Оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольных учреждений
Оценка 4.8

Оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольных учреждений

Оценка 4.8
Документация
docx
администрации
Детсад
15.02.2018
Оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольных учреждений
Дошкольное образование на современном этапе развития общества - первая ступень системы непрерывного общего образования. Его основная цель - формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Поэтому дошкольным образовательным учреждениям необходимо выполнять предъявляемый к ним современный образовательный заказ и отвечать запросам потребителей дошкольных образовательных услуг. Именно на педагогов возложена задача реализации образовательных программ нового поколения на основе передовых педагогических технологий, им определена миссия подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с современным мышлением, способного успешно самореализовать себя. Все это предполагает высокий уровень профессиональной компетентности воспитателей ДОО и формирующих ее компетенций, которые изложены в основных нормативных актах: Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155; профессиональном стандарте, утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н.
Оценка проф.компет педагогов.docx

Оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольных учреждений

В сфере народного образования в России сегодня можно выделить несколько доминирующих тенденций:

·  Образование является одним из приоритетных направлений Государственной политики.

·  Активно идут процессы реформирования образования на всех ступенях, начиная с дошкольного.

·  Многое делается для стандартизации системы образования.

В связи с этим к педагогам-дошкольникам предъявляются все более высокие требования, что, в свою очередь, повышает ценность комплексной оценки профессиональных компетенций всех участников педагогического процесса.

При этом регулярная оценка потенциала работающих в детском саду специалистов поможет руководителям дошкольных учреждений принимать верные управленческие решения, что тоже очень важно.

Педагог в дошкольном образовании: ценность возрастает

В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и ребенка является приоритетным. В то время как на других возрастных этапах обучения во главу угла ставится его содержание и форма. Современный образовательный процесс – это такое взаимодействие педагогов и воспитанников, в результате которого поступательно происходят позитивные изменения в деятельности, поведении и взаимоотношениях детей. Поэтому личность педагога является одним из ключевых факторов развития интеллекта и личности ребенка дошкольного возраста. Самоочевидно, что рядом с дошкольниками должны находиться педагоги – профессионалы высокого класса, ведь дети, в силу своего нежного возраста, еще не могут сознательно повлиять на качество педагогического взаимодействия. При этом педагог для ребенка дошкольного возраста является авторитетным и значимым человеком, поэтому на него с неизбежностью ложится ответственность за качество взаимодействия с дошколятами.

Компетенция и компетентность: давайте договоримся о терминах

Привожу здесь некоторые определения ключевых для этой статьи терминов «компетенция» и «компетентность», чтобы прояснить значения этих похожих по звучанию слов и избежать путаницы:

Компетенция (от лат. competere – «соответствовать», «подходить»):

1.                     личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач.

2.                     формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п. качествам специалиста (или к какой-то группе специалистов). В данном понимании компетенции могут использоваться при оценке персонала.

Компетентность (от лат. competens – «соответствующий, способный»):

1.                     совокупность компетенции, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

2.                     качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.

Требования к личности современного воспитателя и его компетенции

В условиях модернизации дошкольного образования, профессия воспитателя ДОУ предъявляет все больше требований к тем, кто только собирается ее получить или уже работает. Работа с дошкольниками требует от взрослых личностной зрелости и гибкости, творческого подхода и большого терпения. Воспитателям каждый день приходится решать разнообразные и сложные профессиональные задачи, осваивать и выполнять новые функции, востребованные современным обществом.

Сегодня каждому воспитателю необходимо приобретать и развивать следующие компетенции, делающие его творчески активным участником взаимодействия с детьми:

·  Гуманная педагогическая позиция;

·  Глубокое понимание задач дошкольного образования;

·  Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении физического и духовного здоровья малышей;

·  Внимание к индивидуальности каждого ребенка;

·  Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно-развивающую и культурно-информационную образовательную среду;

·  Умение целенаправленно работать с современными педагогическими технологиями, готовность экспериментировать, внедряя их;

·  Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.

Роль оценки компетенций в профессиональном развитии педагогов

Сегодня, когда быстрыми темпами происходит внедрение современных подходов к организации обучения дошкольников, к сожалению, существует серьезное рассогласование между реальным и необходимым уровнем профессиональной компетентности педагогов.

Как это проявляется на практике:

1.                     В работе ДОУ до сих пор преобладает учебная модель, и педагоги не всегда могут выстроить субъект-субъектные отношения с детьми и их родителями.

2.                     Многие педагоги, особенно опытные, имеющие большой стаж работы, ориентированы преимущественно на выполнение должностных обязанностей. А сегодня более востребованы воспитатели, способные самостоятельно планировать и выстраивать целесообразную систему работы.

3.                     Немало педагогов, которые, получив когда-то высшее профильное образование, ограничиваются посещением курсов повышения квалификации один раз в три года. При этом реалии сегодняшнего дня требуют от профессионалов принять новый жизненный стандарт – «Образование на протяжении всей жизни…». Поэтому одним из значимых показателей профессиональной компетентности воспитателя является его готовность к самообразованию и саморазвитию, а также способность творчески применять в практической деятельности новые знания и умения.

В таких условиях регулярная оценка профессиональных компетенций педагогов ДОУ будет стимулировать их стремление к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Виды и уровни компетенций

В литературе описано несколько классификаций видов компетенций. Приведу здесь одну из них:

1.                     Учебно-познавательная компетенция – включает совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Она предполагает владение навыками постановки целей, планирования, анализа и самооценки успешности собственной деятельности. К этой же компетенции относят умение эффективно действовать в нестандартных ситуациях, владение эвристическими методами решения проблем.

2.                     Информационная компетенция – предполагает развитую способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, систематизировать и транслировать необходимую информацию.

3.                     Коммуникативная компетенция – предусматривает владение навыками эффективного взаимодействия с людьми, умение работать в группе, гибкость в использовании различных социальных ролей.

В рамках любой компетенции существует несколько уровней ее выраженности (проявленности). Благодаря этому модель компетенций предполагает высокую объективность оценки и поэтому хорошо подходит для практического использования при оценке персонала.

Становление современной системы дошкольного образования требует творческого обновления привычных, давно сложившихся подходов к профессиональной деятельности педагогов. Сегодня от педагогов и руководителей ДОУ требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий взаимодействия с детьми и родителями.

В этих условиях всесторонняя и объективная оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования приобретает особое значение.

 

 

 


 

Оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольных учреждений

Оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольных учреждений

Компетентность (от лат. competens – «соответствующий, способный»): 1

Компетентность (от лат. competens – «соответствующий, способный»): 1

При этом реалии сегодняшнего дня требуют от профессионалов принять новый жизненный стандарт – «Образование на протяжении всей жизни…»

При этом реалии сегодняшнего дня требуют от профессионалов принять новый жизненный стандарт – «Образование на протяжении всей жизни…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018