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Имя числительное»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика +1
4 кл
05.05.2019
Задачи урока:
1. Научить ставить разные вопросы к количественным и порядковым числительным.
2. Способствовать формированию умений анализировать, использовать порядковые и количественные числительные в речи, делать обобщение.
3. Развивать память, логическое мышление, орфографическую зоркость, коммуникативные навыки.
4. Содействовать воспитанию самостоятельности, уважению друг к другу, тактичности; воспитывать любовь и уважение к родному языку и его истории.
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме Имя числительное.docx
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме
«Имя числительное»
Цель урока: Познакомить учся с именем числительным, как частью речи.
Задачи урока:
1. Научить ставить разные вопросы к количественным и порядковым числительным.
2. Способствовать формированию умений анализировать, использовать порядковые и
количественные числительные в речи, делать обобщение.
3. Развивать память, логическое мышление, орфографическую зоркость,
коммуникативные навыки.
4. Содействовать воспитанию самостоятельности, уважению друг к другу, тактичности;
воспитывать любовь и уважение к родному языку и его истории.
1. Орг.момент
Повернитесь друг к другу и мысленно пожелайте удачи!
У нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями.
2. Актуализация знаний
Разминка.
Начнем наш урок с небольшой разминки. Вам необходимо ответить на мои вопросы.
1. Раздел науки о языке изучающей звуки речи? (фонетика)
2. Какая буква в алфавите идет первая мягкий знак или твердый знак? (твёрдый знак)
3. Как называется часть слова без окончания? (основа)
4. Как называются слова одной и той же части речи, имеющие противоположное
значение? (антонимы)
5.Назовите вопросы Дательного падежа? ( Кому? Чему?)
6. Как называется член предложения, отвечающий на вопросы Где? Куда? Когда?
Откуда? Почему? Зачем? Как? ( обстоятельство)
7.Как подчеркивается обстоятельство?
8. Как называется предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительное)
9. Как называется предложение в котором нет второстепенных членов предложения?
(Нераспространённое)
10. К какому склонению относятся существительные мужского и женского рода с
окончаниями – а я? (к 1 склонению)
11.Какая часть речи отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Чей? Чья? Чье? Чьи?
(Имя прилагательное)
Какие еще части речи вы знаете?
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.
А с какой чуть позже.
3. Каллиграфическая минутка. Запись :
1 строка: соединение букв им не
строка: пословица Не имей … рублей, а имей …друзей. (Какое слово вы вставили?)
4. Работа над новой темой.
У вас на столе лежит конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача –разложить
эти карточки в конверты в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово.
Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная
задача –не скорость, а качество выполнения.
Прочитайте надписи на конвертах. А если вы встретите слова, которые ни к одной из
частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи.
Проверим, что у нас получилось.
Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в
конверт с названием своей группы «Имя существительное» Слайд 5
Читают слова: урок, красавец, сон, прыжок, бег
Докажите, что эти слова являются существительными.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, ктото хочет дополнить?
Когото из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени
существительному, как части речи. Кто ответит?
Ответы детей: Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и
отвечающая на вопрос «кто? что?»
Группа № 2 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в
конверт с названием вашей группы «Имя прилагательное» Слайд 6
Читают слова: красивый, высокий, сонный, грустный, хороший
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, ктото хочет дополнить?
Когото из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени
прилагательному, как части речи. Кто ответит?
Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета
и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего
является определением.
Группа № 3– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в
конверт вашей группы «Глагол»
Читают слова: прыгать, сплю, бегать, выучи, бегаем
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, ктото хочет дополнить?
Кто из вас даст характеристику глаголу?
Ответы детей: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и
отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что
делаю?») Группа № 4 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в
конверт с названием своей группы «»Местоимения» Слайд 8
Читают слова: нас, они, я, мы, свой,.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, ктото хочет дополнить?
Дайте, пожалуйста, характеристику местоимению.
Ответы детей: Местоимение – это часть речи, указывающая на предмет, но не
называющая его.
Группа № 5 Какие вы положили слова в пустой конверт? Прочитайте их.
( сорок, пятьдесят, одиннадцать, два)
5. Постановка проблемы.
Давайте подумаем, что обозначают эти слова? ( количество)
На какие вопросы они отвечают.
Как мы можем назвать такую часть речи?
Ответы детей: числовик, численник, числительное.
Очень хорошие названия, точные. В русском языке эта часть речи называется имя
числительное.
Уч. Запишите слова по группам: имена существительные, имена прилагательные,
глаголы; местоимения, наречия.
Считать, ты, девять, карандаши, деревянный, вдалеке, он, быстрый, второй,
пенал, завтра, умножать, шесть, умный, парта, вычитать, досуха, вы.
– Сверьте свою запись ,с записью на доске. (Слайд 4)
– Какие вы слова не выписали? На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?
– Назовите с какой новой частью речи сегодня будем знакомиться? (Слайд 5)
6. Закрепление правописания им.числительных.
Цифровой диктант
1сущ., 2 колич. числительное, 3 порядковое числительное
Шесть, двадцать пятый, пятёрка, пять, двойка, двести два, двухсотый (один
человек пишет цифры с обратной стороны доски)2312123.
Запишите полученное число словами, дайте ему характеристику.(два миллиона
триста двенадцать тысяч сто двадцать триколичественное, сложное)
7. Работа по учебнику.
Откройте страницу 55 найдите формулировку орфографического правила.
Беседа:
Что такое числительное?
Какие бывают числительные?
Какие числительные называют количественными? Какие числительные называют порядковыми?
Выполним упражнение №1.
Прочитайте задание. Запишите числительные в два столбика. Начнем работу вместе,
далее самостоятельно.
Упражнение №2 выполним устно.
Прочитайте задание.
Назовите числительные.
На какой вопрос они отвечают?
Какие это числительные?
Продолжи предложения.
Назовите числительные.
На какой вопрос они отвечают?
Какие это числительные?
8. Домашнее задание
найти пословицы с именами числительными.
9. Итог урока.
Подведем итог урока.
С какой частью речи мы познакомились?
Какие бывают числительные?
Вспомните какие вы знаете сказки, пословицы, загадки, где встречаются числительные.
Спасибо за работу на уроке.
10. Рефлексия.
Кто получил удовольствие от урока? Кто затруднялся в выполнении заданий?
Какое задание больше всего понравилось? САМОАНАЛИЗ УРОКА
Русского языка Тимофеевой С.Н по теме
«Имя числительное.
Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности»
Тип данного урока: урок ознакомления с новым материалом
Основная цель урока: открыть новое знание: имя числительное –часть речи, которая
называет количество предметов или порядок при счете была достигнута.
Ведущей технологией данного урока были выбраны технология проблемных ситуаций
и работа в группах. На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии и
ИКТ. Благодаря выбранным технологиям урок получился результативным,
динамичным, интересным. Сами ребята были активны в течение всего урока.
Одна из задач урока – повторение уже изученных частей речи. Ребята показали высокий
уровень теоретических знаний, верно формулируя основные признаки частей речи. При
сортировке слов не было допущено ни одной ошибки, хотя слова подбирались с
подвохом (бег, прыжок, хорошо, красив) Думаю, что это связано с тем, что ребята
работали в группе. Работа в группе на данном этапе была эффективной. Дети показали
высокий уровень самостоятельности и коммуникативной культуры.
Благодаря правильному отбору материала удалось сформулировать проблему.
Ученики без труда дали характеристику новой части речи, показав умение увидеть
главное и правильно формулировать. Ребята предлагали интересные названия для
новой части речи «числовик», «численник».
Мы сравнили свой ответ с формулировкой из учебника, которая была вынесена на
слайд.
С помощью учителя была сформулирована вторая проблема: нельзя ли сгруппировать
както эти числительные? В ходе проверки выяснилось, что одна группа справилась
самостоятельно, сумев найти три (!) основания для группировки. Три группы
самостоятельно сумели найти только одно основание для классификации. Пятая
группа справилась с незначительной помощью учителя На этапе первичного закрепления знаний обучающиеся были активны, безошибочно
определяли тип числительного.
Самостоятельная работа на уроке была эффективной за счет дифференциации. Были
продуманы задания и для ребят с ограниченными возможностями. Обучающиеся
получили такое задание, с которым сумели справиться. Задание было представлено на
карточке на планшете в виде дидактической игры, что активизировало интерес к
выполнению. Для сохранения здоровья детей важно и то, что задание по карточке № 1
обучающиеся выполняли в произвольной позе на паласе в конце класса. Это позволило
снять мышечное напряжение. Затруднение при выполнении задания № 1 было только у
одного ученика, он неоднократно во время выполнения простого репродуктивного
задания обращался за помощью к учителю. Но в результате сумел справиться с
заданием и остался доволен результатом своей работы.
При проверке работы по карточке № 2 выяснилось, что ребятам не хватило знаний для
безошибочного выполнения заданий. Многих пословиц и поговорок они не знали, но
сумели заменить пропущенные слова подходящими по смыслу числительными. Ошибок
по теме урока допущено не было. Дети получили удовлетворение от своей работы и
получили возможность обогатить свою речь образными выражениями.
В ходе проверки работы по карточке № 4 в работах двух учеников были обнаружены
ошибки, которые они обнаружили уже при обсуждении и сами исправили. Что говорит
о том, что идет процесс формирования регулятивных учебных умений.
С карточкой № 4 ребята справились без ошибок, показав высокий уровень усвоения
знаний.
В карточке № 5 ребята должны были обратиться к работе с учебником. Задание было
творческим, направленным на развитие речевой культуры учащихся и закрепление
нового знания. Ошибок в дифференциации количественных и порядковых
числительных не было.
Ребята подвели итог урока, еще раз рассказали о новой части речи и её разновидностях.
Большинство учащихся во время всего урока были активны. Каждый ученик имел
возможность высказаться, показать свои знания, выдвигать гипотезы и доказывать их.
Анализ рефлексии (цветочков с наречиями) показал, что большинство учащихся были
удовлетворены своей работой. Об этом говорят такие наречия, как интересно,
радостно, увлекательно, весело, уютно, необычно, занимательно. Некоторые учащиеся
выбрали наречия, которые отразили их физическое состояние – холодно, жарко,
голодно… и некоторые выбрали наречия, которые выразили тревогу: волнительно,
интересно и тревожно. Тревога, возможно, была связана с присутствующими на уроке
гостями (зрителей было больше, чем учащихся в классе) Но таких ответов было
немного. Большинство учащихся были удовлетворены своей работой.
Не все учащиеся сумели подобрать 5 наречий, некоторые написали наречия только на 3
или 4 лепестках. Хочется учесть это на будущее и при выполнении аналогичного
задания пронумеровать лепестки, чтобы увидеть какие наречия были записаны
первыми. Потому что не исключено, что написав 12 наречия самостоятельно,
остальные ученик дописал только потому, что учитель просил написать на каждом
лепестке. В таком случае при анализе рефлексии данные будут искажены. Ошибок в определении части речи не было, т е все слова, записанные на лепестках
действительно были наречия. Это говорит о высокой результативности предыдущего
урока, на котором изучалась данная часть речи.
При выполнении самостоятельной работы, обучающиеся, которые уже справились со
своим заданием, пытались помочь своим одноклассникам при выполнении их задания и
с большим интересом заглядывали в чужие карточки. На уроке царила атмосфера
сотрудничества.
Исходя из выше сказанного, я считаю, что урок достиг своей цели, открыть новое
знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или
порядок при счете.
Задачи урока были выполнены. Работа в группе была эффективной. Ребята показали
высокий уровень коммуникативной культуры и сформированность монологической
речи.
Были созданы условия для открытия нового знания учащимися. Помощь учителя на
этапе открытия нового знания была направляющей. Новое знание ребята
сформулировали самостоятельно.
Обучающиеся научились выделять в группе слов порядковые и количественные
числительные, а так же получили возможность научиться узнавать простые, составные
и сложные числительные.
При выполнении самостоятельной работы трое учащихся допустили ошибки на
применение нового знания, что является показателем высокой результативности. 22
ученика (88 %) (выполнили самостоятельную работу без ошибок на изучаемую тему.
Урок соответствует программным требованиям, цель достигнута. Выполненную работу
считаю удовлетворительной.
Литература:
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования». Москва , Просвещение, 2012
«Примерные программы основного общего образования» Москва, Просвещение, 2012
«Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» в трех частях под
ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. Москва, Просвещение, 2012
«Русский язык» учебник С.В. Иванов, ВентанаГраф, 2010
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Имя числительное»
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Имя числительное»
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Имя числительное»
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Имя числительное»
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Имя числительное»
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Имя числительное»
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Имя числительное»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.