Составитель: Султанахмедова Н.Ш.
19.12.17 год
Литературное чтение
В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Цель:
продолжить знакомство с произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе"; пополнить словарный запас; учить определять жанр произведения;
повышение уровня восприятия литературного произведения;
развитие критического мышления через изучение произведения.
Задачи:
учить вдумчивому
помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;
развивать творческие способности, навыки работы в группе;
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности; Создать виртуальный памятник В.М. Гаршину
Оборудование:
мультимедиа оборудование;
презентация к уроку;
учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
листы для работы в группе;
маркеры;
толковый словарь;
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой
- Ребята посмотрите пожалуйста в окно, какая погода?
- А какое настроение вызывает погода?
- А что ж нужно сделать, чтоб настроение улучшилось, стало веселей?
- И пусть хорошее настроение сохраниться у нас на протяжении всего урока.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке я, вас приглашаю в путешествие в сказочный мир поэзии.
- а билетом в сказочную страну станут карточки, которые лежат на столе. Возьмите по одной . прочтите, из какого произведения строки.
- А кто автор?
Ваша задача распределиться в группы. За первый стол присядут ребята у которого первые строки из 1 части сказки, 2 стол – 2 часть, 3 стол – 3 часть,4 стол – 4 часть.
- Вы объединились в группы, вспомните правила работы в группах.
- Выберите, ответственного в группах, наденьте значки.
- А теперь у вас в руках строчки сказки «Серебряное копытце»Павел Петрович Бажов
- Соедините эти строки так, чтобы получились отрывки, прочитайте выразительно, тем самым мы проверим, правильно ли вы заняли места в группах.
- Молодцы мы повторили сказку, которую проходили на предыдущих уроках. И увидели, что группы заняли правильные места.
3. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите на экран, знакома ли вам эта картина?
- Кто написал эту картину?
- Каких еще художников мы изучали?
- Кто изображен на картине?
- А чем отличаются лягушки от жаб?
- Давайте посмотрим видеоролик
Загадка:
Красотой наделена,
Ароматна и нежна,
Стебель длинный,
Весь в шипах — королева цветника!
- С какой сказкой Гаршина вы познакомились в процессе домашнего чтения?
-Какие впечатления вы получили от прочитанного?
- Сегодня, ребята, мы с вами продолжим знакомство с произведением Всеволода Михайловича Гаршина
Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» (на фоне музыки учитель читает)
- Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновничий старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова будущей сказки.
- В произведении Гаршина кроется много загадок.
- Обратите внимание на заглавие этого произведения «Сказка о Жабе и Розе».
- Почему у автора возникла идея о написании сказки с таким названием?
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня -
Добро и зло разоблачить.
- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.
- А кто для вас В.М. Гаршин?
- А давайте подумаем как мы можем увековечить вклад литературы в нашей жизни?( читать произведения, название улиц, памятников, писать книги)
- Я предлагаю еще одну цель, создать виртуальный памятник писателю.
- Мы с вами определили тему урока, цель урока. И перед нами только фундамент нашего памятника. Сам памятник мы будем создавать, выполняя следующие задания на уроке.
- Сегодня вы будете доказывать , опираясь на текст, что роза - это символ добра, а что жаба - это символ зла, по следующему плану.
План:
1. Окружающая обстановка.
2. Внешний вид.
3. Действия.
4. Мечты, чувства.
- Ваша задача - как можно точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе, подтверждая их словами и выражениями из текста
4. Работа по теме урока.
Поговорим о розе, окружающая обстановка.
- Как себя чувствует роза в такой обстановке?
- А человек?
Поговорим о жабе. "Жаба".
- Расскажите, как показана жаба.
- Окружающая обстановка.
(Ответы детей: "сырая земля", "среди корней куста", " выбрала местечко потенистее и посырее").
- Как чувствует себя жаба в такой обстановке?
- А как человек может чувствовать себя в такой обстановке?
- Внешний вид.
- Вам нравится роза?
Внешний вид.
- Вам нравится жаба?
- Действия.стр.170
- Что делала роза в цветнике?
- А почему роза плачет?
- Разве роза может плакать?
- Какой литературный приём использует автор? какие еще вы знаете?
- О чем могла молиться роза?
Вывод: роза хочет жить и принести пользу людям.
Действия.стр.170
- Оцените её действия.
Мечты, эмоции, чувства.
- Какие чувства испытывает роза?
Значит, главное для розы - это счастье жить:
- Как вы понимаете фразу "Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами:"?
Мечты, эмоции, чувства.
Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу?
- Как вы понимаете фразу "Что-то странное зашевелилось в жабьем сердце"?
- Что могло зашевелиться?
Вывод: жаба ненавидит розу, злое животное, гадкое.
- Итак, какой показывает нам розу автор? Как он к ней относится?
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (положительный).
- Значит роза - это символ добра? (да).
- Итак, какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится?
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).
- Значит, жаба - это символ зла? (да).
5. Физминутка
- Теперь мы поработаем в группах.
Группа «Биографов» - нам создадут паспорт автора.
Группа «Историков» - проведут словарную работу
Группа «Литераторов» - напишут рецензию( сложная задача, это задание есть в 11 классах в ЕГЭ часть В8)
Группа « Скульпторов» -слепят нам героев сказки.
6. Итог урока
- Вернёмся к задаче урока. Прочитаем ещё раз стихотворение.
Мир жабы злобен? (да)
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье? (да)
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня -
Добро и зло разоблачить.
- Выполнили эту задачу? (да).
- О чём заставляет думать это произведение?
(Ответы детей: надо делать добрые дела, быть доброжелательным, приносить людям пользу, добро победит зло, добрые дела не забываются).
- Итогом нашего путешествия стал макет памятника В.М. Гаршину. В нашем городе нет памятника посвященный поэту, вот если когда предположат поставить памятник, мы предложим им свой вариант макета.
- Так же хочу вам вручить удостоверения о том, что вы участвовали в проекте создания виртуального памятника В.М. Гаршину.
7. " Рефлексия"
- Я узнал, что….
- Было особенно интересно…
Составитель: Султанахмедова Н.Ш.
19.12.17 год
Литературное чтение
В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Цель:
продолжить знакомство с произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе"; пополнить
словарный запас; учить определять жанр произведения;
повышение уровня восприятия литературного произведения;
развитие критического мышления через изучение произведения.
Задачи:
учить вдумчивому
помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;
развивать творческие способности, навыки работы в группе;
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих
товарищей, давать оценку собственной деятельности; Создать виртуальный памятник В.М.
Гаршину
Оборудование:
мультимедиа оборудование;
презентация к уроку;
учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
листы для работы в группе;
маркеры;
толковый словарь;
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Ход урока
Ребята посмотрите пожалуйста в окно, какая погода?
А какое настроение вызывает погода?
А что ж нужно сделать, чтоб настроение улучшилось, стало веселей?
И пусть хорошее настроение сохраниться у нас на протяжении всего урока.
2. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке я, вас приглашаю в путешествие в сказочный мир поэзии.
а билетом в сказочную страну станут карточки, которые лежат на столе.
Возьмите по одной . прочтите, из какого произведения строки.
А кто автор?
Ваша задача распределиться в группы. За первый стол присядут ребята у
которого первые строки из 1 части сказки, 2 стол – 2 часть, 3 стол – 3 часть,4
стол – 4 часть.
Вы объединились в группы, вспомните правила работы в группах.
Выберите, ответственного в группах, наденьте значки. А теперь у вас в руках строчки сказки «Серебряное копытце»Павел
Петрович Бажов
Соедините эти строки так, чтобы получились отрывки, прочитайте
выразительно, тем самым мы проверим, правильно ли вы заняли места в
группах.
Молодцы мы повторили сказку, которую проходили на предыдущих уроках.
И увидели, что группы заняли правильные места.
3. Самоопределение к деятельности.
Посмотрите на экран, знакома ли вам эта картина?
Кто написал эту картину?
Каких еще художников мы изучали?
Кто изображен на картине?
А чем отличаются лягушки от жаб?
Давайте посмотрим видеоролик
Загадка:
Красотой наделена,
Ароматна и нежна,
Стебель длинный,
Весь в шипах — королева цветника!
С какой сказкой Гаршина вы познакомились в процессе домашнего чтения?
Какие впечатления вы получили от прочитанного?
Сегодня, ребята, мы с вами продолжим знакомство с произведением
Всеволода Михайловича Гаршина
Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» (на
фоне музыки учитель читает)
Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном
доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем.
Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально
смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновничий
старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе.
Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова будущей сказки.
В произведении Гаршина кроется много загадок.
Обратите внимание на заглавие этого произведения «Сказка о Жабе и Розе».
Почему у автора возникла идея о написании сказки с таким названием?
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня
Добро и зло разоблачить.
Прочитав стихотворение, определите какую задачу сегодня на уроке мы
должны выполнить.
А кто для вас В.М. Гаршин?
А давайте подумаем как мы можем увековечить вклад литературы в нашей
жизни?( читать произведения, название улиц, памятников, писать книги)
Я предлагаю еще одну цель, создать виртуальный памятник писателю.
Мы с вами определили тему урока, цель урока. И перед нами только
фундамент нашего памятника. Сам памятник мы будем создавать, выполняя
следующие задания на уроке.
Сегодня вы будете доказывать , опираясь на текст, что роза это символ
добра, а что жаба это символ зла, по следующему плану.
План:
1. Окружающая обстановка.
2. Внешний вид.
3. Действия.
4. Мечты, чувства.
Ваша задача как можно точнее и подробнее выразить свои представления о
жабе и розе, подтверждая их словами и выражениями из текста
4. Работа по теме урока.
Поговорим о розе, окружающая обстановка.
Как себя чувствует роза в такой обстановке?
- А человек?
Поговорим о жабе. "Жаба".
Расскажите, как показана жаба.
Окружающая обстановка.
(Ответы детей: "сырая земля", "среди корней куста", " выбрала местечко
потенистее и посырее").
Как чувствует себя жаба в такой обстановке?
А как человек может чувствовать себя в такой обстановке?
Внешний вид.
Вам нравится роза?
Внешний вид.
Вам нравится жаба?
Действия.стр.170 Что делала роза в цветнике?
А почему роза плачет?
Разве роза может плакать?
Какой литературный приём использует автор? какие еще вы знаете?
О чем могла молиться роза?
Вывод: роза хочет жить и принести пользу людям.
Действия.стр.170
Оцените её действия.
Мечты, эмоции, чувства.
Какие чувства испытывает роза?
Значит, главное для розы это счастье жить:
Как вы понимаете фразу "Тонкий аромат был словами, слезами,
молитвами:"?
Мечты, эмоции, чувства.
Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу?
Как вы понимаете фразу "Чтото странное зашевелилось в жабьем сердце"?
Что могло зашевелиться?
Вывод: жаба ненавидит розу, злое животное, гадкое.
Итак, какой показывает нам розу автор? Как он к ней относится?
Какой это образ положительный или отрицательный? (положительный).
Значит роза это символ добра? (да).
Итак, какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится?
Какой это образ положительный или отрицательный? (отрицательный).
Значит, жаба это символ зла? (да).
5. Физминутка
Теперь мы поработаем в группах.
Группа «Биографов» нам создадут паспорт автора.
Группа «Историков» проведут словарную работу
Группа «Литераторов» напишут рецензию( сложная задача, это задание есть
в 11 классах в ЕГЭ часть В8)
Группа « Скульпторов» слепят нам героев сказки.
6. Итог урока
Вернёмся к задаче урока. Прочитаем ещё раз стихотворение.
Мир жабы злобен? (да)
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье? (да)
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня Добро и зло разоблачить.
Выполнили эту задачу? (да).
О чём заставляет думать это произведение?
(Ответы детей: надо делать добрые дела, быть доброжелательным, приносить
людям пользу, добро победит зло, добрые дела не забываются).
Итогом нашего путешествия стал макет памятника В.М. Гаршину. В нашем
городе нет памятника посвященный поэту, вот если когда предположат
поставить памятник, мы предложим им свой вариант макета.
Так же хочу вам вручить удостоверения о том, что вы участвовали в
проекте создания виртуального памятника В.М. Гаршину.
7. " Рефлексия"
Я узнал, что….
Было особенно интересно…
Притча: Притча о Добре и Зле
Когдато давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк
представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений
задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» .
Заканчивая наш урок, мне хочется сказать: "Пусть ваша душа будет также
прекрасна, как этот удивительный сад. Учитесь у мира только хорошему!".
Метафора слово или выражение, употребляемое в переносном
значении.
Эпитет – красочное определение предмета или явление.
лягушка и жаба это разные животные, но все же являются
"родственниками" обе они земноводные (хладнокровные животные),
возникли примерно в одно и тоже время (около 400 миллионов лет
назад), обе они перепончатые, обе откладывают икру. Отличаются они
в первую очередь по внешнему виду у лягушки кожа влажная и
гладкая, а у жабы пупырчатая и сухая.Олицетворение – изображение неодушевленных предметов в виде
живых.
Добро –нечто положительное, хорошее, полезное противоположное
злу.
Зло – намеренное, умышленное причинение кому либор вреда,
противоположное добру