План-конспект. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 имени Героя Советского Союза Олега
Васильевича Гудкова.
Тема урока:
«Сочинение-рассуждение на
основе прочитанного текста»
(подготовка к ОГЭ по русскому языку). 9 класс.
Учитель русского
языка и литературы
МОУ СОШ №5 им О.В.
Гудкова
города Георгиевска
Пупкова Нина Александровна 2014 год.
Тема сегодняшнего урока «Сочинение – рассуждение на основе текста Бориса Львовича
Васильева « Бабуля, это к тебе…»
Цели урока: (2 слайд)
1.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную
мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях
текстов, относящихся к разговорному стилю; совершенствование навыков правописания.
2.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование
нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
3.
РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя
литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и
распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать,
обобщать.
Задачи урока: (3 слайд)
1. Нам предстоит познакомиться с текстом Б.Л. Васильева «Письмо от сына».
2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.
3.Убедиться, что лингвистический анализ текста может помочь понять авторский
замысел.
4. Формировать языковую компетентность (ЗУН):
* готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),
* способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату
(языковой компетентности).
5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста,
аргументировать своё суждение).
6. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору
информации.
7. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.
8. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.
9. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям. 1.Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И
самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ.
Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это и умение написать сжатое
изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность.
Наиболее сложным этапом экзаменационной работы являются задания 15.1;15.2;15.3. Поэтому
наше занятие посвящено подготовке к выполнению этого очень непростого задания: «Сочинение на
основе прочитанного текста».
Что необходимо знать и уметь, чтобы работа была успешной? Вопервых, основные этапы
работы с текстом. Вовторых, выполнять комплексный анализ и создавать сочинение по заданному
тексту, что вам и предстоит сегодня сделать.
Ключевыми на уроке будут следующие понятия: (4 слайд)
Текст
Тема текста
Проблема текста
Стиль текста
Тип речи
Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а так же основные орфограммы и
пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения
заданий.
А в качестве эпиграфа к уроку (5 слайд) предлагаю всем нам известные слова Н.В.Гоголя:
« Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю
неизмеримость его и изловить чудные законы его».
И ещё хочется прочитать замечательное высказывание (6 слайд) Марины Цветаевой: « А что есть
чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение –
прежде всего сотворчество».
Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.
Не надо бояться данного вида работы, (7 слайд) ведь даже у известных людей не всегда
получалось писать школьные сочинения. Написав сочинение за свою дочь, СалтыковЩедрин получил «2».
Михаил Михайлович Зощенко получил «2» за выпускное сочинение.
Валентин Петрович Катаев, написав сочинение за племянницу на тему: «Что хотел сказать Катаев
в повести «Белеет парус одинокий», получил «3».
2. Слово учителя о Борисе Львовиче Васильеве. (8 слайд)
Работать сегодня мы будем с текстом Бориса Львовича Васильева. И ближайшие 45 минут он
будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».
Ученик.
Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске; русский писатель. Лауреат
Государственной премии СССР. Относится к поколению юношей, которым суждено было со
школьной скамьи шагнуть в пекло войны. Воевал в воздушнодесантных войсках. Тема войны и
судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, главной в его творчестве и
нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие…», «В списках не
значился», «Завтра была война» и др.
3. Учитель.
Представление текста «Письмо от сына».
Перед вами рассказ Б.Л. Васильева, познакомимся с текстом. (Чтение текста вслух
учителем).
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и
одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно
зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А
мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго
пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна
Федотовна, хотя ей не оченьто понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода.
(16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки.
(18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело
удивилась она.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая
девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официальнонечеловеческим может стать голос
ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий,
полный непонятной для неё претензии. – (28)И, пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок,
удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил
и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. –
(35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала
скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался,
вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чегото не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и
голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь
ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б.Л.Васильеву)
4. А сейчас мы приступаем к комплексному анализу текста
Учитель. (9 слайд)
– Докажите, что данный отрывок является текстом.
Ученик. Данный отрывок представляет собой предложения и абзацы, связанные в целое темой и
основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически
Учитель.
Что такое тема текста?
Ученик. Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится.
Учитель.
А давайте определим тему текста
Ученик. Об одной из худших человеческих черт – бесчеловечности.
Учитель.
– Как вы понимаете смысл слова «бесчеловечность»?
Учитель.
Где можно найти лексическое значение слова?
Ученик. В толковых словарях.
Учитель.
Какие толковые словари вы знаете?
(Даля, Ожегова, Ушакова, шк. словарь Лапатухина). (10 слайд)
Учитель. Никто точно не знает, каков объём словарного запаса русского языка. 17томный литературный
словарь содержит 125 тысяч слов. И это далеко не всё. В толковом словаре Владимира.Даля более 200
тысяч слов. Ни один человек не знает всех слов словаря, и вряд ли найдётся тот, кто употребляет в
речи хотя бы даже 100 тысяч слов. Но большинство взрослых людей понимают около 35 тысяч слов.
Если обратимся к словарям, то прочитаем: (11 слайд)
1. Бесчеловечность (1щелчок)— (2 щелчок) это жестокость, свойство личности, заключающееся в
безразличии к страданиям людей, животных или же в стремлении к их причинению. (Толковый
словарь)
2. Жестокость(3 щелчок) – (4 щелчок) жестокое обращение, жестокий поступок. (Толковый
словарь русского языка Дмитрия .Николаевича Ушакова)
Учитель. (12 слайд 1 щелчок)
Давайте подберите синонимы к слову бесчеловечность (2 щелчок) (безжалостность,
бессердечие, жестокосердие)
Учитель. (3 щелчок)
Найдите антоним к этому слову (4 щелчок) (человечность).
Учитель.
Итак, (13 слайд 1 щелчок) перед нами рассуждение о человеческом бессердечии. В
каких словах заключена главная мысль этого рассуждения?
Ученик. ( После ответа) (2 щелчок) (Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из
шкатулки их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…).
Учитель
К какому стилю речи относится текст?
Ученик. – Художественный стиль с элементами разговорного стиля
Аргументируйте свой ответ.
Текст Б. Васильева является отрывком из художественного произведения. Цель
художественного стиля – воздействие на читателя или слушателя. Для этого писатель рисует
словами конкретные картины и образы, употребляя различные изобразительновыразительные средства речи. В предложении 53 мы находим метафору (письма вынули из души, душа ослепла и
оглохла), придавшую предложению особую выразительность, эмоциональность.
Текст является отрывком из художественного произведения, в котором возможно употребление
слов разных стилей. В предложении 12 автор использует разговорное слово «пошушукались»,
которое можно заменить стилистически нейтральным синонимом «пошептались». Разговорные
слова придают речи оттенок непринуждённости, оживляют текст.
Учитель.
Какой тип речи представлен в этом тексте?
Ученик. Повествование.
Учитель. А что это за тип речи?
Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во
времени.
Первое предложение содержит тему: указание на деятеля. В нем есть слова, обозначающие время и
место события.
Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг
друга во времени.
Учитель.
–Перейдём к выполнению задания 15.2
Учитель.
Каким должен быть объём сочинения? (14 слайд(2 щелчка))
Ученик.
Минимальное количество слов в сочинении должно быть 70. Строго следуйте
минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70
слов.
Учитель.
Как вы думаете, какой тип речи мы будем использовать, создавая сочинение?
Ученик. Рассуждение.
Учитель. (15 слайд) Перед Вами задание 15.2 оно звучит так, напишите сочинение
рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь ее
слепотой, вынули не из шкатулки их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не
только она, но и ее душа…» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши
рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Учитель.
Что такое рассуждение? (16 слайд)
Ученик. – Рассуждение (2 щелчок) – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает
чтото, стараясь при этом установить связи между явлениями, и приходит к какомулибо выводу,
суждению.
(3 щелчок)
Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.)
Назовите из скольких частей состоит композиция рассуждения?
Ученик . – Из 3 частей
Учитель. – Назовите их.
КОМПОЗИЦИЯ РАССУЖДЕНИЯ состоит из 3 частей
1. Вступление (зачин). Сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения.
Выдвигается тезис, как последовательность тезиса доказательства
2. Основная часть:
приведение аргументов
как последовательность доказательства тезиса.
3. Заключение (вывод). (17 слайд)
Учитель.
Как начинать сочинение?
Как было сказано выше, начинается сочинение со вступлениятезиса.
А что такое тезис? Ученик. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. (18 слайд)
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 12х предложений.
Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что
объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
Учитель.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
(19 слайд)
Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в
том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
Не лишним будет употребление вводных слов и предложений: (20 слайд)я думаю, я считаю,
на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и
помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.
Учитель.
Итак, приступаем к написанию вступления.
(Заслушать несколько вариантов вступления).
А теперь давайте посмотрим, какие вступления к сочинению написали ваши сверстники.
Варианты вступления. (21 слайд)
Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно
лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую
доказать справедливость своего суждения.
Дети своей жестокостью и бессердечием ранили душу Анны Федотовны, обидели ее, лишили
ее веры в людей. Она не ожидала такого бесчестного поступка от детей. Как можно это доказать?
Для чего писатель пишет свои произведения? Вероятно, он хочет поделиться с нами своими
мыслями и чувствами, его волнуют какието проблемы, и он призывает нас поразмышлять вместе с
ним над волнующими его вопросами. Предложенный для анализа текст Б.Л.Васильева
заканчивается фразой: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из
её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Как я её понимаю? Вторым пунктом в композиции рассуждения идет (22 слайд)
2. Основная часть:
приведение аргументов
как последовательность доказательства тезиса.
Учитель А что такое аргументы?
Ученик.– Аргументы это доказательства, приводимые для подтверждения тезиса
(23 слайд)
Учитель.
Как писать основную часть?
Учитель.
заключение.
Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и
Чего следует избегать в основной части:
Ученик
пересказа текста
Ученик изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
Учитель. В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано
и грамотно излагать свои мысли. Вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
Как это сделать? Вот некоторые рекомендации: (24 слайд)
1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями
автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
Учитель О чём текст Васильева?
Учитель Какова его основная идея?
3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на
черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить
каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.
Как же мы оформим примеры в сочинении?
Вопервых, помните о требованиях к примерам:
Учитель. Сколько примеров может быть в сочинении?
Ученик. Примеров должно быть не менее 2;
Учитель. – Примеры должны быть взяты из …
Ученик. Примеры должны быть из указанного текста;
Учитель. Примеры должны подтверждать разные аргументы;
• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;
• пример без указания на аргумент не учитывается.
Вовторых, оформлять примеры в сочинении можно 3мя способами: (25 слайд)
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются
так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.
2)В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте
пропущенных слов многоточие.
3) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение
очень длинное).
3) Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно
использовать следующие речевые клише: (26 слайд)
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного
мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что …
Вот простое клише возможной основной части. (27 слайд) Вопервых, она означает, что _______________, потому что _________________. Я думаю,
лучше всего эта точка зрения выражена в предложении № __.
Вовторых, размышляя о ______________, автор говорит: «___________________».
Переходим к написанию основной части вашего сочинения.
( Заслушать примеры основной части)
Давайте вернемся к сочинению Вашего сверстника. Пример основной части 15.2
(28 слайд)
Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына. От горя и слез,
нервного переутомления и тяжести пережитого женщина ослепла. На память о сыне у неё осталось
единственное письмо, полученное с фронта. Анна Федотовна очень дорожила им, что подтверждает
предложение № 14. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и вспоминала навечно
запечатлённые в сердце строки. Для неё это было настоящее вечернее «священнодействие»,
которое придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь.
Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и
равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27. Старательные пионеры пришли к ней в дом
и, воспользовавшись доверием хозяйки, украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием
жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом. Анна Федотовна
потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа
героини ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и смерть сына, не смогла пережить и
жестокость нашего времени непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти.
Наконец переходим к 3 части КОМПОЗИЦИЯ РАССУЖДЕНИЯ
3. Заключение (вывод). (29 слайд)
Учитель. О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть
сочинения.
Учитель. Какова задача заключения?
Ученик. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу,
еще раз обратив внимание на самое главное. Учитель. – Каким должен быть вывод?
Ученики. коротким, но ёмким по содержанию;
логически связан с предыдущим изложением;
не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. (30слайд)
Учитель. В начале заключения можно использовать следующие(31слайд) вводные слова:
итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог сказанному, делая
выводы из вышеизложенных доказательств.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
Вот простое клише возможного заключения. (32 слайд)
Таким образом, … заставил меня задуматься о _______________. Я не могу не согласиться
с ним, ведь _________________________.
Работа по написанию заключительной части сочинения.
( заслушать несколько работ)
Образец заключительной части сочинениярассуждения (33 слайд)
Таким образом, ученики уничтожили последнее, что осталось у Анны Федотовны,– память о
сыне. От людской черствости и обмана ее сын «погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда».
Поэтомуто и «ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…». Бесценные письма сына были для
Анны Федотовны знаком незримого присутствия родного человека – голоса в душе матери.
( заслушать несколько готовых сочинений)
Учитель. Грамотность.
Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов
ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости
откорректируйте его.
У каждого из Вас на столе лежит листок с домашним заданием.
Домашнее задание: (34 слайд) 15.3. Как Вы понимаете значение слова
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами
определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примерааргумента, подтверждающих
Ваши рассуждения: один примераргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего
жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Материал по теме. (35 слайд)
Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим.
(Толковый словарь русского языка Ушакова )
Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к
повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств
благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие,
самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.
(Философский словарь )
Человечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм, доброта, отзывчивость.
Спасибо за работу.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Открытый урок. Подготовка к ОГЭ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.