Урок проведен в 5 классе.Важнейшей задачей является формирование представления о слове как системе языковых значений, передающихся с помощью морфем.В игровой форме обучающие закрепляют материал по данной теме, отрабатывают навыки морфемного и словообразовательного анализа. в течение урока проводится работа по формированию правильного подхода к разбору слова по составу.
Открытый урок
русского языка в 5
классе
Повторение по теме
«Морфемика. Словообразование»
Подготовила и провела
учитель русского языка и
литературы
Рычкова Людмила
Андреевна
2015 годТема урока: «Повторение по теме «Морфемика.
Словообразование».
Цели: повторить, обобщить, систематизировать знания
по теме; развивать орфографическую зоркость,
совершенствовать умения правильно членить слово на
морфемы; формировать интерес к русскому языку;
воспитывать любовь к прекрасному;
Задачи:
Образовательные: уточнить понятие «корень», «приставка»,
«суффикс», «окончание», «основа»; вспомнить и повторить
алгоритм разбора слова по составу;
Развивающие: развивать речь учащихся.обогащать
словарный запас учащихся; развивать сообразительность,
мышление, внимание;
Воспитательные: воспитывать культуру реи, любовь к слову,
воспитывать любовь к прекрасному.
ХОД УРОКА
Слово делится на
части,
Ах, какое это
счастье.
Может каждый
грамотей
Делать слово из
частей.
1. Оргмомент
2. Актуализация опорных знаний. Проблема.
(Дать понятие слова – итоговый - итоги дня, недели,
четверти, итоговый урок по теме - вместе с детьми
сообщается тема – итоговый урок по теме).
- Чистописание М Р Ф М К О Е И А- Морфемика;
- придумать по схеме слово3. Закрепление знаний, обобщение и систематизация
изученного:
- выделить окончание:
Усмешка, подоконник, мороз, школьный, прочитал ,
осенний – почему первое задание связано с окончанием
( морфемные анализ начинается с выделения окончания).
- Найти «лишнее» слово:
Лед, ледник, ледяной, ледниковый, льдом; город, городской,
горожанин, в городе;
- образовать слова с помощью суффикса:
гитара, учить, груз, охота, море, небо, книга;
- выделить приставки:
Безвредный, безвкусный, бесшумный, рассмешить, рассвет –
объяснить орфограмму;
ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТКА
Слово учителя о композиторе П. И. Чайковском,
прослушивание «Времена года. Октябрь, Осенняя песня»
( после прослушивания дети подходят к окну, слово учителя
об осени – после прослушивания учащиеся составляю
«осенние слова»).
Слово учителя.
Осеннее дерево потеряло листья, все ли листья
принадлежат дереву с корнем - хлеб- Лишнее слова
убрать из «гнезда».
-хлеб, хлебный, хлебороб, хлебушек, хлебнуть;
- летчик, летняя , полет, лето;
- гроза, грозный, гроздь;
В гостях у героев сказок. Повторяем
сложносокращенные слова.Интеллектуальный марафон:
Сказочные герои: Златовласка, Черномор,….
Сказочные предметы: скатерть -
шапка
сапоги
цветик
ковер
Ремесла : варить кашу -
Ходить в море -
Чистит трубы –
Историческая справка: Слово «спасибо» получилось из
словосочетания «Спаси Бог» ( устойчивая форм
благодарения) сращением основ и отпадением конечного
согласного.
Задание « Календарь» - соотнести древнерусские названия
месяцев и современные:
Златолист - сентябрь, листопад – октябрь, зимобор – март,
полузимник, листогной – ноябрь, вьюговей – бокогрей –
февраль, снегогон, водолей – апрель, хлеборост, разноцвет –
июнь, сенозарник - июль, хлебосол,густоед припасиха-
собериха – август.
Записать предложения, объяснить и сопоставить
правописание приставок и предлогов.
1. Под солнышком подсолнечник весь день глядит на
подосиновиком звать, и его придется взять.
И последнее задание – шарада.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
солнышко.
2. Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке,Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же я – в дневнике или в журнале.
(оценка)
Оценивание учащихся. Подведение итогов.
Домашнее задание: повторить темы, которые для вас
оказались сложными, стр. упр.