Урок в 10 классе на тему "Художественные особенности романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
Оценка 4.7

Урок в 10 классе на тему "Художественные особенности романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
01.06.2017
Урок в 10 классе на тему "Художественные особенности романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
Разработка урока представляет собой обобщающий материал по роману Л.Н.Толстого "Война и мир", где подводится итог по изучению образов Кутузова и Наполеона, жанровых особенностей романа. Предлагается вспомнить словарную работу по тексту, повторить изобразительно-выразительные средства языка. Присутствуют задания, направленные на развитие речи обучающихся.
10 класс.doc
МАОУ Апрелевская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов        ОТКРЫТЫЙ   УРОК          ПО ЛИТЕРАТУРЕ             В 10 КЛАССЕ   «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ  ОСОБЕННОСТИ           РОМАНА Л.Н.ТОЛСТОГО                «ВОЙНА И МИР»                                                                                                                                                     РАЗРАБОТАЛА                                                                        учитель русского языка                                                                                        и литературы ЕВЛАШЕВА С.П. Цели: 1) раскрыть своеобразие романа; 2) подвести итоги; 3) развитие  речи учащихся; 4) развитие навыков анализа. Оборудование: индивидуальные карточки, художественные тексты,  портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации к роману из альбома к изучению  творчеству Л.Н.Толстого.                            Ход урока:    Эпиграф к уроку: «…оригинальное и многостороннее произведение, соединяющее в себе  эпопею, исторический роман и очерк нравов.»                                                             И.С.Тургенев 1. Вступительное слово учителя.   ­   Сегодняшним   уроком   мы   подводим   итоги   изучению   гениального толстовского произведения.           Всю жизнь писатель пребывал в поиске единства художественного познания человека, вспомните хотя бы его выражения: люди как реки; формула человеческого характера. И поэтому, исходя из этих поисков, писатель, наряду с Ф.М.Достоевским, новаторски разрабатывает такой метод, как психологический реализм.   Роман   «Война   и   мир»   ­   вершина   творчества   писателя,   его   отличает своеобразие жанра и стиля, в нем слились философские, исторические и психологические   мотивы,   в   нем   эпическая   манера   повествования сочетается   с   летописным   стилем,   а   сатира   ­   с   глубоким   лиризмом. Замечательно   об   этом   произведении   сказал   И.С.Тургенев.   (Читаем эпиграф)   ­ Давайте же перелистаем страницы романа­эпопеи и поговорим о его художественных особенностях.  Запись темы и эпиграфа в тетрадь. А) Жанровое своеобразие. (Индивидуальное сообщение учащегося)  «…Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось…» «…Предлагаемое теперь сочинение ближе всего подходит к роману или повести,   но   оно   не   роман,   потому   что   я   никак   не   могу   и   не   умею положить   вымышленным   мною   лицам   известные   границы   ­   как­то женитьба   или   смерть,   после   которых   интерес   повествования   бы уничтожился…»  Так писал о жанре своего произведения сам Л.Н.Толстой.  Действительно, долго не могли определить жанр «Войны и мира».    В   наше   время   историки   и   литературоведы   назвали   «Войну   и   мир» романом­эпопеей. «Романные» признаки: развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка ­ для всего повествования и для каждой сюжетной   линии   в   отдельности;   взаимодействие   среды   с   характером героя, развитие этого характера.  Признаки эпопеи ­ тема (эпоха больших исторических событий); идейное содержание   ­   «моральное   единение   повествователя   с   народом   в   его героической деятельности, патриотизм… прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально­историческому обобщению».  Кроме того, роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда.   ­Уже в раннем творчестве Толстого наметился принцип  изображения действительности: внешних   происшествий подчёркивает   их   несоизмеримость   с   внутренней   значимостью происходящего.   Поэтому   цель   рассказать   задушевную   сторону   жизни «одного дня» оборачивается выводом, что на такую книгу «недостало бы чернил на свете».  Проследим на примере одного из героев ­ Пьера Безухова, как мастерски Толстой дает через внешнее описание речевые характеристики и как он делает психологический анализ. Б) Мастерство толстовских портретов. (Индивидуальное сообщение учащегося)  ­Вспомним портретные описания Кутузова и Наполеона. Эти личности ­ нравственные   полюсы   романа­эпопеи.   Докажем   это   на   примере портретных описаний.    В портрете Кутузова автор отмечает тучность, грузность, старческую слабость   полководца,   но   именно   эти   детали   делают   его   облик   незначительность естественным, человечным, близким; в его внешности проявляются его нравственные качества: простота, доброта, правдивость.    Портрет   Наполеона   же   даётся   в   сатирических   красках:   маленький человечек с притворной улыбкой, жирные плечи и ляжки. Круглый живот, бесцветные глаза.       Ещё   пример:   Андрей   Болконский   и   Пьер   Безухов,   лучшие   герои Толстого. В самом начале произведения, при описании приёма в салоне А.П.Шерер, мы видим фальшь собравшегося здесь общества («плоское лицо»,   Анна   Павловна   «угощала»   своих   гостей   иностранцами, «сервировала» сначала виконта, потом аббата). Среди собравшейся здесь знати   выделяются   двое:   Пьер   Безухов   со   своим   умным   и   робким, наблюдательным   и   естественным   взглядом,   Андрей   Болконский   с гримасой скуки на красивом лице.    Инсценировка эпизода (том 1, часть 1, глава 4) Участвуют в инсценировке: Пьер Безухов, виконт, Анна Павловна, автор. Беседа по данному эпизоду: ­ Какое впечатление произвёл Пьер на вас в этом эпизоде? ­ Какие изобразительные средства использует автор в этом эпизоде? (Антитеза, ряды однородных членов) ­Почему, несмотря на слово «глуповатое», мы не относимся к нему как к глупому человеку? (­оват­, слово с помощью этого суффикса приобретает добрый оттенок) Сравнение   двух   иллюстраций   из   альбома   к   изучению   творчества Л.Н.Толстого. Слово учителя. ­Пьер   Безухов   ­   один   из   лучших   героев   Толстого.   Его   жизнь   полна противоречий, высот и падений, как полна противоречий жизнь самого Толстого. И подтверждение этому ­ могилка писателя на краю оврага, без креста, без памятника…Но и Пьер, и Андрей продолжают искать смысл жизни и своё место в ней. Схема №1 ПЛАТОН                    НАТАША                тайное общество Масонство                                                          1812 год Анатоль                          Элен ЛЮБОВЬ                                           Андрей                            Европа                                   республика Комментарий к схеме №1  Пьер был воспитан в Европе. В Петербург приехал сочувствующим  республиканским идеям. Первое даёт ему Курагиных, второе ­ Андрея,  под влиянием которого он начинает искать свой путь в жизни. Но  масонство не оправдывает его надежд. 1812 год дал ему познание  философского мира Каратаева (в жизни побеждают добрые силы), любовь Наташи, боль за народ, которая приведёт его в тайное общество.  ­А возможно ли нравственное самоусовершенствование в тот период? Инсценировка эпизода (том 1, часть 2, глава 11)  ­Вывод: весь роман ­ полемика.   ­ В споре Андрея с Пьером звучит одна важная мысль: нравственное самоусовершенствование   в   то   время   ­   это   идеал   материально обеспеченных людей, не понимающих, что такое тяжесть труда и тяжесть жизни.   Разочарования лавных героев вызваны глубиной их стремлений. Только та   деятельность   удовлетворит   их,   в   которой   они   найдут   совмещение интересов для себя и для других. А пока они ошибаются, снова начинают, и   бросают,   и   вечно   борются,   потому   что  «спокойствие   ­  душевная подлость». В их поисках, разочарованиях и надеждах отразилась важная сторона исторической жизни начала 19 века.  Так слились воедино исторический и психологический мотивы.        ­Роман органично показывает нам и военные, и мирные картины. Большая роль отводится историческим личностям.                       КУТУЗОВ и НАПОЛЕОН (Индивидуальное сообщение учащегося) Кутузов и Наполеон ­ нравственные полюсы романа­эпопеи: автором  утверждается величие полководца народной войны и развенчивается  командующий армии грабителей, мародеров и убийц.  Вместе с армией, с русским народом Кутузов защищает свободу и  национальную независимость России. Армия оккупантов вдохновляется  жаждой грабежа, обогащения, а их командующий ­ идеей мирового  господства, культом своей личности, манией величия. Сила Кутузова как  полководца в его глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество перед лицом захватчика, в убежденности, что враг должен  быть и будет изгнан. Ставка Наполеона ­ на самые низменные инстинкты  солдат его разноплеменной армии: приобрести имение в России,  награбить богатства, вести пьяную, разгульную жизнь… «…Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес собой кучу вещей, которые ему казались нужны и ценны… Цель каждого из этих  людей… состояла в том, чтобы удержать приобретенное.»  Кутузов показан мудрым и опытным полководцем, который своими  распоряжениями помогает росту народного сопротивления, укрепляет  дух войска. Для Наполеона война ­ это игра, а люди ­ пешки в этой игре. Д.з. – подготовиться к написанию классного сочинения

Урок в 10 классе на тему "Художественные особенности романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Урок в 10 классе на тему "Художественные особенности романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Урок в 10 классе на тему "Художественные особенности романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Урок в 10 классе на тему "Художественные особенности романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Урок в 10 классе на тему "Художественные особенности романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Урок в 10 классе на тему "Художественные особенности романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Урок в 10 классе на тему "Художественные особенности романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Урок в 10 классе на тему "Художественные особенности романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Урок в 10 классе на тему "Художественные особенности романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Урок в 10 классе на тему "Художественные особенности романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Урок в 10 классе на тему "Художественные особенности романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Урок в 10 классе на тему "Художественные особенности романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017