МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 14
Проектно-исследовательская работа
Тема: «Отношения родителей и детей. Семья»
Выполнил: Марисова Эльвира
Руководитель: Черемисина Наталья Степановна
Иркутск 2022 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..…..стр.3
Глава I Теоретические основы исследования ……….……..……..…стр.4-13
1.1. Что такое семья и ее история.................................................................стр.4
1.2. Типы семьи и ее организации…………...…………………...……..…стр.5
1.3. Семейная психология……………………...…………….……...……стр.3
Глава II Практическая основа исследования……………..….…….стр.14-16
2.1. Воспитание детей: основные методики………………...………...…стр.14
2.2. Разработка продукта………………………………….………..….......стр.16 Заключение…………………………………...…………..............................стр.17
Список литературы………………………………………….………….…стр.18
Введение
Актуальность темы: семья – уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики.
Цель: узнать о взаимоотношениях родителей и детей, а так же выяснить актуальные проблемы в современных семьях. Создать продукт, на основе которого большинство родителей смогут найти подход к своим детям.
Для этого нужно выполнить данные задачи:
1. Узнать, что такое семья.
2. Разобраться в типах и организациях семей.
3. Изучить отношение между родителями и детьми.
4. Проанализировать семейную психологию.
5. Выяснить частые проблемы в современных семьях.
6. Найти подход и выяснить решение этих проблем.
7. Подобрать различные методики воспитания.
8. Создать продукт, который будет помогать родителям в воспитании детей.
Гипотеза: Если подробно разобраться в теме взаимоотношений родителей и детей, выяснить частые причины ссор и подобрать методики воспитания, то данный проект сможет помочь родителям лучше понимать своих детей и наладить с ними отношения.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературных источников и электронных ресурсов; 2. Эмпирические: социологический опрос-анкетирование среди родителей.
Глава I Теоретическая часть
1.1. Что такое семья?
Несмотря на свою общеупотребительность, это понятие довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затруднено. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социальноэкономических условий, а также от конкретных целей исследования.[1] История создания понятия «семья»:
Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение восходя к значению территориальной общности. В древнеславянском и древнерусском языке слово семья означало как семью, так и челядь, домочадцев.
До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная2 семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала дето центристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны — это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведёт к меньшей устойчивости браков.
От того какая семья в духовном плане, зависит состояние общества. Но, к сожалению, согласно любой статистике, основная тенденция развития семьи с детьми на сегодняшний день – это снижение среднего числа детей в семье, а также снижение количества полных и многодетных семей.
Подведем итог: с момента появления малыша на свет начинается развитие[2] взаимоотношений между родителями и ребёнком. Тысячами нитей семья связана с обществом, государством, государственными и общественными организациями и учреждениями, с большим миром планеты и заботами ближайших соседей. Через семью проходит социализация человека. Именно, в ней формируется личность, происходит воспитание ребенка, в ней он впитывает все норы морали.2
1.2. Типы семьи и ее организации.
Типы семей:
В зависимости от количества партнёров:
• моногамная семья — состоящая из двух партнёров • полигамная семья — состоящая из более двух партнёров В зависимости от количества детей:
• бездетная, или инфантильная семья;
• малолетняя семья;
• среднедневная семья;
• многодетная семья.
В зависимости от состава:
• простая семья — состоит из одного поколения, представленного родителями с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
• элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
• полной — в составе есть оба родителя и, хотя бы один ребёнок
• неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
• составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных
• сложная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.
• однополая семья — семья, образованная двумя лицами одного пола.[3]
Вывод: Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуальнопсихологические потребности её членов.
1.3. Семейная психология
Семья, как сложное образование становится объектом внимания различных разделов психологии. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и открытая самоорганизующаяся система.
В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет.[4]
Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным, и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. [5]
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях.
Важным фактором, влияющим на психологический климат семьи, является её состав, так в неполных семьях с детьми, чаще всего формируется неблагоприятный психологический климат.
Не может не тревожить общественность большое количество разводов. Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов.
Основными причинами разводов являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблема распределений домашних обязанностей, психологическая несовместимость.[6] Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей.
Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми, особенно отцов.
За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность.
Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстетического направления, многие из них функционируют на платной основе.
В качестве первоочередных мер, стоящих перед теми, кто занимается проблемами семейных отношений, являются следующие: во-первых исследование вопросов положения семьи в современном обществе, ее функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом; обеспечить выполнение федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», добиваться выполнения правительством РФ и местными органами власти законодательства, федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей; добиваться полного бюджетного финансирования на федеральном и региональном местном уровнях всей социальной инфраструктуры детства: образования, здравоохранения, культуры и отдыха.
Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические - потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда - являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде.[7]
В большинстве случаев между родителями и детьми происходит недопонимание, зачастую это связанно с проблемой поколений, давайте разберем что же это такое и какие основные причины влияют на отношения детей и их родителей:
Что такое проблема поколений?
Проблема поколений - это одна из нерешенных проблем современного мира. Представители более старого поколения не понимают новое поколение. Они осуждают их стиль общения, одежды, манеры речи. Им кажется, что у современного поколения отсутствуют какие-либо ценности. Они не понимают современную музыку и в общем искусство. И, конечно, всем знакомая фраза
"Раньше было лучше". Ниже мы разберем какие основные причины мешают родителям найти общий язык с детьми.
Есть два абстрактным человека, которым мы даем задание. Оно звучит следующим образом: "Представьте себе самую лучшую музыку на свете". Вы смогли это сделать? Я думаю, что да.
Теперь я расскажу вам об этих двух людях. Первый человек был рожден и воспитан в Индии, а второй в Испании. А теперь, если мы попросим их рассказать какую именно музыку они представили. Мы увидим две одинаковые композиции? Или абсолютно расходящиеся мнения? А если сравнить их с твоим мнением?
Также и с поколениями. Более раннее поколение жило в СССР, где им прививались совершенно другие вкусы в одежде и музыке. А современное поколение растет в других условиях. Они как будто представители разных стран. И поэтому возникают разногласия в существовании вкуса у подростков, ценностей и в общем в том "получилось" ли новое поколение "хорошим".[8]
• "Раньше было лучше".
Это вторая важная грань проблемы поколений.
Наша память так устроена, что она стирает все плохие моменты и оставляет только хорошее. Если мы адекватно посмотрим на то, как раньше жили люди. Разве стало хуже? Разве сейчас мы живем хуже.
Во-первых, большинство из родителей современных подростков, были еще очень малы во время СССР. Во времена, когда по всей стране была перестройка. Из-за чего люди голодали, жили в полной нищете и страхе. Тогда они были еще маленькие и не обращали внимание на такие вещи.
Им казалось, что все прекрасно. Когда вся семья собиралась дома и в их глазах можно было увидеть ужас и усталость от того, что им приходилось работать по 15 часов в день, чтоб прокормить детей. И только в детских, наивных глазах можно было разглядеть радость и спокойствие.[9]
В их головах остались только хорошие воспоминания о том, как они вместе с ребятами ходили гулять, играли в разные игры и веселились. Хотя на самом деле, это не все их детство. Подростки того времени часто устраивали драки, подсаживались на наркотики, курили и пили. Но об этом родители не вспоминают.
Чувство ностальгии одно из самых приятных, которые мы можем испытывать. И наш мозг делает все, чтоб почувствовать новую дозу
• У подростков нет проблем.
Все проблемы подростков не воспринимаются в серьез. Не только взрослые устают, не только им плохо, и не только у них есть трудности. Конечно, с взрослением, проблемы становятся все трудней, но для подростков их проблемы кажутся достаточно трудными. Почему их не воспринимают в серьез? Есть как минимум две проблемы:
1. Все взрослые уже прошли через эти проблемы.
2. Гиперболизация проблем.
• Все взрослые уже прошли через эти проблемы.
У всех подростков примерно одни и те же проблемы. Обычно они касаются недопонимания со стороны одноклассников или всех сверстников; ссор с лучшими друзьями; усталости из-за большой нагрузки в школе; неразделенной любви и т.д.
Примерно такие же проблемы уже случались с родителями этих детей. Они уже их прошли. И теперь эти трудности не кажутся для них такими сложными и непреодолимыми, как для их детей. Они знают, как их решить. И для них проблема теряет свой статус. Поэтому они пренебрежительно относятся к ним.
• Гиперболизация проблем.
У подростков еще нет этого умения хладнокровно решать любые проблемы. И у них нет опыта решения трудностей. Только со временем они учатся оценивать степень трудности проблемы. И здраво мыслить о ее решении, не давая волю чувствам
• Навязывание личного опыта
«Я старше. Я в этом разбираюсь. Я лучше знаю». Это очень распространенные аргументы, которые взрослые используют в споре с ребенком. И он привыкает к ограничениям. Но взрослые упускают из виду, что личный опыт и совершаемые ошибки – это условие становления личности. Ребенка невозможно завернуть в папиросную бумагу и спрятать в коробочку, оградив от всех напастей и несчастий. Ему в любом случае придется пройти свой собственный путь и совершить свои ошибки. Нет смысла этому активно препятствовать, ведь это право каждого человека.
• Как все исправить и наладить взаимоотношения?
Почему так часто родители не могут понять своих детей? Научитесь слушать вашего ребенка. Если вы чувствуете, как стена непонимания вырастает между вами, отложите все свои дела и выведите ребенка на откровенный разговор. Покажите, что вы ему друг, а не враг и он должен делиться с вами проблемами. А их у детей немало. Почему-то принято считать, что проблемы бывают только у взрослых людей. Ребенок то что? Какие у него проблемы могут быть? Это неправильно. А как же переходный возраст и отношение с одноклассниками? Родители сами это проходили. [10]
Нельзя допускать того чтобы ребенок закрылся от вас. Нередко бывает, что родители уверенны в хорошем поведении ребенка вне дома, думают, что его никто не обижает, а оказывается совсем иначе. Причем часто узнают они это от других людей, а не от собственного ребенка. Дети всегда открыты для общения, главное найти к ним подход.
Начните с малого, пригласите ребенка в кино или просто устройте чаепитие. Отложите свои дела и уделите несколько часов своему чаду. Расспросите как у него дела, пусть расскажет вам о том, как он провел свой день. Если вы будете устраивать такие ненавязчивые разговоры несколько раз в неделю, вы расположите ребенка к себе и ледяная стена непонимания между вами будет постепенно оттаивать. Поддерживая доверительные отношения с ребенком можно избежать многих неприятностей в будущем. Интересуйтесь его жизнью, тогда вы научитесь его понимать и идти на уступки.
Современные дети быстро «вырастают». Уже в младших классах ребенок во всю умеет пользоваться смартфонами, в то время как его родители плохо разбираются в компьютере. Конечно, за ними сложно успеть, но надо постараться. Создать благополучие в семье несложно и все зависит от родителей, так что запаситесь терпением, отложите все свои дела на потом и начните действовать. Родители должны научится понимать своих детей. Родство по крови не всегда значит родство по духу. Родителям нужно научиться ценить то, что судьба подарила им ребенка. А дети должны быть благодарны просто за то, что благодаря своим родителям появились на свет.[11]
Вывод: Конечно, такое отношения к подросткам, и то, что они остаются одни, когда им нужна помощь, вызывает ряд проблем. Одна из них - одиночество. Их бросают в тот момент, когда им важно, чтоб кто-то был рядом.
Они чувствуют себя непонятыми и одинокими.
Также, у ребенка может развиться депрессия и если вовремя не обратиться к врачу, то можно заработать множество проблем с нервной системой на всю жизнь. Ну и, конечно, ребенок просто перестанет доверять своим родителям.
Не будет делиться своими проблемами и переживаниями.
Глава II Практическая часть
2.1 Воспитание детей: основные методики.
Нужно ли воспитывать своих детей? С точки зрения законодательства РФ, это наша прямая обязанность. Однако в каждой семье свои законы, и. как ни странно, многие родители сегодня на этот вопрос отвечают отрицательно, выбирая другое: "С детьми нужно просто жить!". Как к этому относиться? Иногда это мудро, иногда - глупость. Если за дело воспитания берется папа, у которого в голове алкоголь, а в руке ремень, то ответ однозначный - такому папе лучше бы делом воспитания не заниматься. Любому воспитателю начинать нужно с себя, первая задача - воспитать в себе воспитателя! С другой стороны, если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже. Чтобы дети оставались на уровне или уровень их рос, детей нужно воспитывать. Природа дает ребенку задатки, воспитание делает ребенка человеком. Воспитание приобщает ребенка к культуре, дает возможность ребенку войти в круг людей, правильное воспитание может развить у ребенка уважение к себе и к людям, смелость и творчество, создать предпосылки для его здоровья и счастья. С другой стороны, неправильное воспитание может убить в ребенке смелость и интерес к жизни, привить дурные привычки, развить эгоизм и разрешить воровство.
Развитие ребенка, воспитание ребенка, перевоспитание ребенка и управление ребенком - это совсем разные задачи и существенно различные методы.
Оказывается, единой науки воспитания нет: есть достаточно конкурирующие и нередко взаимоисключающие друг друга подходы, между которыми вам придется выбирать. Как минимум, мужской подход в воспитании серьёзнейшим образом отличается от женского подхода.[12]
Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отстроченную реакцию ученика и его соответствующего действия, направленное на самовоспитание.
Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.
Сущность методов поощрения и наказания в воспитании ребенка.
Поощрение и наказание или метод «кнута и пряника» относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходиться без этих методов. Действительно, ведь воспитание - это целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определённых качеств личности. Однако не всегда воспитываемый согласен с теми требованиями, которые ему предъявляют. Очень часто возникает противостояние, то есть объект воспитания не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: «Как же добиться исполнения требований?» Вот тут-то родитель и вспоминает о поощрении и наказании. Ведь можно за не исполнение требований наказать, а за послушание и уступчивость поощрить. Для большинства людей именно поощрение и наказание является основными методами в воспитании.
Родители обязаны воспитывать своих детей, то есть, заложив в их сознание определённую систему правил поведения, нравственных ценностей, основ взаимоотношений между людьми. В процессе формирования личности именно поощрение и наказание выступают в большинстве семей как основные показатели успешности или безуспешности процесса воспитания. К сожалению, чаще взрослые используют наказание, как способ воздействия на детей. Не всегда взрослые задумываются над тем, насколько глубокими могут оказаться последствие использования того или иного метода для воспитания ребёнка. Ещё реже родители, сталкиваясь с какой – либо проблемой в процессе воспитания, продумывают, насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения и наказания для решения возникшей спорной проблемой, а также для того, чтобы ребёнок выполнил требования взрослых. И всё - таки, использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходиться почти всем родителям, в любых семьях. Поэтому смело можно сказать, насколько важна и актуальна эта тема, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Также важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное руководство детьми.
Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А.С. Макаренко. Главный смысл наказания А.С. Макаренко видел в том, что оно должно « разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». С таким пониманием тесно связана его идея о необходимости индивидуализации наказания и недопустимости каких бы то ни было регламентированных «шкалой» мер воздействия. Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание - очень трудная вещь, оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности»,- подчёркивал А.С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрение нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. А.С. Макаренко сформулировал даже правила к требованиям родителей, при соблюдении которых может исчезнуть необходимость использования наказаний:
1.Требование не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже и на упрашивание.
2.Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
3.Оно должно быть разумным и не должно противоречить здравому смыслу.
4.Требование не должно противоречить другому распоряжению, данному самим же родителем или другим взрослым.
Вместе с тем А. С. Макаренко считал, что система поощрение - наказание необходима и законна. Она закаляет человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.
Основное значение метода поощрения в том, что ребёнок испытывает чувство радости, гордости, особенно в младшем возрасте. К поощрению предъявляется ряд требований:
1.Поощрение должно быть справедливым.
2.Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребёнка, в противном случае награда обесценивается.
3.Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребёнка.
4.Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать,
5. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.
Можно выделить следующие виды наказаний:
-словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения.)
-физическое наказание
-наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, отказ от контакта)
-наказание трудом
-наказание лишением (прогулки, сладостей, компьютера )
Иногда избиение ребёнка является следствием конфликта между мужем и женой, когда озлобленность против одного из супругов переносится на относительно беззащитного ребёнка.
Сущность метода убеждения.
В практике воспитания используются разнообразные методы воздействия на личность воспитанников. Методы воспитания оказывают воздействие на волю, сознание, поведение и чувства воспитанников, с целью выработки и воспитания у них желаемых качеств.
Убеждение (как метод воспитания в педагогике) – это определенное воздействие на личность воспитанника, его чувства, волю и поведение, с целью формирования и последующего закрепления у него положительных моральных качеств личности и устранение отрицательных черт характера.
Использование метода убеждения в воспитании зависит от возраста детей, уровня их развития и ряда индивидуальных особенностей. Признание метода убеждения как эффективного метода воспитания, относится к 20-м годам, когда он был впервые внедрен в воспитательную практику. Его педагогическая роль состоит в том, что процесс воспитания органически связан с развитием сознательности у детей, с пониманием ими общепризнанных норм и правил поведения в обществе, осознанием своего места в социуме и окружающей жизни.
Широкое использование метода убеждения в воспитании, связано с тем, что педагогика воспитания подчеркивает важность организации повседневной жизни и деятельности детей в органическом единстве с их нравственным развитием и расширением кругозора.
Таким образом, метод убеждения – это один из методов воспитания, выражающийся в глубоком и эмоциональном разъяснении сущности духовных и социальных правил, отношений и норм поведения, в развитии у подрастающего поколения сознания и понимания собственной роли в окружающем социуме.
Основа метода убеждения.
Метод убеждения в воспитании представляет собой определенный путь воздействия на личность ребенка, посредством разъяснения ему фактов и явлений общественной и личной жизни.
Характеристика метода примера в воспитании. Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания.
Сущность метода примера.
Пример – это метод воспитания, призванный организовать образец деятельности, поступков, образа жизни. Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, политических личностей, революционеров.
Сущность метода принуждения.
Принуждение – это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправить свое поведение.
• Основные формы выражения принуждения в воспитании:
• Категорические требования;
• Запрет;
• Осуждение провинившегося в коллективе;
• Основные условия действенности принуждения в воспитании:
• Индивидуальный и групповой подход в принуждении;
• Обстоятельное выяснение причин проступков;
• Достижение глубокого осознания провинившимся своей вины;
2.2 Создание продукта.
На основе данного проекта был создан продукт в качестве брошюры для родителей, в которой собраны различные методики воспитания детей, а так же советы «как найти общий язык с ребенком и что делать если он вас не понимает?». Ниже будут приведены результаты проведенного опроса среди родителей учеников моего класса, а также сам опрос:
Опрос для родителей.
1. Находите ли Вы время для общения со своими детьми?
• Да
• Стараюсь, но не всегда получается
• Нет, не хватает времени
2. Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?
• Спокойным доверительным тоном
• Стараюсь общаться спокойным тоном, но не всегда получается
• Ребенок воспринимает только общение на повышенных тонах
3. Внимательно ли Вы выслушиваете своих детей?
• Да, всегда вникаю в детские проблемы
• Не всегда, много своих проблем
• Нет. Откуда у детей проблемы?
4. Считаете ли Вы проблему общения с детьми достаточно важной?
• Да
• Нет
• Затрудняюсь ответить
5. Какими методами воспитания Вы пользуетесь? Опишите.
Кол-во опрошенных: 20 человек
Возраст: от 30 до 45 лет
Находят время для общения со своими детьми 80%
Выслушивают детей и помогают им 95%
Не имеют проблем с общением и пониманием детей 100%
Используют метод: уважение, поощрение и пример 80%
Используют метод: «кнут и пряник» 20%
Стараются разговаривать с детьми спокойным и доверительным тоном 85%
Макет брошюры:
.
Заключение.
С момента появления малыша на свет начинается развитие взаимоотношений между родителями и ребёнком. Через семью проходит социализация человека. Именно, в ней формируется личность, происходит воспитание ребенка, в ней он впитывает все норы морали.
Конечно, такое плохое отношения к подросткам, и то, что они остаются одни, когда им нужна помощь, вызывает ряд проблем. Одна из них - одиночество. Их бросают в тот момент, когда им важно, чтоб кто-то был рядом.
Они чувствуют себя непонятыми и одинокими.
Ну и, конечно, ребенок просто перестанет доверять своим родителям. Не будет делиться своими проблемами и переживаниями.
Таким образом, воспитание является одной из важнейших составляющих общеобразовательного процесса наряду с обучением. Для развития целостной, всесторонне развитой личности важно понимать воспитание, как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей.
Также необходимо отметить, что практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Педагогика прошла длинный путь развития, пока не создала эффективные теории и методики воспитания, обучения и образования, которыми руководствуются современные педагоги в процессе воспитания подростков. Важнейшие способы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования у подростков личных качеств, и являются методами воспитания.
В заключение хотела бы сказать, что в современном мире очень много семей с разными проблемами, но многие научились их решать и преодолевать, находить различные способы. Многие родители научились понимать своих детей и стараться делать так, чтобы дети понимали их. Семьи, в которых есть взаимопонимание родителей и детей, хорошие отношения и воспитание, зачастую, самые крепкие. Такие семьи очень трудно разрушить и любые задачи им не помеха. И помните, дети всегда берут пример с родителей.
Список литературы.
1. Отношения в семье [Электронный ресурс] / URL -
http://mypsichology.ru/otnosheniya-v-seme-kakie-mogut-byt.html (Дата обращения: 20.09.2020)
2. Взаимопонимание [Электронный ресурс] / URL:
https://perwenec.ru/vzaimoponimanie-v-semje/ ( Дата обращения: 06.11.2020)
3. Актуальные проблемы семей [Электронный ресурс] / URL:
https://lifegid.com/bok/3934-problemy-sovremennoy-semi-i-puti-ihpreodoleniya.html (Дата обращения: 11.12.2020)
4. Воспитание детей [Электронный ресурс] / URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/vospitanie-detey (Дата обращения: 23.01.2021)
5. Недопонимание со стороны родителей [Электронный ресурс] / URL:
https://zen.yandex.ru/media/pparticles/roditeli-i-deti-problema-pokoleniipochemu-vash-rebenok-drugoi-pochemu-roditeli-tebia-ne-ponimaiut-
5f11ae6b82421909371ae971 (Дата обращения: 23.01.2021)
6. Помощь родителям [Электронный ресурс] / URL: https://girls-
life.ru/kids/ot-semi-do-dvenadcati/371_pochemu-roditeli-ne-ponimayut-detej/
(Дата обращения: 22.02.2021)
7. Семья [Электронный ресурс] / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Семья (Дата обращения: 08.09.2020)
Скачано с www.znanio.ru
[1] Королёв Ю. А. Семья как субъект права 2 Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. — 1995. — № 10. — С. 95—99.
[2] Гуляихин В. Н. Семья как субъект ранней правовой социализации // NB: Вопросы права и политики. — 2013. — № 7 2 Цит. по Митрикас, А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. — 2004. — № 5. — С. 102—183.
[3] Источник: https://nauka.club/obshhestvoznanie/tipy-semej-i-ix-xarakteristika.html
[4] Захаров А. И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии : Сб.. — 1981. — № 3. — С. 58—68.
[5] Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992.
[6] Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
[7] Кравченко А. И. Глава 16: Семья и брак // Социология. — М.: Проспект, 2010. — S. 272—352. — 544 S. — ISBN 978-5392-01322-7.
[8] Данный текст взят с электронного ресурса : https://zen.yandex.ru/media/pparticles/roditeli-i-deti-problema-
[9] : https://zen.yandex.ru/media/pparticles/roditeli-i-deti-problema-
[10] : https://zen.yandex.ru/media/pparticles/roditeli-i-deti-problema-
[11] : https://zen.yandex.ru/media/pparticles/roditeli-i-deti-problema-
[12] Данный текст взят с сайта: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/22/vospitanierebyonka-roditeli-i-deti
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.