Ознакомление младших школьников с родным краем
Оценка 4.7

Ознакомление младших школьников с родным краем

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
4 кл
13.06.2018
Ознакомление младших школьников с родным краем
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. В статье "Ознакомление младших школьников с родным краем" сказано о патриотическом воспитании учащихся младших классов на примере изучения истории родного края, своей семьи в жизни родного края
родной край.docx
Ознакомление младших школьников с родным краем Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 38 г.Шахты Уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является   основой   любого   воспитания.   Согласитесь,   что   невозможно   вырастить настоящего   гражданина   и   достойного   человека   без   уважительного,   трепетного отношения   к   своим   истокам.   Каждая   травинка,   лесной   и   полевой   цветок,  нежный шелест ветра напоминает нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые её населяют. Основной   упор   в   воспитательном   процессе   младших   школьников   делается   на следующие   психологические   особенности   этого   возраста.   Первое   ­   их   моторная активность,   выражающаяся   в   неспособности   долгое   время   сидеть   неподвижно   и   в огромном   желании   участвовать   в   подвижных   играх   и   действиях.   Смотры   строя   и песни,   игра   "Зарница",   туристические   походы,   разнообразные   спортивные соревнования, посвящённые великому Дню Победы и многое другое ­ всё это строится и   держится   на   детской   моторной   активности.   А   сколько   положительных   эмоций приносят подобные мероприятия детям и взрослым! С каким энтузиазмом младшие школьники принимаются вязать сложные морские узлы и наперебой отгадывать задания викторин! Всё это можно и нужно использовать для воспитания   из   них   настоящих   граждан   своего   Отечества,   людей,   по­настоящему любящих свою Родину. Подобрать интересные вопросы  на викторину, подготовить яркую   красочную   компьютерную   презентацию   о   родном   крае   с   мультимедийными эффектами,   даже   создать   свой   небольшой   видеоролик,   привлекая   родителей   и старших   школьников   ­   вот   те   средства   воздействия,   при   помощи   которых   можно донести каждому маленькому человечку силу красоты родной земли. Патриотическое   воспитание   младших   школьников   начинается   с   верной   дружбы   и чувства  товарищества. Это не пустые слова, педагоги и родители должны растить чувство   патриотизма,   как   нежный,   едва   распустившийся   цветок,   лелеять   его   и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым   людям,   помогут   в   воспитании   патриотизма.   Ведь   каждый   человек   ­ личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину.   Покой   отчего   дома,   уют   школьного   кабинета,   надёжные   наставники, которыми   должны   быть   учителя,   тренеры,   родители,   руководители   кружков,   все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей   его,   к   родному   селу,   городу.   Развитие,   углубление   патриотических чувств   тесно   связано   с   формированием   представлений   о   родном   крае.   Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей  семьи, своих корней ­ того, что близко, знакомо   и   понятно.  Для   этого   нужно   время.  Поэтому   задачи   по   патриотическому воспитанию   детей   в   начальной   школе   реализуются   в  течение   четырёх   лет.   Данная работа разбита на следующие блоки: "Здравствуй, это Я!" Моя семья. Моя школа. Моя Родина. Моё Отечество. В  построении   модели   средств   краеведческой   деятельности   учитывают   весь   спектр целевых ориентаций:  дидактические:   познавательная   деятельность, применение   краеведческих   знаний,   умений   и   навыков   в   практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, трудовых навыков;   расширение   кругозора,  воспитывающие: воспитание   самостоятельности,   формирование определенных   подходов,   позиций,   нравственных   установок,   воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;   воли,  развивающие: развитие   внимания,   мышления, сопоставлять, оптимальные решения, развитие мотивации краеведческой деятельности;   творческих   способностей,   фантазии,   умений   сравнивать,   умения   находить  социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, обучение общению, психотерапия. Этапы работы. Краеведческая работа школьников проводилась в несколько этапов:  изучение местного материала на уроках;  изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края;  изучение архивных документов, памятников истории, культуры или природы, сосредоточенных в фондах и экспозициях музея;  проведение школьных экскурсий ­ исторических, этнографических;  обработка,   систематизация   и   оформление   материалов,   устройство   выставок, пополнение фондов или организация краеведческого музея;  использование краеведческих материалов в учебно­воспитательном процессе. Формы работы. Краеведческая работа в школе проводилась в трёх основных формах:  пассивные   ­   теоретическое   обучение   с   использованием   краеведческого материала: уроки, кружки, публикации в печати;  полуактивные ­ практические занятия: конкурсы, вечера ,ставки, музеи;  активные ­ походы, экскурсии, соревнования, работа объединений по интересам, слёты. Условия, необходимые при подготовке и проведении мероприятий: Чёткое определение цели мероприятия. Детальная   подготовка   мероприятий   (информация   не   может   быть   формальной, приблизительной). Эмоциональность мероприятия (наглядность в оформлении). Значимость для учащихся фактов и событий. Искренность общения. Мероприятия не должны вызывать у детей скуку Участники проекта ­ учитель, учащиеся 1 ­ 4­х классов, родители. Этапы проведения проекта:  подготовительный (вхождение в проект) ­ 1 класс (I полугодие)  первый этап ­ 1 класс (II полугодие)  второй этап ­ 2 класс  третий этап ­ 3 класс  четвёртый этап ­ 4 класс Подготовительный   этап включал   в   себя   изучение   семей   с   целью   выявления жилищных  условий, уровня  педагогической культуры,  положения  ребёнка  в семье, воспитательных возможностей семьи, изучение семейных традиций. Время летит незаметно. Целый год прошёл. Чем же они занимались, что сделали за этот год?  устанавливали связи истории родного города с истории страны;  уточняли знания о достопримечательностях города;  знакомились с историко­художественным музеем города;  узнавали о гербе, его символике;   знакомились с типами улиц, моделировали связи между улицей и человеком, живущем на ней; знакомились   с   традициями   народов,   проживающих   в   родном   городе, праздниками и обычаями;  учились видеть прекрасное в окружающем мире. Во 2­м классе мы:  расширяли знания об истории своей семьи, школы, города  знакомились с символикой Российского государства  продолжали знакомиться с краеведческим отделом историко­художественного музея  расширяли знания о Ростовской области, о труде людей родного края  устанавливали   экологические   взаимосвязи   в   природе   и   жизненную необходимости охраны своего здоровья  продолжали знакомиться с традициями разных народов В 3­м классе мы:  продолжали   расширять   знания   о   родном   городе,   его   предприятиях, достопримечательностях;  знакомились с историей города в годы Великой Отечественной Войны и вкладом наших земляков в победу над врагом;  устанавливали неразрывную связь истории родного города с историей страны;  расширяли знания о природных ресурсах края, их использовании и значении для всей страны. В 4­м классе мы:  расширяли свои знания об истории родного города;  узнавали значение строительства железной дороги для развития города;  знакомились с жизнью и бытом первых переселенцев;  продолжали расширять знания о природных ресурсах края;  устанавливали уникальность природы;  знакомились с лекарственными растениями редкими видами животных и птиц, занесённых в красную книгу Ростовской области. Направления и формы краеведческого воспитания младших школьников 1. Историко­краеведческое направление. Цель   работы:   изучение   истории   родного   края,   проведение   краеведческой   работы, осознание   учащимися   традиционной   культуры   своего   народа,   неповторимости Отечества,   его   судьбы,   неразрывность   с   ней,   формирование   гордости   чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе. Основные формы работы: беседы "Биография и судьба", заочное путешествие "Наш край   в   далёком   прошлом",   посещение   музеев   и   выставок   народного   творчества, встреча со знаменитыми людьми своего города, участниками Великой Отечественной войны, уроки духовного общения "История города, история народа", акция "Помоги памятникам Отечества", диспут "О чём рассказала фотография". 2. Литературно­музыкальное направление. Цель   работы:   изучение   народного   фольклора,   формирование   активной   жизненной позиции и патриотического сознания Основные   формы   работы:   "Фестиваль   дружбы   народов",  инсценирование   народных сказок, вечер песни народов своего края, конкурс стихов "Нет в мире Родины краше, конкурс сочинений "Моё Отечество", конкурс военной и солдатской песни "Салют Победы", концерт для ветеранов Великой Отечественной войны. 3. Физкультурно­оздоровительное направление. Цель   работы:   воспитание   здорового   спортивного   соперничества   между   детскими коллективами. Основные   формы   работы:   соревнование   между   классами   "Самые   сильные,   ловкие, умелые", интеллектуальная игра "В здоровом теле здоровый дух". 4. Экологическое направление. Цель работы: воспитание любви к природе, изучение природы родного края. Основные   формы   работы:   акция   "Сбережём   родной   край",   конкурс­выставка "Природа и мы", операция "Живи родник". 5. Трудовое направление. Цель работы: привитие трудовых навыков каждому ребёнку Основные формы работы: праздник "История костюма моего народа", работа кружка "Удивительное солёное тесто". 6. Семейное направление. Цель работы: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи. Основные формы работы: конкурс "Наши корни", беседа "Семейные праздники", вечер "Об   этом   рассказала   фотография",   составление   генеалогического   древа   "Моя родословная". 7. Героико­мемориальное направление. Цель   работы:   формирование   чувств   гордости   героической   историей   Родины, гражданской позиции, участие в возрождении народных традиций, обычаев. Основные   формы   работы:   урок   мужества  "Герои   нашего   города",   вахта   Памяти   у Вечного   огня,   организация   шефской   помощи   ветеранам   ВОВ,   акция   "Подарок ветерану",   игра­путешествие   "История   моего   города   ­   история   моей   страны", открытие школьного музея. 8. Дидактическое направление. Цель   работы:   осознание   учащимися   в   процессе   изучения   школьных   дисциплин патриотических идеалов, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, развитие способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов в практической деятельности. Основные формы работы: введение элективных курсов "Краеведение", урок "Название моего города", урок исторический портрет "Ими гордится наш народ", урок­познания "Быт и обычаи наших предков". Все   направления   программы   включали   проведение   всевозможных   дел   с   участием родителей школьников. Во время эксперимента выяснилось, что этническая культура способствует   приобщению   детей   к   народным   традициям,   включает   ребёнка   в массовую   деятельность,   которая   способствует   формированию   таких   качеств личности, как национальное самосознание, достоинство, гордость за свой народ и др. 2.2. Результативность опыта (результаты диагностики) В   результате   всей   исследовательской   работы   по   патриотическому   воспитанию средствами краеведения у ребят стали развиваться следующие умения: Организационные:  ставить цель;  планировать свою деятельность;  высказывать свои версии;  работать по предложенному плану;  определять успешность выполнения задания; Коммуникативные:  оформлять свои мысли в устной и письменной речи;  высказывать свою точку зрения;  обосновывать, приводить аргументы;  умение слушать и понимать речь других;  принимать другую точку зрения;  выполнять различные роли в группе; Интеллектуальные:  находить   ответы   на   вопросы,   используя   учебники,   свой   жизненный   опыт, архивные документы и другие источники;  делать выводы в результате совместной работы всего класса;  сравнивать и группировать факты и явления. Оценочные:  оценивать жизненные ситуации;  в   предложенных   ситуациях   отличать   поступки   с   позиции   общечеловеческие ценностей;  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. Таким   образом,   работа   над   проектом   позволила   сформировать   коллектив единомышленников с общими интересами в понимании проблемы, что в свою очередь, привело к высоким результатам в достижении цели. Результаты диагностики Программа диагностики сформированности и развития коллектива класса. Задачи: 1. Определить уровень развития детей. 2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону. 3. Проанализировать полученные факты. 4. Установить причины изменений. 5. Выбрать план дальнейшей коррекционной работы. Заключительный   этап   эксперимента   был   контрольным.   Задачами   этого   этапа   была обработка   и   анализ   полученных   результатов,   подведение   итогов   опытно­ экспериментальной   работы.   За   время   эксперимента   у   детей   обнаружился   ярко выраженный   интерес   к   народным   педагогическим   традициям:   играм,   праздникам, семейным вечерам, фотовыставкам. Положительным результатом экспериментальной деятельности   явилось   укрепление   связи   между   семьей   и   школой,   повышение активности участия родителей в мероприятиях воспитательного характера.

Ознакомление младших школьников с родным краем

Ознакомление младших школьников с родным краем

Ознакомление младших школьников с родным краем

Ознакомление младших школьников с родным краем

Ознакомление младших школьников с родным краем

Ознакомление младших школьников с родным краем

Ознакомление младших школьников с родным краем

Ознакомление младших школьников с родным краем

Ознакомление младших школьников с родным краем

Ознакомление младших школьников с родным краем

Ознакомление младших школьников с родным краем

Ознакомление младших школьников с родным краем

Ознакомление младших школьников с родным краем

Ознакомление младших школьников с родным краем

Ознакомление младших школьников с родным краем

Ознакомление младших школьников с родным краем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2018