Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22»
Программа метода
«БОС – дыхание» по А.А. Сметанкину
«Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи»
Учитель «БОС-здоровье»:
Кравченко Оксана Михайловна
г. Нижневартовск, 2019
Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи (БОС) является универсальным средством физической культуры для укрепления и поддержания здоровья учащихся.
Термином биологическая обратная связь (БОС), согласно современным представлениям, обозначают метод обучения самоконтролю и саморегуляции функциональных систем организма путем подачи субъекту информации о текущем состоянии контролируемой функции по каналам внешней обратной связи, обеспечиваемой специальными электронными устройствами. Методика БОС, ориентированная на выработку оптимальных стереотипов дыхания, соответствует современным требованиям оперативного и интегративного контроля в ходе проведения оздоровительных процедур.
Применение методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС в школе решает такие задачи:
ü Оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм ребенка;
ü Повышение неспецифической резистентности организма ребенка;
ü Повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;
ü Профилактиа нарушений голоса и речи;
ü Нормализация темпов биологического созревания и показателей физического развития;
ü Коррекция предпатологических и патологических состояний, при которых допускается использование средств физической культуры (часто болеющие дети, функциональные нарушения осанки и пр.);
ü Обучение произвольной регуляции функциями организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии.
К концу курса БОС-тренинга при условии, что ребенок овладевает новым навыком дыхания, могут быть достигнуты следующие результаты:
- увеличение или стабилизация ДАС (дыхательная аритмия сердца) при снижении ЧСС (частота сердечных сокращений) на выдохе;
- снижение частоты дыхания до возрастной нормы;
- снижение сезонной заболеваемости ОРВИ;
- улучшение успеваемости;
- улучшение звукопроизношения и повышение эффективности занятий с логопедом (при наличии проблемы).
При ежедневном воспроизведении приобретенного навыка диафрагмальнорелаксационного дыхания у детей отмечаются:
- улучшение навыков релаксации скелетной мускулатуры и управление стрессовыми реакциями;
- улучшение психоэмоционального состояния ребенка (повышение уверенности в себе, сосредоточенности, собранности, улучшение работоспособности, снижение реактивной и личностной тревожности, улучшение сна, нормализация его структуры).
Если в ходе реализации программы не удалось выработать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания, то ребенку показан краткий (5-6 сеансов) Обязательно проводится повторный курс через 1-2 месяца.
Программа БОС-дыхание включает в себя 15 занятий, из которых 3 занятия – теоретические и 12 занятий – практические (можно провести 3 часа дополнительных занятий по усмотрению учителя). Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15 лет.
Последовательность занятий составлена с учетом их постепенного усложнения как с организационной, так и с практической стороны.
Проведение занятий предусматривает наличие рабочего места, компьютера для каждого ребенка. Состав группы 11 человек.
Продолжительность занятий за компьютером 15 минут.
№ урока |
Дата
|
Тема урока |
Время сеанс а (урок а) |
Домашнее задание |
Примечани е |
Раздел 1. Подготовительный - 3 часа теоретических занятий |
|||||
1. |
|
Путешествие в мир здоровья. |
40 мин |
учебник здоровья, стр. 1-8 чит |
|
2. |
|
Биологическая обратная связь – зеркало здоровья. |
40 мин |
учебник здоровья, стр. 14-20 чит |
|
3. |
|
Дыхательная гимнастика и ее значение. |
40 мин |
учебник здоровья, стр. 9-12 чит |
|
Раздел 2. Практические занятия– 12 часов |
|||||
1 этап. Постановка нового типа дыхания с помощью приборов БОС. (2 часа) |
|||||
4. |
|
Практическое занятие № 1 |
8 мин |
отработка навыков дыхания |
|
5. |
|
Практическое занятие № 2 |
9 мин |
отработка навыков дыхания |
|
2 этап. Основной курс оздоровительных занятий для формирования и закрепления освоенного навыка дыхания. (10 часов) |
|||||
6. |
|
Практическое занятие № 1 Побосик. Начинаем дыхательную игру. |
9 мин |
отработка навыков дыхания |
|
7. |
|
Практическое занятие № 2 «Путешествие в страну Здоровейка». Зеркало простейший прибор обратной связи. |
9 мин |
отработка навыков дыхания |
|
8. |
|
Практическое занятие № 3 «Правильное дыхание» |
9 мин |
отработка навыков дыхания |
|
9. |
|
Практическое занятие № 4 «Хочу быть здоровым»
|
9 мин |
отработка навыков дыхания |
|
10. |
|
Практическое занятие № 5 «Как мы дышим?» |
12 мин |
закрепление навыков |
|
|
|
|
|
дыхания |
|
11. |
|
Практическое занятие № 6 Учимся дышать играя. |
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
12. |
|
Практическое занятие № 7 Что такое воздух. Опыты с воздухом. |
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
13. |
|
Практическое занятие № 8 Зачем мы дышим. Как дышит человек |
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
14. |
|
Практическое занятие № 9 Что такое сердце.
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
15. |
|
Практическое занятие № 10 Сердце и легкие друзья.
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
16. |
|
Практическое занятие № 11 Начинаем дыхательную игру.
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
17. |
|
Практическое занятие № 12 Очень важный секрет. Дыхание животом.
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
3 этап. Дополнительный курс оздоровительных занятий для формирования и закрепления освоенного навыка дыхания. (3 часа) |
|||||
18 |
|
Практическое занятие № 1
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
19. |
|
Практическое занятие № 2
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
20. |
|
Практическое занятие № 3
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
2-ой курс. Раздел 1. Подготовительный - 2 часа |
|||||
21. |
|
|
40 мин |
отработка навыков дыхания |
|
22. |
|
|
40 мин |
отработка навыков дыхания |
|
Раздел 2. Практические занятия - 12 часов |
|||||
23. |
|
Практическое занятие № 1
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
24. |
|
Практическое занятие № 2
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
25. |
|
Практическое занятие № 3 |
12 |
закрепление |
|
|
|
|
мин |
навыков дыхания |
|
26. |
|
Практическое занятие № 4 |
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
27. |
|
Практическое занятие № 5
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
28. |
|
Практическое занятие № 6
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
29. |
|
Практическое занятие № 7
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
30. |
|
Практическое занятие № 8
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
31. |
|
Практическое занятие № 9
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
32. |
|
Практическое занятие № 10
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
33. |
|
Практическое занятие № 11
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
34. |
|
Практическое занятие № 12
|
12 мин |
закрепление навыков дыхания |
|
Список литературы:
1. Абросимов В.Н. Нарушения регуляции дыхания. – М., 1990
2. Кокосов А.Н., Стрельцова Э.В. Лечебная физкультура в реабилитации больных с заболеваниями легких. – Л.:Медицина, 1987.
3. Учебник здоровья для среднего школьного возраста по ред. А.А. Сметанкина. – СП., 2006
4. Конспекты теоретических уроков биологической обратной связи «Здоровье» под ред. А.А.Сметанкина. – НОУ «Институт биологической обратной связи», 2002.
5. Сметанин А.А. Метод БОС по дыхательной аритмии сердца – путь к нормализации центральной регуляции дыхательной и сердечно-сосудистой систем// Биологическая обратная связь. 1991
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.