Место и роль директора школы: современный аспект
Оценка 4.9

Место и роль директора школы: современный аспект

Оценка 4.9
Исследовательские работы +3
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
23.07.2019
Место и роль директора школы: современный аспект
Настоящая работа посвящена вопросу роли директора школы. Проанализировав мнение директоров школ, автор работы замечает, что функции и роль директора школы существенно меняются. В статье взят во внимание закон «Об образовании», в котором сказано о директоре школы, как о руководящей должности. В таком случае, педагогический процесс рассматривается как сугубо технологический. В ходе работы автор особое внимание обращается на педагогическую роль директора школы. рекомендуется к использованию учёным, преподавателям, учителям, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами педагогики и образования.
Место и роль директора школы.docx
МЕСТО И РОЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ  Актуальность рассматриваемой нами проблемы подтверждается сформировавшимся в постсоветское   время   направлением   развития   российской   образовательной   системы,   что сказалось не только на цели образовательного процесса, но и на все более изменявшемся содержании деятельности тех, кто напрямую управлял им – директоров школ, что обусловило появление понятия «педагогический менеджмент». Школа в жизни всех народов всегда была и остается важнейшим социальным явлением, и   традиционно   от   того,   кто   стоит   во   главе   школьного   коллектива,   всегда   зависело   то, насколько   успешно   образовательное   дело   будет   развиваться   и   функционировать,   отвечая запросам своего времени. И потому директор школы, как мы считаем, всегда должен был быть методически грамотным педагогом, от которого во многом зависели и зависят принципы организации   и   результат   учебного   процесса.   Так,   по   утверждению   советского   педагога­ новатора и директора школы Василия Александровича Сухомлинского, «если вы хотите быть хорошим директором, стремитесь прежде всего быть хорошим педагогом…». Мы отметили, что грамматическое строение данной фразы наряду с синтагмой «прежде всего (то есть это главное) быть хорошим педагогом» содержательно имеет смысловое продолжение «в то же время; но вместе с тем», предполагая наличие у директора школы и иных значимых качеств и определив выдвинутую нами гипотезу, в основе которой мы видим утверждение о том, что современный   директор   школы   должен   быть   высокопрофессиональным   педагогом   и квалифицированным управленцем одновременно. Для доказательства данного утверждения мы опирались на мнение директоров школ о значении для них этих двух видов деятельности.  Проведенное   нами   собеседование   с   директорами   нескольких   лучших   школ   города показало,   что,   по   их   мнению,   сегодня   существенно   меняются   роль   и   функции   директора школы, и как следствие этого, для них тоже все чаще встает вопрос, кого считать хорошим директором школы: опытного педагога или квалифицированного управленца, на что в первую очередь обращать свое профессиональное внимание? При том, что директор школы всегда нес ответственность за организацию и качество как учебного, так и воспитательного процесса в школе,   за   охрану   здоровья  и   физическое   развитие   учащихся,  за   хозяйственно­финансовое состояние школы, формировал педагогический коллектив и руководил им, и как правило, директорами школ становились именно опытные и талантливые учителя, проявившие себя в творческой и организаторской деятельности. К   сожалению,   сегодня   директор   школы   все   более   вынужден   быть   эффективным менеджером.   Современный   экономический   словарь   дает   нам   следующее   определение менеджера – это (от англ. manage ­ управлять) «специалист по управлению производством, наемный   управляющий,   который   организует   работу,   руководит   производственной деятельностью» [4]. Директору приходится выполнять следующие управленческие функции: 1)   обеспечивать   административно­хозяйственную   деятельность   учебного   заведения;   2) формировать педагогический коллектив и контролировать процесс исполнения его членами своих должностных обязанностей; 3) следить за обеспечением государственной регистрации   получением школы,   лицензирования   деятельности   образовательного   учреждения, государственной   аттестации   и   аккредитации;   4)   налаживать   связь   с   общественными организациями   и   представителями   предприятий;   5)   контролировать   бюджетные   затраты   и средства;   6)   быть   в   курсе   новшеств   образовательного   процесса   и   оснащения   школы современным   оборудованием   и   техническими   средствами.   Таким   образом,   современный директор – это руководитель, который все более должен обладать необходимым объемом знаний и управленческим опытом. Ознакомившись   с   основными   профессиональными   компетенциями   руководителя школы,   которые   включают   в   себя   управленческие,   педагогические,   коммуникативные, диагностические и исследовательские качества, мы для себя отметили, что данный перечень часто не включает в себя как обязательную собственную педагогическую деятельность. В большинстве случаев директор вынужден перестать быть учителем, тем самым отдаляясь от педагогической деятельности. Наиболее детальной работой с педагогами – распределением учебной   нагрузки,   составлением   программы,   воспитательных   мероприятий   и   т.д.   – занимаются заместители директора. На уменьшение возможности для директора школы  вести уроки,   как   нам   кажется,   влияют   такие   факторы,   как:   1)   естественная   нехватка   времени, поскольку загруженность управленческой деятельностью непрерывно растет; 2) отсутствие возможности   продолжать   педагогическую   деятельность,   ведь   директор   все   чаще   бывает вынужден отказаться от учебных часов. И в связи с этим встает вопрос: а должен ли директор школы иметь педагогическое образование?  Один   из   организаторов   образовательного   дела   недавнего   прошлого,   Виктор Александрович Болотов, не раз подчеркивал, что директор школы обязательно должен иметь преподавательский опыт и, как он говорит, «постоять у станка» ­ только тогда он сможет стать директором школы в настоящем смысле этого слова. Но вступивший в силу с 01.09.2013 года   федеральный   закон   «Об   образовании»   в   соответствии   с   Единым   квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих гласит, что должности директора   и   заместителя   директора   образовательной   организации   относятся   не   к педагогическим работникам, а к должностям руководителей, что не может не натолкнуть на следующий вопрос: если директор школы прекратит преподавательскую деятельность, или, хуже,   будет   занимать   эту   должность,   не   имея   педагогического   образования,   –   а   наше правительство допускает такую возможность – насколько адекватно будет оценено качество работы учителей, уровень их подготовки, корректировка учебного процесса?  Институт   развития   образования   «Национальный   исследовательский   университет Высшая   школа   экономики»   провел   всероссийское   исследование   «Директор   современной российской   школы»,   в   результате   которого   выяснилось,   что   большинство   директоров современных школ считают себя не педагогами, а прежде всего хозяйственниками – они почти не управляют качеством образования, редко посещают уроки и всё меньше преподают [1]. Еще   в   конце   XX   века   роль   школьного   учителя   и   директора   начали   претерпевать существенные   изменения.   Достаточно   вспомнить   известный   советский   фильм   1969   года «Доживем до понедельника». Директор школы, имея педагогическое образование, не считает себя педагогом: «Я завхоз! Вот достану новое оборудование – радуюсь, выбью кондиционеры – горжусь!», – то есть проблема обращала на себя внимание общественности уже тогда.  И если все же допустить, что  занимать должность директора школы может управленец без   педагогического   образования,   то  не   станет  ли   в   этом   случае   педагогический   процесс рассматриваться   как   процесс   сугубо   технологический?   И   разве   потеряло   нравственное   и социальное значение утверждение главной задачи школы: «очень важно, кем ты будешь, но еще   важней   ­   каким!».   Насколько   директор   будет   органической   частью   школьного педагогического и ученического коллектива, насколько он будет способен руководить именно учебным делом школы.                     Проведенное нами исследование дало нам основание утверждать, что директор, не имеющий педагогического образования, не может (а точнее, не должен) руководить  школой – он должен быть опорой, идеалом и эталоном для всего коллектива, быть учителем учителей, наставником школьников. Карл Маркс однажды произнес такую фразу: «Отдельный скрипач сам   управляет   собой,   оркестр   нуждается   в  дирижере»   [4]. Директор  школы   –   это   и   есть дирижер, и то, каким дирижером он будет, такая мелодия и зазвучит  в стенах школы, в действиях учителей и в сердцах школьников. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 1.  Директор современной российской школы: статистический  портрет, система подготовки, практики управления // Факты образования. – 2016. – № 6. 2. Друкер П. Д. Эффективный руководитель / Питер Друкер; пер. с англ. О. Чернявской. – 4­е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер; Эксмо, 2014. – 432 с.  3. Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. – М.; Белгород, 1997. – 312 с. 4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс; под ред. Ф. Энгельса. – М.: Госполитиздат. – 1960. – Т. 23. – 907 с.  5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 6­е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА­М. – 2011. – 512 с. 6. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия". – 2002. – 576 с.  7.   Управление   современной   школой:   Пособие   для   рук.   образоват.   учреждений   и   органов образования   /   М.   М.   Поташник,   А.   М.   Моисеев;   Рос.   акад.   образования,   Ин­т   упр. образованием. – М.: Новая шк., 1997. – 350 с

Место и роль директора школы: современный аспект

Место и роль директора школы: современный аспект

Место и роль директора школы: современный аспект

Место и роль директора школы: современный аспект

Место и роль директора школы: современный аспект

Место и роль директора школы: современный аспект

Место и роль директора школы: современный аспект

Место и роль директора школы: современный аспект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2019