Вспомним пройденное!Понятия «сказа» и «сказки»
Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
Лучший, ярчайший из фантастических образов Бажова – Хозяйка Медной горы
Малахитница,
покровительница творческого труда, мастерства, искусства.
Ей ведомы все тайны прекрасного. Перед людьми она выступает обычно в образе сказочно красивой женщины. Данило-мастер «по красоте да по платью малахитову сразу её признал».
Какие черты характера сиротки-мальчика Данилы помогли ему стать настоящим мастером?
Трудолюбие, неторопливость
Обостренное чувство красоты, поэтичность, музыкальность
Усердие, пытливость, терпеливость
Желание учиться
Неудовлетворенность достигнутым, жажда совершенства
Мудрое понимание того, что «чужое охаять мудрости немного надо, а своё придумать - не одну ночку с боку на бок повертишься». |
Как вы думаете, чего не хватало Даниле для удовлетворения своей работой? Может быть, он был недостаточно талантлив?
Данило уже ребенком интуитивно чувствовал красоту букашки, листика, мелодии, камня. Он помог Прокопьичу узор придумать, а когда приказчик велел показать, чему его научили, то старый мастер даже ахнул: «Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя еще и вовсе не учил». А Данило отвечал: «Сам же показывал да рассказывал, а я примечал».
Не хватало абсолютного совершенства…
Талант + трудолюбие – слагаемые успеха |
Что есть истинная красота?Чем не понравился Даниле рисунок вазы известного художника?
… Ему не по нраву — трудности много, а красоты ровно и вовсе нет.
…Что есть красота,И почему её обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде? |
«В чём чувствовал Данило истинное мастерство резьбы по камню»?
Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком.
Муки творчества |
Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделанную на заказ? Что мучило его?
Данило решил, что он еще ничего не достиг, собственная работа кажется ему ничтожной по сравнению с тем, что он видел в горе. Он беспощадно разбивает свою неудачную чашу. Уничтожает её Данило, потому что она стала для него воплощением бескрылости, отсутствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли.
В барскую чашу он не вложил ни капли своих дум и чувств, и поэтому она недостойна даже того, чтобы быть разбитой рукой мастера. Он просто плюнул в неё…
Тяга к совершенству |
Почему, по словам бабушки Вихорихи, увидевшие каменный цветок – несчастны?
« А то ещё каменный цветок есть. В малахитовой горе будто растёт. На змеиный праздник полную силу имеет. Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит».
Они обречены |
Волшебный мир Медной горы Хозяйки
Деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня… Ну, всякие… Только живые, с сучьями, с листочками. От ветру-то покачиваются и голк дают, как галечками кто подбрасывает.
Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная… разная… Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Промеж деревьев змейки золотенькие трепыхаются, как пляшут. От них и свет идёт.
Мир истинного совершенства, под власть которого попадают, в котором пропадают чуткие к нему творцы |
Волшебный мир Медной горы Хозяйки
И вот подвела та девица Данилушку к большой полянке. Земля тут, как простая глина, а по ней кусты чёрные, как бархат. На этих кустах большие зелёные колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звёздочка. Огневые пчёлки над теми цветками сверкают, а звёздочки тонехонько позванивают, ровно поют.
Мир истинного совершенства, под власть которого попадают, в котором пропадают чуткие к нему творцы |
Почему Хозяйка не дала Данилушке желанный камень? Какой секрет мастерства в её словах: «Дала бы тебе такой камень, теперь не могу»?
«Горным мастером» — учеником Медной горы Хозяйки — мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать свое произведение искусства. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка. Должен родиться замысел, а потом уже подбирается камень.
«Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень». |
О чём предупреждала Данилу мудрая Хозяйка?
Про Прокопьича тоже помянула:
— Он-де тебя пожалел, теперь твой черёд его пожалеть. — Про невесту напомнила: — Души в тебе девка не чает, а ты на сторону глядишь.
Не забывать о том, что, кроме живой красоты камня, есть еще и живые люди… |
Какой выбор сделал мастер, познавший секрет прекрасного?
Данилушко потихоньку зажёг огонь,нДанилушко потихоньку зажёг огонь… В это время Прокопьича кашлем бить стало. Так и надрывается. Он, вишь, к тем годам вовсе нездоровый стал. Кашлем-то этим Данилушку как ножом по сердцу резнуло. Всю прежнюю жизнь припомнил. Крепко жаль ему старика стало…
Отказ от земных радостей, земных обязанностей - в пользу невозможного… |
Символом чего стал каменный цветок в сказе?
Совершенной красоты
Красоты природного материала
Творческого полета мысли мастера, замыслившего вдохнуть жизнь в камень
Недостижимости абсолютного идеала красоты
Обреченности на вечные муки творчества служителей прекрасного
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.