План-конспект урока родного (русского) языка в 8 классе на тему:
«Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цели урока: расширить представление о грамматической норме; стимулировать развитие способности к самостоятельной работе с информацией.
Задачи:
Образовательная: повторить изученный ранее материал; научиться работать по алгоритму; научиться видеть грамматические ошибки; выявить пробелы в знаниях.
Развивающая: развивать логическое мышление, память.
Воспитательная: воспитывать живой интерес и любовь к родному языку.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы и целей урока, постановка задач
Все вы знакомы с творчеством такого писателя, как Антон Павлович Чехов, и, наверное, слышали о том, что он был блестящим знатоком русского языка. Но вот в его рассказе «Жалобная книга» мы встречаем такое предложение:
«Подъезжая к … станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа»
И.Ярмонкин (Из рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга»)
Всё ли в порядке в этом предложении? Можем ли мы считать это предложение нормой? Почему? Вообще, задумывались ли вы о том, что такое языковые нормы, нужно ли соблюдать их сегодня? Какие языковые нормы вы знаете? Какие нормы относятся к грамматическим?
4. Изучение нового материала
Знание грамматики и ее законов обязательно для каждого человека, говорящего на том или ином языке. Грамматика – это учение о слове и синтаксическом строе языка. Слово – основной объект морфологии, а словосочетание, предложение и сложные синтаксические единицы - объект изучения синтаксиса. В морфологию входит учение о частях речи. Она рассматривает смысловые и формальные особенности слов, принадлежащих различным разрядам, разрабатывает критерии и правила классификации слов по частям речи, определяет круг слов каждой части речи, устанавливает систему этих частей речи, изучает особенности слов и выявляет закономерности их взаимодействия. Синтаксис как область грамматического строя языка объединяет в себе те единицы, которые непосредственно формируют сообщение, следовательно, он изучает особенности построения фраз, создания текстов, правила образования и функционирования разнообразных конструкций.
Грамматика представляет собой четкое организующее начало в языке. Грамматические нормы – это совокупность грамматических правил, по которым строится наша речь. Знание грамматики – это знание правил изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение.
Грамматические нормы подразделяются на две: морфологические (образование форм различных частей речи) и синтаксические (образование синтаксических единиц). В центре морфологии стоит слово с его грамматическими изменениями и грамматическими характеристиками, сфере же синтаксиса принадлежат те языковые единицы, которые непосредственно служат для общения людей и непосредственно соотносят сообщаемое с реальной действительностью. Закономерности употребления форм слов непосредственно связывают морфологию с синтаксисом. Сосредоточенность в синтаксисе таких языковых средств, без которых невозможно осуществить общение, определяет отношение синтаксиса к морфологии.
5. Закрепление изученного материала
1) «Определи пару»
Ш..пот – з..рница - и..резанный -
Деревя..ый – стаж..р - пред..стория -
Могуч.. – купле..ый - оч..рование -
(не) прочитанная книга -пр..оритет - ц..тировать -
2) Исправьте ошибки там, где необходимо:
ЛЯЖЬТЕ (лягте) на пол, ДВУМЯСТАМИ рублями, НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО, пять КИЛОГАММ (килограммов), ШЕСТИСТАМИ (шестью) учениками, ОБА друга, ИНЖЕНЕРА (инженеры), ДОГОВОРА (договоры), в ТРЁХСТАХ метрах, отряд ПАРТИЗАНОВ (партизан), по ОБОИМ (обеим) сторонам, ИХНИЕ (их) заботы, прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ (поздний), ОБГРЫЗАННЫЙ (обгрызенный), около ПЯТИСТА (пятисот) километров.
3) Расставьте ударение: каталОг, квартАл, слИвовый, щавЕль, Отрочество, христианИн, ломОть, бАнты, шАрфы, тУфля, цепОчка, сирОты, нефтепровОд, экспЕрт, диспансЕр, корЫсть, красИвее, обеспЕчение.
- Ваша задача подобрать к несклоняемому сущ. прилагательное и определить род.
- Но прежде вспомним, как определить род у несклоняемого сущ?
(Плотное) жалюзи, (маленький) шимпанзе, (разноцветный) какаду, Сухуми (красивый), Онтарио (глубокое),салями (колбаса) – женского рода; кольраби (капуста) – женского рода,
пенальти (удар) – мужского рода; (горячий) кофе, (вкусный) сулугуни, (настоящая) леди, рефери (судья м. р.), драже (сорт мелких конфет округлой формы), тюль, (интересное) ноу-хау (ср. р. знания, идеи, технологии, необходимые для производства, осуществления чего-либо).
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание
Перес. то,что записали на уроке
1) «Определи пару»
Ш..пот – з..рница - и..резанный -
Деревя..ый – стаж..р - пред..стория -
Могуч.. – купле..ый - оч..рование -
(не) прочитанная книга -пр..оритет - ц..тировать -
2) Исправьте ошибки там, где необходимо:
ЛЯЖЬТЕ (лягте) на пол, ДВУМЯСТАМИ рублями, НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО, пять КИЛОГАММ (килограммов), ШЕСТИСТАМИ (шестью) учениками, ОБА друга, ИНЖЕНЕРА (инженеры), ДОГОВОРА (договоры), в ТРЁХСТАХ метрах, отряд ПАРТИЗАНОВ (партизан), по ОБОИМ (обеим) сторонам, ИХНИЕ (их) заботы, прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ (поздний), ОБГРЫЗАННЫЙ (обгрызенный), около ПЯТИСТА (пятисот) километров.
3) Расставьте ударение: каталОг, квартАл, слИвовый, щавЕль, Отрочество, христианИн, ломОть, бАнты, шАрфы, тУфля, цепОчка, сирОты, нефтепровОд, экспЕрт, диспансЕр, корЫсть, красИвее, обеспЕчение.
1) «Определи пару»
Ш..пот – з..рница - и..резанный -
Деревя..ый – стаж..р - пред..стория -
Могуч.. – купле..ый - оч..рование -
(не) прочитанная книга -пр..оритет - ц..тировать -
2) Исправьте ошибки там, где необходимо:
ЛЯЖЬТЕ (лягте) на пол, ДВУМЯСТАМИ рублями, НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО, пять КИЛОГАММ (килограммов), ШЕСТИСТАМИ (шестью) учениками, ОБА друга, ИНЖЕНЕРА (инженеры), ДОГОВОРА (договоры), в ТРЁХСТАХ метрах, отряд ПАРТИЗАНОВ (партизан), по ОБОИМ (обеим) сторонам, ИХНИЕ (их) заботы, прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ (поздний), ОБГРЫЗАННЫЙ (обгрызенный), около ПЯТИСТА (пятисот) километров.
3) Расставьте ударение: каталОг, квартАл, слИвовый, щавЕль, Отрочество, христианИн, ломОть, бАнты, шАрфы, тУфля, цепОчка, сирОты, нефтепровОд, экспЕрт, диспансЕр, корЫсть, красИвее, обеспЕчение.
1) «Определи пару»
Ш..пот – з..рница - и..резанный -
Деревя..ый – стаж..р - пред..стория -
Могуч.. – купле..ый - оч..рование -
(не) прочитанная книга -пр..оритет - ц..тировать -
2) Исправьте ошибки там, где необходимо:
ЛЯЖЬТЕ (лягте) на пол, ДВУМЯСТАМИ рублями, НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО, пять КИЛОГАММ (килограммов), ШЕСТИСТАМИ (шестью) учениками, ОБА друга, ИНЖЕНЕРА (инженеры), ДОГОВОРА (договоры), в ТРЁХСТАХ метрах, отряд ПАРТИЗАНОВ (партизан), по ОБОИМ (обеим) сторонам, ИХНИЕ (их) заботы, прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ (поздний), ОБГРЫЗАННЫЙ (обгрызенный), около ПЯТИСТА (пятисот) километров.
3) Расставьте ударение: каталОг, квартАл, слИвовый, щавЕль, Отрочество, христианИн, ломОть, бАнты, шАрфы, тУфля, цепОчка, сирОты, нефтепровОд, экспЕрт, диспансЕр, корЫсть, красИвее, обеспЕчение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.