Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Оценка 5

Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
01.06.2017
Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Презентация к уроку по теме "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Татьяны милый идеал.doc
138 Тема: «Татьяны милый идеал» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин») Цели: раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной  героини; определить авторское отношение к любовной драме Татьяны; выяснить, почему не состоялось счастье главных героев; раскрыть средства создания образа Татьяны; оценить  значение образа Татьяны для русского сознания. Оборудование:    портрет А.С.Пушкина иллюстрации к роману «Евгений Онегин» фрагмент из оперы П.Чайковского (ария Онегина) мультимедийный проектор Ход урока. Эпиграф к уроку:       Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически  воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его  главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том,  что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину.                                                                                                                       В. Г. Белинский І. Организационный момент.   ( На экране проектора изображен портрет Татьяны Лариной. Звучит  мелодия.)          Наша русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским  характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постигнуть и изобразить женщину не  только как объект обожания, любви, но, прежде всего, как личность. И первым это сделал  А. С. Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной,  истинной русской  женщины, подвигом поэта. Поэт наделил свою любимую героиню теми качествами,  которые ценились во все времена. Наш урок посвящен ей, Татьяне Лариной. ІІ. Слово учителя. ­ Давайте вместе определим тему урока.    (Предлагают учащиеся) ­ Ребята, а как называется в литературе образ, воплотивший в себе лучшие черты? (работа учащихся со словарем: слово «идеал») ­ Итак, тема урока «Татьяны милый идеал» ( цели урока на доске) ­ Постарайтесь в ходе урока записать цитаты, характеризующие образ Татьяны. ІІІ. Работа над темой урока. I страница в изучении образа Татьяны (детство и юность Татьяны) I «Итак, она звалась Татьяной…» Прочитаем первые строки Пушкина, в которых он говорит о Татьяне (гл. II строфа 24).  «Ее сестра звалась Татьяна…» (чтение наизусть)                                                                                                                                                   139 Беседа с учащимися ­  Какова роль имени в создании образа главной героини? (ответы учащихся) В XVIII веке имя Татьяна употреблялось преимущественно в дворянских семьях, но уже к  концу XVIII, началу XIX века этим именем называли почти исключительно девочек из  купеческих и крестьянских семьей. Следует заметить, что ни романисты, ни критики не  поняли, почему Пушкин назвал главную героиню романа таким простонародным, и даже  деревенским, на их взгляд, именем. Им трудно было осознать, что деревня являлась  органичным миром Татьяны Лариной, семья которой придерживалась старых традиций и  хранила «в жизни мирной привычки милой старины...». Именем «Татьяна» Пушкин  подчёркивает простоту героини романа, её близость к национальным корням своего народа  и указывает на её связь с миром провинциальной русской жизни. ­  Что повлияло на формирование мироощущения Татьяны? (ответы учащихся на основе  анализа строф гл.2) Итак, мир Татьяны – это русская природа, деревенская жизнь с рассказами няни. С её  теплотой. Сердечностью, это и увлечения романами. ­ Какие романы нравились Татьяне? (Сентиментальные произведения, в которых описываются глубокие чувства, герой –  благородный, способный на подвиги человек. На таких романах и воспитывалась Татьяна.  Таким и представляла себе своего будущего избранника, в такой счастливой судьбе для  себя она была уверена.) ­ Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так непохожего на знакомых ей  молодых людей, Татьяна сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и  влюбилась в него. ­  Почему поэт подчеркивает, что она не блещет красотой внешней? Какой внутренний мир  Татьяны? (ответы учащихся) Белинский В.Г. писал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто  другое не говорило ее душе, ум ее спал» ­  Каких героинь напоминает вам Татьяна? Что дает сравнение Татьяны со Светланой,  героиней баллады Жуковского? (учащиеся сравнивают Татьяну с Машей Мироновой,  героиней повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Отмечают черты сходства со  Светланой Жуковского: поэтичность, мечтательность, влюбленность) Ребята, обратимся к иллюстрациям к роману «Евгений Онегин». Перед вами портреты  Татьяны, героини пушкинского романа. Художники Кузьмин, Рейтерн, Соколов,  Константинов, Добужинский неоднократно обращались к этому образу. II «Душа ждала кого­нибудь  и дождалась». (Встреча Татьяны с Онегиным и любовь к  нему). 1. Слово учителя ­ Проследите по страницам 17 – 21 второй главы, прислушивается ли Татьяна к словам  няни, которая рассказывает ей о патриархальных отношениях к любви и браку (чтение по ролям)                                                                                                                                                    140 Вывод: Она няню не слушает. Татьяна в смятении, она не может сдерживать свои чувства и  пишет письмо. Перед нами не кокетка, она не может лицемерить ­ «Татьяна любит не  шутя» 2. Чтение наизусть письма Татьяны 3. Вопросы учащимся: ­ Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признаётся ему в  любви? Было ли это признание необычным в то время поступком? (Татьяна – первая! – пишет письмо Онегину. Даже и в наше время не принято девушке  первой открывать свою любовь – и это правильно: гордость и честь не стареют. Во времена  Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского  общества.) Но мы не осуждаем Татьяну, потому что она искренне любит. Именно глубокое чувство  движет героиней, толкает на этот смелый, необычный поступок.  ­ Как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли он свою героиню7 (Сравнивая Татьяну с холодными, недоступными красавицами, причудницами большого  света, кокетками, Пушкин отдаёт предпочтение искренности, естественности Татьяны.  Поэтому автор «свято бережёт письмо», «с тайною тоскою читает».) Иллюстрации: «Татьяна у окна», «Татьяна пишет письмо». ­ Считаете ли вы, что встреча в саду Татьяны с Онегиным самая тяжелая в ее жизни?  4. Выразительное чтение наизусть монолога Онегина    Такой ответ Онегина, его суровое объяснение, отказ от любви – неожиданный удар для  Татьяны. Это трагический момент в её жизни. Посмотрите на иллюстрацию, выполненную художником Рудаковым. Как ему удалось  изобразить отчаяние, страдание Татьяны? ­ О переживаниях героини говорит её поза: она стоит, печально склонив голову, опустив  плечи. ­ А теперь найдите строчки в романе, в которых говорится о состоянии Татьяны после  объяснения с Онегиным. Сквозь слёз не видя ничего, Едва дыша, без возражений, Татьяна слушала его. Он подал руку ей. Печально (Как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, Головкой томною склонясь).                                                                                                                                                    141 ­ Татьяна лишилась надежды обрести своё счастье. Но может ли она забыть Онегина? Любви безумные страданья Не перестали волновать Младой души… Любящая, чувствительная Татьяна может понять и предвидеть многое. Только её чуткой  душе может приоткрыться завеса над будущим. Не случайно именно ей снится «чудный  сон», вещий, пророческий, спустя некоторое время он сбывается. Онегин убил Ленского на дуэли, по сути, он совершил преступление.  ­ Изменилось ли отношение к нему Татьяны или осталось прежним? Почему? Сильнее страсть её горит И об Онегине далёком Ей сердце громче говорит. Она его не будет видеть; Она должна в нём ненавидеть Убийцу брата своего… ­ Нравственный долг Татьяны – осудить Евгения Онегина, её мораль не позволяет ей  забыть, простить убийство Ленского. Но, любя Онегина, героиня пытается понять причины  его поступков. ­ С какой целью Татьяна посещает усадьбу Онегина? (Она хочет узнать, что за человек Онегин. И перед Татьяной предстаёт новый мир. Книги,  что читал Онегин, помогли ей разобраться в его поведении, но она делает вывод, что  Онегин лишь копирует героев этих книг, подражает им. Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль ещё Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон? Уж не пародия ли он?) Эта догадка делает положение Татьяны безнадёжным. Вряд ли такой человек оценит её  чувство. Поэтому для героини «все жребии равны», она соглашается на уговоры матери  ехать в Москву, на ярмарку невест. III. « А счастье было так возможно,                                     Так близко…» («Татьяна в финале романа») 5. Вопросы учащимся ­  Изменилась ли Татьяна в финале романа? (гл.8) Если да, то в чем?     (учащиеся находят в тексте строки, где автор описывает появление Татьяны в  Петербурге на балу)                                                                                                                                                      142 Звучит вальс. Иллюстрация к роману «Бал» 6. Слово учителя. Как описывает автор встречу Татьяны и Онегина на балу?   ­ Почему же Татьяна так держится? (Она узнала законы света, в котором опасно выставлять напоказ свои чувства.) ­ Увидев Татьяну на балу, Онегин был поражен: «Ужель та самая Татьяна?» Прослушаем  фрагмент из оперы Чайковского, арию Онегина. Звучит фрагмент из оперы. (CC строфа, восьмая гл.) ­ Почему Онегин, отвергший любовь провинциальной барышни, влюбляется в светскую  даму? (ответ учащихся: Татьяна – «законодательница зал») 7. «Ассоциации». Перед вами две розы: одна – бутон, другая раскрыта. Скажите, как эти  цветы ассоциируются у вас с героиней Пушкина? 8. Слово учителя     В романе Пушкина нет намека даже на возможность счастливого конца с Онегиным.  Чайковский, работая над одноименной оперой, при всех отступлениях от романа в силу  оперной специфики, очень скоро понял, что задуманный им первоначально счастливый  конец – невозможен. Онегин в последних лирических сценах развенчан Чайковским более,  чем автором романа. ­ Сравните письмо Онегина с письмом Татьяны. 9. Чтение наизусть письма Онегина. ­ Сколько писем написал Онегин? Почему Пушкин не дал нам их прочитать?  ­ Вернемся к сцене свидания Татьяны с Онегиным. Какой показана Татьяна? (Чтение отрывка «сидит, не убрана, одна…») ­ Почему Пушкин так скуп в описании Татьяны? 10 Чтение наизусть монолога Татьяны     ­ Какой смысл вложил автор в фразы  «Я вышла замуж» и «Я другому отдана»     ­ Почему любя Онегина, Татьяна отказывается от счастья? 11. Слово учителя    Пушкин долго работал над сюжетом романа. Современница поэта А.Т. Новосильцева  вспоминает, как она предложила Пушкину свой вариант развития романа после дуэли с  Ленским: «Я ранила бы Онегина, Татьяна за ним ходила, и он бы оценил ее и полюбил ее.» ­ «Ну нет, он Татьяны не стоил», ­ ответил Пушкин.    Достоевский писал: «Я вот как думаю: если б Татьяна даже стала свободною, если бы  умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы не пошла за Онегиным. Надо же  понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит кто он такой: вечный скиталец  вдруг увидел женщину, которую прежде пренебрег, в новой блестящей недосягаемой  обстановке, ­ ведь в этой обстановке – то, пожалуй, и вся суть дела! Ведь этой девочке,  которую он чуть не презирал, теперь поклоняется свет – свет, этот страшный авторитет для Онегина».                                                                                                                                                        143 12 «А счастье было так возможно…» Условием этого возможного счастья было понимание  Онегиным Татьяны тогда, в деревне. Но он не понял ни тогда, ни позже, что такие натуры,  как Татьяна, любят один раз. Последнее пожелание Онегина Татьяна выполнила с лихвой  «Учитесь властвовать собой» и в этом даже превзошла своего учителя. К концу романа Татьяна достигает нравственной высоты, внутренней гармонии, душевного  покоя.  Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива,                                       Без взора наглого на всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней. Пушкин в образе Татьяны впервые в русской литературе представил нам идею «монастыря  в миру». Живя в миру, Татьяна преодолела его суету и страсти, противопоставив ему свой  внутренний духовный мир – монастырь. И общество преклонилось перед ней, повинуясь ее  тайной духовной крепости и нравственной чистоте. К ней дамы подвигались ближе; Старушки улыбались ей; Мужчины кланялися ниже, Ловили взор ее очей Девицы проходили тише Пред ней по зале… Татьяна преодолела последнее искушение демона – совратителя Онегина. К концу романа  Татьяна приближается к своему первообразу, к той святой христианской мученицы  Татианы, в честь которой ее нарекли. Достоевский писал: «Это тип положительной красоты, Это апофеоз русской женщины» IV. Итог урока. Составление синквейна V Домашнее задание. Используя цитаты, подготовить устное сообщение «Татьяна –  любимая героиня Пушкина».

Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Открытый урок в 10 классе "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017