Ответ на вопрос "Обучение произношению"

  • Контроль знаний
  • Лекции
  • Повышение квалификации
  • docx
  • 25.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ответ на вопрос "Обучение произношению". Содержание материала включает краткий, ясный, вполне исчерпывающий ответ по данному вопросу, поможет интересно, эффективно сдать экзамен. Может быть использовано студентами, преподавателями высших и средне-специальных учебных заведений и другими. Творческих успехов в работе и удачи на экзамене!Ответ на вопрос "Обучение произношению"
Иконка файла материала Обучение произношению.docx
Обучение   произношению.  Этот   раздел   содержит   требования  и   материал   для   развития   произносительной   стороны   устной   речи, включая   звукопроизношение   (артикулирование   звуков),  фонематическое   восприятие   (фонематический   слух),   передачу  звуко­слоговой структуры   слов,  произношение  слов,  синтагм,  предложений, соблюдение ритма, темпа, ударения, интонации.  Учащиеся по  этому  разделу овладевают   произношением   звуков  (фонем)   в   установленной   последовательности,   которая   отражает   закономерные,   системные   связи между   фонемами  русского  языка,   а   также   учитывает   требования   доступности   произношения тех или(иных звуков на разных стадиях овладения звукопроизношением, состав имеющихся в речи детей к моменту начала занятий тех или иных звуков, необходимость создания возможностей для различия звуков на слух и другие факторы. На основе этих факторов звуки для их прохождения объединяют в группы. Устанавливается также последовательность освоения слогов разных типов и слов разной слоговой структуры. В  связи  с овладением  звуками  указывается  примерный  материал,  на  котором  достигается   введение   их  в  речь,   развитие   навыков произношения   на   уровне   фразы;   содержатся   требования   к  таким   средствам   устной   речи,   как   ударение,   темп,   ритм,   мелодика.   Что касается   конкретной   лексики,   фразеологии,   текстов,  то они в семантическом отношении подготавливаются уроками,  проводимыми   по разделу «Развитие речи». Наличие  в  программе   специального  раздела  «Формирование  произношения» обусловлено как несформированностью  произносительной стороны речи учащихся (а следовательно, необходимостью ее коррекции и развития), так и тем, что звуковой  строй языка имеет свои закономерности, требующие специальной методической системы в овладении ими. Так как произносительная сторона не существует в речи отдельно от других ее  сторон и абсолютизация произносительных навыков на занятиях  может иметь отрицательные последствия для речи детей, программа акцентирует мысль об органическом включении занятий по произношению в общую систему работы по развитию речи: «На   уроках   произношения   на   основе   коррекционных   упражнений   формируется   правильное   усвоение   звуковой   структуры   слова, произношение   и   восприятие   звуков,   а   также   первоначальный   навык   звукового   анализа.   На   уроках   развития   речи   и   на  уроках произношения   учащиеся   овладевают   языком   для   повседневного   общения   с   окружающими,   получают   основу   для   овладения   грамотой, грамматикой, правописанием и чтением»1. Роль раздела «Формирование произношения» в системе требований   к   обучению   языку   (как   это   видно   из   приведенной   цитаты) довольно   сложная.   С   одной   стороны,   она   пропедевтическая   (например,   по   отношению   к   обучению   грамоте),   но,   с   другой—   в сущности  такая же, как и роль  других разделов   (обеспечить общее развитие речи; способствовать расширению практики общения). Поскольку уроки произношения строятся на уже подготовленном словаре и грамматическом материале, они в значительной мере служат их закреплению в речи учащихся. Грамота. Обучение  элементарным навыкам чтения и письма  составляет   специальную   и   весьма   сложную   задачу   в   обучении  детей   с тяжелым недоразвитием речи. В связи с этим содержание работы по данному разделу значительно отличается от содержания работы по разделу с таким же названием в программе для массовой школы В   специальной   школе   обучение   чтению   и   письму   рассматривается   не   только   как   начальный   этап   образования,   но   и   как средство коррекции развития речи и мышления. Специфичность места, занимаемого этим разделом в системе занятий по развитию речи, определяется в объяснительной записке к программе  по русскому языку в специальной школе следующим образом «...обучение грамоте является не только средством приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также одним из способов формирования устной печи, благодаря развитию познавательных процессов, наблюдений и обобщений в области речевых звуков»  В связи с этим при определении содержания работы по обучению грамоте приходится принимать во внимание и тот объем речевых навыков, умений  и тот языковой материал, овладение  которым создает предпосылки (возможности) для усвоения письменной формы речи.  Учитывая, что процесс овладения письменностью предполагает  сформированною звуковую речь, способность к звуковому анализ и синтезу, в содержание работы по обучению грамоте приходится включать и  ту  ее часть, которая служит собственно  усвоению соответствующих навыков. Эта часть формально относится к разделу «Формирование произношения», но по существу теснейшим образом связана с процессом овладения чтением и письмом. Необходимые предпосылки лексико­грамматического обеспечения занятий по обучению грамоте создаются на уроках развития речи. В целом   же   эти   занятия   (и   соответственно   их   содержание)   обеспечиваются   установлением   теснейших   связей   раздела   «Грамота»   с остальными разделами специальной программы по русскому языку. В течение двух лет обучения (подготовительный— 1­й классы) дети не только учатся чтению и письму, но и приобретают необходимые предварительные   навыки   правописания.   За   это  время они узнают все буквы, овладевают звуковым и слоговым анализом и синтезом, структурой слова, усваивают особенности русской графики, некоторые нормы орфоэпии, элементы орфографии и пунктуации. Весь этот материал   представлен   в   системе,   увязанной   с   процессом   овладения   фонемами   языка,   с   постепенным   преодолением   трудностей   в произношении, осознанием  структуры   слогов   разной   сложности.   Предусматривается   работа,   направленная   на   дальнейшее   развитие фонематического слуха, слуховой, слухо­зрительной, двигательной памяти В соответствии с принятой в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи организацией процесса обучения элементарному чтению и письму в программе выделяются требования, относящиеся к пропедевтическому (первое полугодие подготовительного класса) и букварному периоду (вторая половина подготовительного— 1­й класс). Требования, реализуемые на двух этапах первого (подготовительного)  периода, относятся  к  развитию  речи  в целом (до  уровня,   на котором уже можно будет приступить собственно к обучению грамоте). Особое внимание уделяется развитию слухового восприятия, различению и вычленению звуков из состава слова, анализу и синтезу слогов, выделению слов из предложений. Для букварного периода программа указывает последовательность работы над буквами, типами слогов и слов при обучении чтению, а также круг требований к навыкам грамотного письма Чтение. В содержание раздела включены требования к развитию технических навыков чтения, пониманию текстов и обогащению в связи с этим   лексического   состава   речи,   совершенствованию   ее   логико­грамматической   стороны.   Предусматривается   расширение   сведений   об окружающем мире и совершенствование познавательных процессов на основе обогащения содержания мышления (представления, понятия, отношения между ними). В целом комплекс умений и навыков в чтении, формируемых на уроках и во внеклассное время, направлен на раз­ витие учащихся. Коррекционная  роль, которую должны  выполнять уроки по разделу «Чтение», определяет и построение  данного раздела  и  характер требований к навыкам и умениям, и, в конечном счете, методику обучения правильному, беглому, выразительному, сознательному чтению На   этот   счет   имеется   следующее   указание   в   объяснительной   записке   к   программе   по   русскому   языку:   .уроки   чтения   «являются эффективным средством закрепления  правильного произношения звуков и слов различной слоговой  структуры, накопления и обогащения словарного   запаса,   развития   грамматического   строя   языка,   понимания   синтаксических  конструкций   и   овладения   различными видами речи (диалогической, описательной и т. д.)» . Воспитание указанных программой по данному разделу умений и навыков предполагает установление связи с разделами «Развитиеречи» и «Формирование произношения».  Связь   эта двусторонняя материал, усвоенный на уроках по   этим   двум .разделам, создает основу   для   уроков   чтения,   а   тексты,   проработанные   на   последних,   дают   материал   для   речевой   практики  в   форме   диалогов, описаний и повествований на занятиях    по произношению и развитию устной и письменной речи. Следовательно, общность материала уроков чтения и развития речи определяет и единство формирования речевых навыков Программа   указывает   темы,   в   соответствии   с   которыми   отбираются   конкретные   тексты   разных   жанров   и   стилей.   Этими  темами определяется   и   круг   постепенно   расширяющейся   лексики,   фразеологии,   синтаксических   конструкций   и   выражаемых   в   составе предложений   логических  отношений     (пространственные, временные, причинно­следственные и др.).   Эти же отношения познаются и в составе связного текста (между его смысловыми частями). Свою реализацию материал  и требования к навыкам чтения  и развитию речи и мышления в связи с чтением находят в следующих составных частях занятий, которые указываются программой: подготовка к восприятию текста (экскурсии, беседы  и пр.); работа над словарем, предложением и речевыми оборотами; развитие понимания смысловых отношений в тексте; формирование умений составлять план, отвечать на вопросы, пересказывать, вести диалог на тему и пр. Каждая из этих частей  и занятия в целом предусматривают решение воспитательных задач, развитие эмоциональной сферы, формирование эстетических представлений.