Открытый урок по теме "Такая разная любовь"(8 класс, литература)
Оценка 5

Открытый урок по теме "Такая разная любовь"(8 класс, литература)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
25.03.2017
Открытый урок по теме "Такая разная любовь"(8 класс, литература)
такая разная любовь.docx

Открытый урок по литературе

учителя МКОУ СОШ №6 г.о.Нальчик КБР

Мусуковой Л. Х. на конкурсе «Учитель года»

 

Тема: «Такая разная любовь…»

 (по произведениям И.Бунина «Кавказ» и А.И. Куприна « Куст сирени»)

Цели урока:

1.Познавательная: осмыслить значение слова «любовь», пользуясь описанием этого чувства в произведениях Бунина и Куприна; определить, в какие формы облекает это чувство человек.

2.Развивающая: развивать навыки сравнительной характеристики героев, сопоставительного анализа текстов, учить писать сочинение-миниатюру.

3.Воспитательная: выявить нравственные проблемы рассказов, воспитывать  правильное отношение к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание.

                                                 Самый  большой дар, который ты можешь дать или             

                                                  получить,- любовь.

                                                                                                                  Поль Брегг.

Ход урока: 1.Оргмомент.

2.Слово учителя: Каждый человек хочет, чтобы его любили, не так ли? А что такое ЛЮБОВЬ? Сравним его с драгоценным камнем. Почему он так сверкает, переливаясь разными  цветами?  Потому что у него есть грани. Если повредить какую-нибудь грань, камень уже не будет сверкать. И с любовью так бывает. Что же заставляет любовь сверкать, а что—тускнеть, мы рассмотрим на примере рассказов Бунина и Куприна.

3. И. Бунин «Кавказ». Дискуссия:

1) Счастливы ли герои  на Кавказе?

2)Какую роль играет пейзаж? (Сумрачная московская ночь противопоставлена яркой экзотической южной природе. Она соответствует настроению героев, но в то же время даёт понять, что герои здесь случайно и ненадолго.)

3)Какой звук доносился из духана? (Глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадёжно-счастливый вопль как будто одной и той же  песни.) Безнадёжно-счастливый. Это определение соответствует чувствам героев.

4)Что же омрачает их счастье?(Ревнивый муж.)

5)Как описаны последние действия мужа героини? (Зачитать. Развязка наступает неожиданно.)

6) Как вы думаете, почему  герой покончил жизнь самоубийством? (По совам жены, «он на всё способен при его жестоком, самолюбивом характере»). Она приводит слова мужа: « Я ни перед  чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!

Что такое честь? Заглянем в словарь Ожегова.

       ЧЕСТЬ—1)Достойные уважения моральные качества и этические принципы личности.

                       2)Хорошая репутация, доброе имя.(Честь семьи, честь мундира…)

                       3)Целомудрие, непорочность.

                       4)Почёт, уважение.

7)Любил ли герой свою жену?

8)Какая это любовь?(Самолюбивая, ревнивая—он не мог вынести унижения своего ждостоинства.)

9) А почему он убивает себя, а не жену с любовником? И как он это делает? (Его решение обдуманно и взвешенно.)

10)Будут ли герои счастливы?

       ВЫВОДЫ: любовь-страсть приводит человека к опасной черте; эгоистичная любовь ведёт к трагедии.

4.ЗАДАНИЕ: прочитайте четверостишия. В котором говорится о таком же чувстве, что и в рассказе?

                                 Я вас любил безмолвно, безнадежно,

                                 То робостью, то ревностью томим;

                                 Я вас любил так искренно, так нежно,

                                 Как дай вам Бог любимой быть другим.

                                                                                    А.С.Пушкин.

                                О, как убийственно мы любим,

                                 Как в буйной слепоте страстей

                                 Мы то всего вернее губим,

                                 Что сердцу нашему милей!

                                                                                Ф.Тютчев.

                                Никто, в наших письмах роясь,

                                Не понял до глубины,

                                 Как мы вероломны, то есть—

                                 Как сами себе верны.

Слово учителя: Зачем же такая  любовь тогда нужна, если она не приносит ничего хорошего? Почему тускнеет драгоценный камень?...Вспомните, а вы сразу научились говорить, ходить?  По словечку, по шажочку. И любить тоже необходимо учиться. И лучше - на чужих примерах.  Но что мы всё о грустном? Приуныли…  Вздохните глубоко, наберите воздуха в лёгкие, сейчас  мы будем говорить о почти  идеальной любви.

    Звучит музыка Свиридова, идут слайды с сиренью.

Учитель: страстная любовь опасна, идеальная- редка. Что же делать, к чему стремиться? Какая любовь делает человека счастливым? Обратимся к рассказу  А.Куприна «Куст  сирени»

5. Беседа: 1) На сколько частей можно  разделить текст?

            «Горе». «Надежда». «Счастье».

2)Кто из героев понравился больше и почему? Сравним  их характеры.

НИКОЛАЙ. «Он выпустил из рук портфель, который упал  и раскрылся, а сам бросился в к кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами.

ВЕРА. « Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость… Она приучилась встречать  каждую неудачу с ясным, почти весёлым лицом.»

НИКОЛАЙ. «Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздражённо…»

ВЕРА.  «Она села на ручку кресла и обвила рукой шею  Алмазова…»

НИКОЛАЙ.  « Алмазов сидел, не снимая пальто и шапку и отворотившись в сторону…»

ВЕРА. «Она заговорила первая с той  осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати  труднобольного человека…»

НИКОЛАЙ. « Алмазов весь сморщился, точно от невыносимой  физической боли…»

ВЕРА. « Возразила, топнув ногой…»

НИКОЛАЙ. « Алмазов уговаривал жену отправиться домой…»

ВЕРА. «Вера горячо суетилась и мешала рабочим…На следующий день вера никак не могла усидеть дома…»

НИКОЛАЙ. «Живая, подпрыгивающая  походка… Лицо его сияло  торжеством одержанной победы…»

ВЕРА. «Она заставляла  его ещё и ещё раз передавать ей в подробностях весь разговор профессором…»

       Какой вывод можно сделать о характерах героев? Любит Алмазов свою жену? Почему? ( Она  терпелива, упорна, умеет сочувствовать, понимать, помогать, жертвовать…)

6. О чём может нам рассказать фамилия АЛМАЗОВ ?

                                  Не украшать чело  царицы,

                               Не резать твёрдое стекло,

                                Те разноцветные зарницы

                                Ты рассыпаешь так светло.

 

                                Нет! В переменах жизни тленной,

                                 Среди явлений пёстрых –ты

                                 Всё лучезарный, неизменный

                                 Хранитель вечной чистоты.

                                                                                  А. Фет. « Алмаз».

Проявляя замечательные грани любви, Верочка хранит чистоту отношений с мужем. Это делает их счастливыми.

А вот что говорит о любви Книга Книг :

   … Любовь долготерпелива и добра. Любовь не ревнива. Не хвастлива, она не превозносится, не ведёт себя неприлично, не ищет своего, не раздражается, не ведёт счёт обидам, не радуется неправедности, а радуется истине, всё переносит. Всему верит, на всё надеется, всё стойко претерпевает. Любовь никогда не проходит… А теперь пребывают сии три: ВЕРА, НАДЕЖДА, Любовь. Эти три, но наибольшая из них—ЛЮБОВЬ.

7.Планета и её спутники. Если  хотя бы один спутник исчезнет, то что произойдёт? (Катастрофа.)

Законы физики действуют и в жизни. Составляем кластер ПЛАНЕТА ЛЮБОВЬ.

       Этот кластер поможет вам написать сочинение-миниатюру.

        Предлагаются 3 темы:

1)    « Будут ли счастливы герои? (по рассказу «Кавказ»).

2)    « Что значит быть счастливым? (по рассказу «Куст сирени»).

3)    «Что такое любовь?» (свободная).

Дети пишут под музыку 5 минут.

8.Чтение и обсуждение миниатюр.

9.Слово учителя: ЛЮБОВЬ – это физический и духовный закон жизни. Она самое дорогое, что есть в жизни у человека. Любовь вечна. И я хочу, дорогие, чтобы вы всегда учились любить, и она бы сопровождала вас всю вашу жизнь.

10.Оценки.Д.з. Спасибо всем за участие.

 

                                                                                                 


 

Открытый урок по литературе учителя

Открытый урок по литературе учителя

Какой звук доносился из духана? (Глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадёжно-счастливый вопль как будто одной и той же песни

Какой звук доносился из духана? (Глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадёжно-счастливый вопль как будто одной и той же песни

То робостью, то ревностью томим;

То робостью, то ревностью томим;

ВЕРА. « Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость…

ВЕРА. « Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость…

Нет! В переменах жизни тленной,

Нет! В переменах жизни тленной,

Открытый урок по теме "Такая разная любовь"(8 класс, литература)

Открытый урок по теме "Такая разная любовь"(8 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017