Оценка экологического качества воды в реке Давыдовка.
Оценка 4.9

Оценка экологического качества воды в реке Давыдовка.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
экология
3 кл—4 кл
06.12.2022
Оценка экологического качества воды в реке Давыдовка.
Цель: изучить экологическое состояние воды в реке Давыдовка. Задачи исследования: -изучить теоретический материал по вопросам экологии отрытых водоёмов; -провести анкетирование населения; -обследовать береговую линию и определить масштабы загрязнения; -произвести визуальное обследование воды, отбор проб воды из водоема до очистки прибрежной полосы и после; -определить физико-химические показатели воды: интенсивность и характер запаха, цветности, прозрачности, мутности, жёсткости; разработать рекомендации по улучшению экологического состояния реки, план мероприятий по очистке реки и прилегающих территорий от мусора, план водоохранной агитации; произвести очистку территории прибрежной полосы, с целью улучшения экологической ситуации, качества воды. -Подготовить и установить предупреждающие знаки на берегу реки.
научно-исследовательский проект ВОДА.doc

 

Содержание

1.     Введение   ……………………………………………………………………..2-3                                                                                                            

2.     Цель и задачи исследования………………………………………………….4

3.     Этапы реализации проекта …………………………………………………..4-6

4.     Результаты исследований …………………………………………………….6-8

5.     Выводы…………………………………………………………………………8-9

6.     Список используемой литературы …………………………………………..9-10

7.     Приложения……………………………………………………………………11-14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     У тебя нет ни вкуса, ни цвета,

                                                                               ни запаха, тебя невозможно

 описать, тобой наслаждаются

                                                                                      не ведая, что ты такое. Нельзя

                                                                             сказать, что ты необходима

                                                                           для жизни: ты сама жизнь. 
                                                                                         

                                                                               Антуан де Сент-Экзюпери 


Введение

 

Первое из природных богатств, с которым человек встречается в своей жизни, это вода. По данным экспертов ООН, в настоящее время примерно одна шестая часть населения Земли не имеет доступа к чистой воде, а одна треть – к воде для бытовых нужд. Острый дефицит пресной воды возник из-за роста численности населения и возрастающего водопользования в промышленности, сельском хозяйстве, быту. Речные воды – это самый удобный для использования вид природных вод.  Одна из важнейших причин уменьшения запасов пресных вод связана с сокращением водоносности рек. Она вызвана вырубкой лесов, распашкой пойм и осушением болот. За счёт этого резко увеличивается поверхностный сток и понижается уровень грунтовых вод. Быстрое таяние снега весной, выпадение обильных дождей в этих условиях вызывает половодья, а летом реки мелеют и иногда пересыхают полностью.

Первые попытки привлечь людей к ответственности за загрязнение водоемов также были предприняты очень давно. Еще Платон (427-347 гг. до н.э.) предлагал строго наказать тех, кто «испортил чужую воду». А в Лондоне в средние века был принят закон, запрещающий сбрасывать мусор в Темзу. В XV в. подобный указ был издан во Франции. В России Петр I также повелел наказывать тех, кто загрязнял Неву.

К сожалению, за многие тысячелетия человечество свыклось с загрязнениями воды и воспринимает это как нечто естественное и неизбежное. Эта проблема является теперь одной из самых глобальных. В настоящее время актуальным для человечества является соблюдение экологического закона, который предполагает разумное отношение человека к природе.

На уроке ОКМ по теме: «Вода-источник жизни» получили дополнительное задание, подготовить сообщение о водоемах нашего поселка. При подготовке стало понятно - информации недостаточно.

Решили начать исследование. Собрали инфо о реке Давыдовка из имеющихся источников. Вот что выяснили. Поселок Тавричанка раскинулся на низком перешейке полуострова, выступающего в северную часть Амурского залива. Селение Давыдовка расположено на берегах речки Давыдовка, впадающей в Амурский залив. Река пополняет Давыдовское водохранилище, которое обеспечивает водой п. Тавричанку, п. Девятый Вал, с. Давыдовку, РВС. Берег в районе устья речки низкий, пологий. От западного входного мыса речки Давыдовка отходит песчаная коса, поросшая камышом. Отправились в экспедицию, и само собой родилось решение очистить берег и исследовать качество воды.

Объект исследования – река Давыдовка.

Этот объект привлёк наше внимание своей уникальностью, изменчивостью, а самое главное – почти полным отсутствием информации о нём в специальной краеведческой литературе.

Актуальность: именно малые реки принимают на себя основной «удар» нагрузки на водные экосистемы. У них – свои, вполне серьёзные проблемы: в речных долинах вырубаются деревья, отсутствуют очистные сооружения на множестве мелких ферм. Всё это ведёт к загрязнению, укорачиванию, обмелению и даже исчезновению многих сотен малых водотоков. Не надо забывать о том, что именно эти малые реки несут загрязняющие вещества в более крупные водотоки.  Так что масса проблем возникает не только у речных обитателей, которые играют роль естественных очистных сооружений, но и у людей, живущих близ этих рек.

Гипотеза: состояние прибрежной зоны влияет на качество воды в открытом водоеме.

Цель: изучить экологическое состояние воды в реке Давыдовка.

Задачи исследования:

-изучить теоретический материал по вопросам экологии отрытых водоёмов;

-провести анкетирование населения;

-обследовать береговую линию и определить масштабы загрязнения;

-произвести визуальное обследование воды, отбор проб воды из водоема до очистки прибрежной полосы и после;

-определить физико-химические показатели воды: интенсивность и характер запаха, цветности, прозрачности, мутности, жёсткости;

разработать рекомендации по улучшению экологического состояния реки, план мероприятий по очистке реки и прилегающих территорий от мусора, план водоохранной агитации;

произвести очистку территории прибрежной полосы, с целью улучшения экологической ситуации, качества воды.

-Подготовить и установить предупреждающие знаки на берегу реки.

Новизна исследования заключается в том, что в нём приоритетное внимание отдаётся конкретным примерам и делам. 

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует привитию любви к малой родине, ответственности за её будущее, экологическому воспитанию и просвещению.

 

Этапы реализации проекта

 

Начали исследование состояния воды в реке Давыдовка в сентябре и мае 2021, октябре 2022 года.

В сентябре 2021 года отправились на экологическую разведку. Разведгруппы экологов прошли по заданным маршрутам для обследования территории. «Донесения» разведгрупп подтвердили наличие загрязнения реки пластиковыми и стеклянными бутылками, полиэтиленовыми пакетами и бытовым мусором. Взяли пробы воды.

По итогам исследования было решено провести акцию «Чистая река». Перед началом акции провели подготовительную работу. Определили масштаб загрязнения, приготовили мешки для мусора и рабочие перчатки. Заранее продумали план и вывоза мусора. На помощь пришел папа с грузовиком. Решили воспользоваться всемирной паутиной, своим воображением, и в результате совместного творчества появился отличный антимусорный знак. Поставили знак в наиболее людном месте у реки.

21 Экоразведчик, руководитель кружка и несколько родителей приняли участие в очистке береговой линии от мусора. Вместе очистили 800 метров берега, убрали около 250 кг бытовых отходов. Погрузили на машину и вывезли на санкционированную свалку. После уборки местность приобрела совсем другой вид. Даже река заиграла совершенно новыми красками. Решили взять шефство над рекой Давыдовка и в дальнейшем продолжать уборку береговой линии. Стали патрулировать речку каждый сезон, пропуская зимний период.

Провели анкетирование среди населения (родители, учителя, прохожие).

1.Считаете ли вы нашу реку загрязненной?

Из 42 человек:

да-23

не знаю –4

нет-6

2.Нужны ли природоохранные мероприятия?

Из 42 человек:

Да-25

Нет-4

Не знаю-3

3.Хотите принять участие в экологической акции «Чистые реки»?

Да-19

Нет-17

Не знаю-6

Результаты анкетирования зафиксировали в диаграмме (приложение 1. 1).

Взяли пробы воды до очистки прибрежной территории в сентябре, мае 2021 и после регулярных рейдов по уборке в октябре 2022. Для получения максимально достоверного вывода взяли по две пробы.

Исследовали физико-химические показатели воды: интенсивность и характер запаха, цветности, прозрачности, мутности, жёсткости.

Определили степень загрязнения воды по внешнему виду и на современном оборудовании. По требованиям ГОСТа водоёмов, на поверхности воды недопустимо присутствие плавающих плёнок нефтепродуктов, масел, жиров и других примесей. Они препятствуют аэрации воды, тормозят процессы самоочищения, снижают интенсивность фотосинтеза. Плёнки, покрывая жабры рыб, нарушают дыхание, способствуют развитию процессов анаэробного распада органических веществ. Продукты распада приводят к вторичному загрязнению водоёма и нередко являются токсичными. Для определения степени загрязнения водоёма по внешнему виду пользовались таблицей 1 (приложение). На поверхности воды в реке Давыдовка присутствуют единичные пятна -1 балл по таблице 1 (приложение).

В нашей школе создан центр «Точка Роста» национального проекта «Образование». Обратились за помощью к учителю биологии Шугуровой Валерии Васильевне. С помощью учебно-лабораторного оборудования смогли провести детальное исследование воды из открытого водоёма до и после очистки берега. Определили физико-химические показатели воды в сентябре, мае 2021 года и октябре 2022 года: интенсивность и характер запаха, цветность, прозрачность, мутность, жесткость воды. Более того смогли провести сравнительный анализ с водопроводной водой. Исследования зафиксировали в таблицах 2, 3, 4, 5 (приложение).

 

Результаты исследований

 

Сравнив результаты проб воды в сентябре 2021 и октябре 2022 до уборки прибрежной полосы и после, пришли к выводу: физические показатели воды соответствуют удовлетворительному состоянию. Первые пробы показали: превышает норму показатель жёсткости воды, завышены показатели цветности и мутности воды, запах в пределах нормы. Исследования воды почти через год после регулярных рейдов по очистке прибрежной территории показали улучшение качества воды по цветности, мутности, прозрачности таблица 6 (приложение). Вода считается непригодной для питья без специальной подготовки, так как прозрачность составляет менее 30 см. Уровень жёсткости воды остался без изменений. Сравнили повторные пробы, после очистки береговой линии с водопроводной водой. Показатели прозрачности, цветности, мутности, запаха оказались очень близки, серьезно отличались пробы по жёсткости.

Кроме проведённых опытов, указывающих на экологическое качество воды, рассмотрели растения её прибрежных районов, результаты порадовали. Были найдены такие редкие растения как: папоротник орляк, ландыши, дикая малина, но всё больше береговой линии в зарослях неприхотливого к загрязнению лопуха.

Гипотеза о том, что состояние береговой линии влияет на экологическое качество воды- подтвердилась.

Проведенное анкетирование позволило понять: большинство респондентов считает, что вода реке грязная, и главным источником её загрязнения является бытовой мусор. Абсолютное большинство респондентов уверены, экологическое состояние реки угрожающее, но в то же время участвовать в экологических акциях по расчистке русла готовы немногие. Некоторые вообще считают берега родной реки самым подходящим местом для свалки, не задумываясь при этом о собственном здоровье и здоровье своих детей, а уж тем более о том, какой будет река и вода в этой реке через 2-3 года. Виноваты в этом не только предприятия, время от времени сливающие свои отходы в реку, но и сами люди, оставляющие после себя кучи мусора и кострища. Этот факт говорит о том, что экологическое сознание недостаточно высокое и необходимо проводить водоохранную агитацию среди жителей нашего посёлка.

С этой целью мы решили провести ряд мер, которые способствовали бы улучшению экологического состояния нашей реки. Разработали рекомендации по улучшению экологического состояния реки, план мероприятий по очистке реки и прилегающих территорий от мусора (приложение таблица 7):

-провести акцию среди учащихся и горожан «Чистая река»;

-создать и распространить плакаты в защиту речки Давыдовка

-разработать памятку водоохраной пропаганды для жителей города.

-весной будем включать в экологические акции по расчистке русла речки друзей, жителей, администрацию посёлка.

 

Вывод.

 

Суммируя данные, пришли к выводу, что наша река хотя и находится в неплохом состоянии, на что указывают редкие растения-природные индикаторы, произрастающие на её берегах, но тем не менее река нуждается в постоянном контроле и охране от загрязнения. Если уже сегодня не обратить внимание на последствия загрязнения реки и вовремя не принять необходимых мер, то последствия завтра могут быть куда серьёзнее.

Малая река – чрезвычайно занимательный и актуальный объект для экологического изучения. Здесь огромный простор для ведения интереснейших наблюдений. Можно изучать речную флору, провести исследование истока реки, заниматься изучением животного мира, ежегодно исследовать русло реки и сравнивать показатели, выявлять экологические проблемы и заниматься их устранением. Исследования реки Давыдовка будут продолжены. Эффект от такой деятельности сравним с поговоркой – «Пока десять раз объяснял – сам понял», т.е. каждому нужно начать с себя любить и охранять природу. Спасая голубые артерии, нужно бороться с эрозией почвы, с оврагами. Любая природная экосистема имеет предел допустимой нагрузки, при превышении которого наступает необратимая деградация экосистемы. Наш окружающий мир – это наш организм, оберегая окружающую среду – мы оберегаем своё здоровье.

Люди по- разному реагируют на проблемы экологии: кто-то участвует в мероприятиях по оздоровлению и улучшению состояния окружающей среды, а кто-то остается равнодушен. Мы убеждены, что через экологическую агитацию можно и нужно прививать любовь к своей малой Родине и любовь и гордость за свое великое государство. Для успешного преодоления глобальных экологических проблем надо научиться их видеть и решать в масштабе своего посёлка. Хотелось бы, чтобы у каждого жителя нашего посёлка было горячее желание сохранить красоту природы, сберечь ее богатство для будущих поколений, для наших детей.

Вспомним слова В. Лескова: «Все ли мы понимаем, какое это сокровище! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить лес, выкопать пруд. Но речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно».

 

Список литературы

1.     Методические пособия, ассоциация «Экосистема»: Московский полевой учебный центр .

2.     Новиков Ю.В. и др. Методы исследования качества воды в водоёме. - М.:Медицина,-1990

3.     Гинко С. С. Катастрофы на берегах рек. Гидрометеоиздат. 1977г.

4.     Колбовский Е.Ю. Изучаем малые рек.2004.

5.     Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.

6.     Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами, НПО «Крисмас +», СПб, 1998.

7.     Мирошкина С.М., Королев В.Г., Искандеров М.Д., Ветютнев А.И. «Экология. Безопасность. Жизнь.», выпуск 7, Гатчина, 1998.

8.     Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёва А.Г., Гущина Э.В.. «Практикум по экологии», М.,АОМДС, 1996.

9.     Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов Ф.М., «Экологическая азбука школьника», Уфа, 1992.

10.  Юный ученый. Международный научный журнал. № 1 (4) / 201

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Диаграмма 1. 1

Таблица 1                             

Баллы

Характеристика загрязнения

0

Отсутствие пятен и плёнок

1

Отдельные пятна и серые плёнки на поверхности воды

2

Пятна и плёнки на поверхности воды

3

Отдельные примазки нефти на берегах и прибрежной растительности

4

Нефть в виде пятен и плёнок покрывает большую часть поверхности водоёма. Берега и прибрежная растительность вымазаны нефтью

5

Поверхность воды покрыта нефтью

 

 

 

Таблица 2

Определение степени прозрачности воды.

 

 

Проба №1

 

Проба №2

 

Сентябрь 2021

14

16

Май

2021

18

19

Октябрь

2022

26

24

 

 

Таблица 3

Определение степени мутности воды

 

Проба

Сентябрь

2021

9.6мг/л

Май

2021

9.6 мг/л

           Октябрь

            2022

      6,6мг/л

 

Таблица 4. Определение цветности воды. 

 

Окрашивание сбоку

Окрашивание

сверху

Сентябрь

2021

Нет

Очень слабое желтоватое

Май 2022

Нет

Очень слабое желтоватое

Октябрь

2022

Нет

Нет

 

Таблица 5.   Определение запаха воды.

 

Проба №1

Проба №2

Сентябрь

2021

слабый

Слабый

Май

2021

Слабый

Очень слабый

Октябрь

2022

Нет

Очень слабый

 

 

№6

Результаты исследования свойств воды в октябре 2022

Характеристика воды

Органолептические свойства

Температура

+7 оС

Внешний вид

Вызывает доверие 

Цветность

 бесцветная

Прозрачность

прозрачная 

Мутность

прозрачная 

Жёсткость

Вода жёсткая

 

 

 

 

 

Таблица 7. План водоохранной агитации.

 

 

               Этапы

 

     Сроки

 

1.

Проведение анкетирования учащихся 2, 3 классов  (в игровой форме)  «Что мы знаем о воде?»

декабрь

2.

-создать и  распространить  плакаты  в  защиту  речки Давыдовка

февраль

3

-разработать памятку  водоохраной  пропаганды  для  жителей посёлка.

Творческий этап совместно с родителями

 

Март

4

провести акцию « Чистая река» среди друзей,  жителей и администрацию посёлка.

Планирование работы и распределение функциональных обязанностей.

Апрель, май

 


Скачано с www.znanio.ru

Содержание 1. Введение ……………………………………………………………………

Содержание 1. Введение ……………………………………………………………………

У тебя нет ни вкуса, ни цвета , ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое

У тебя нет ни вкуса, ни цвета , ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое

Эта проблема является теперь одной из самых глобальных

Эта проблема является теперь одной из самых глобальных

Цель: изучить экологическое состояние воды в реке

Цель: изучить экологическое состояние воды в реке

Определили масштаб загрязнения, приготовили мешки для мусора и рабочие перчатки

Определили масштаб загрязнения, приготовили мешки для мусора и рабочие перчатки

Исследовали физико-химические показатели воды: интенсивность и характер запаха, цветности, прозрачности, мутности, жёсткости

Исследовали физико-химические показатели воды: интенсивность и характер запаха, цветности, прозрачности, мутности, жёсткости

Вода считается непригодной для питья без специальной подготовки, так как прозрачность составляет менее 30 см

Вода считается непригодной для питья без специальной подготовки, так как прозрачность составляет менее 30 см

Чистая река»; -создать и распространить плакаты в защиту речки

Чистая река»; -создать и распространить плакаты в защиту речки

Родине и любовь и гордость за свое великое государство

Родине и любовь и гордость за свое великое государство

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов

Приложения Диаграмма 1. 1

Приложения Диаграмма 1. 1

Таблица 2 Определение степени прозрачности воды

Таблица 2 Определение степени прозрачности воды

Май 2022 Нет Очень слабое желтоватое

Май 2022 Нет Очень слабое желтоватое

Таблица 7. План водоохранной агитации

Таблица 7. План водоохранной агитации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022