Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных" 3 класс
Оценка 4.8

Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных" 3 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
04.10.2019
Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных" 3 класс
Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных. Цели: 1) формирование представлений о способе написания мягкого знака у имён существительных с шипящим звуком на конце; 2) развивать умения наблюдать, сравнивать, делать вывод; 3) Учить учебному сотрудничеству; 4) воспитывать интерес к русскому языку. 1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. На партах у учащихся: учебник, тетрадь, дневник, пенал, дополнительный материал, который раздал для работы учитель. - Запишите в тетрадях сегодняшнее число и название работы.
Открытый урок Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных 3 класс.docx
Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных. Цели: 1) формирование представлений о способе написания мягкого знака у имён существительных с шипящим звуком на конце; 2) развивать умения наблюдать, сравнивать, делать вывод; 3) Учить учебному сотрудничеству; 4) воспитывать интерес к русскому языку. 1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. На партах у учащихся: учебник, тетрадь,  дневник, пенал, дополнительный материал, который раздал для работы учитель. ­ Запишите в тетрадях сегодняшнее число и название работы. 2. Чистописание. На доске:  ж        ч          ш         щ         ь ­ Какие звуки обозначают буквы ж, ш, ч, щ? ([ж] – согласный, твёрдый непарный,  звонкий парный звук, [ш] – согласный твёрдый непарный, глухой парный звук, [ч'] –  согласный мягкий непарный, глухой непарный звук, [щ'] – согласный мягкий непарный,  глухой непарный звук). ­ Для чего служит мягкий знак? (ь – показатель мягкости согласных; ь ­  разделительный). ­ Пропишите каллиграфически правильно буквы.  Прочитайте предложение. Мал .чик Ил . я кормит вороб . ёв крошками. ­ Запишите это предложение, вставив пропущенные буквы. Оценка каллиграфических умений ( + или ­ ) ­ Какую букву вставили? 2. ­ Какова роль Ь в этих словах? (ь – показатель мягкости согласного, ь –  разделительный). ­ Давайте вспомним, в каких случаях пишется ь ­ разделительный? ­ А в каких случаях пишется ь ­ показатель мягкости? ­ Докажите выбор написания мягкого знака. (Мальчик – смягчающий ь, Илья, воробьёв – разделительный ь)   3. Словарная работа На доске записаны слова: в...р...б...и, п…л…то, к…н…ки, с…лов…и, к…ртоф…л…,  м…двеж…и. ­ Прочитайте данные слова, вставляя пропущенные буквы. ­ Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой  безударной гласной.В данных словах пишется мягкий знак.) ­ На какие две группы можно разделить данные слова? ­ Запишите слова в две группы. (Самопроверка по слайду) ­Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное  – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает  предмет.) ­Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по  числам и имеют род). 4. Постановка учебной задачи.  ­ Ребята в  какую группу вы запишете слово речь? Почему?  ­ Для чего в нём пишется Ь? (Наблюдение над словом) ­  На какой звук оканчивается слово?  (Мягкий, непарный.)  ­ Если я закрою Ь, слово произнесётся так же, как и с Ь. ­ Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет.) ­ Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.   Значит, это какая­то новая работа мягкого знака. Давайте ещё   понаблюдаем за  словами – существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам,  чтобы онизаканчивались на шипящий. *   Спокойствие – тишь. *    Ребята – молодежь. *    Поддержка – помощь.  С данными словами проводится аналогичная работа.     Вывод: Ь в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж]  – как произносились твердо, так и произносятся твердо.      Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака вопроса. ­Какая возникла проблема?  (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется Ь). ­ Какова же тема нашего урока? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце  имен существительных.) ­ Я хочу предложить вам ещё одно слово, которое оканчивается на шипящий,  встретившееся в пословицах. Найдите это существительное.  (Луч?)  ­ Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка?  Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать,   почему у существительных  после шипящих в одних случаях пишется Ь, а в других не пишется).   5. Открытие нового знания. Сейчас я хочу предложить вам работу в группах.  Объединяйтесь в группы.  Вы  поработаете исследователями. Исследовать вы будите группу слов по алгоритму  исследования. Каждая группа выполняет задание на листах. По окончании  исследования сделайте вывод, записав его схематично и защитите свои выводы.  Алгоритм исследования: 1. Определить часть речи. 2. Определить на какой звук оканчивается основа слова. 3. Определить число. 4. Определить род. 5. Посмотреть, есть или нет в записи слова Ь? 6. Записать результаты в таблицу. 7. Сделать вывод Карточки со словами: 1группа ­ вещь, клещ, товарищ, помощь, борщ 2группа ­ луч, плач, дичь, меч, мелочь 3группа ­ глушь, уж, гуашь, марш, багаж 3. Предъявление результатов. (Представитель каждой группы помещает заполненную  таблицу на доску и делает вывод) 1группа ­ у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Щ ] в ж.р. пишется Ь,  в м.р.­нет 2группа ­ у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Ч ] в ж.р. пишется Ь, в  м.р.­нет 3группа ­ у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Ш ]вж.р. пишется Ь, в  м.р.­нет ­ Попробуйте сформулировать общее правило о написании мягкого знака у имён  существительных, основа которых оканчивается на шипящий. (У имён  существительных единственного числа в женском роде после шипящих пишется мягкий знак, в мужском роде – мягкий знак не пишется) ­ Где можно узнать, правы ли мы? ­ Давайте сверимся с правилом в учебнике. ­ Какую же ещё работу выполняет ь? ( Ь в данном случае указывает на род имени  существительного) ­ Такую роль ь называют грамматической. ­ Давайте составим алгоритм рассуждения (на доске) 1. Определяю часть речи 2. Смотрю, на какой звук оканчивается основа (шипящий или нет) 3. Определяю число 4. Определяю род 5.Делаю вывод (надо писать ь или нет) 6. Физминутка. 7. Самостоятельная работас самопроверкой. С.172 у. 1 Подсказка: шипящие звуки, и смотри на способ. Проверь и оцени себя, а  потом учитель и посмотрим, совпадут ли отметки. 8.Закрепление   1. Самостоятельная работа. На 3 уровня. Карточки. 1 уровень. (Индивидуальная работа) Вставьте в словах , где надо ь.  Лещ…, ёрш…, врач…, борщ…, чиж…, циркач…, стриж…, меч…, морж…. Доч…, печ…, мыш…,молодёж…, вещ…, ветош…. 2 уровень. (Работа в парах) В каждом столбике данной таблицы все слова должны быть либо с мягким знаком, либо без мягкого знака. Определите, в каких столбиках слова расположены правильно.  Спиши, ответ обоснуй. 3 уровень. (Работа в группах) Найдите на каждой строчке лишние слова. Рож.., чиж.., нож.., стриж... Плащ.., плющ.., помощь.., лещ... Ложь, дочь, тишь, мяч. Вывод:… Самостоятельная работа индивидуально, в парах и группах. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности 2. Тест (самостоятельная работа) ­ А сейчас проведем небольшой тест и проверим свои знания. 1 вариант. ­ Допиши, где необходимо, мягкий знак.  помощ… силач… лещ… реч… ландыш… доч… камыш… мыш… морж… полноч… 2 вариант. ­ Допиши, где необходимо, мягкий знак.  душ… ноч… мяч… помощ…  мелоч… богач… рож… лож… плащ… вещ… 9.  Итог урока. Рефлексия.  ­ Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?  ­ Что было легко? Что было трудно?  ­ Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест:  1. На конце существительных ж. р. после шипящих:  а) всегда пишется мягкий знак;  б) не пишется мягкий знак.  2. На конце существительных м. р. после шипящих:  а) пишется мягкий знак; б) не пишется мягкий знак.  3. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:  а) на род существительных;  б) на число;  Самопроверка. На экране правильные ответы, дети проверяют.  (Слайд № 24) 10. Домашнее задание. Правило на странице 69, упражнение 59 на странице 70.

Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных" 3 класс

Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных" 3 класс

Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных" 3 класс

Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных" 3 класс

Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных" 3 класс

Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных" 3 класс

Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных" 3 класс

Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных" 3 класс

Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных" 3 класс

Открытый урок по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих в конце имён существительных" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2019