Оценка - как стимул формирования учебной мотивации
Оценка 4.6

Оценка - как стимул формирования учебной мотивации

Оценка 4.6
docx
02.11.2021
Оценка - как стимул формирования учебной мотивации
Оценка - как стимул формирования учебной мотивации.docx

Осипова Наталья Александровна, учитель начальных классов

МОУ «СОШ»28» г. Вологда

ОЦЕНКА – КАК СТИМУЛ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

 

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь,

а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Лев Толстой.

Каждый из нас хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и желанием шли в школу. Отрадно, когда в   этом заинтересованы и родители. Но как сделать так, чтобы у ученика  сформировались потребности в знаниях, появился интерес к учению и желание заниматься учебной деятельностью?

В данной работе мы хотим обобщить приемы работы, которые можно использовать в 1 классе при оценивании обучающихся, для того, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности.

Для начала, предлагаю еще раз вспомнить основные понятия.

Мотив – это смысл поведения и деятельности человека, или же всё то, ради чего происходит активность.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося. Надо поставить его в такие условия, создать для него такую ситуацию развёртывания активности, чтобы желательные мотивы складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений самого обучающегося.

С этой целью как раз и используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника. Задача стимула - вызвать и усилить его собственные полезные мотивы деятельности.

Очень важные для первоклассников стимулы:

- новизна учебного материала;

- практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников;

- противоречивость материала;

- оценка.

ОЦЕНКА

Такой стимул, как оценка, давно используется учителями.

Современной начальной школой с ее вниманием к становлению личности предлагается безотметочное обучение, которое является обязательным  в 1 классе. Отметка, как цифровое оформление оценки, должна вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок.

У первоклассников, как правило, преобладают широкие социальные мотивы, отражающие «внутреннюю позицию школьника», связанную с потребностью ребенка занять новое положение среди окружающих и выполнять связан­ную с этим серьезную общественно значимую и обще­ственно оцениваемую деятельность: «Хочу ходить в школу», «Хочу учиться в школе, как старшие», «Хочу получать хорошие оценки».

Часто безотметочное обучение в первом классе становится условным. Учитель просто заменяет «пятерки» на звездочки или на слова в тетради: «Молодец!», «Умница!».

Уже в первые недели первоклассника в школе, учитель должен предпринять два важных действия: организовать работу с самооценкой учащихся и определить разные  пространства действий ребенка, способов и средств контроля и оценки на уроке. Оцениваться должны не только знания, умения и навыки учащихся, но и творчество, инициатива во все сферах школьной жизни. И тут перед учителем встает ряд затруднений в выборе способа и средств оценивания, выделения критериев для оценки достижения детей, выстраивания схемы анализа результатов.

Формы оценивания разнообразны, учитель в этот период может проявить своё творчество и педагогическую смекалку. В период безотметочного оценивания  в 1 классе в своей практике частично использую принципы оценивания, разработанные Г.А. Цукерман. Раскрою некоторые приемы, которые использую на своих уроках.

Три основные составляющие контрольно-оценочной деятельности:

1. Контрольно-оценочная деятельность педагога.

А) «Хорошие слова и комплименты». Первоклассникам необходимо в эмоциональной форме формулировать словесную оценку их деятельности. Функция данной оценки – стимулирование к успеху. Необходимо показать удовлетворение от успеха ученика. Очень важно собрать как можно больше таких слов для похвалы. Кроме того, в процессе такого оценивания учитель показывает ученику, чего тот уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но…» В этом случае оценка выполняет следующие функции: указывает на ошибки в учебной деятельности и обеспечивает согласие учащегося с выставляемой отметкой в последующий период отметочного оценивания.

Б) Эффективны также невербальные виды помощи и похвалы: улыбка, прикосновение к ребёнку, ободряющий жест. Такая атмосфера создаёт ситуацию успеха и здоровый психологический климат.

В) Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса каждому обучающемуся распечатывается «Карта индивидуальных достижений» (см. Приложение 1), в нее заносятся основные программные требования по учебному предмету, которые должен освоить ребенок в ходе обучения. Успехи фиксируются условными обозначениями  («+» - материал усвоен в полном объеме, «-»  - материал не усвоен, «±» - материал усвоен частично). Карта заполняется учителем  и является одной из страничек «Портфолио первокласника».

2. Контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении друг друга (взаимоконтроль и взаимооценка).

«Сосед по парте». Оценивание чужой работы – важный способ работы. Очень многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку. При организации взаимопроверки нужно ориентировать учащихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, учиться друг от друга. Учиться сопереживать, радоваться за успехи одноклассника, критично подходить к выполненной работе. Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи и взаимоподдержки. Для оценивания и самооценивания выбираются только те задания, где существует объективно однозначный критерий оценивания (например, кол-во слов в предложении).

Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание осуществляется в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.

3. Контрольно-оценочная деятельность учащихся относительно самих себя (самоконтроль и самооценка). Возможность для самооценивания важно вводить с первых дней обучения. Самооценка ученика предшествует учительской оценке. Для оценивания выбираются только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (т.е. ребёнок знает, как это делать, например: посчитать кол-во звуков в слове).  Рассмотрим некоторые виды заданий.

А) Выполнив задание, ребёнок оценивает правильность выполненной работы, для чего можно использовать «Волшебную линеечку», разработанную Т.В. Дембо и С.Я, Рубинштейн. Линеечки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек, ребенок рисует поле выполнения задания 3-4 линеечки, вместе с классом выбирает, за что будет оцениваться работа и отдельными буквами озаглавливает линеечки (К-красота, П – правильность, с – старание, А – аккуратность, И –интересно, С –старался и т.д.). Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво; в середине, если работа сделана не совсем правильно; внизу, если неправильно. Учитель обводит крестик, если соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестик на другом уровне. В первом классе оценивание проводится сначала по одному критерию, потом по двум, затем по трем критериям.

Сразу после самооценивания можно провести беседу, в ходе которой ученик обосновывает свой выбор, объясняет, что ему удалось выполнить, а что не удалось.

Б) «Светофор». Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок – «Можно двигаться дальше». Желтый кружок «Нужна небольшая помощь» - если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным. Красный кружок – «Стоп! Мне нужна помощь!» - если были значительные затруднения, ученик не смог справиться самостоятельно с новой задачей.

В) Итоги дня можно подвести с помощью «Дерева успехов». После всех уроков первоклассники прикрепляют на плакат, где нарисовано дерево: плод-все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не все получилось, но я старался и не отчаиваюсь.

Г) Необходимо придерживаться правила обязательного выделения умений, за которые можно похвалить ученика. Это правило так же относится и  к внеурочной работе. Каждый ребёнок в классе успешен в чём-либо!

«Дворец успеха». Каждый первоклассник с начала учебного года строит себе домик из кирпичиков разного цвета. Каждый цвет несёт определённую смысловую нагрузку. Это помогает выявить уровень учебной мотивации, интересы детей, увлечения.

Красный кирпичик - вежливость и доброта. Совершил добрый поступок, проявил вежливость, стена дома поднялась на 1 кирпичик.

Синий кирпичик - чтение. За каждое прочитанное произведение ребёнок получает кирпичик (работа с читательским дневником).

Зелёный кирпичик – труд. Каждый ребёнок в классе имеет поручение. В конце недели обсуждаем, кто и как работал. И если ребёнок добросовестно выполнял классное поручение, то он может получить зелёный кирпичик.

Серебряный кирпичик-творчество. Таким кирпичиком оценивается творческая самостоятельная работа или работа совместно с родителями.

Оранжевый кирпичик - любознательность. На перемене на доску вывешиваются различные задания (кроссворд, найди отличия и т.д.),  за правильный ответ ребята получают квадратик.

Золотой кирпичик – рекорды. Золотой кирпичик дети получают за безукоризненные работы в тетрадях.

Итог строительства «Дворца» подводится в конце четверти, полугодия, учебного года. Это своеобразная накопительная система для обучающегося и стимул к тому, чтобы проявить себя, увидеть свои лучшие качества и успехи. «Дворец успеха» одна из страничек «Портфолио первоклассника».

Д) Портфолио достижений. Портфолио стал обязательным атрибутом ученика начальной школы. По ФГОС НОО портфолио учащегося оформляется с 1 класса и обязательно входит в систему оценки его достижений (учебных и личностных).  Портфолио позволяет отследить результативность деятельности обучающегося как в количественном, так и в качественном плане (см. Приложение 2). Одна из серьезных задач обучения, которая может быть решена при использовании портфолио – развитие рефлексии школьника, как основы его дальнейшего роста и развития. Повышается уровень сознательности, самостоятельности и активности младших школьников.

 

Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников – важный аспект работы учителя начальной школы. От его опыта, заинтересованности в работе, личной мотивации, а также от знания возрастных особенностей детей и готовности умело действовать в любой учебной и воспитательной ситуации зависит успешность первоклассников.

 Считаю, что заинтересовать учебой ребенка должен не только учитель, но и родители. При поддержке родителей ученики перейдут на новый этап формирования мотивов: от социальных до содержательных, направленных на приобретение новых знаний. Каждое продвижение ребёнка должно быть отмечено со стороны родителей, поэтому учителю важно своевременно доводить сведения об уровне обученности ребёнка до родителей, а так же подключать их к оцениванию собственных детей.

Важно, чтобы оценка оказывала стимулирующее воздействие на школьников. Оценки усиливают желание ученика заниматься учебной деятельностью, поскольку повышают его престиж среди сверстников.

Считаю, что представленная мной система оценивания достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения является первой ступенькой в решении поставленных задач по формированию учебной мотивации.

Первый класс – чудесное время, когда не нужно придумывать сложных схем и принимать экстренные меры, чтобы подтолкнуть ребёнка на дорогу к увлекательному миру знаний. Он уже делает по ней свои первые шаги. Главное – ничего не испортить!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1.            А.К.Маркова , Т.А.Маттис, А.Б.Орлов  Формирование мотивации учения. Кн. для учителя, Просвещение, 1990.

2.            Г. А. ЦукерманЕ. В. Чудинова Диагностика умения учиться. Авторский Клуб , 2016.

3.             Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности / 2-е изд.  Авторский клуб, 2015.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 Карта индивидуальных достижений обучаю___ся   1 __    класса

МОУ «СОШ №28» г. Вологды

________________________________________________________________

РУССКИЙ ЯЗЫК

№ п/п

Формируемые

умения и навыки

Год

1.        

различать, сравнивать

звуки и буквы

 

2.        

 ударные и безударные гласные звуки

 

3.        

твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки

 

4.        

звук, слог, слово

 

5.        

слово и предложение

 

6.        

кратко

характеризовать

звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие)

 

7.        

условия выбора и написания буквы гласного звука после  мягких и твердых согласных

 

8.        

решать учебные и практические задачи

выделять предложение и слово из речевого потока

 

9.        

проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — шести звуков

 

10.     

выделять в словах слоги

 

11.     

правильно называть буквы русского алфавита, знать их

последовательность

 

12.     

правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под

ударением

 

13.     

переносить слова

 

14.     

писать прописную букву в начале предложения и в именахсобственных

 

15.     

правильно писать словарные слова, определенные программой

 

16.     

ставить точку в конце предложения

 

17.     

грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают)

 

18.     

безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15- 30 слов

 

19.     

осознавать цели и ситуации устного общения

 

20.     

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета

 

21.     

Ученик получит возможность научиться

выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря

 

22.     

использовать алфавит при работе со словарями и справочниками

 

23.     

различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам

 

24.     

выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи

 

25.     

участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

 

26.     

соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Возможный вариант составления портфолио.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

·              «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

·              «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

·              «Мой город» - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

·              «Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

·              «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

·              «Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.

·              «Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому что...». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку
тематической странички
РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!». А что если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». «Выучил и великолепно рассказал стихотворение». «Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей».

Считаю важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Осипова Наталья Александровна, учитель начальных классов

Осипова Наталья Александровна, учитель начальных классов

ОЦЕНКА Такой стимул, как оценка, давно используется учителями

ОЦЕНКА Такой стимул, как оценка, давно используется учителями

Г.А. Цукерман. Раскрою некоторые приемы, которые использую на своих уроках

Г.А. Цукерман. Раскрою некоторые приемы, которые использую на своих уроках

Сосед по парте». Оценивание чужой работы – важный способ работы

Сосед по парте». Оценивание чужой работы – важный способ работы

Учитель обводит крестик, если соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестик на другом уровне

Учитель обводит крестик, если соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестик на другом уровне

Зелёный кирпичик – труд. Каждый ребёнок в классе имеет поручение

Зелёный кирпичик – труд. Каждый ребёнок в классе имеет поручение

Считаю, что заинтересовать учебой ребенка должен не только учитель, но и родители

Считаю, что заинтересовать учебой ребенка должен не только учитель, но и родители

Список используемых источников 1

Список используемых источников 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карта индивидуальных достижений обучаю___ся 1 __ класса

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карта индивидуальных достижений обучаю___ся 1 __ класса

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Возможный вариант составления портфолио

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Возможный вариант составления портфолио

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА» В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА» В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету

Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания»

Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021