ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.8

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Детсад
19.07.2019
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С 2013 года, когда был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, дошкольным образовательным организациям выделены необходимые финансовые средства для модернизации и пополнения материально-технический базы ДОО. Однако на практике заведующий ДОО может столкнуться с тем, что приобретённое оборудование не используется или в недостаточной степени используется воспитателями в работе с детьми. Для того, чтобы побудить педагогов использовать все возможности материально-технической базы дошкольной образовательной организации, администрация детского сада осуществляет мониторинг эффективности использования возможностей МТБ педагогами ДОО.
Андреева Е. П._ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МТБ.docx
Андреева Евгения Павловна  заведующий  Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение  детский сад № 51 города Сочи   ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В рамках Концепции долгосрочного социально­экономического развития «Стратегия – 2020»   стратегической   целью   образовательной   системы   названо   «повышение   доступности качественного   образования,   соответствующего   инновационным   требования   развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [1]. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ говорит нам о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей   культуры,   развитие   физических,   интеллектуальных,   нравственных,   эстетических   и личностных   качеств,   формирование   предпосылок   учебной   деятельности,   сохранение   и укрепление   здоровья   детей   дошкольного   возраста  [2].   Подготовка   дошкольника рассматривается   через   целевые   ориентиры,   в   полном   соответствии   с   федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Однако понятие «качество образования» с позиции каждого его участника трактуется по­разному. Для руководителя – это высокая оценка деятельности воспитателей родителями и  детьми,  повышение  тем самым  престижа  ДОО. Для  воспитателей  –  это положительная оценка   их   деятельности   родителями   и   руководителем   дошкольной   образовательной организации,   повышение   собственного   образовательного   уровня.   Для   родителей   –   это эффективное   обучение   детей   и   сохранение   их   здоровья.   Для   детей   –   это   обучение   в интересной для них игровой форме [3]. Качество   образования   в   дошкольной   образовательной   организации   рассматривается как   степень   соответствия   совокупности   создаваемых   условий   образования   для   детей дошкольного возраста, прогнозируемым целям развития на основе потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) [4]. Качество   дошкольного   образования   зависит   от   многих   факторов:   от   хорошо разработанной основной образовательной программы ДОО и профессионализма педагогов, от возможности   детского   сада   обеспечить   сопровождение   детей   квалифицированными специалистами   и   материально­технической   базы   (МТБ)   и   материально­технического обеспечения (МТО). Однако как бы хорошо не было оснащёно ДОО. Но если дети не имеют доступа к играм и игрушкам, а педагоги не знают, как обращаться с лабораторным или ИКТ оборудованием, качество дошкольного образования в таком детском саду не повысится. Эффективное   использование   материально­технической   базы   даст   возможность обеспечить   не   только   качественную   реализацию   основной   образовательной   программы дошкольного   образования   как   в   обязательной   её   части,   так   и   в   части,   формируемой   но   и   организовать   дополнительные участниками   образовательных   отношений, образовательные   услуги,   культурно­досуговую   деятельность,   проводить   культурные, спортивно­оздоровительные мероприятия и т. д. Эффективность   функционирования   дошкольной   образовательной   организации возможно оценить через развитие МТБ и МТО. Для этого можно использовать следующие показатели: ­ показатели использования основных фондов, характеризующие их использование по времени (например, численность воспитанников дошкольных образовательных организаций, приходящихся на сто мест, как показатель доступности дошкольного образования [5]); ­   благоустройство   детского   сада   (наличие   канализации,   водопровода, энергоснабжения, центрального отопления);  ­ показатели воспроизводства основных фондов, такие как коэффициент обновления, коэффициент выбытия и др.  Если   по   показателю   «благоустройство   детского   сада»   в   МДОБУ   №   51   г.   Сочи качество условий удовлетворительно, поскольку здание введено в эксплуатацию в 2014 году, здание   типовое,   двухэтажное,   в   наличие   централизованное   отопление,   канализация, централизованное   водоснабжение,   то   «численность   воспитанников   дошкольных образовательных организаций, приходящихся на сто мест, составляет примерно 188 человек (проектная мощность детского сада 212 человек, фактическая численность воспитанников 398 человек). Такое увеличение контингента воспитанников без наращивания и обновления основных   фондов,   которыми   располагает   ДОО,   может   привести   к   снижению   качества дошкольного образования.  Учёные выделяют четыре типа пространств, доступ к которым позитивно влияет на формирование у ребёнка уверенности в себе: ­ места для взаимодополняющих активностей, ­ поддерживающие места, ­ доступ к большим пространствам (внутри и вне помещений), ­ доступ к местам самообслуживания.  Чем больше активного пространства приходится на ребёнка, тем больше свободы для творчества, меньше конфликтов, выше уверенность в себе. Очевидно, что в МДОБУ № 51 г. Сочи  одному воспитаннику доступно в среднем немного  свободного пространства  внутри помещений.   Решение   проблемы   в   интенсивном   многоцелевом   использовании   пространств внутри и вне помещений и их гибкости. Кроме перечисленных выше показателей материально­технические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования включают: ­   требования,   определяемые   в   соответствии   с   санитарно­эпидемиологическими правилами и нормативами; ­ требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; ­   требования   к   средствам   обучения   и   воспитания   в   соответствии   с   возрастом   и индивидуальными особенностями развития детей; ­ оснащенность помещений развивающей предметно­пространственной средой; ­   требования   к   материально­техническому   обеспечению   программы   (учебно­ методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). Остановимся   на   возможных   показателях   оценки   материально­технических   условий (Таблицы 1, 2, 3). Таблица 1 – Материально­технические условия реализации ООП ДО Показатели нет Значение показателя скорее нет скорее да да   Помещения   ДОО   оснащены   современным оборудованием   для   разных   видов   деятельности, средствами обучения и мебелью Помещения   ДОО   (групповые,   спальни   и   др.) соответствуют требованиям СанПиН В   ДОУ   созданы   все   условия   для   обеспечения комплексной   безопасности   (ТБ,   охрана   труда, противопожарная безопасность, антитеррористическая безопасность, ГО и ЧС) Прогулочные   участки   соответствуют   требованиям СанПиН Прогулочные   участки   оснащены   игровым   и спортивным оборудованием Имеется оснащенная спортивная площадка В   ДОО   созданы   условия   для   реализации дополнительных общеразвивающих программ В   ДОО   созданы   условия   по   информационно­ технологическому   обеспечению   ООП   ДО   (наличие сайта, программного обеспечения, технологического оборудования) Таблица 2 – Развивающие предметно­пространственные условия реализации ООП ДО Показатели Значение показателя Соответствует (имеется) Частично соответствует (частично  имеется) Не соответствует (не имеется) Содержательное насыщение РППС   Пространство   группы   соответствует возрасту,   индивидуальным   особенностям воспитанников Тема комплексно­тематического планирования   имеет   свое   отражение   во всех развивающих центрах При   организации   и   наполнении пространства   учитывается   гендерная специфика Наличие оборудования (оздоровительного, спортивного, игрового и т.д.) Наличие   в   группе   материалов   для организации   разных   видов   детской деятельности Наличие в группе образно­символических, Показатели Значение показателя Соответствует Частично Не (имеется) соответствует (частично  имеется) соответствует (не имеется) материалов, (ЖК   телевизор, нормативно­знаковых   объектов для исследования Сменяемость материала в зависимости от идеи, проекта, образовательной ситуации Наличие   в   группе   оборудования (например,   столик   с   емкостями)   для проведения   опытов   и   экспериментов   с водой и др. материалами Наличие в группе полифункционального и неоформленного игрового материала Наличие технических средств обучения в группе     ноутбук, интерактивная доска, музыкальный центр) Наличие   в   группе   изделий,   предметов, отражающих   региональный   компонент, обеспечивающих   реализацию   части, формируемой участниками образовательных отношений Наличие   в   группе   изделий,   предметов, отражающих поликультурный аспект Наличие   в   группе   объектов,   материалов для предпосылок грамотности Среда   не   перенасыщена,   в   среде   группы определены   места   и   порядок   хранения предметов     формирования   Трансформируемость РППС В группе задействованы верхнее, среднее и нижнее пространство  Имеются сквозные напольные полки Воспитанники   имеют   возможность передвигать   мебель   в   соответствии   со своим замыслом Наличие   полифункциональных   ширм, перегородок ит.д. Наличие мольбертов Наличие ковровых покрытий Полифункциональность РППС Наличие   неоформленного   игрового материала Использование   продуктов   детской   и взрослой   дизайн­деятельности   для Показатели Значение показателя Соответствует Частично Не (имеется) соответствует (частично  имеется) соответствует (не имеется) оформления макро и микро среды Имеется «стена творчества» разнообразного Возможность использования   различных   составляющих предметной   среды   (мебели,   матов, модулей и др.)   Вариативность РППС   В   группе   выдержано   зонирование пространства (выделены   активная, рабочая, спокойная зоны) Границы   между   центрами   «подвижные» (оформлены,   но   могут   изменится   по выбору воспитанника) Наличие   центров   активности   по   пяти основным образовательным областям Наличие   в   группе   пространства   для уединения Интегративная направленность центров Знаковое   обозначение   центров,   алгоритм работы в них Сменяемость стимулирующих детскую деятельность   игровых   материалов, Доступность РППС     материалов, Соотношение   масштаба   «рост   –   глаз   – рука» Доступность   в   использовании   игр, игрушек, пособий, обеспечивающих   все   основные   виды детской   активности,   в   том   числе   и   для воспитанников с ОВЗ Имеющиеся   в   пространстве   игры, игрушки,   пособия   и   т.д.   доступны воспитанникам   дошкольного   возраста   по содержанию Имеющиеся   в   пространстве   игры, игрушки,   пособия   и   т.д.   исправны   и сохранны Воспитанники знают, что где находится, и могут   это   брать   и   использовать   в   своей деятельности Воспитанники могут использовать любую часть   группы   для   организации   игры, другой деятельности Показатели Значение показателя Соответствует Частично Не (имеется) соответствует (частично  имеется) соответствует (не имеется) Безопасность РППС Имеются сертификаты на материалы Игрушки безопасны Опасные   предметы   находятся   вне   зоны доступа воспитанников Цветовая   гамма   не   раздражает   психику воспитанников и педагогов Используются   элементы   домашней обстановки: аксессуары, предметы мебели и др. Отсутствие   необоснованных   запретов   на использование предметов среды В группе созданы возможности для развития мелкой моторики для занятия конструированием для наблюдения за живой природой для экспериментирования для театрализованной деятельности для чтения и рассматривания книг для занятия музыкальной деятельностью для   удовлетворения   двигательной активности воспитанников в группе для режиссерских игр для организации настольных игр для сюжетно­ролевых игр для уединения для занятия творчеством для   игры   с   полифункциональным материалом для   самостоятельной   работы   с программным материалом для общего сбора группы для   организации   временных   выставок достижения детей Таблица 3 – Программно­методическое обеспечение образовательной деятельности Показатели Процент Укомплектованность   информационно­справочной,   программно­методической литературой,   периодическими   изданиями,   необходимыми   для   осуществления образовательной деятельности Укомплектованность   методическими   материалами,   дидактическими   пособиями, игровым оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС ДО Программно­методическое обеспечение содействует выполнению ООП ДО Показатели Процент Программно­методическое обеспечение оказывает помощь в развитии творческого потенциала педагогических работников Программно­методическое обеспечение удовлетворяет информационные, учебно­ методические, образовательные потребности педагогов Учебно­методическое обеспечение создаёт условия для повышения квалификации педагогических работников ДОО Программное   обеспечение   имеющихся   компьютеров   позволяет   работать   с текстовыми   редакторами,   с   Интернет   ресурсами,   фото,   видео­,   аудио­ материалами и пр. Создан   сайт   ДОО,   на   котором   размещена   информация,   определённая законодательством С   целью   осуществления   взаимодействия   ДОО   с   органами,   осуществляющими управление   в   сфере   образования,   с   другими   учреждениями   и   организациями, подключен Интернет, активно используется электронная почта, сайт Имеются необходимые средства обучения (телевизор, DVD, музыкальный центр, ноутбук, интерактивные доски, мультимедиа и т.п.) Оборудование доступно и удобно для организации работы с воспитанниками Процент   педагогов, технологии при подготовке к НОД, в совместной деятельности с воспитанниками   которые   используют   информационно­компьютерные Следует   отметить,   что   под   «укомплектованность»   программно­методическими, информационно­справочными   и   другими   пособиями   понимается   не   их   наличие   в методическом кабинете, а доступность каждому педагогу в удобное для него время. Это же относится и к наличию необходимых средств обучения (телевизор, DVD, музыкальный центр, ноутбук, интерактивные доски, мультимедиа и т.п.), поскольку навыки работы с ними могут сформироваться у педагога только в том случае, если у него будет не только возможность, но и необходимость использовать их систематически в своей работе. Надлежит обратить внимание и на имеющиеся программно­методические комплекты. Это, в первую очередь, связано с тем, что согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской   Федерации»   от   29.12.2012   №   273­ФЗ   [2]   дошкольное   образование   является первым уровнем в непрерывной системе образования (не начальное!), поэтому, несмотря на отсутствие   аттестации   дошкольников   при   переходе   на   следующий   уровень   образования, педагоги   (не   только   воспитатель,   но   и   музыкальный   руководитель,   и   руководитель   по физической   культуре,   и   другие   имеющиеся   в   штате   специалисты)   обязаны   (!)   выполнить программу по всем видам деятельности учебного плана, как обязательной его части, так и части,   формируемой   участниками   образовательных   отношений.   А   для   этого   необходимо определить,   по   каким   именно   парциальным   программам   или   методическим   пособиям реализуется   Основная   образовательная   программа   дошкольного   образования   ДОО.   К примеру,   если   в   распоряжении   воспитателя   парциальные   программы   по   изобразительной деятельности и Т. С. Комаровой, и И. А. Лыковой, то это не означает, что сегодня он может ориентироваться на одну из них, а завтра – на другую, поскольку в этом случае не будет реализована ни одна программа: «за двумя зайцами…» Таким образом, оценка эффективности использования материально­технической базы ДОО   позволит   получить   реальную   картину   по   оснащению   образовательного   процесса, повысить качество дошкольного образования в ДОО, а также более рационально использовать субсидии на выполнение муниципального задания. Список литературы 1.   Распоряжение   Правительства   Российской   Федерации   от   17.11.2008   №   1662­р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально­экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902130343 (Дата обращения: 11.06.2019). 2.   Федеральный   Закон   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   от   29.12.2012 № 273­ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 11.06.2019). 3. Инновационный опыт обеспечения качества дошкольного образования в условиях реализации   Федеральных   государственных   требований:   сборник   материалов   /   авт.­сост. А. Х. Сундукова, М. Г. Копытина, Л. В. Бех. Ростов н/Д.: ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012.  4. Поташник М.М. Управление качеством образования / под ред. М. М. Поташника. М.: Педощество России, 2000. 5.   Мониторинг   эффективности   школы.   Дошкольное   образование:   доступность   и качество   /   под   ред.   Т.   Л.   Клячко.   М.:   Российская   академия   народного   хозяйства   и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. № 2 (11).

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДОО В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2019