Открытый урок По русскому языку в 6 классе. Тема: Причастие как часть речи

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Открытый урок По русскому языку в 6 классе. Тема: Причастие как часть речи.урок был проведен 20 марта 2018 год. Цели: создание оптимальных условий для восприятия темы , включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке; создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать новые, сотрудничать в группе.
Иконка файла материала работа.docx
Открытый урок По русскому языку в 6 классе. Тема: Причастие как часть речи 20 марта 2018 год. Цели: создание оптимальных условий для восприятия темы , включение  учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке; создание условий для формирования  умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также  конструировать новые, сотрудничать в группе. Путем исследования прийти к  пониманию новой части речи. Задачи: Образовательные: ­ сформировать представление о причастии как о части речи; ­ формировать умение планировать действия по решению задачи, сравнивать,  классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике; ­ формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в  процессе учения. Развивающие:         ­ обогатить синтаксический строй речи учащихся путем использования  причастий, ­ закреплять навык монологической речи, ­ развивать навыки работы в группе. Воспитывающие: ­ формировать интерес к предмету, ­ воспитывать потребность расширять свой кругозор. Планируемые результаты:  учащиеся должны получить представление о  причастии как части речи, организовать сотрудничество при обсуждении  учебного материала на уроке, уметь слушать одноклассников, вносить  коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы. Тип урока: комбинированный. УУД: 1. Регулятивные – умение планировать последовательность действий. 2. Познавательные – умение строить логическую цепь рассуждения,  находить доказательства, подтверждающие тезис. 3. Коммуникативные – умение точно, правильно, логично излагать свою  точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе  коммуникации основные нормы устной и письменной речи. Оборудование: компьютер, записи на CD, репродукция картины А.А. Борисова «Северный пейзаж» 1896 г., распечатки текста А.С. Серафимовича, текст из Рабочей  тетради авт. «Богданова Г.А.», Н.И. Сладков, М. Горький рассказ «  Старуха Изергиль», текст о поющем клёне. Ход урока. 1I. Слово учителя. Рассказ лингвистической сказки о Причастии и деепричастии. II. В словосочетаниях выделите корень. Синее небо, Синеющие горы, Синеет  вдали, Бушующие волны, Желтеющая рожь, Жёлтая рожь, Желтоватая  рожь, Красная клубника, Краснеющая клубника, Красноватая клубника. III. Слово учителя. ­ Ребята, приглашаю вас отправиться в путешествие по морфологическому «морю» к одному чудаку. Я обещаю вам сегодня удивительные открытия. Кто хочет отправиться в плавание, поднимите руки. Звучит релаксирующая музыка – плеск волн. Итак, мы плывем по «морю». С берега пришло сообщение с заданием. Меню для III команды вареная курица манная каша выжатый сок Меню для II команды тушеное мясо сушеные фрукты клюквенный морс IV. Игра. ­ Ребята, предлагаю вам изучить меню кока. Вы можете выбрать только те продукты, в названиях которых есть причастия. На ужин вы можете заказать дополнительные блюда, в которых есть причастия. Меню для I команды печеный картофель сладкий чай колотые орехи ­У нас проблема. Мы не знаем, какой частью речи являются некоторые слова, понятно  только, что они как­то причастны к прилагательным и глаголам, но это не прилагательные  и не глаголы, т.к. имеют различие в значении и морфологическом составе. Какую цель мы себе поставим?(Исследовать подобные слова, узнать , какая это  часть речи, научиться находить её в тексте.) ­Обрати внимание, постоянный ли признак предмета обозначают наши слова? Всегда ли эти клёны и сад были жёлтыми? ­Нет, клёны пожелтели в какое­то время , сад сейчас желтеет Значит, если прилагательное обозначает постоянный признак, то эти слова –  признак, проявляющийся в какое – то время, и эти слова нам не знакомы. Это  новая часть речи – ПРИЧАСТИЕ! ­Что же чудного, необычного в этой ч/р? Владимир Ив. Даль в своем « Толковом словаре живого великорусского языка»  писал:   « Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» ­ Как вы можете объяснить эти слова? V.Cлайды: бушующие волны, звёзды волны, море( просклонять по падежам ,  изменить по родам и числам.) Работа с учебником. Точка зрения учёных­ лингвистов по поводу причастия. Работа с текстами. 4 команды получают тексты с заданием. 1 вариант  Поющий клен. В осенних сереющих сумерках в один и тот же час старый наполовину засохший клен под окном   начинал   петь.   Между   редкими   пожелтевшими   листьями   покачивались   десятки поющих птах. В безветренном прохладном воздухе мелко дрожащие листья раскачивались им в такт. Птичьи голоса разбегались переливчатыми трелями , но получался слитный стройный хор, где каждый голос вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые   серо­бурые   комочки   с   желто­зелеными   грудками   походили   на   зеленеющие листья. Казалось, что клен расцвел. Запоздавшим утром поющие птицы улетали и клен умолкал, голый и неподвижный. 22 вариант                                     Клен, который поет. В осенних сумерках, которые сереют, в один и тот же час старый клен под окном, который наполовину   засох,   начинал   петь.   Между   редкими   листьями   ,   которые   пожелтели, покачивались десятки птах, которые пели. В безветренном прохладном воздухе листья, которые   мелко   дрожали,   раскачивались   им   в   такт.   Птичьи   голоса   разбегались переливчатыми трелями, но получался стройный хор, который сливался, где каждый голос вел свою партию. Клен стоял у кирпичной стены во дворе. Пушистые серо­бурые комочки с желто­зеленоватыми                                грудками походили на листья , которые зеленеют. Казалось , что клен расцвел. Утром , которое запоздало, птицы, которые поют, улетали и клен замолкал, голый и неподвижный. VI. Рефлексия. ­   Мы   совершили   путешествие   для   того,   чтобы   убедиться,   что   чудак   Причастие ___________________________________________________________________________ Самым интересным на уроке было __________________________________________ Самым трудным оказалось _________________________________________________ На месте учителя я бы _____________________________________________________ Что нового вы открыли в путешествии _______________________________________ VII. Итоги урока. ­ Наше трудное плавание подошло к концу, мы возвращаемся домой. Если вы еще чего­то не   знаете,   не   огорчайтесь,   обязательно   этому   научитесь,   только   нужно   трудолюбие. Вернемся к эпиграфу. Почему море для моряков стало домом, а не суша? VIII. Домашнее задание. 1. Подготовиться к первому заседанию «Клуба знатоков причастия». 2. Творческое задание. Презентация «Загадочная автобиография чудака Причастия». 3