Падеж имен существительных( урок русского языка в 6 классе)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
16.07.2018
Тема урока: Падеж имен существительных( урок русского языка в 6 классе).Автор: Бороздина Евгения Владиславовна
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний
ФОРМА УРОКА: урок-путешествие
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, беседа, метод самостоятельной работы
ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
o развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
o развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
o развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
o развивать умение применять новые знания;
o развитие творческих, речевых способностей учащихся;
o формирование логических умений;
o развитие умения опираться на изученный материал
3.Воспитательные:
воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных
Метапредметные:
♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
Личностные
♦ воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
Слово учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число Первое марта. Классная работа. А тему пока не пишите. Мы ее запишем после того, как отгадаем мою загадку.
Итак: Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить их 14, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии их целых 22 .Звание чемпиона по их количеству могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых их может быть свыше 50 . А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются, и ИХ в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов. О чем речь??? Правильно, о падежах.
Слово учителя: Итак, запишем тему сегодняшнего урока: Падеж имен существительных. Мы вчера начали разговор о падежах, а сегодня продолжаем его, мы систематизируем и обобщим наши знания о падежах.Тема урока: Падеж имен существительных( урок русского языка в 6 классе).Автор: Бороздина Евгения Владиславовна
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний
ФОРМА УРОКА: урок-путешествие
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, беседа, метод самостоятельной работы
ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
o развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
o развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
o развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
o развивать умение применять новые знания;
o развитие творческих, речевых способностей учащихся;
o формирование логических умений;
o развитие умения опираться на изученный материал
3.Воспитательные:
воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных
Метапредметные:
♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
Личностные
♦ воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
Слово учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число Первое марта. Классная работа. А тему пока не пишите. Мы ее запишем после того, как отгадаем мою загадку.
Итак: Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить их 14, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии их целых 22 .Звание чемпиона по их количеству могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых их может быть свыше 50 . А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются, и ИХ в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов. О чем речь??? Правильно, о падежах.
Падеж имен существительных.docx
Тема урока: Падеж имен существительных( урок русского языка в 6 классе).Автор:
Бороздина Евгения Владиславовна
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний
ФОРМА УРОКА: урокпутешествие
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, беседа, метод самостоятельной
работы
ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
o
развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать
умение употреблять существительные в нужном падеже.
Развивающие:
осуществление системнодеятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково
символических, коммуникативных):
o
o
o
o
o
o
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на изученный материал
3.Воспитательные:
воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и
сотрудничества;
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252)
(cid:252) воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
? Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний
учащихся по особенностям несклоняемых существительных
Метапредметные:
? формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование
нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
Личностные
? воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать
индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с
планируемым результатом, корректировать свои действия
Слово учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число
Первое марта. Классная работа. А тему пока не пишите. Мы ее запишем после того, как
отгадаем мою загадку.
Итак: Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить их 14, а Финляндии
15. А вот в грамматике Венгрии их целых 22 .Звание чемпиона по их количеству могут
оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых их может
быть свыше 50 . А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются, и ИХ в
китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных
слов и особых правил порядка слов. О чем речь??? Правильно, о падежах.
Слово учителя: Итак, запишем тему сегодняшнего урока: Падеж имен
существительных. Мы вчера начали разговор о падежах, а сегодня продолжаем его, мы
систематизируем и обобщим наши знания о падежах.
Ребята, а сколько падежей в русском языке?(6)
Всегда ли это количество было неизменным? (нет, был звательный падеж)
О звательном падеже Лена Решетникова подготовила небольшое сообщение.
Давайте послушаем.
Приди ко мне, брате, в Москов", обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю
Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово
"брате" стоит в звательном падеже. Такой 7й падеж был в древнерусском языке. Его
употребляли при обращении. В современном русском языке звательная форма совпала с
формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и
(cid:252) синтаксическим употреблением (в качестве обращения). Также форма звательного падежа:
ОТЧЕ сохранилась в молитве Отче наш, а также форма звательного падежа СТАРЧЕ
сохранилась в сказке « О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Ребята, а есть ли какойто способ, чтобы запомнить последовательность падежей?
А припомните вопросы падежей и их названия? Послушаем сообщение Леры
Радовой об этимологии названий падежей
Именительный, дает название, отвечает на вопросы: кто?что?
Родительный ( раньше называли его Родственным), часто указывает на принадлежность и
отвечает на вопросы: кого?чего? ( дочь Аллы, ветка рябины)
Дательный, называет человека и предмет, адресата: кому? чему? – чтото дает ( подарок
другу, письмо родным)
Винительный: кого? что? – но в вопросах не заключено значение вины, а обозначают они
направленность действия на чтото или когото ( выучил стихи, нарисовал картину)
Творительный: кем? чем? – дружен со словом творить, т.е. строить, рисовать, сочинять,
поэтому чаще всего называет предмет, с помощью которого творить и с кем творит.
Раньше этот падеж называли орудийным.
Предложный: о ком? о чем? ( название придумал М.В.Ломоносов), без предлогов не
употребляется ( о маме, в классе)
А для чего нужно знать и использовать падежи? Для чего нужно уметь
изменять слова по падежам?
Безусловно, чтобы построить грамотное предложение, чтобы речь была красивой,
необходимо уметь правильно изменять слова по падежам, склонять их.
Слово учителя: ну и наконец, давайте составим кластерсхему, которая бы отражала
правило о падежах. Объединитесь по группам, составьте кластер и произведите защиту
своей работы.
Слово учителя: А теперь от теории перейдем к практике. У вас на парте лежит карточка,
раздаточный материал. Задание следующее: Определите падеж имен существительных,
выделите окончание и запишите словосочетание в порядке следования падежей. А затем
мы произведем взаимопроверку и выставим друг другу оценки. А один ученик пойдет к
доске (Чистый Степан)
Запылали желтыми кострами, о зеленой листве, с голубого неба, в дальнюю дорогу,
большая гора, высокому дереву (Т.П.,П.П.,В.П.,Р.П.,И.П.,Д.П.) Слово учителя: Русский язык богат и на слова, и на народную мудрость. Перед вами
пословицы и поговорки. Необходимо их прочитать, определить падеж слова ДЕЛО и дать
толкование пословицам и поговоркам .По одной пословице на парту.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Велик телом, да мал делом. (Т.п)
Дело шуток не любит. (И.п.)
От слова до дела целая верста. (Р.п)
И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
Делу время, потехе час. (Д.п.)
Дело знай, а правду помни. (В.п.)
За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)
А теперь небольшая физминутка Падежи. Ее проведет Беляев Кирилл.
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны
И при этом все важны.
Слово учителя: Ну а теперь полминутки шутки. Прочитает шутку «Ленительный падеж»
Святослав.
Спросили Лежебокина:
А нука, расскажи,
За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи?
Давнымдавно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно: В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые изменят имена. Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу: трудиться, а тем более
Творить Я не хочу.
Такой падеж, как дательный, я с детства не терплю:
Давать делиться чемнибудь
С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок, приходится выдумывать
Какойнибудь предлог. А на падеж Винительный
И вовсе я сердит: Отец во всякой шалости
Всегда меня винит. Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна. А сам ты смог бы новые
Придумать имена? Давно придумал:
Взятельный, Грязнительный,
Лежательный, Грубительный,
Ленительный и , наконец,
Простительный.
•
За что Лежебокин не любит падежи?
А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от
•
дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)
Слово учителя: Ну а теперь подведем итоги, отрефлексируем.
Заполните лист самооценки, если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если
сомневаетесь, то?
Утверждения. Поставьте знак + или? Я знаю падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного и подведем
итоги.
Слово учителя: дз.
Падеж имен существительных( урок русского языка в 6 классе)
Падеж имен существительных( урок русского языка в 6 классе)
Падеж имен существительных( урок русского языка в 6 классе)
Падеж имен существительных( урок русского языка в 6 классе)
Падеж имен существительных( урок русского языка в 6 классе)
Падеж имен существительных( урок русского языка в 6 классе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.