ПАМЯТЬ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Научный руководитель: доцент Карнаухов В.А.
Оценка 4.7
Лекции
docx
психологическая работа +1
Взрослым
19.12.2018
Одним из первых учёных, исследовавших память, является немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз. Он считал, что количественными и экспериментальными методами можно исследовать не только элементарные психические процессы, но и такие сложные феномены, как памВ 1885 г. Эббингауз выпустил книгу «О памяти», где привел некоторые закономерности этого отдела психологииять.
нн.docx
ПАМЯТЬ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Борзилова А.А.
Н И У « Б е л Г У »
студентка очной формы обучения
направления подготовки Психология служебной деятельности
Одним из первых учёных, исследовавших память, является немецкий
что
психологэкспериментатор Герман Эббингауз.
Он
считал,
количественными и экспериментальными методами можно исследовать не
только элементарные психические процессы, но и такие сложные феномены,
как память.
В 1885 г. Эббингауз выпустил книгу «О памяти», где привел некоторые
закономерности этого отдела психологии. Он определял память как систему,
состоящую из запоминания, сохранения и воспроизведения информации в
дальнейшем. Основой этой работы стали эксперименты, проведенные им на
себе в 1879 году. Пытаясь вывести определенные законы запоминания
материала и его последующего воспроизведения, ученый составил 2300
трехбуквенных слов, состоящих из двух согласных и гласной между ними. Все
исследования, которые проводил ученый, основывались на запоминании
бессмысленных буквосочетаний. Осмысленный же материал запоминается
несколько быстрее, кроме того, при запоминании информации, несущей
конкретную смысловую нагрузку, действуют определенные эффекты и
закономерности. Таким образом Эббингауз пришел к выводу, что запоминание
и извлечение информации из памяти более эффективно, если информация
имеет смысл. Наш разум способен не просто хранить и извлекать информацию
механически, но в нем происходят процессы ее семантической обработки,
связанные с поиском смысла, так что важная информация более эффективно
запоминается и легче извлекается [25]. Эббингауз испробовал и просчитал время и объем заучивания
буквосочетаний, нашел закономерности забывания. В итоге была получена
классическая «кривая забывания»: зависимость объема сохраненного
материала от времени, прошедшего с момента заучивания [5]. В соответствии
с этим материал быстрее забывается первые несколько часов после
запоминания, затем скорость забывания медленно снижается. Она показывает,
что около половины запоминаемого материала забывается в первые полчаса
после заучивания, а в течение первого часа — уже около 60 % полученной
информации. Постепенно скорость процесса забывания уменьшается, и через
неделю в памяти находится 20 % информации, которые уже могут
сохраниться надолго [13]. Так, например, при запоминании задачи действует
особенный эффект. Если решение задачи не доведено до конца, она
запоминается лучше и остается в памяти дольше, решенная же задача
запоминается значительно хуже. Кроме этого, действует эффект края. Та
информация, которая находится ближе к краю списка, т.е. либо в конце, либо
в начале, запоминается лучше, а то, что расположено в середине, быстрее
исчезает из памяти.
Кривая забывания, наряду с кривой заучивания, в психологии является
классической и часто берется за основу при отработке профессиональных
навыков, а также при решении различных психологических проблем [32].
Кроме того, Эббингауз в своей работе изложил некоторые особенности
воспроизведения материала различного объема, а также различных по
порядку фрагментов этого материала. Разработав математические модели
памяти, Г. Эббингауз стал первым, кто показал, что процессы запоминания и
забывания имеют нелинейный характер.
Так же при запоминании большого объема различной информации
существует эффект «затаптывания следов». Чем больше сходных по
содержанию и форме данных человек пытается запомнить, тем хуже ему это
2 удается. При изучении этих закономерностей Г. Эббингауз разработал
несколько методик, с помощью которых можно исследовать процессы памяти.
Проводя различные опыты, Г. Эббингауз установил, что срок, на
который запоминается информация, зависит от установки, действующей во
время запоминания. Один из опытов был связан с учащимися, которым задали
запомнить два рассказа. Им было сказано, что первый рассказ будет проверен
на следующий день, а второй — еще нескоро. На самом же деле оба рассказа
были проверены через месяц. Оказалось, что второй рассказ учащиеся
запомнили лучше, чем первый. Таким образом, Эббингауз предложил такой
метод для лучшего сохранения информации в памяти: при запоминании нужно
рассчитывать на то, что данная информация обязательно потребуется в
дальнейшем. Также Герман Эббингауз считается первым, кто открыл феномен
оптической иллюзии, известной как иллюзия Эббингауза.
Г. Эббингауз создал в 1897 г. Тест, впоследствии названный его именем.
Он полагал важной характеристикой интеллекта способность комбинировать
и составлять слова в значимое целое. Примененный в конструировании теста
принцип дополнения по сегодняшний день широко используется в
психодиагностике. Однако лишь многолетний труд Альфреда Бине и его
сотрудников привел к созданию тестов интеллекта, которым была суждена
долгая жизнь. Он разработал тесты имплицитного запоминания и показал, что
материал, который не воспроизводится непосредственно и не узнается, тем не
менее присутствует в памяти, так как облегчает повторное научение.
3.2 Экспериментальная психология Г. Мюллера
Немецкий философ, также экспериментальный психолог Георг Элиас
Мюллер осуществил фундаментальное исследование основных законов
закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. Он стал одним из
первых, кто продолжил начатое Эббингаузом экспериментальное изучение
3 высших психических функций. Его работы подтвердили и расширили выводы
Эббингауза. Он не анализировал собственные психические процессы,
Мюллер
происходящие во время выполнения опытов по запоминанию.
полагал, что в подходе Эббингауза заложен взгляд на обучение как на процесс
механический и автоматический. Воспользовавшись его методами, он добавил
к изучению психических функций интроспективный оттенок.
Опираясь на свои исследования, Мюллер заключил, что сама по себе
ассоциативность слов не объясняет явление обучения, так как субъект
активно ищет взаимосвязи между представленными раздражителями. Мюллер
считал, что подсознательно, даже если человеку дают какуюнибудь
бессмысленную информацию, то он пытается довести её до определённой
логики. Отсюда следует вывод, что на обучение влияют психические
готовность,
Результаты
состояния:
экспериментов Мюллера подтвердили, что обучение протекает не
нерешительность и сомнение.
механически. Субъект активно участвует в сознательном группировании и
организации предложенного материала, и находит смысл в самом, казалось
бы, бессмысленном списке слогов.
Мюллер впервые высказал и проиллюстрировал в своей
Согласно
лаборатории интерференционную теорию забывания
Эббингаузу забывание связано с тем, что с течением времени мы забываем не
[18].
нужную нам информацию. Согласно Мюллеру – забывание происходит потому
что происходит запоминание нового материала. Он взаимодействует со
старым материалом и постепенно разрушает его. То есть происходит
механизм наслаивания нового материала на старый материал [30].
Вместе со своим помощником Фридрихом Шуманом он придумал
«барабан памяти», специальный вращающийся цилиндр, регулирующий
подачу предназначенного для запоминания материала. Создание такого
устройства имело большое значение, поскольку оно способствовало
4 повышению точности и объективности исследований проблем обучения и
памяти.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Булгаков, О.А. Память человека и возможность ее улучшения //
Журнал Вестник ТГУ. – т.19. – №1. – С. 90.
2.
Головин, С.Ю. Словарь психологапрактика. – 2е издание,
переработанное и дополненное. – Минск : Харвест, 2017. – 976 с. –
(Библиотека практической психологии).
3.
Гончаров, В.И. «Память на движения» как специальный вид
памяти // Научнотеоретический журнал «Учёные записки» университета им.
П.Ф. Лесгафта. – 2014. – №1 (107). – С.35.
4.
Городецкая, И.В., Яско Т.М. Виды памяти и методы запоминания
при изучении нового материала студентами УО «ВГМУ» // Журнал «Вестник
Витебского государственного медицинского университета». – 2013. – С. 143.
5
ПАМЯТЬ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Научный руководитель: доцент Карнаухов В.А.
ПАМЯТЬ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Научный руководитель: доцент Карнаухов В.А.
ПАМЯТЬ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Научный руководитель: доцент Карнаухов В.А.
ПАМЯТЬ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Научный руководитель: доцент Карнаухов В.А.
ПАМЯТЬ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Научный руководитель: доцент Карнаухов В.А.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.