«Оценка достижения планируемых результатов в условиях введения ФГОС НОО» (методический семинар)
Оценка 4.8
Семинары
docx
классное руководство +1
4 кл
04.04.2018
ФГОС предъявляет новые требования к образовательным
результатам и соответственно изменяется система оценивания достижений
учащихся. Формирование функционально грамотных людей – одна из
важнейших задач современной щколы. Основы функциональной грамотности
закладываются в начальных классах.
Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение
качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки
выступает овладение системой способов действий с изучаемым учебным
материалом. Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении
образовательных результатов влечёт за собой возникновение новых подходов к
оцениванию качества учебных достижений обучающихся.
Одной из отличительных особенностей новой системы оценки является
комплексный подход к оценке результатов образования, включающий оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов образования.Методический семинар
«Оценка достижения планируемых результатов в условиях введения ФГОС НОО»Выступление.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Ныр Тужинского района Кировской области
«Оценка достижения планируемых результатов в
условиях введения ФГОС НОО»
(методический семинар)
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ с. Ныр
Кульпина Ирина Михайловна
2016 г. Общие подходы к системе оценки достижений планируемых
результатов
Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить
вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности по
теме «Система оценивания достижений планируемых результатов в условиях
реализации ФГОС».
Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого
поколения к новым Федеральным государственным образовательным
стандартам. Внедрение стандартов нового поколения направлено на
совершенствование системы образования, которое предполагает не только
освоение школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их
успешное включение в учебную деятельность, становление учебной
самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения.
ФГОС предъявляет новые требования к образовательным
результатам и соответственно изменяется система оценивания достижений
учащихся. Формирование функционально грамотных людей – одна из
важнейших задач современной щколы. Основы функциональной грамотности
закладываются в начальных классах.
Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение
качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки
выступает овладение системой способов действий с изучаемым учебным
материалом. Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении
образовательных результатов влечёт за собой возникновение новых подходов к
оцениванию качества учебных достижений обучающихся.
Одной из отличительных особенностей новой системы оценки является
комплексный подход к оценке результатов образования, включающий оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Какие же основные подходы я использую в оценке достижений учащихся
начальной школы? Слайд № 2
Система оценивания планируемых результатов освоения программ
начальной школы предполагает:
1. Включение учащихся в контрольнооценочную деятельность с тем,
чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и
самоанализу (рефлексии).
2. Использование критериальной системы оценивания.
3. Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов
оценивания. Слайд № 3
В основе системы оценки планируемых результатов лежит интеграция следующих образовательных технологий:
технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения;
технологий, основанных на создании учебных ситуаций;
технологий, основанных на реализации проектной деятельности,
информационных и коммуникационных технологий обучения. Слайд № 4
Система оценки достижений планируемых результатов включает:
1. Внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая учениками, учителями,
администрацией).
2. Внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к
школе службами). В процессе внедрения системы оценки я руководствуюсь
следующими правилами: Слайд № 5
1е правило. Что оцениваем? Оцениваем результаты предметные,
метапредметные и личностные.
2е правило. Кто оценивает? Учитель и ученик вместе сообща определяют
оценку и отметку.
3е правило. Сколько ставить отметок? По числу решённых задач.
4е правило. Где накапливать оценки и отметки? В таблицах
образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных)
и в «Портфеле достижений».
5е правило. Когда ставить отметки? Текущие – по желанию, за
тематические проверочные работы – обязательно.
6е правило. По каким критериям оценивать результаты учеников? По
признакам трёх уровней успешности. (Необходимый (базовый),
повышенный (решение нестандартной задачи) и максимальный уровень
(НЕобязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи».).
7е правило. Как определять итоговые оценки? Предметные четвертные
оценки определяются по таблицам предметных результатов. Итоговая оценка
за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов,
накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой
диагностики предметных и метапредметных результатов.
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных
учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов
является способность обучающихся решать учебнопознавательные и
учебнопрактические задачи. Слайд № 6
В систему оценки предметных результатов входят:
Опорные знания по предметам и предметные действия. Слайд № 7 Какие главные изменения произошли в оценке предметных результатов?
Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные, а
продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений,
предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного
продукта: вывода, оценки и т.п. Оценку достижения предметных результатов
я веду как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе
выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки,
полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксирую в
форме портфеля достижений и учитываю при определении итоговой оценки.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные
работы – система заданий различного уровня сложности по чтению,
русскому языку, математике и окружающему миру. Слайд № 8
Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных
результатов, процесса их формирования служат:
работы учащихся, выполняемые в ходе обучения;
индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе
выполнения работ;
статистические данные, получаемые в ходе целенаправленных
наблюдений или миниисследований;
результаты тестирования. Слайд № 9
Мониторинг качества обучения на уровне ученика организую на
основе диагностических методов :
1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс)
2 этап – входная диагностика (начало учебного года и начало изучения тем)
3 этап – текущая диагностика (в ходе изучения программного материала)
4 этап промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения)
5 этап итоговая диагностика (в конце 4 класса).
Очень важно, чтобы текущие проверочные работы включали задания как
базового, так и повышенного уровня: анализ результатов выполнения работ
такой структуры позволяет мне с большей точностью осуществлять
дифференцированную работу в процессе обучения, отслеживать динамику
овладения предметными и метапредметными результатами.
Оценка метапредметных результатов Слайд № 10 № 11
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных
учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных),
т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и
управление своей познавательной деятельностью.
Метапредметность УУД представляет собой способы деятельности,
осваиваемые обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и при
решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов
организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные
возможности для формирования универсальных учебных действий.Слайд№12
Оценка метапредметных результатов осуществляется на основе
выполнения групповых и индивидуальных проектов, комплексных
метапредметных работ, решения задач творческого и поискового характера,
мониторинга сформированности основных учебных действий.
Оценка личностных результатов
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации
всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную
деятельность, реализуемую семьёй и школой. Слайд № 13
Основным объектом оценки личностных результатов являются
сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые
в три основных блока:
самоопределение;
смыслообразование;
моральноэтическая ориентация.
Большинство образовательных результатов конкретного ученика можно
сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями
других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную
образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный
уровень притязаний и т.п.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего
образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат
итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся
отражает эффективность воспитательной и образовательной
деятельности школы.
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС
диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в
разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В
любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств
своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции,
культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера,
поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать
результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому
конкретному ученику.
Одним из методов оценки личностных результатов учащихся используемым
мною является оценка личностного прогресса ученика с
помощью портфолио. Слайд № 14
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных
достижений школьников – это сборник работ и результатов учащегося,
которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных
областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а
также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков,
позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы «Портфеля достижений»: Слайд № 15
показатели предметных результатов;
показатели метапредметных результатов;
показатели личностных результатов.
Примерная структура портфолио: Слайд № 16
1.)ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 2.)РАЗДЕЛ "МОЙ МИР" 3.)РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
4.)РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО" 5.)РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
6.)РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен
прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь
небольшую обязательную часть (после контрольных работ). Слайд № 17
Работа по технологии портфолио позволяет:
• оценить уровень самостоятельности детей;
• выявить проблемы в формировании у них самооценки;
• определить преобладающую мотивацию ребенка;
• оценить уровень владения умениями и навыками.
Таким образом происходит развитие личности ученика, его индивидуальных
способностей. Дети принимают участие в конкурсах, олимпиадах, научно
практических конференциях, фестивалях, имеют достижения конкретных
результатов, а именно – призовые места.
В своей работе я провожу разные диагностики результатов личностного
развития. Провожу в разной форме (диагностическая работа, результаты
наблюдения и т.д.). Например, я использую методики для мониторинга
личностных УУД:
1. «Лесенка» (1 4 класс).
Слайд № 18
2. Тест «Изучение самооценки»(34 класс). 3. Анкета «Оценка школьной мотивации» (12 класс).
4. Опросник мотивации (3 4 класс.)
5. «Что такое хорошо и что такое плохо» (12 класс).
6. «Незаконченные предложения» (34 класс).
7. Диагностический опросник «Личностный рост» (П. В. Степанов) и другие.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик
выпускника, которые должны сформироваться у ученика за первые 4 года
обучения и воспитания (так называемый портрет выпускника начальной
школы»).
Таким образом, можно сказать, что оценивание как самого процесса
познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных
важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее
эффективные приёмы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к
развитию и дальнейшему продвижению в познании.
«Оценка достижения планируемых результатов в условиях введения ФГОС НОО» (методический семинар)
«Оценка достижения планируемых результатов в условиях введения ФГОС НОО» (методический семинар)
«Оценка достижения планируемых результатов в условиях введения ФГОС НОО» (методический семинар)
«Оценка достижения планируемых результатов в условиях введения ФГОС НОО» (методический семинар)
«Оценка достижения планируемых результатов в условиях введения ФГОС НОО» (методический семинар)
«Оценка достижения планируемых результатов в условиях введения ФГОС НОО» (методический семинар)
«Оценка достижения планируемых результатов в условиях введения ФГОС НОО» (методический семинар)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.