ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель
Класс: 7
Тема урока: Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Цель: - познакомить с образованием страдательных причастий настоящего
времени;
- формировать навыки написания суффиксов страдательных
причастий настоящего времени;
- отрабатывать умения конструировать словосочетания и
предложения с использованием страдательных причастий
настоящего времени;
- воспитывать интерес к изучению русского языка, к истории родного
края.
Оборудование: листы с лингвистической задачей; карточки с заданиями (№1,2,3); слова для игры «Четвёртый лишний» (12 слов); репродукция с пейзажем.
Ход урока
I. Организационный момент. (оформление тетрадей, запись темы)
II. Повторение.
- Ребята! Начнём урок с решения лингвистической задачи, которая у вас напечатана на листе
Внимательно посмотрите и скажите, какая часть речи «спрятана» на месте вопросительного знака?
Обратите внимание на запись внутри прямоугольников. Какие вопросы вы бы хотели задать друг другу о причастии? Сформулируйте их и дайте ответы.
Вопросы (примерные)
1. Что такое причастие?
2. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
3. Какие глагольные признаки есть у причастия?
4. Какие признаки прилагательного есть у причастия?
5. На какие две группы делятся причастия?
6. В чём заключается разница между действительными и страдательными
причастиями?
Давайте посмотрим, как теоретические знания вы применяете на практике. Игра «Четвёртый лишний». Из ряда представленных слов нужно найти одно лишнее и исключить его по какому-либо признаку.
Игра «Четвёртый лишний»
1) Горящий, колеблющий, горячий, бегущий.
2) Объясняющий, решаемый, потухающий, ревущий.
3) Играющий, падающий, слышащий, шепчущий.
- Как образуются действительные причастия настоящего времени?
- От чего зависит написание гласных в суффиксах?
- Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Что вы знаете о действительных
причастиях настоящего времени?» Ответ запишите в таблицу.
- Что вы хотите узнать нового? Ответ запишите. Что мы сейчас с вами сформулировали? (цель)
III. Новый материал.
Я знаю |
Я хочу узнать |
Я узнал |
Как образуются действительные причастия настоящего времени. От чего зависит написание гласных в таких причастиях. |
Как образуются страдательные причастия настоящего времени. От чего зависит написание гласных в таких причастиях |
|
Сравните (на доске)
бушующий колеблемый
слышащий слышимый
- Назовите действительные и страдательные причастия. Определите время.
- Выделите суффиксы в действительных причастиях настоящего времени. От чего зависит написание гласных в суффиксах?
- Выделите суффиксы страдательных причастий настоящего времени. Определите спряжения глаголов, от которых образованы причастия. Сделайте вывод.
- Откройте учебник. Проверьте, насколько верно наше предположение.
Прочитайте правило.
IV. Закрепление.
1) Упр. 101 (устно)
2) Упр. 102 (у доски)
Физкультминутка.
- Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультминутку. Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать названия произведений, содержащие причастия, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должна хлопнуть 1 раз, а если есть причастие – поднять руки вверх.
«Василиса Прекрасная» (хлопок)
«Спящая царевна» Жуковского (вверх)
«Медный всадник» Пушкина (хлопок)
«Говорящий свёрток» Даррелла (вверх)
«Уроки французского» Распутина (хлопок)
3) Дифференцированное задание.
- Отдохнули? Скажите, а где вы любите отдыхать? (на природе). Мы живём в живописнейшем месте. Природа Алтая богата и разнообразна. Красивейшее Телецкое озеро, гордая Катунь, величавая Бия – это лишь некоторые места, которые оставляют неизгладимое впечатление в памяти. Давайте мысленно перенесёмся в такой уголок природы, попытаемся его описать, передать звуки, которые слышим, чувства, которые испытываем. В этом нам поможет репродукция.
- Что на ней изображено? (пейзаж)
- Какое впечатление картина на вас произвела?
Вы получили карточки с заданиями (1,2,3) Прочитайте задания вслух.
Карточка №1
Перепишите текст. Объясните гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Река, низвергаемая тугими водопадами, то вдруг неожиданно затихает, то обольстительно ласкается о мраморные скалы. Гонимые ветром волны набегают на песок. От согреваемой солнцем водной глади поднимается густой пар.
Карточка №2
Перепишите текст. Замените глаголы в скобках страдательными причастиями настоящего времени. Объясните написание гласных в суффиксах.
Серебрится река, слабо (озарять) луной. Шелестит камыш, чуть (колебать) ветром. Чьи-то голоса, (слышать) издалека, гулко раздаются в ночной тишине. Вдали стоял почти (не видеть) лес.
Карточка №3
Составьте 4-5 предложений для описания репродукции, используя данные словосочетания, в состав которых входят страдательные причастия настоящего времени.
Облака, гонимые…
Видимые вдали горы…
Голоса птиц слышимые…
Волны, ударяемые о берег…
Шёпот колеблемых деревьев…
Незабываемое впечатление…
Проверка.
- Что объединяет все эти тексты? ( В них даётся описание природы родного края утром в первом тексте, во втором – ночью; в третьем – днем.) Какова роль причастий в них?
V. Итоги урока.
- Осталось подвести итог. Вернитесь к таблице и заполните последний столбик, ответив на вопросы:
1. что нового вы узнали на уроке?
2. чему вы научились?
VI. Домашнее задание (по выбору)
1) Упр. 106
2) Выписать из 2 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 5 предложений со страдательными причастиями настоящего времени, выделить суффиксы и объяснить.
VII. Выставление оценок.
- Спасибо, ребята, за урок.
Всем девчонкам и мальчишкам,
Кто здесь отвечал,
Выставляю я пятерки
В классный наш журнал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.