ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ по истории мировых цивилизаций
Оценка 4.6

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ по истории мировых цивилизаций

Оценка 4.6
docx
03.01.2024
ОТВЕТЫ НА  ВОПРОСЫ  по истории мировых цивилизаций
1.docx

ОТВЕТЫ НА  ВОПРОСЫ

СТУДЕНТА 205 ГРУППЫ ФАКУЛЬТЕТА «ИСТОРИЯ»

АКРАМОВА  БЕХЗОДА

Скругленный прямоугольник: Понятие «Цивилизация». Формирование первоначальной цивилизации
Внедрение термина «Цивилизация» в науку Европы в 18 – 19 века. Цивилизация в системе Л.Моргана. Понятие «Цивилизация» в современной науке. Теории М.Вебер, О. Шпенглера, А.Тойнби, Ф.Броделя, К. Ясперса, П.Сорокина, С.Хантингтона. Теории поэтапной цивилизации. Поиск синтетических путей в решении проблем развития человеческого общества. Цивилизация и культура. Взаимосвязь, разнообразие и своеобразие цивилизаций.
Социально – экономические признаки древнейших цивилизаций: появление письменности и грандиозной архитектуры. Ойкумена и численность древнейшего населения. Условия неолитической революции. Земледельческая культура населения Ближнего Востока. Культура Иерихона. Центр Малой Азии. Чейюню и Чатал - Хуюк. Обобщенность культур Жармо и загроса. Древнейшие земледельцы Северной Месопотамии. Культура Джейтуна в Южном Туркменистане. Проблемы земледельческой культуры в долине Ганга и Юго-Восточной Азии. Новый образ жизни и духовное развитие. Сдвиги в культуре и проблемы культурной революции.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Термин Цивилизация возник в качестве производного от прилагательного "цивилизованный, культурный", от глагола "цивилизовать, приобщать к культуре", которые до этого уже давно существовали и в XVI в. уже были в обиходе.

Слово "Цивилизация" еще в 1732 г. оставалось термином сугубо юридическим и означало судебный акт или судебное решение, которое превращало уголовный процесс в гражданский.

Современное выражение - в смысле "перехода к цивилизованному состоянию" - возникло позднее, в 1752 г., под пером Тюрго, который готовил в то время свой труд по всемирной истории, но сам его так и не опубликовал.

Впервые в напечатанном тексте это слово появилось в работе "Друг людей, или Трактат о населении" (1756) Мирабо, который был отцом знаменитого революционного трибуна. Речь там шла об "орудиях цивилизации" и даже о "роскоши ложной цивилизации".

В своем новом значении цивилизация противопоставляется варварству. С одной стороны, существуют цивилизованные народы, с другой - народы дикие, примитивные, или варварские. Даже понятие "хорошие дикари", столь дорогое некоторым авторам XVIII в., не означает цивилизованные. Термин цивилизация, выйдя за пределы Франции, быстро становится обиходньм в Европе. Его сопровождает термин культура.

В трудах Л. Моргана (1818 – 1881), это понятие стало означать эпоху общественного развития, наступающую после дикости и варварства. В настоящее время понятие «цивилизация» переживает свое новое рождение и полосу широкого распространения в общественном сознании.

Ядром теории Моргана является обоснованная им на большом фактическом материале теория о едином прогрессивном пути развития человечества. Вслед за шотландским философом-просветителем А. Фергюсоном, Морган придерживался периодизации истории, включавшей три этапа: дикостьварварство и цивилизацию, причем первые две стадии были им детально разработаны и разбиты на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охотарыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется  земледелие и  скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Моргановская периодизация стала основой для научного изучения доклассового общества и его перехода к классовому (цивилизованному). Морганом были открыты два принципиально различных типа обществ, сменявших друг друга в ходе общественного развития: первый по времени основан на личности и личных отношениях (фактически, речь идет о роде); второй основан на территории и частной собственности и представляет собой государство.

Типы цивилизаций

Структурная характеристика цивилизации предполагает выделение реально существующих социальных блоков, которые к их истинном взаимодействии образуют механизм цивилизационного процесса. Различные исследователи выделяли разное количество таких блоков. Например, Н.Я. Данилевский отмечал четыре: религию, культуру, государство и социально-экономическую среду Другие ученые включали в содержание цивилизаций земледелие, ремесла, классы, различные элементы развитой духовной культуры философию, нравственность, психологию, язык и другое. Однако, при определении цивилизации решающее значение имеет не количество включаемых в неё созданных человеком сфер деятельности, а характер, способы и особенности взаимодействия материального и духовного факторов в историческом процессе.

Цивилизация является обобщающей характеристикой содержания всех остальных социальных общностей, институтов и других элементов способа общественной жизнедеятельности. Цивилизация как крупномасштабная социокультурная общность обладает собственной иерархией ценностей и идеалов, представляющих общество как целостную систему и субъект мировой истории. Совокупность конкретных социокультурных факторов в их взаимодействии образует механизм функционирования цивилизации, особенности которого проявляются в этнонациональных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятельности данного человеческого сообщества. В связи с этим в истории существовали и существуют в настоящее время различные типы и формы цивилизаций, суммарную численность которых ученые определяют в пределах 30. В зависимости от степени технической оснащенности в среде общественного производства, свободы личности в социальной и духовной сферах, типах культуры определяются и качественно различные типы цивилизаций, через которые исторически проходило человечество в своем развитии. Космогенная (охватывающая древнее общество в эпоху средневековья), техногенная или индустриальная, соответствующая капиталистической и социалистической общественно-экономическим формациям и формирующаяся в настоящее время антропогенная цивилизация (информационное общество).

Космогенная цивилизация как исторически, первый се тип основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности. диктовал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с социальными институтами.

Основой следующего технического типа цивилизации явились: машинная техника, широкое развитие науки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наемный труд, рыночные отношения, высокий уровень профессиональной культуры во всех её формах. Несмотря на глубокие антагонистические противоречия в развитии индустриальной цивилизации, люди на этом этапе овладевали возможностями модификации общества на основе его реформирования, в том числе и в ходе буржуазно-демократических и социалистических революций. Развитие техногенной цивилизации в XX веке как противоборство капиталистической и социалистической систем определило необходимость ее замены более совершенным обществом. К концу 70-х годов XX века индустриальная технология и основанный на ней техногенный тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества, определили его кризисное состояние (возникновение глобальных проблем, потеря духовных идеалов, значительным числом граждан, переход к прагматическому и утилитарному способу существования людей и другое). Как свидетельствует практика современного цивилизационного процесса, преодоление кризисного состояния, затронувшего в различной степени и многообразных формах все страны и регионы мирового сообщества, может быть, обеспечено лишь на путях перехода к новому, более высокому, эффективному и менее расточительному способу воспроизводства самого общества.

Материальная основа для этого начала формироваться с середины 50-х годов XX века в связи с развитием информационной технологии. Именно оно составляет содержание процесса становления цивилизации нового типа — антропогенной, именуемой в научной литературе информиционно-технологическим или постиндустриальным обществом. 

Можно выделить шесть главных признаков цивилизации как принципиально нового этапа всемирной истории:

1)         создание производящего хозяйства, рационально организованной экономики, приносящей значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение общества (вместо присваивающего и, следовательно, бесприбыльного первобытного хозяйства);

2)         создание института частной собственности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появление возможности концентрации богатств в руках одних и потери их у других. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных;

3)         появление особого органа, регулирующего социальные отношения и конфликты, а именно, института государства и права, в то время как в первобытных общинах отношения регулировались или по обычаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин;

4)         появление города как хозяйственного, административного, военного и культурно-религиозного центра области или региона, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным организатором прогресса общества;

5)         возможность монументального строительства, создание поражающих воображение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, царских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами;

6)         создание письменности, т. е. системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией, накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности — это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.

В сущности говоря, вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были намечены, нащупаны, с великими трудностями определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно-историческое значение.

Ойкуме́наэкумена, эйкумена, культурная ойкумена (др.-греч. οἰκουμένη «заселённая» (земля), от οἰκέω «населяю, обитаю») — освоенная  человечеством  часть мира.

Термин οἰκουμένη введён древнегреческим географом Гекатеем Милетским для обозначения известной грекам части Земли с центром в Элладе.

Термин οἰκουμένη в древнегреческом имеет несколько значений:

1.                обитаемая земля; то есть земля, заселённая людьми;

2.                греческая земля, то есть зе́мли, заселённые греческими племенами;

3.                земля, мир, то есть зе́мли, известные человечеству в целом.

 

В конце XIX века это слово и его производные стали распространяться в западноевропейских языках в первом значении в связи с началом экуменического движения среди протестантов.

В русском языке греческое οἰκουμένη традиционно передавалось как «Вселенная», «обитаемая Вселенная». Во второй половине XX века состоялось заимствование оригинального термина — двумя путями, давшими два разных произношения и два несколько разных смысла (более узких по сравнению с исходным): об экуменизме говорят почти исключительно в контексте межрелигиозных контактов сближения разных церквей (иногда с оттенком осуждения, как о символе некритичности и измены истине), а ойкумена используется как географический, экологический, исторический и культурный термин, обозначающий обитаемый мир.

 

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Выражение «неолитическая революция» было введено в оборот Г. Чайлдом для обозначения процесса возникновения «самодостаточных обществ, производящих продукты питания». В этом термине выражена развиваемая Г.Чайлдом идея о том, что в сравнении с занявшим примерно полмиллиона лет предшествующим периодом дикости, основанным на охоте и собирательстве, успешное освоение производства продуктов питания (включавшее доместикацию животных и растений) произошло по-революционному внезапно.

Древнейшие земледельческие культуры Ближнего Востока.

Земледельческо-скотоводческое хозяйство позднеродовой общины представлено рядом археологических памятников развитого неолита и энеолита.Наиболее быстрыми темпами неолитическая культура развивалась в странах Ближнего Востока, где раньше всего возникло земледелие и разведение домашнего скота.К еще более раннему времени относятся признаки зарождения производящего хозяйства в Северном Ираке. Здесь в предгорьях Южного Курдистана обнаружены поселения (Карим-Шахир и др.), обитатели которых, по-видимому, одомашнили овец и коз. Найденные обломки зернотерок, кремневых лезвий для серпов позволяют предположить, что здесь так же, как и у натуфийцев, было очень развито высокоспециализированное собирательство, непосредственно предшествующее земледелию, или же само земледелие. Только в 7 тысячелетии до н. э. процесс эволюции достиг такого состояния, когда мы можем уже не предположительно, а с полной уверенностью констатировать культивацию зернового хлеба и разведение коз и овец во многих местах. Экономический прогресс наглядно виден по устойчивости мест поселения. В результате возобновления в течение веков периодически разрушавшихся глинобитных домов неолитические деревни дали мощные наслоения, возвышающиеся над равниной в виде «жилых холмов», или «теллой», достигающих иногда 15 м высоты и более. На некоторых ранненеолитических поселениях есть каменные сосуды, но еще нет керамики; эта фаза развития получила название докерамического неолита. На Ближнем Востоке эта фаза лучше всего представлена нижними слоями таких памятников, как Джармо в Ираке, Рас-Шамра в Сирии, Хаджилар в Турции, Иерихон в Палестине, Хирокития на Кипре.6—5 тысячелетия являются временем расцвета неолитических культур Ближнего Востока. Наиболее яркой их чертой теперь становится распространение керамики с расписным орнаментом («крашенной»). Сосуды довольно высококачественные по технике их изготовления, они обычно украшены темно-коричиевой или черной росписью по красному или желтому фону, иногда в орнамент включаются изображения животных. Совершенство форм и орнамента сосудов свидетельствует об известной специализации мастеров-горшечников. Керамика каждой области своеобразна и поэтому служит одним из важных отличительных признаков человеческих коллективов, объединенных общими культурными традициями. Следует заметить, что расписная керамика хотя и типична для раннеземледельческих общин, но даже на Ближнем Востоке не однотипна: в Сирии и на Севере Анатолии распространена черная полированная, а на Средиземноморском побережье — со штампованным орнаментом. Типичным памятником месопотамского неолита является Телль Хассуна (в Ираке, вблизи Мосула). Здесь представлены слои от раннекерамического до энеолитического периода. Уже первые поселенцы оставили следы своего пребывания здесь в виде криволинейных стен и больших кувшинов из грубой керамики. Жернова и мотыги из шлифованного камня свидетельствуют о занятиях земледелием. Костные остатки указывают на охоту на газелей и диких ослов и разведение быков и овец. В более позднее время глинобитные постройки становятся прямоугольными, состоящими из нескольких помещений. Керамика представлена чашами, мисками и шаровидными сосудами, расписанными черной краской или орнаментированными нарезными линиями. В верхнем энеолитическом слое керамика расписана геометрическим орнаментом и стилизованными фигурками животных.

В Средней Азии, в 30 км к северу от Ашхабада расположено поселение Джейтун, во многом сходное с раннеземледельческими памятниками Передней Азии (Джармо, Телль Хассуна). Оно состояло из небольших глинобитных однокомнатных домов. Найдены зерна пшеницы и ячменя и кости диких, в меньшем числе домашних животных, найдены также каменные и глиняные фигурки животных. Глиняная посуда украшена простыми геометрическими узорами розовой и красной краской по светлому фону.

Около 5000 г. до н. э. на ближнем Востоке наступает период раннего энеолита: еще раньше появляются первые орудия из кованой меди. Кроме этого никаких коренных отличий от эпохи неолита нет, продолжается развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства, повсеместно широко распространяется расписная керамика, увеличивается население и соответственно количество населенных пунктов.

Развитый энеолит, характеризующийся, в частности, литьем медных изделий, наступает только в 4 тысячелетии до н. э. В это время и в начале 3 тысячелетия жители Двуречья уже строят из кирпича-сырца не только жилища, но и большие общественные здания и храмы, начинается сооружение оросительных систем, появляется гончарный круг и колесный транспорт. Вообще в позднем энеолите закладываются основы будущей шумерской цивилизации.

В плодородной аллювиальной долине Нила (так же, как в долинах Евфрата, Хуанхэ и Инда) в энеолите были созданы условия, способствовавшие возникновению цивилизации.

Проблемы земледельческой культуры в долине Ганга

В течение многих десятилетий ученые ведут спор по различным вопросам «арийской проблемы», пытаясь решить, когда, откуда и какими путями индоарийскне племена пришли в Индию. Динжуссионным остается до сих пор и вопрос о прародине ариев.

Приход индоариев в Индию некоторые ученые рассматривали как покорение отсталых аборигенов (высокоразвитыми арийцами, которые принесли с собой в Индию цивилизацию и создали развитое общество. Защитники расовой теории привносили в эту проблему и расовое различие, существовавшее будто бы между расовополноценными ариями и народами Индии, совершенно отрицая возможность самостоятельного развития и прогресса местного населения. Согласно этим антинаучным теориям только с приходом ариев в Индии появилось классовое общество и образовалось государство.

Открытие развитой цивилизации в долине Инда заставило многих ученых пересмотреть свои взгляды, но отголоски этой «теории» продол/кают звучать до сих пор. К арижжпм народам могут быть oiнесены только древние иранцы и древние ннд.ий-цы-индоарип: они сами называли себя ариями, а области где жили, — «странами ариев». Само слово «арии» связано со словом «ачуа» (ari), которое в ведийскую эпоху обозначало «иноземец», «чужак», а арии значило «связанный с пришельцами, благосклонный к ним», позднее — «человек благородного происхождения».

Данные сравнительною языкознания и других наук свидетельствуют о том, что (некогда древние иранцы и древние индийцы жили вместе, образуя так называемую индоиранскую общность. В пользу этою говорят, например, близость языков этих народов и их древнейших письменных памятников («Авеста» у древних иранцев и «Ригведа» у древних индийцев), большое сходство религиозных верований и многих древних социальных институтов. Прародиной ариев, или территорией совместного проживания предков древних иранцев и индийцев, одни ученые считают Среднюю Азию, другие — южнорусские степи; из этих областей они соответственно ведут движение древних иранцев в Иран, а древних индийцев в Индию, хотя опорным является и вопрос о путях движения этих племен — либо через Кавказ в Иран и затем в Индию, либо из Средней Азии иранцы в Иран, индийцы в Индию.

В настоящее (время все большее число ученых защищают кавказский путь движения ариев но вполне возможно предположить, что длительное проникновение шло двумя или несколькими путями и несколькими волнами.

К сожалению, до сих пор лет ответа на вопрос, в какой области Индии впервые появились индоарии. Некоторые ученые считают, что они пришли из Ирана, другие ведут их из Северного Белуджистана и Афганистана. Вторая точка зрения представляется более травильной: в ее пользу говорят, например, данные топонимики н гидронимики Афганистана. На основании письменных текстов самих индоариев можно сделать вывод, что они обитали в областях Восточного Пенджаба и в верховьях Ганга. Это показывает, что индоарийские племена не были территориально связаны с главными гоодами Хараппской цивилизации, а данные хронологии свидетельствуют и о значительном временном разрыве между упадком центров на Инде и приходом индоариов в Индию. Упадок хараппских центров, как показал радиокарбонный анализ, произошел в XIX— XVII вв. до н. э., проникновение же индоариев имело место на несколько веков позднее.


 

Скачано с www.znanio.ru

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СТУДЕНТА 205

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СТУДЕНТА 205

На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота , рыболовство и собирательство , отсутствовала частная собственность , существовало равенство

На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота , рыболовство и собирательство , отсутствовала частная собственность , существовало равенство

Развитие техногенной цивилизации в

Развитие техногенной цивилизации в

Ойкуме́на , экумена, эйкумена, культурная ойкумена ( др

Ойкуме́на , экумена, эйкумена, культурная ойкумена ( др

Сосуды довольно высококачественные по технике их изготовления, они обычно украшены темно-коричиевой или черной росписью по красному или желтому фону, иногда в орнамент включаются изображения животных

Сосуды довольно высококачественные по технике их изготовления, они обычно украшены темно-коричиевой или черной росписью по красному или желтому фону, иногда в орнамент включаются изображения животных

Согласно этим антинаучным теориям только с приходом ариев в

Согласно этим антинаучным теориям только с приходом ариев в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2024