Открытый урок по теме "Морфемика. Словообразование"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок проведен в 5 классе.Важнейшей задачей является формирование представления о слове как системе языковых значений, передающихся с помощью морфем.В игровой форме обучающие закрепляют материал по данной теме, отрабатывают навыки морфемного и словообразовательного анализа. в течение урока проводится работа по формированию правильного подхода к разбору слова по составу.
Иконка файла материала Урок открытыйДокумент Microsoft Office Word (2).docx
Открытый урок русского языка в 5 классе Повторение по теме «Морфемика. Словообразование» Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Рычкова Людмила Андреевна 2015 годТема урока: «Повторение по теме «Морфемика. Словообразование». Цели: повторить, обобщить, систематизировать знания по теме; развивать орфографическую зоркость, совершенствовать умения правильно членить слово на морфемы; формировать интерес к русскому языку; воспитывать любовь к прекрасному; Задачи: Образовательные: уточнить понятие «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа»; вспомнить и повторить алгоритм разбора слова по составу; Развивающие: развивать речь учащихся.обогащать словарный запас учащихся; развивать сообразительность, мышление, внимание; Воспитательные: воспитывать культуру реи, любовь к слову, воспитывать любовь к прекрасному. ХОД УРОКА Слово делится на части, Ах, какое это счастье. Может каждый грамотей Делать слово из частей. 1. Оргмомент 2. Актуализация опорных знаний. Проблема. (Дать понятие слова – итоговый - итоги дня, недели, четверти, итоговый урок по теме - вместе с детьми сообщается тема – итоговый урок по теме). - Чистописание М Р Ф М К О Е И А- Морфемика; - придумать по схеме слово3. Закрепление знаний, обобщение и систематизация изученного: - выделить окончание: Усмешка, подоконник, мороз, школьный, прочитал , осенний – почему первое задание связано с окончанием ( морфемные анализ начинается с выделения окончания). - Найти «лишнее» слово: Лед, ледник, ледяной, ледниковый, льдом; город, городской, горожанин, в городе; - образовать слова с помощью суффикса: гитара, учить, груз, охота, море, небо, книга; - выделить приставки: Безвредный, безвкусный, бесшумный, рассмешить, рассвет – объяснить орфограмму; ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТКА Слово учителя о композиторе П. И. Чайковском, прослушивание «Времена года. Октябрь, Осенняя песня» ( после прослушивания дети подходят к окну, слово учителя об осени – после прослушивания учащиеся составляю «осенние слова»). Слово учителя. Осеннее дерево потеряло листья, все ли листья принадлежат дереву с корнем - хлеб- Лишнее слова убрать из «гнезда». -хлеб, хлебный, хлебороб, хлебушек, хлебнуть; - летчик, летняя , полет, лето; - гроза, грозный, гроздь; В гостях у героев сказок. Повторяем сложносокращенные слова.Интеллектуальный марафон: Сказочные герои: Златовласка, Черномор,…. Сказочные предметы: скатерть - шапка сапоги цветик ковер Ремесла : варить кашу - Ходить в море - Чистит трубы – Историческая справка: Слово «спасибо» получилось из словосочетания «Спаси Бог» ( устойчивая форм благодарения) сращением основ и отпадением конечного согласного. Задание « Календарь» - соотнести древнерусские названия месяцев и современные: Златолист - сентябрь, листопад – октябрь, зимобор – март, полузимник, листогной – ноябрь, вьюговей – бокогрей – февраль, снегогон, водолей – апрель, хлеборост, разноцвет – июнь, сенозарник - июль, хлебосол,густоед припасиха- собериха – август. Записать предложения, объяснить и сопоставить правописание приставок и предлогов. 1. Под солнышком подсолнечник весь день глядит на подосиновиком звать, и его придется взять. И последнее задание – шарада. Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне, солнышко. 2. Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке,Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же я – в дневнике или в журнале. (оценка) Оценивание учащихся. Подведение итогов. Домашнее задание: повторить темы, которые для вас оказались сложными, стр. упр.