Оценивание деятельности учащихся на уроке
Оценка 4.7

Оценивание деятельности учащихся на уроке

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл
26.11.2017
Оценивание деятельности учащихся на уроке
В статье представлена информация о критериальном оценивании как о новом способе оценки деятельности учащихся, который может преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы. Критериальное оценивание ориентировано на новые цели и результат, позволяет контролировать саморазвитие ребенка. Показаны способы применения формативного оценивания на уроках.
Оценивание.docx
Оценивание деятельности учащихся на уроке               Одной из главных задач современного образования является совершенствование методики преподавания дисциплин, подготовки компетентных кадров для этих дисциплин, объективная   оценка   знаний   учащихся.   Поэтому   в   последние   годы   одним   из   основных направлений   методической   работы   в   школе   является   внедрение   критериального оценивания   в   учебный   процесс.   Технология   критериального   оценивания   как   одна   из современных методик обучения в принципе должна решить многие проблемы современного образования.          Что означает само критериальное оценивание? Во­первых,  критериальное оценивание –   это   процесс,   основанный   на   сравнении   учебных   достижений   учащихся   с   четко определенными,   коллективно   выработанными,   заранее   известными   всем   участникам образовательного   процесса   (учащимся,   администрации   школы,   родителям,   законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно­познавательной компетентности учащихся. Само   понятие   критерий   означает   –   признак,   основание,   правило   принятия   решения   по оценке чего­либо на соответствие предъявленным требованиям.           В основных принципах критериального оценивания дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание означает такую шкалу, как определение степени приближения ученика к данной цели                Критериальное   оценивание   подразделяется   на   формативное   и   суммативное оценивание. Формативное оценивание – определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать,   насколько   правильно   они   выполняют   задания   в   период   изучения   нового материала и достигают целей и задач обучения.        Суммативное оценивание – определение уровня сформированности знаний и учебных навыков   при   завершении   изучения   определенного   блока   учебной   информации. Суммативное   внутреннее   оценивание   осуществляется   педагогами   или   администрацией школы(1).        Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие задачи: – определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса; – определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика; –   мотивирование   учащихся   на   развитие   умений   и   навыков   широкого   спектра   для достижения ожидаемых результатов обучения; – дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов  деятельности; – обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса.         Проблема выставления оценок школьникам – одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания  формировалась в рамках  традиционной системы  образования и поэтому не отражает   результат   полного   усвоения   знаний,   что   не   соответствует   в   полной   мере современным требованиям учебной программы.        Процесс оценивания является постоянной составляющей образовательного процесса и также подлежит развитию.            Нужно отметить, что при введении в учебный процесс технологии критериального оценивания   нужно   это   условие   непременно   согласовывать   между   всеми   учениками   и родителями, так как сам процесс оценивания знания учащихся должен быть прозрачным для всех.        В зависимости от темы занятия, от уровня работы учеников, для каждого задания по тесту   или   письменной   работы   заранее   оговариваются   соответствующие   баллы,   имеется также шкала перевода баллов в оценки.         Вот только при такой прозрачной работе с учениками, при открытом диалоге между учениками   и   учителем   можно   объективно   оценивать   работу   учеников,   со   стороны родителей   тоже   не   будет   возражений,   такие   объективные   оценки   результатов удовлетворяют всех.                Более подробно остановлюсь на формативном оценивании, так как считаю, что результаты     формативного     оценивания   влияют   на   качество   выполнения   суммативных работ после раздела и четверти.                Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся   в   процессе   обучения   на   основе   промежуточных   результатов,   полученных   в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.             Особенность   техники     формативного   оценивания   заключается   в   том,   что   это оценивание,   которое   используется   в   повседневной   практике   на   каждом   уроке,   а   это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах   обучения.   Кроме   того,   формативное   оценивание   применяется   в   таком   виде, который приемлем как для учащихся, так и для учителя.  том,   насколько   успешно   учатся   ученики.   Наблюдая   за   учениками   в   момент обучения,   собирая   информацию   на   основе   обратной   связи   и   проводя воспинимают.           Использование критериев оценивания послужило хорошим руководством для моих учеников   в   процессе   выполнения   заданий.   Они   научились   более   объективно   оценивать качество своей работы, ведь умение оценивать необходимо им в будущем. Совместно с детьми разрабатываем критерии оценивания по каждому виду заданий. Стараюсь, чтобы критерии были доступными и понятными для детей и не больше трёх­четырех к одному заданию.       Формативное оценивание – это бесконечный поток обратной связи учителя с учащимися и внесение корректив в деятельность учителя и учащихся с целью улучшения процесса обучения. Обратная связь дает представление учителю о том, как идет процесс обучения, информирует   его   о   достижениях   и   проблемах   учащихся.   Обратная   связь   бывает   двух видов: устная и письменная.             Самооценивание  –   один   из   видов   оценочной   деятельности,   связанный   не   с выставлением   себе   отметок,   а   с   процедурой   оценивания.   Оно   более   всего   связано   с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Учитель может рекомендовать ученикам следующий алгоритм  самооценивания  (вопросы, на которые отвечает ученик): 1. Что нужно было сделать в задании? Какова была цель? Что нужно было получить в результате? 2. Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ? 3. Справился с заданием полностью правильно или с ошибкой? Если не справился, то какие ошибки допущены, в чем имеются затруднения? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо   получить   эталон   правильного   ответа   задания   и   сравнить   с   ним   свой   ответ;   либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственный ответ исправляли ли какие­ то его шаги, приняли ли его конечный ответ. 4. Справился полностью самостоятельно или с чьей­либо помощью? 5. Какие умения развивались при выполнении задания? Исследователи вопросов формативного оценивания Брангерт­Драунс, Кулик и Морган, а также   Элавар   и   Корно   в   своих   работах   отметили,   что  «формативное   оценивание   – непрерывный   поток   обратной   связи   с   учащимся»,   «уместные   комментарии   и   ясные, понятные   предложения,   помогающие   ученику   осознать   собственные   пробелы   таким образом,   чтобы  он   накопил   достаточную   информацию   для   дальнейшего   продвижения вперед».           Обратная   связь   дает   представление   учителю   о   том,   как   идет   процесс   обучения, информирует о достижениях и пробелах учащегося. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы учащиеся дали верный ответ, исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности.      Обратная связь должна быть позитивной, но это не означает, что учащиеся не должны знать о недостатках выполненной работы. (2)  . Оценка   одноклассниками   является   полноценным          Взаимооценивание   учащихся обучающим   приемом   оценивания.   Кроме   того,   взаимное   оценивание   дает   учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.          Техника формативного оценивания «Две звезды и пожелание» (взаимооценивание и предоставление   обратной   связи)   может   применяться   при   оценивании   творческих   работ учащихся,   сочинений,   эссе. Техника   заключается   в   следующем.   Учитель   предлагает каждому   ученику   проверить   работу   своего   одноклассника.   При   этом   учащийся, комментируя другую работу,   не оценивает ее, а лишь определяет два положительных момента и отмечают звездочкой («две звезды»), и один момент, который, по его мнению, заслуживает доработки («желание»). Обратная связь учащихся может быть озвучена или представлена   в   письменной   форме. Каждый   ученик   получает   свою   работу   с комментариями. Для доработки «желания» предоставляется им время (например, 2­3 дня). Следующую проверку проводит учитель, после которого может выставить отметку.        Взаимооценка  и  самооценка  удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке   усвоения   материала,   рассмотренного   на   уроке.   Проверка   и   оценивание  проводились по эталонам и критериям, данным мною на доске.  Нужно заметить, что при самооценке не все ученики оценивали себя объективно, часто оценки были завышены и не соответствовали данным критериям, так как  ученики не хотели при оценивании обидеть своих друзей. После урока я перепроверяла работы учащихся, находила несоответствия, доводила эти факты до учеников. После поняв свои ошибки, школьники стали подходить к данному заданию более объективно. Самооценка и взаимооценка еще удобны и тем, что экономят   время  на  уроке.  Оценивая  работу  одноклассников     в  стратегии   «дуэль»   или «аквариум», все учащиеся  становились наблюдателями и оценщиками их работы.       При  групповой форме работы  использую такую таблицу, где представлены критерии для оценивания работы  групп.  № группы Общий балл Умение слушать презентации других групп   Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей) Поведение (не мешать работе   других   групп, не   отвлекаться   от выполнения   задания, не кричать…) Раскрытие материала, задания, темы. I II III IV Используя различные  формы оценивания, я научилась видеть каждого ученика в процессе. Понимая всю важность и значение оценивания в учебном процессе, я вовлекала своих учеников в процесс оценивания самих себя и одноклассников.  Формативное   оценивание   требует   каждодневного   кропотливого   труда,   определенного опыта. А опыт приходит с годами. Поэтому я стараюсь вводить новые стратегии по мере их освоения. Не могу сказать, что в результате применения формативного оценивания уровень качества обучения повысился на сто процентов. Нет. Зато в глазах детей я увидела искорку желания   учиться,   интерес   к   уроку,   позитивное   отношение   друг   к   другу.   Это   ли   не прогресс? В процессе всей этой работы я заметила, что при  подготовке  к уроку я задаю себе вопросы: «Какой метод обучения и формативного оценивания соответствуют тому или иному классу?» Достаточно ли выбранного мною материала для выявления умений и навыков учащихся по изученным материалам?             Лишь   тот,   кто   учится,   способен   научиться   и   в   этой   связи   для   того,   чтобы усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате   обратной   связи,   что   требует  понимания,   мотивации   и   желания   действовать. Вышеуказанное заключение значимо и актуально для практики преподавания и обучения (3).            Современный мир – мир необычайного роста нового знания. Трудно предсказать,  какие профессиональные задачи  будут решать нынешние школьники,   и какие технологии они   будут   использовать   через   10­15     лет.   Задача   современной   школы   –   перевести учащегося в режим саморазвития. Ведь «успех приходит к тому, кто делает то, что любит» М.Форбс. Библиографический список. 1. Абекова   Ж.А.,   Оралбаев   А.Б.,   Бердалиева   М.,   Избасарова   Ж.К.   Технология критериального   оценивания,   методика   ее   применения   в   учебном   процессе   // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2­2. – С. 215­218; 2. Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство, Бишкек, 2012. 3. Руководство для учителя, 2012.

Оценивание деятельности учащихся на уроке

Оценивание деятельности учащихся на уроке

Оценивание деятельности учащихся на уроке

Оценивание деятельности учащихся на уроке

Оценивание деятельности учащихся на уроке

Оценивание деятельности учащихся на уроке

Оценивание деятельности учащихся на уроке

Оценивание деятельности учащихся на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017