План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:
Открытый урок По русскому языку в 6 классе. Тема: Причастие как часть речи.урок был проведен 20 марта 2018 год.
Цели: создание оптимальных условий для восприятия темы , включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке; создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать новые, сотрудничать в группе.
Открытый урок
По русскому языку в 6 классе.
Тема: Причастие как часть речи
20 марта 2018 год.
Цели: создание оптимальных условий для восприятия темы , включение
учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления
поисковой деятельности на уроке; создание условий для формирования
умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также
конструировать новые, сотрудничать в группе. Путем исследования прийти к
пониманию новой части речи.
Задачи:
Образовательные:
сформировать представление о причастии как о части речи;
формировать умение планировать действия по решению задачи, сравнивать,
классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике;
формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в
процессе учения.
Развивающие:
обогатить синтаксический строй речи учащихся путем использования
причастий,
закреплять навык монологической речи,
развивать навыки работы в группе.
Воспитывающие:
формировать интерес к предмету,
воспитывать потребность расширять свой кругозор.
Планируемые результаты: учащиеся должны получить представление о
причастии как части речи, организовать сотрудничество при обсуждении
учебного материала на уроке, уметь слушать одноклассников, вносить
коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы.
Тип урока: комбинированный.
УУД:
1. Регулятивные – умение планировать последовательность действий.
2. Познавательные – умение строить логическую цепь рассуждения,
находить доказательства, подтверждающие тезис.
3. Коммуникативные – умение точно, правильно, логично излагать свою
точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе
коммуникации основные нормы устной и письменной речи.
Оборудование: компьютер, записи на CD, репродукция картины А.А. Борисова «Северный
пейзаж» 1896 г., распечатки текста А.С. Серафимовича, текст из Рабочей
тетради авт. «Богданова Г.А.», Н.И. Сладков, М. Горький рассказ «
Старуха Изергиль», текст о поющем клёне.
Ход урока.
1I. Слово учителя. Рассказ лингвистической сказки о Причастии и деепричастии.
II. В словосочетаниях выделите корень. Синее небо, Синеющие горы, Синеет
вдали, Бушующие волны, Желтеющая рожь, Жёлтая рожь, Желтоватая
рожь, Красная клубника, Краснеющая клубника, Красноватая клубника.
III. Слово учителя.
Ребята, приглашаю вас отправиться в путешествие по морфологическому «морю» к
одному чудаку. Я обещаю вам сегодня удивительные открытия. Кто хочет отправиться в
плавание, поднимите руки.
Звучит релаксирующая музыка – плеск волн.
Итак, мы плывем по «морю». С берега пришло сообщение с заданием.
Меню для III команды
вареная курица
манная каша
выжатый сок
Меню для II команды
тушеное мясо
сушеные фрукты
клюквенный морс
IV. Игра.
Ребята, предлагаю вам изучить меню кока. Вы можете выбрать только те продукты, в
названиях которых есть причастия. На ужин вы можете заказать дополнительные блюда, в
которых есть причастия.
Меню для I команды
печеный картофель
сладкий чай
колотые орехи
У нас проблема. Мы не знаем, какой частью речи являются некоторые слова, понятно
только, что они както причастны к прилагательным и глаголам, но это не прилагательные
и не глаголы, т.к. имеют различие в значении и морфологическом составе.
Какую цель мы себе поставим?(Исследовать подобные слова, узнать , какая это
часть речи, научиться находить её в тексте.)
Обрати внимание, постоянный ли признак предмета обозначают наши слова? Всегда ли эти
клёны и сад были жёлтыми?
Нет, клёны пожелтели в какоето время , сад сейчас желтеет
Значит, если прилагательное обозначает постоянный признак, то эти слова –
признак, проявляющийся в какое – то время, и эти слова нам не знакомы. Это
новая часть речи – ПРИЧАСТИЕ!
Что же чудного, необычного в этой ч/р?
Владимир Ив. Даль в своем « Толковом словаре живого великорусского языка»
писал: « Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»
Как вы можете объяснить эти слова?
V.Cлайды: бушующие волны, звёзды волны, море( просклонять по падежам ,
изменить по родам и числам.)
Работа с учебником. Точка зрения учёных лингвистов по поводу причастия.
Работа с текстами. 4 команды получают тексты с заданием.
1 вариант
Поющий клен.
В осенних сереющих сумерках в один и тот же час старый наполовину засохший клен под
окном начинал петь. Между редкими пожелтевшими листьями покачивались десятки
поющих птах. В безветренном прохладном воздухе мелко дрожащие листья раскачивались
им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями , но получался слитный
стройный хор, где каждый голос вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе.
Пушистые серобурые комочки с желтозелеными грудками походили на зеленеющие
листья. Казалось, что клен расцвел. Запоздавшим утром поющие птицы улетали и клен
умолкал, голый и неподвижный.
22 вариант
Клен, который поет.
В осенних сумерках, которые сереют, в один и тот же час старый клен под окном, который
наполовину засох, начинал петь. Между редкими листьями , которые пожелтели,
покачивались десятки птах, которые пели. В безветренном прохладном воздухе листья,
которые мелко дрожали, раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались
переливчатыми трелями, но получался стройный хор, который сливался, где каждый голос
вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серобурые комочки
с желтозеленоватыми грудками походили на листья , которые зеленеют.
Казалось , что клен расцвел. Утром , которое запоздало, птицы, которые поют, улетали и
клен замолкал, голый и неподвижный.
VI. Рефлексия.
Мы совершили путешествие для того, чтобы убедиться, что чудак Причастие
___________________________________________________________________________
Самым интересным на уроке было __________________________________________
Самым трудным оказалось _________________________________________________
На месте учителя я бы _____________________________________________________
Что нового вы открыли в путешествии _______________________________________
VII. Итоги урока.
Наше трудное плавание подошло к концу, мы возвращаемся домой. Если вы еще чегото
не знаете, не огорчайтесь, обязательно этому научитесь, только нужно трудолюбие.
Вернемся к эпиграфу. Почему море для моряков стало домом, а не суша?
VIII. Домашнее задание.
1. Подготовиться к первому заседанию «Клуба знатоков причастия».
2. Творческое задание. Презентация «Загадочная автобиография чудака Причастия».
3