Оценка психологического климата в коллективе

  • Документация
  • doc
  • 01.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Оценка психологического климата в коллективе.doc

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

 

         Уважаемые педагоги! Оцепите, пожалуйста, как проявляются свой­ства психологического климата в Вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст слева, затем - справа и после этого знаком "+" от­метьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

 

 

3

2

1

0

-1

-2

-3

 

1. Преобладает бодрый, жизнерадост­ный тон настроения.

 

 

 

 

 

 

 

1.        Преобладает подавленное настрое­ние.

2.         

3.         

4.        

2. Доброжелательность в отношениях взаимные симпатии.

 

 

 

 

 

 

 

2. Конфликтность в отношениях и ан­типатии.

 

3. В отношениях между группировка­ми внутри коллектива существует вза­имное расположение, понимание.

 

 

 

 

 

 

 

3. Группировки конфликтуют между собой.

4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в сов­местной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

4. Проявляют безразличие к более тес­ному общению, выражают отрицатель­ное отношение к совместной деятель­ности.

5. Успехи или неудачи товарищей вы­зывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

5. Успехи или неудачи товарищей ос­тавляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.

6. С уважением относятся к мнению

друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

6. Каждый считает свое мнение глав­ным, нетерпим к мнению товарищей.

7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные.

 

 

 

 

 

 

 

7. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллекти­ва,

8. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение "один за всех, и все за одного"

 

 

 

 

 

 

 

8. В трудные минуты коллектив "рас­кисает", возникают ссоры, растерян­ность, взаимные обвинения.

9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители.

 

 

 

 

 

 

 

9. К похвалам и поощрениям коллек­тива здесь относятся равнодушно.

10. Коллектив активен, полон энергии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Коллектив инертен и

 

пассивен.

11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива помогают им освоиться в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

11. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.

12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно,

 

 

 

 

 

 

 

12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.

13. В коллективе существует справед­ливое отношение ко всем членам, под­держивают слабых, выступают в их за­щиту.

 

 

 

 

 

 

 

13. Коллектив заметно разделяется не "привилегированных"; пренебрежи­тельное отношение к слабым.

 

 

 

 

 

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

 

Оценки

 

         3 – свойство проявляется в коллективе всегда;

         2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

         1 – свойство проявляется нередко;

         0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство

        

         Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

         Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины: сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

         Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: + 22 и более – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 22 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата; от 0 до 8 – низкая степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (-8) – начальная неблагоприятность социально-психологического климата; от (-8) до (-10) средняя неблагоприятность; от (-10) и ниже в отрицательную сторону – сильная неблагоприятность.

         Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать,  а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд их этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства  с отрицательным знаком).

         Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойство, которые «заложены» в опросном листе).