ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ( 7 класс)
Оценка 5

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ( 7 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
12.01.2017
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ( 7 класс)
Данная разработка необходима учителю русского языка при проведении урока по теме"Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени" Автор знакомит с основными моментами работы учащихся: - формировать навыки написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени; - отрабатывать умения конструировать словосочетания и предложения с использованием страдательных причастий настоящего времени;Разработка урока
причастие.doc

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Учитель

Класс: 7

Тема урока: Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Цель: - познакомить с образованием страдательных причастий настоящего  

             времени;

           - формировать навыки написания суффиксов страдательных

             причастий  настоящего времени;

           - отрабатывать умения конструировать словосочетания и

             предложения с использованием страдательных причастий

             настоящего времени;

            - воспитывать интерес к изучению русского языка, к истории родного

             края.

             Оборудование: листы с лингвистической задачей; карточки с заданиями (№1,2,3); слова для игры «Четвёртый лишний» (12 слов);     репродукция с  пейзажем.

                                                 Ход урока

 

I. Организационный момент. (оформление тетрадей, запись темы)

 

II.  Повторение.

      - Ребята! Начнём урок с решения лингвистической задачи,  которая у вас напечатана на листе

      Внимательно посмотрите и скажите, какая часть речи «спрятана» на месте вопросительного знака?

      Обратите внимание на запись внутри прямоугольников. Какие вопросы вы бы хотели задать друг другу о причастии?  Сформулируйте  их и дайте     ответы.

                                           Вопросы (примерные)

      1. Что такое причастие?

      2. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?

      3. Какие глагольные признаки есть у причастия?

      4. Какие признаки прилагательного есть у причастия?

      5. На какие две группы делятся причастия?

       6. В чём заключается разница между действительными и страдательными

          причастиями? 

  

      Давайте посмотрим, как теоретические знания вы применяете на практике. Игра «Четвёртый лишний».  Из ряда представленных слов нужно найти одно лишнее и исключить его по какому-либо признаку.

 

                                        Игра «Четвёртый лишний»

1) Горящий, колеблющий, горячий, бегущий.

2) Объясняющий, решаемый, потухающий, ревущий.

3) Играющий, падающий, слышащий, шепчущий.

      - Как образуются действительные причастия настоящего времени?

      - От чего зависит написание гласных в суффиксах?

      - Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Что вы знаете о действительных

        причастиях настоящего времени?»  Ответ запишите в таблицу.

      - Что вы хотите узнать нового? Ответ запишите. Что мы сейчас с вами сформулировали? (цель)

 

III. Новый материал.

 

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал

Как образуются действительные причастия настоящего времени.

От чего зависит написание гласных в таких причастиях.

Как образуются страдательные причастия настоящего времени.

От чего зависит написание гласных в таких причастиях

 

 

                                              Сравните (на доске)

 

 бушующий                                                      колеблемый

                                                             

 

 слышащий                                                       слышимый  

 

     - Назовите действительные и страдательные причастия. Определите время.

      - Выделите суффиксы в действительных причастиях настоящего времени.   От чего зависит написание гласных в суффиксах?

      -  Выделите  суффиксы страдательных причастий настоящего времени. Определите спряжения глаголов, от которых образованы причастия.  Сделайте вывод.

      - Откройте учебник. Проверьте, насколько верно наше предположение.

Прочитайте правило.      

 

IV. Закрепление.

1) Упр. 101 (устно)  

2) Упр. 102 (у доски)

 

Физкультминутка.

      - Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультминутку. Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать названия произведений, содержащие причастия, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должна хлопнуть 1 раз, а если есть причастие – поднять руки вверх.

 

«Василиса Прекрасная» (хлопок)

«Спящая царевна» Жуковского (вверх)

«Медный всадник» Пушкина (хлопок)

«Говорящий свёрток» Даррелла (вверх)

«Уроки французского» Распутина (хлопок)

 

 

3) Дифференцированное задание.

       - Отдохнули? Скажите, а где  вы любите  отдыхать?  (на природе). Мы живём в живописнейшем месте. Природа Алтая богата и разнообразна. Красивейшее Телецкое озеро, гордая  Катунь,  величавая Бия – это лишь некоторые места, которые оставляют неизгладимое впечатление в памяти. Давайте мысленно  перенесёмся в такой уголок природы, попытаемся его описать, передать звуки, которые слышим, чувства, которые испытываем. В этом нам поможет репродукция.

       - Что на ней изображено? (пейзаж)

       - Какое впечатление картина на вас произвела?

 

       Вы  получили  карточки  с заданиями  (1,2,3)    Прочитайте задания вслух.  

 

                                                 Карточка №1

   

      Перепишите текст. Объясните гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

 

      Река, низвергаемая тугими водопадами, то вдруг неожиданно затихает, то обольстительно ласкается о мраморные скалы. Гонимые ветром волны набегают на песок. От согреваемой солнцем водной глади поднимается густой пар.

 

                                                 Карточка №2

 

      Перепишите текст. Замените глаголы в скобках страдательными причастиями настоящего времени. Объясните написание гласных в суффиксах. 

 

      Серебрится река, слабо (озарять) луной. Шелестит камыш, чуть (колебать) ветром. Чьи-то голоса,  (слышать) издалека, гулко раздаются в ночной тишине. Вдали стоял почти (не видеть)   лес.

 

                                                      Карточка  №3

 

      Составьте 4-5 предложений для описания репродукции, используя данные словосочетания, в состав которых входят страдательные причастия настоящего времени.

 

Облака, гонимые…

Видимые вдали горы…

Голоса птиц слышимые…

Волны, ударяемые о берег…

Шёпот колеблемых деревьев…

Незабываемое впечатление…

 

 

Проверка.

 

      

      - Что объединяет все эти тексты? ( В них даётся описание природы    родного края утром в первом тексте, во втором – ночью; в третьем – днем.) Какова роль причастий в них?

 

 

V. Итоги урока.

 - Осталось подвести итог. Вернитесь к таблице и заполните последний столбик, ответив на вопросы:

1. что нового вы узнали на уроке?

2. чему вы научились?

 

 VI. Домашнее задание (по выбору)

1) Упр.  106

2) Выписать из 2 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 5 предложений со страдательными причастиями настоящего времени,  выделить суффиксы и объяснить. 

 

VII. Выставление оценок.

 

- Спасибо, ребята, за урок.

 

                                     Всем девчонкам и мальчишкам,

                                     Кто здесь отвечал,

                                     Выставляю я пятерки

                                     В классный наш журнал.

 


ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Объясняющий, решаемый, потухающий, ревущий

Объясняющий, решаемый, потухающий, ревущий

Василиса Прекрасная» (хлопок) «Спящая царевна»

Василиса Прекрасная» (хлопок) «Спящая царевна»

Составьте 4-5 предложений для описания репродукции, используя данные словосочетания, в состав которых входят страдательные причастия настоящего времени

Составьте 4-5 предложений для описания репродукции, используя данные словосочетания, в состав которых входят страдательные причастия настоящего времени
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017