Оценка учебных достижений обучающихся с помощью приёмов формирующего оценивания в начальной школе
Проблема оценивания учебных достижений и стремления учащегося к знаниям, в особенности учащегося начального звена, всегда была в педагогике весьма актуальной.
Педагоги должны использовать такие методы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса.
В соответствии с ФГОС ООО система оценки должна реализовать системно-деятельностный, уровненый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание.
Что же такое - формирующее оценивание?
Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения.
Цель формирующего оценивания –корректировка деятельности как учителя так и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов.
При комплексном оценивании учебных достижений учащихся следует учитывать следующие функции оценивания.
Контролирующая функция – заключается в определении достижений отдельного ученика или группы, класса и выявлении уровня готовности к усвоению нового материала.
Учебная функция – предопределяет такую организацию оценивания, чтобы его проведение способствовало повторению, изучению, уточнению и углублению знаний, систематизации, совершенствованию навыков и умений.
Диагностическая и корректирующая функция – предполагает выяснение причин трудностей, возникающих у ученика при обучении, выявление пробелов в знаниях и умениях и внесение в деятельность ученика и педагога корректив, которые устраняют пробелы.
Мотивационная функция – определяет такую организацию оценивания, когда его проведение стимулирует желание учащихся улучшить свои результаты, развивает чувство ответственности, способствует стремлению к соревнованию, формирует положительные мотивы учения.
Воспитательная функция – заключается в формировании ценностных ориентаций и отношений, умении ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля, способствует развитию трудолюбия, активности, аккуратности и других положительных черт характера. Каждую оценку учитель должен мотивировать, учитывать индивидуальные особенности школьника.
Применение формирующего оценивания позволяет учащимся сформировать навыки самостоятельного обучения.
Школьники освоят навыки самоанализа, самоконтроля и самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделят с учителем ответственность за собственное образование.
Девять шагов технологии формирующего оценивания
Шаг 1. Спланировать образовательные результаты обучающихся по темам.
Шаг 2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности обучающихся
Шаг 3. Сформировать задачи урока как шаги деятельности обучающихся
Шаг 4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности обучающихся на уроке
Шаг 5. Оценивать деятельность обучающихся по критериям
Шаг 6. Осуществлять обратную связь: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель
Шаг 7. При оценивании сравнивать данные результаты достижений обучающихся с предыдущим уровнем достижений
Шаг 8. Определить место обучающегося на пути достижения цели
Шаг 9. Откорректировать образовательный маршрут обучающегося
Приемы формирующего оценивания, которые я использую в своей практике:
Приём «Светофорик»
У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора.
Зеленый обозначает – я понял тему и могу сам выполнить задание по этой теме;
Жёлтый – я понял, но не уверен
Красный – нужна помощь
Я прошу учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала. По итогам принимаю решение либо о повторном разборе материала, либо закрепляем тему или продолжаем изучение материала.
Ребята, у которых красные сигналы нуждаются в индивидуальном подходе. Я подхожу к таким ученикам и объясняю индивидуально.
Цель приёма: анализ понимания объясняемого материала, определение темпа урока. По итогам оценивания учитель может продолжить объяснение или объяснить непонятный материал повторно
Приём «Волшебная линеечка»
На полях тетрадей у учащихся даны шкалы, на которых они отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу не справился, посередине-выполнил, но допустил ошибку или ошибки, вверху-справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика обводит крестик, если нет ставит свой крестик выше или ниже.
Пример. Недавно мы писали комплексную работу и последним заданием было оценить свою работу, т.е отметить крестиком на трёх шкалах6 было интересно или нет, было легко или трудно, доволен своей работой или недоволен. Посмотрите, как оценили свои работы ребята.
Цель приёма: умение самостоятельно проанализировать и оценить свою работу
Приём «Внутренний и внешний круг»
Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
Цель приёма: возможность учащимся провести рефлексию вновь приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно.
Приём оценивания в ходе урока «Смайлики» - это оценивание выполнения заданий с помощью смайликов.
После выполнения задания на определённую тему, ребятам предлагается нарисовать смайлик (улыбку):
Верхний- улыбающийся, означает легко справился с заданием
Средний- не со всем справился
Нижний – не справился с заданием
Детям нравится этот приём.
Его цель: анализ понимания учащимися материала и логики выполняемого задания
Хочу привести еще один пример, как я ещё использую этот прием.
Задание: решаем задачу и пробуем найти решение двумя способами. Затем предлагаю выбрать тот способ, который оказался для них более понятен и удобен при решении таких видов задач и нарисовать под этим способом смайлик.
В первом случае учащийся выбрал второй способ решения задачи. А во втором случае выбрал оба способа.
Приём «Незаконченное предложение» проводится в конце урока
Обучающимся предлагается провести рефлексию, продолжив данные предложения по выбору:
«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»
«Я похвалил бы себя….»
«Сегодня мне удалось…»
«Было интересно…»
«Было трудно…»
«Теперь я могу…» и др.
Цель приёма: анализ понимания изученного материала, основных идей, принципов
Приём «Волшебный мешочек»
Учитель показывает ребятам мешочек и предлагает «Давайте соберем в этот волшебный мешочек всё самое интересное, что было на сегодняшнем уроке…»
Цель приёма: анализ понимания изученного материала
Приём «Мишень»
Учащиеся ставят метку, чем ближе к центру мишени, тем ближе к пятерке.
Цель приёма: рассмотрение и анализ учащимся собственных знаний и своей деятельности на уроке
Приём «Благодарю» я использовала его в групповой работе на уроке технологии
Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников. Мы делали групповую работу «Чайный сервиз»
На представлении работы, участники каждой группы выбирал одного из ребят, кому хотели сказать спасибо за сотрудничество и объясняли, в чем это проявилось.
Цель приёма: анализ и оценка работ других учащихся
Приём «Дерево чувств»
Цель приёма: не только анализ понимания объясняемого материала, но и
получение эмоционального отклика от детей.
В конце урока вывешивается дерево с яблоками, листочками и т.д по какой- либо теме Ребятам предлагается раскрасить яблоки
В зелёный цвет-если урок понравился, все было интересно и понятно
В желтый цвет- не все понятно было на уроке
В красный цвет – ничего не понял, плохое настроение
Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и
учения. От правильной организации оценивания во многом зависит
эффективность управления учебным процессом. Важно оценивать не только
результат образовательной деятельности, но и путь его достижения, процесс размышления,
приведший к получению такого результата.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.