Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"
Оценка 4.9

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
29.11.2018
Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"
Тип урока: урок открытия нового знания. Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи. Используется индивидуально-групповая работа, инсценирование материала для наблюдений, работа с текстом с использованием фразеологизмов, исправление речевых ошибок при употреблении фразеологизмов
открытый урок в 6 классе Фразеологизмы.docx
Тема урока: Фразеологизмы. (6 класс) Цель урока:  сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи. Задачи:   Предметные: познакомить с основными понятиями фразеологии, знать определение фразеологизмов; показать   роль фразеологизмов в русском языке,   формировать   навыки   лингвистического   анализа   текста   с фразеологизмами;  развивать   навыки   правильного   употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;  Метапредметные:  ­ Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении   через   включение   в   новые   виды   деятельности   и   формы сотрудничества; ­  Познавательные:  формировать навыки определения специфических особенностей   фразеологических   оборотов,   отличать   их   от   других речевых единиц в потоке речи; обогащать словарный запас учащихся; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; устанавливать причинно­ следственные связи; объяснять языковые явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами; ­ Коммуникативные: развивать творческие способности и образное  мышление школьников; формировать умение работать в паре, группе  (уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку  зрения); формировать способность к сотрудничеству и взаимопомощи  при групповой работе; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь  по ходу выполнения заданий.  Личностные:  воспитывать   любовь   к   родному   языку,   его   красоте   и многозначности;  формировать   ценностное   отношение   к   совместной познавательной   деятельности   и   к   полученным   результатам; формировать у учащихся навыки контроля, самооценки, взаимооценки; оценивать результат своей работы; устанавливать  связь между целью деятельности и ее результатом. Тип урока: урок открытия нового знания. Методы обучения: проблемно­поисковый, лингвистическая лаборатория,  метод поискового обобщения. Педагогические технологии: технология обучения в сотрудничестве;  проблемное обучение, игровые технологии. Форма учебной деятельности: групповая, парная, фронтальная. Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация. Оборудование: мультимедиа (презентация), карточки с заданиями, листы,  ручки 1. Организационный момент (слайд 1) Ход урока Приветствие учителя, выяснение количества отсутствующих и причины их  неявки, настрой на положительную мотивацию получения новых знаний 2. Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний. Лексический терминологический диктант (нужно определить слова по  лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей  взаимопроверкой. 1) Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его  основную единицу — слово (лексика); 2) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но  совершенно разные по лексическому значению (омонимы); 3) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим  значением (антонимы); 4) Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся по­ разному, но обозначающие одно и то же с разными оттенками лексического  значения (синонимы); 5) Слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы); 6) Слова, употребляемые людьми той или иной профессии  (профессионализмы); 7) Слова, вышедшие из активного повседневного употребления (устаревшие); 8) Новые слова, возникающие в языке (неологизмы). У учеников в тетради должна получиться запись: (слайд 2) лексика, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, профессионализмы,  устаревшие слова, неологизмы. 3. Проблемная ситуация, формулировка темы урока, постановка цели,  задач. У: А теперь, чтобы перейти к теме нашего сегодняшнего урока, предлагаю  рассмотреть ситуацию, которая произошла совсем недавно в самой обычной  семье, проживающей в городе Чебаркуле. (слайд 3)  Учащиеся инсценируют ситуацию. ­ Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, ­ сказала мама.  А Саша стучит.  ­ Прекрати стук! – сказал папа.  А Саша стучит. ­ Как об стенку горох, ­ говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он  всё своё. Отберу молоток!  Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.  ­ Отдай! ­ Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!  ­ Я машину чиню, ­ заплакал Саша.  А бабушка: ­ Всему своё время. ­ Зачем молоток унесла? ­ Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком  сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.  Папа сказал: ­ Какая живая у нашей бабушки речь! Что ни слово, то народная мудрость! ­ Кашу маслом не испортишь! У: Ребята, поняли ли вы, о чем бабушка говорила внуку? Как называются те  самые слова, которые украшают ее речь, делают ее живой? Сформулируйте  тему нашего урока. Д: Фразеологизмы. У: Верно. Запишите тему в тетрадь. (слайд 4) Сегодня мы ­  поближе познакомимся с фразеологизмами, их особенностями и  значениями;  ­ научимся употреблять фразеологические обороты в устной и письменной  речи с целью ее обогащения, ведь мы с вами являемся носителями великого и  могучего русского языка, чем по праву должны гордиться; ­  а также будем развивать ваше образное мышление, без чего работа с  фразеологизмами практически невозможна. 4. Знакомство с термином, работа с учебником, словарем У: Сначала откроем учебники на странице 81 и прочитаем сначала материал  для наблюдений, а затем определение. Что же такое «фразеологизм»?  Д: Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. (слайд 5) У: Устойчивые, то есть в них ничего нельзя менять: ни переставлять слова  местами, ни заменять их на другие. Иначе фразеологизм разрушится и перестанет быть самим собой. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом и добавляет нашей речи эмоциональность, выразительность. У: Значение фразеологизма мы можем посмотреть во фразеологическом  словаре (слайд 6) или в толковом словаре (тогда у фразеологизма появляется  специальный значок – ромбик, по которому его можно опознать). Давайте  откроем толковый словарик нашего учебника и попробуем найти в нем  фразеологизмы. 5. Работа с фразеологизмами в тексте У: А сейчас от теории перейдем к практике, чтобы вам было понятно, о чем  мы только что говорили. Вернемся к сценке, которую перед вами разыграли  одноклассники. Давайте найдем в тексте фразеологизмы, попробуем  определить их значение, то есть заменить их либо одним словом, либо  предложением. Если какое­то выражение будет вызывать у вас затруднение,  используйте слова для справок (слайд 7) Д: Как об стенку горох, хоть кол на голове теши – бесполезно;  не видать как своих ушей – не получишь ни при каких условиях;  всему своё время – не надо торопить события; ему про Ерёму, а он про Фому – иметь в виду не одно и то же, разные вещи; как с Луны свалился – не знает простых вещей, о которых знают все; русским языком сказано – то есть простыми и понятными словами. 6. Групповая работа по рядам. У: Легко ли вам было определять значения фразеологизмов? А почему?  Д: Фразеологизмы – это слова в переносном значении, поэтому определить их  смысл не всегда так просто. У: Действительно, чтобы понять смысл фразеологизма, нужно обладать  образным мышлением. Даже нам, всю жизнь проживающим на территории  Российской Федерации, бывает сложно понять значение фразеологизма. Что  уж говорить об иностранцах, изучающих русский язык! Иностранного  художника попросили проиллюстрировать фразеологизмы. Давайте  посмотрим на слайд и поможем иностранному гостю разобраться в тонкостях  русского языка! Определить значение фразеологизмов (слайд 8) 1 ряд: Море по колено (ничего не страшно), мухи не обидит (очень  добрый человек), как две капли воды (похожи друг на друга)       (слайд 9) 2 ряд: Тянуть кота за хвост (надолго затягивать какое­то дело),  витать в облаках (мечтать), не разлей вода (очень дружны)       (слайд 10) 3 ряд: Плясать под чужую дудку (беспрекословно подчиняться),  водить за нос (обманывать), сесть на шею (быть обузой)       7. Физкультминутка Как бы ни было интересно определять значения фразеологизмов, но я вижу, что   некоторые   ваши   одноклассники   уже   устали.   Давайте   мы   немного разомнемся, но разминка тоже станет частью нашей сегодняшней темы. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка). ­­ Встанем, как аршин проглотили. Согнемся в три погибели. ­­ Проголосуем обеими руками. ­­ Попрыгаем, как заяц. ­­ Постреляем друг другу глазами. ­­ Дадим задний ход. ­­ Побьем друг другу челом. Подержим нос по ветру. ­­ Разведем руками. А теперь ­руки в брюки. ­­ Потопчемся на месте. ­­ Наломаем дров. ­­ Намылим друг другу голову. ­­ Сделаем хорошую мину при плохой игре. Но в ногах правды нет, занимайте свои места. 8. Назовите фразеологизмы, которые здесь изображены и их значения.  Составьте с ними предложения (каждому ряду своя картинка). (слайд  11) 1. Лить крокодиловы слезы (1 ряд) 2. Достать с неба звезду (2 ряд) 3. Заметать следы (3 ряд)  9. Работа на исправление ошибок У: Теперь вы стали настоящими профессионалами по части фразеологизмов:  и значение определяете, и предложения составляете. Помните, в начале урока  мы говорили о том, что фразеологизмы нельзя разрушать: ни менять слова  местами, ни заменять слова оборота на другие. Давайте проверим, насколько  развит ваш кругозор, внимание и логическое мышление. Исправьте ошибки во фразеологизмах: (12 слайд) 1 ряд: ­Первый клин комом (блин) ­От бобра бобра не ищут (добра) ­На безрыбье и бак рыба (рак) 2 ряд: ­Жди у горя погоды (моря) ­Мы сами с ушами (с усами) ­Два сапога –тара (пара) 3 ряд: ­Один в золе не воин (в поле) ­Трус своей лени боится (тени) ­Толочь в ступе соду (воду) Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов?  Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения. (13 слайд)  Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. (Криво, некрасиво)  Котенок   был   очень   некрасивым,   глаз   не   оторвать.   (Симпатичным, милым)  Ребята дружно работали не покладая рук.  Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.  Петя весь вечер молчал, словно воды в рот набрал.  Яшка сломя голову остановился. (Побежал) Установите соответствие (какой ряд быстрее) (14 слайд) 1. Галопом по Европам. 2. Тяп­ляп. 3. Попасть пальцем в небо. 4. Тютелька в тютельку. 5. От чистого сердца. 6. Не за горами. А. Точь­в­точь. Б. Наугад. В. Наспех. Г. Недалеко. Д. Небрежно. Е. Искренне. Должно получиться: 1В, 2Д, 3Б, 4А, 5Е, 6Г. 11. Подведение итогов урока, домашнее задание (слайд 15) У: Домашнее задание будет связано с темой следующего урока. Естественно,  я спрошу теорию, то есть параграф 29. А письменная часть задания будет  творческой: найдите историю происхождения понравившегося вам  фразеологизма и оригинально оформите свою работу, проиллюстрируйте ее. 10. Рефлексия  У: Давайте подведем итог урока: 1. Что мы сегодня изучали? 2. Чему научились? 3. Что запомнилось больше всего? Если вам не понравился урок, то вы должны громко потопать ногами, а если  понравился, то похлопать в ладоши самим себе и одноклассникам, которые  вам помогали изучать и анализировать новый материал, а также гостям,  которые присутствуют на уроке.  (слайд 16) ВСЕМ СПАСИБО!!!! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая  рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли  себя в руки и продолжили работу. И в кабинете не было ни одного, кто бы  смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. Молодцы!

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Открытый урок в 6 классе на тему "Фразеологизмы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018