Памятка
Оценка 4.8

Памятка

Оценка 4.8
pdf
30.05.2021
Памятка
pamyatka-2_0.pdf



СЕМЬЯ – это первая школа отношений ребёнка с людьми. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание иногда становится неблагоприятным фактором формирования личности. Семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым, и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки.

СЕМЬЯ ДЛЯ РЕБЕНКА – это место рождения и основная среда обитания. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ – сложная система, на него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ - органичное включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.


ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ


1. создать максимальные условия для развития ребенка; 2. обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

3. передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; 4. научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, помощь близким;

5. воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальными положениями:

- влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на его конкретных действиях и поступках, а также с учётом его психических и личностных особенностей; - выбор методов зависит от педагогической культуры родителей, понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье, особенностей воспитательного взаимодействия и др. Считается, что, сколько родителей – сколько и разновидностей методов. Однако в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания.

1.                   Метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями.

Средства метода: объяснение, внушение и совет.

2.                   Метод поощрения - побуждение ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычек поведения Средства метода: похвала, подарки, формирование перспективы.

3.                   Метод совместной практической деятельности – участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности.

Средства метода: посещение музеев, театров, семейные выезды на природу, благотворительные акции и поступки, изучение истории семьи и рода, семейный театр, семейная фотография, совместный досуг и др.

4.                   Метод принуждения (наказания) - применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Средства метода: лишение ребёнка определенного перечня значимых для него удовольствий.


Дети – это радость в каждой семье, счастье,

детям рады в семье не потому, что они хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.



Несомненно, что в семейном воспитании могут применяться и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. При этом их выбор методов должен опираться на ряд общих условий: - знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств;

-                      личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать детей личным примером;

-                      степень компетентности родителей, уровень их педагогической культуры и психологического кругозора.

Действенные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки, общий уровень положительного взаимодействия в семье.

ОШИБКИ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

Влияние семьи на ребенка не ограничивается воспитательной деятельностью взрослых. На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается на формировании отдельных качеств ребенка, воспитанности личности в целом.

Ошибки родителей условно можно подразделить на две группы:

-  неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера; - неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка.

В числе серьезных своих ошибок сами родители отмечают:

-  перекладывание забот о воспитании детей на ясли, детсад, школу;

-  отстранение детей от посильного домашнего труда;

-  неумение пользоваться поощрениями и наказаниями;

-  применение физических наказаний;

-  отсутствие такта в отношениях с ребенком;

-  ссоры родителей в присутствии детей;- неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство отцов).


Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.


ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА

1.                   Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях.

2.                   Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим. Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3.                   Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать. Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4.                   Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5.                   Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать

собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

МУДРЕЦЫ О ЗНАЧЕНИИ СЕМЬИ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Пифагор

(570-490 гг. до н. э.)

Никто не становится хорошим человеком случайно. Платон – древнегреческий мыслитель

(V век до н.э.)

Воспитание – лучший припас к старости. Аристотель – древнегреческий мыслитель

(IV век до н.э.)

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания.

Сюнь-Цзы – китайский философ

(313– 238 гг. до н.э.)

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

Джон Локк – английский мыслитель

(1632–1704 гг.)

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях… …Величайшая ошибка при воспитании – это чрезмерная торопливость.

Жан Жак Руссо – французский мыслитель

(1712–1778 гг.)

Воспитание есть величайшая и труднейшая задача, которая может быть поставлена человеку.

Иммануил Кант – немецкий мыслитель

(1724–1804 гг.)

Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.

Виктор Гюго – французский мыслитель

(1802–1885 гг.)

Воспитание – великое дело: им решается участь человека.

Виссарион Белинский – русский мыслитель

(1811–1848 гг.)

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.

Оскар Уайльд – английский писатель

(1854–1900 гг.)

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира… Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А. С. Макаренко – великий педагог (1888–1939 гг.)



ОПРЕДЕЛЯЕМ СЕМЕЙНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ | (ПОЛЕЗНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ СЕМЕЙ И ПЕДАГОГОВ)


Для успеха семейного воспитания большую роль играет общее настроение в семье, взаимоотношения между родителями и детьми, другими родственниками. Всё это формирует так необходимое для благополучного развития семейное счастье. Один из секретов семейного счастья – правильное распределение ролей в семье, правильные и неправильные стереотипы восприятия ролей в семье.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. На доске или листе бумаги плакатного формата записываются существующие у участников представления о ролях, которые, по их мнению, (и по мнению общества) должны выполнять в семье муж и жена.

Записывается абсолютно все без цензуры. Чтобы не обидеть присутствующих резкостью чьих-то формулировок, модератор определяет заранее, что не стоит относиться к словам как к выражению личного мнения конкретного человека. Это - стереотипная установка - «так говорят». Модератор записывает все прозвучавшие высказывания в два столбика - «женский» и «мужской».

Среди стереотипных женских обязанностей будут фигурировать: - хорошая хозяйка;

-  заботливая мать;

-  любящая и нежная жена;

-  должна вкусно и разно-образно готовить;

-  гладить мужу брюки и рубашки;

-  убирать квартиру;

-  создавать дома уют;

-  заниматься здоровьем и воспитанием детей...

Среди стереотипных мужских ролей, скорее всего, появятся следующие: быть защитником семейного очага; обеспечивать семью; воспитывать детей сильными и выносливыми; уметь произвести дома элементарный ремонт; заниматься обслуживанием домашней техники, уметь починить неисправность; отвечать за стабильность семьи...

Далее модератор просит группу высказаться по каждому пункту. Он предлагает проверить, а так ли уж сильно представленный на доске список отличается от мнения участников тренинга.

Может выясниться, что многие стереотипы стали для кого-то по-настоящему личными установками.

Для установки характерно наличие трех компонентов: убеждения, эмоционального отношения и поведения. Если убеждения в правоте или неправоте партнера формируют эмоциональное от-ношение (предположим, негативное), то финалом триады будет соответствующее поведение. Недовольство из-за несоответствия стереотипным представлениям приведет к конфликту.

Обсуждаются вопросы. Зачем нужны стереотипы? Можно ли обойтись без них? Всегда ли стереотипы плохи, может быть, тут существует и положительная сторона? Как стереотип или миф соотносятся с реальностью? Нужно ли со стереотипами бороться и как отличить стереотип от объективной реальности? Что произойдет, если до супружества и жених, и невеста не прояснят ожиданий друг друга, а будут основывать свои надежды на стереотипных представлениях? Существуют ли несоответствия среди членов группы в их взгляде на роль мужчины в семье (а что по этому поводу думают сами мужчины?), на то, какие обязанности возложены на женские плечи (согласны ли участницы тренинга с этими ролями?). Какие трудности возникают перед мужчинами и женщинами в связи с принятыми взглядами на «традиционно мужское» и «традиционно женское» поведение в семейной жизни? Может ли кто-нибудь из участников тренинга привести примеры, когда он оказался жертвой стереотипа.




Памятка

Памятка

СЕМЬЯ – это первая школа отношений ребёнка с людьми

СЕМЬЯ – это первая школа отношений ребёнка с людьми

ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО

ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО

Считается, что, сколько родителей – сколько и разновидностей методов

Считается, что, сколько родителей – сколько и разновидностей методов

Памятка

Памятка

Несомненно, что в семейном воспитании могут применяться и другие методы педагогического взаимодействия с детьми

Несомненно, что в семейном воспитании могут применяться и другие методы педагогического взаимодействия с детьми

В числе серьезных своих ошибок сами родители отмечают: - перекладывание забот о воспитании детей на ясли, детсад, школу; - отстранение детей от посильного домашнего труда;…

В числе серьезных своих ошибок сами родители отмечают: - перекладывание забот о воспитании детей на ясли, детсад, школу; - отстранение детей от посильного домашнего труда;…

Памятка

Памятка

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА 1.

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА 1.

МУДРЕЦЫ О ЗНАЧЕНИИ СЕМЬИ И РОДИТЕЛЕЙ

МУДРЕЦЫ О ЗНАЧЕНИИ СЕМЬИ И РОДИТЕЛЕЙ

Воспитание – великое дело: им решается участь человека

Воспитание – великое дело: им решается участь человека

Памятка

Памятка

ОПРЕДЕЛЯЕМ СЕМЕЙНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ | (ПОЛЕЗНЫЙ

ОПРЕДЕЛЯЕМ СЕМЕЙНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ | (ПОЛЕЗНЫЙ

Может ли кто-нибудь из участников тренинга привести примеры, когда он оказался жертвой стереотипа

Может ли кто-нибудь из участников тренинга привести примеры, когда он оказался жертвой стереотипа

Памятка

Памятка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021