Открытый урок русского языка в 9б классе на тему: "Сложные предложения"
Оценка 4.9

Открытый урок русского языка в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
09.10.2019
Открытый урок русского языка   в 9б классе на тему: "Сложные предложения"
• Повторение материала о сложном предложении и его обобщение; • Проверка степени усвоения знаний учащихся о сложном предложении, его видах и принципах деления предложений на группы, умения различать виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложных предложениях различного типа; • Развитие коммуникативных способностей учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы; • Воспитание коллективизма, умения общаться и сотрудничать в группах, в мини-социуме.
2 урок .docx
МКОУ «ШСОШ»   МО «Унцукульский район» Открытый урок русского языка   в 9б классе на тему: "Сложные предложения"    Урок разработала и провела учитель русского языка и литературы Ибрагимова П.М. Цели:  Повторение материала о сложном предложении и его обобщение;  Проверка степени усвоения знаний учащихся о сложном предложении, его видах  и принципах деления предложений на группы, умения различать виды сложных  предложений, расставлять знаки препинания в сложных предложениях  различного типа;  Развитие коммуникативных способностей учащихся, умения обобщать,  сравнивать, делать выводы;  Воспитание коллективизма, умения общаться и сотрудничать в группах, в мини­ социуме. 1.Оргмомент. Работа со смайликами настроения. Добрый день, садитесь. Ребята, вы все знаете, что у нас в школе проходит неделя  русского языка и литературы. И поэтому у нас сегодня на уроке присутствуют гости. Я думаю, что несмотря на это, вы сегодня покажете всё, чему научились за эти последние полгода. И я надеюсь, что сегодня мы с вами плодотворно поработаем на уроке, и  узнаем много нового, чего ещё не знаем. Желаю вам, ребята, позитивного настроения и  успехов. 2. Фронтальный опрос: (вопросы заранее подготовлены учащимися, задают по  группам) Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним: ­Какое предложение мы называем простым. ­­Какое предложение мы называем сложным. ­ Что такое ССП? ­ На какие группы делится ССП? ­ Что такое СПП? ­ На какие группы делятся придаточные? ­ Назовите виды обстоятельственных придаточных. ­ Чем отличается ССП от СПП?. 3. Синтаксическая разминка  Найдите правильно разобранное предложение А) На освещенных солнцем полянах краснеют гроздья  рябины. Б) На освещенных солнцем полянах краснеют гроздья рябины. В) На освещенных солнцем полянах краснеют гроздья рябины. 4.Изучение нового материала. 1. Беседа по схемам. ­Определите схемы каких предложений вы видите? [ 0,0 и0 ] .                       [­=],[­=]. Какие предложения называются сложными? Прочитайте, какое определение сложного предложения дается в учебнике на  стр.28.какие знаки препинания разделяют части сложного предложения  Преобразуйте это простое предложение в СПП. а). (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать  фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания. б). Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать  фразе лёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания). 4. Изучение, осмысление и усвоение нового материала. Работа с таблицей ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО  ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ГЛУХО ВОРЧАЛА. КАКУЮ? …СУЩ., (КОТОРАЯ…) БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ. КАКОМУ? …СУЩ., (ГДЕ…) УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ  ВНУТРИ САДА. КАКОЙ?(  МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ  ПАРКА. КАКУЮ? …СУЩ., (ЧТО…) Анализ предложений по вопросам: Рассмотрите сложноподчиненные предложения и их схемы. Что общего вы можете  отметить в строении этих предложений? Попробуйте заменить союзные слова где, куда, что словами. Списать два любых предложения со схемами. Чем присоединяется придаточное определительное к главному: союзом или союзным  словом? 5. Работа с учебником. Задание: используя материал учебника (§ 10, I часть, стр. 44), самостоятельно  заполнить таблицу в соответствии с планом. ПЛАН Вид придаточного. На какой вопрос отвечает? К чему прикрепляется в главном? Средства связи. ОТВЕТЫ Определительное. Какой? К существительному. Союзные слова (который, что, где,  куда и др.) Да (тот, такой и др.) Фиксированная (всегда после  определяемого слова)                                     какой? …+/­ ук. слово+сущ., (союзное  слово который, куда, , где, что…). Есть ли указательные слова? Позиция по отношению к главному? Схема или пример предложения. 6. Индивидуальная работа с карточками. Перед вами тексты, скопированные с сайта вашей школы и других городских  новостных сайтов, прочитайте их и перепишите, вставляя пропущенные знаки  препинания. Найдите грамматические основы и подчеркните их, определив вид  предложения (простое или сложное), найдите союзы. Посмотрите, есть ли общий  второстепенный член предложения. Карточка №1 Сегодня к нам в гости вновь приехали ученики ЕУВК "Интеграл", но на этот раз  проведать хвостатых пришли восьмиклассники с полными руками вкусняшек!  Младшие классы больше интересуются щенками, котятами, веселыми озорными  собаками, и сегодняшние гости задавали очень много вопросов о животных. Карточка № 2 27 октября в нашей школе произошло важное событие! В честь сороковой юбилейной  даты со дня основания школы ребята из 1­Б класса вместе со своими родителями и  классным руководителем Еленой Васильевной Белоконь высадили 40(!) саженцев  платана, а родители помогли ребятам определиться, выбрав дерево. Карточка № 3 Ежегодно список читателей школьной библиотеки ЕУВК «Интеграл» пополняется  новыми читателями­первоклассниками. Детство ­ радужная страна, и все события в ней воспринимаются ярко и оставляют глубокий след на всю жизнь. Начальная школа  поможет ребёнку проложить тропинку к знаниям. Карточка № 4 Андрей Филонов: «Состоялась встреча с ученическим парламентом. В присутствии  своих взрослых «кураторов» молодежь немного заформализована, и они задавали  дежурные вопросы, видимо, заранее причесанные взрослыми. Но потом глаза  загорелись, и пошли вопросы от себя». Ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте индивидуальные задания друг друга. А  теперь проверьте правильность по слайдам. Кто хочет прочитать свои выполненные задания? 7. Закрепление 1. Анализ предложений.                                                        ­Рассмотрим примеры предложений с разными сочетаниями видов связи. (Анализ  предложений.Составление  схем.) 1) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (В. Каверин) (Предложение сложное, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное). 2) Река тоже присмирела; немного погодя и в ней кто­то плеснул еще в последний раз,  и она стала неподвижна. (И. Гончаров) (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и  бессоюзной;  повествовательное). 3) Русский  человек  так уверен  в  своей  силе  и  крепости, что он  не  прочь и  поломать  себя: он  мало  занимается  своим  прошедшим    и  смело  глядит  вперёд.  (И.С.Тургенев) (Предложение сложное, с разными  видами связи: подчинительной  и  бессоюзной;  повествовательное). 4) На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось  связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский  госпиталь: требовалась сложная операция. (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной  и  бессоюзной; повествовательное) 8. Работа  с  учебником. Закрепление пунктуационных  правил (упр. 245 устно, упр.246) 1. Конструирование предложений. Работа в группах.                         Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их  схемы  (на доске). Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось. Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения. Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было. 2. Компьютерное тестирование. (Тест создан с помощью программы MyTestX)          3.Работа у доски Запишем предложения, найдем разницу между ними. Кругом синели и сверкали в утреннем блеске поля, освобожденные из­под снега. Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Чем различаются эти предложения? Найдите грамматические основы. Обладают ли простые предложения в составе сложного интонационной  законченностью?( простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью,  а связываются по смыслу и особенностям  произношения в одно целое) Выполните синтаксический разбор первого предложения. 4.Тренировочные упражнения Схемы каких предложений вы видите? [     ],но [   ]. [    ],[     ]. [    ],(    ). Составьте предложения к этим схемам. 5.Работа с текстом.(на экране) Добр..та ­ вещь уд..вительная. Она сбл..жает, как ничто другое. Она – тот язык, на  котором с вами всякий захочет разг..варивать, на котором мы только и можем понять  друг друга. Добр..та изб..вляет нас от од..ночества, душевных ран и непроше..ых обид.  Мы больше получим, чем отд..дим,  если будем чаще вспоминать про то,  что нас  соед..няет, про то, что человек ст..новится Человеком только благодаря другому  человеку. Вопросы и задания Прочитайте текст. Как можно озаглавить его?  Определите тип текста, стиль ( рассуждение, публицистический) Спишите текст, вставьте пропущенные буквы , объясните орфограммы.  Объясните постановку тире в первом предложении Найдите сложные предложения , подчеркните грамматические основы. Составьте  схемы. 9. Домашнее задание  § 18, упр. 248 10. Подведение итогов урока.  ­что такое сложное предложение? Какие знаки препинания разделяют части сложного предложения? 11. Рефлексия. (Учащиеся продолжают предложения)   Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я попробую… У меня получилось… Я смог… Мне захотелось… Директор МКОУ «ШСОШ»                              Газимагомедов Г.Г. Заместитель директора по УВР                        Магомедалиев А.А. МКОУ «ШСОШ»   МО «Унцукульский район» Отзыв коллег об уроке русского языка в 9б классе, по теме «Сложные предложения», учителя русского языка и литературы МКОУ «ШСОШ» Ибрагимовой П.М.        Это первый урок изучения синтаксиса сложного предложения в 9 классе, поэтому  целью урока я поставила – углубление ранее полученных знаний о сложном  предложении. На предыдущих уроках мы повторили расстановку знаков препинания в  простом и осложнённом причастным или деепричастным оборотом предложении.  Сегодняшний урок стал продолжением формирования навыка определения вида СП и  расстановки знаков препинания в нём.        При планировании урока я учитывала  разный уровень подготовленности учащихся, их индивидуальные психологические особенности.        Патимат Магомедовна  использовала разные методы и приёмы обучения:  практические, теоретические, проблемно­поисковую деятельность. На занятии были  показаны основные приёмы и методы технологии уровневой дифференциации,  учитывались возможности как способных учеников, так и слабоуспевающих.  Разноуровневые упражнения позволяют учащимся выполнять задания в соответствии с  выбранным уровнем, реализовать свои потребности и способности.          Урок сопровождала презентация, которая содержала основные цели, задачи,  термины урока, что содействовало слуховому, зрительному восприятию, вызывало  интерес у учащихся, активизировало их внимание.  В начале урока с целью  актуализации знаний была предложена устная лингвистическая разминка, в процессе  которой учащиеся вспомнили виды предложений по количеству грамматических основ, дали определение «сложное предложение», повторили орфографические правила.   «Сильные» учащиеся  отвечают на вопросы, умеют оперировать языковедческими  терминами. Многие не помнят теории, поэтому мы еще раз повторяем понятия.  Концентрирую внимание сообщением целей урока. При изучении нового материала,  работе со схемой большее количество учащихся включаются в работу, в ответах  используют терминологию. Главный этап урока – это первичная проверка понимания  изученного, анализ языкового явления. Учащимся 1 уровня предложена  самостоятельная работа по учебнику, 2 уровня – работа с предложениями из  презентации. Коллективная работа помогает выявить понимание изучаемого материала. По желанию ученики переходят к выполнению посильной работы на уровне.  Фронтально проверив работы учеников, приступаем к обобщению изученного, делая  акцент на  определение вида СП, выбор знаков препинания. По­прежнему некоторые  нуждаются в поддержке учителя, поэтому 1 группа самостоятельно работает и  выполняет взаимопроверку, 2 группа – с помощью учителя, комментируя каждое  предложение, выполняют практическую часть урока. Уровневая работа развивает  интерес к предмету, способствует повышению учебной мотивации детей, в том числе  тех, которые не уверены в своих силах. Снимается дискомфорт слабого ученика. Зная  особенности учащихся, считаю, что выбор форм и методов обучения соответствовал  цели урока, так как результат был достигнут на 100%.       Время урока рационально распределено между этапами, «связки» между ними  логичны (последующий материал на основе предыдущего). Все этапы учебного занятия  работали на главный этап.       Учащиеся нашей школы, в силу особенностей контингента, с осторожностью  откликаются на предложение работы в группах, и все же постепенно стараюсь  развивать у них чувство коллективизма. Групповые формы работы имеют большой  воспитательный эффект, так как создают условия для развития самостоятельности,  сотрудничества, взаимопонимания и общения  учеников, в том числе с низким уровнем  обучаемости.             Приёмы самоконтроля и взаимоконтроля направлены на развитие внимания,  обучение учеников адекватно оценивать свои результаты, так как в классе есть дети не  только с завышенной, но и заниженной самооценкой.       Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию  мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное,  анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.          Директор МКОУ «ШСОШ»                              Газимагомедов Г.Г. Заместитель директора по УВР                        Магомедалиев А.А. МКОУ «ШСОШ»   МО «Унцукульский район» Отзыв родителей об уроке русского языка в 9б классе, по теме «Сложные предложения», учителя русского языка и литературы МКОУ «ШСОШ» Ибрагимовой П.М. На уроке соблюдались принципы научности, наглядности, связь с жизнью, доступности, систематичности и последовательности. Темп урока оптимальный. Перегрузки  учащихся как физической, так и психической, на мой взгляд, не было благодаря смене  видов деятельности. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего  класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепощать» их мышление. В ходе урока старалась придерживаться демократического стиля общения,  поддерживала доброжелательную атмосферу. Считаю, что на уроке были созданы  благоприятные  условия для обучения, обстановка была доброжелательной  для  учебной работы. Учащиеся были мотивированы выполнять задания не ради получения  хорошей оценки на уроке, а исходя, из внутренней потребности выразить свои мысли.  Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала,  помогла проанализировать не только работу учащихся, но и свою. Считаю, что урок достиг поставленных целей. Активность и работоспособность ребят  на уроке хорошая.  Родители 9б класса

Открытый урок русского языка в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка   в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка   в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка   в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка   в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка   в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка   в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка   в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка   в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка в 9б классе на тему: "Сложные предложения"

Открытый урок русского языка   в 9б классе на тему: "Сложные предложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2019