ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
| 
 ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ  | 
 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ  | 
 ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ  | 
 КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ  | 
 ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКА  | 
|
| 
 
 ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  | 
|||||
| 
 Самоопре-деление (личностное, професси-ональное, жизненное)  | 
 Внутренняя позиция школьника  | 
 Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности.  | 
 При несформированности позиции школьника возможны мотивационная незрелость, низкая успеваемость.  | 
 1. Положительное отношение к школе. 2. Чувство необходимости учения. 3. Адекватное представление о школе. 4. Предпочтение коллективным занятиям индивидуальным занятиям дома. 5. Предпочтение оценке своих знаний – отметке, а не (сладостям и подаркам).  | 
 Методика «Беседа о школе» для 7 лет. (модифицированный вариант Т.А. Нежновой и др.) 
  | 
| 
 Самооценка 
 - Когнитивный компонент  | 
 
 
 
 
 Это ядро самосознания личности. Выступает как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем мире и в отношениях с другими.  | 
 
 
 
 
 
 1. Заниженная самооценка. 2. Завышенная самооценка.  | 
 1. Широта диапазона оценок. 2. Обобщенность категорий оценок. 3. Социальная роль ученика. 4. Адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. 5. Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». 6. Осознание необходимости самосовершенствования.  | 
 Методика «Кто Я?». (М. Кун) для 9-10 лет. Методика «Хороший ученик» для 9-10 лет  | 
|
| 
 Самооценка 
 - Регулятивный компонент  | 
 1. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.  | 
 Методика казуальной атрибуции (интерпретация причин своего и чужого поведения) успеха/неуспеха.  | 
|||
| 
 Смыслообразовани  | 
 Мотивация учебной деятельности  | 
 Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности. 
  | 
 1. высоко развиты другие мотивы (игровой, внешний) 2. трудности в учебе 
  | 
 1. сформированность познавательных мотивов. 2. интерес к новому. 3. интерес к способу решения и общему способу действия. 4. сформированность социальных мотивов. 5. быть полезным обществу. 6. сформированность учебных мотивов. 7. стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. 8. установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.  | 
 Методика «Беседа о школе» для 7 лет. (модифицированный вариант Т.А. Нежновой и др.) Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой) для 9-10 лет. Опросник мотивации.  | 
| 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Нравственно-этическая ориентация  | 
 1. Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы/следования моральной норме 
 
  | 
 
  | 
 Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)  | 
 После уроков (норма взаимопомощи)  | 
|
| 
 2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм 
 
  | 
 
  | 
 Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое по сравнению с конвенциональными нормами  | 
 Опросник Е. Кургановой  | 
||
| 
 3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации  | 
 
  | 
 Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы. Учет мотивов субъекта при нарушении нормы. Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы. Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм  | 
 «Булочка» ( модификация задачи Ж. Пиаже) (координация трех норм: ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь — и учет принципа компенсации)  | 
||
| 
 4.Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы 
 
  | 
 
  | 
 Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы  | 
 Все задания  | 
||
| 
 5.Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы 
 
  | 
 
  | 
 Уровень развития моральных суждений 
  | 
 Все задания  | 
||
| 
 
 РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 
  | 
|||||||||||||
| 
 ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ  | 
 УРОВНИ  | 
 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ  | 
 КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ  | 
 ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКА  | 
|||||||||
| 
 Целеполагание  | 
 1. Отсутствие цели.  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно  | 
 Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточных целей-требований)  | 
 
 ______  | 
|||||||||
| 
 2. Принятие практической задачи 
  | 
 Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется  | 
||||||||||||
| 
 3. Переопределение познавательной задачи в практическую 
  | 
 Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется  | 
||||||||||||
| 
 4. Принятие познавательной цели  | 
 Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи  | 
||||||||||||
| 
 5 .Переопределение практической задачи в теоретическую 
  | 
 Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней  | 
||||||||||||
| 
 6.Самостоятельная постановка учебных целей 
  | 
 Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы  | 
||||||||||||
| 
 Планирование  | 
 1. Нет планирования 
  | 
 
 Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.  | 
 
 
 Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль)  | 
 
 _______  | 
|||||||||
| 
 2. План есть, но не совсем адекватный или неадекватно используется 
  | 
|||||||||||||
| 
 3. План есть, адекватно используется. 
  | 
|||||||||||||
| 
 Контроль внимания  | 
 1. Отсутствие контроля.  | 
 Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.  | 
 Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок.  | 
 
 Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)  | 
|||||||||
| 
 2. Контроль на уровне непроизвольного внимания 
  | 
 Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий.  | 
||||||||||||
| 
 3.Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания. 
  | 
 Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки  | 
||||||||||||
| 
 4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания  | 
 При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок 
  | 
||||||||||||
| 
 5. Потенциальный рефлексивный контроль.  | 
 Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы.  | 
||||||||||||
| 
 6. Актуальный рефлексивный контроль.  | 
 Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы  | 
||||||||||||
| 
 Оценка учебной деятель-ности  | 
 1. Отсутствие оценки  | 
 Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Включает следующие компоненты: объект оценки, критерий оценки, сравнение объекта оценки с критерием оценки, отображение в знаково-символической форме результата оценивания. Оценка выполняет функцию предоставления сведений учащемуся об успешности его учебной деятельности.  | 
 Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе учителя  | 
 
 
 
 ________  | 
|||||||||
| 
 2. Адекватная ретроспективна оценка  | 
 Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия  | 
||||||||||||
| 
 3. Неадекватная прогностическая оценка  | 
 Решая новую задачу, пытается оценить свои возможности, однако учитывает лишь факт — знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия  | 
||||||||||||
| 
 4. Потенциально адекватная прогностическая оценка  | 
 Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения, для ее решения , учитывая изменения известных ему способов действий.  | 
||||||||||||
| 
 5. Потенциальный рефлексивный контроль  | 
 Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы  | 
||||||||||||
| 
 6. Актуальный рефлексивный контроль  | 
 Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы  | 
||||||||||||
| 
 Коррекция  | 
 1.Нет коррекции. 
  | 
 Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата  | 
 Обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений. 
  | 
 
 ______  | 
|||||||||
| 
 2. Коррекция запаздывающая, не всегда адекватная;  | 
|||||||||||||
| 
 3. Коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.  | 
|||||||||||||
| 
 Прогнозиро-вание 
 
  | 
 ___  | 
 Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик  | 
 ___________  | 
 _______  | 
|||||||||
| 
 
 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  | 
|||||||||||||
| 
 ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ  | 
 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ  | 
 КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ  | 
 ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКА  | 
||||||||||
| 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Логические 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 Анализ текста задачи  | 
 1. Семантический анализ направлен на обеспечение содержания текста и предполагает выделение и осмысление: — отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и математических; — грамматических конструкций («если... то», «после того, как...» и т. д.); — количественных характеристик объекта, задаваемых словами «каждого», «какого-нибудь» и т. д.; — восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации; — выделение обобщенного смысла задачи — о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т. д.). 2. 2. Логический анализ предполагает: — умение заменять термины их определениями; — умение выводить следствия из имеющихся 3. Математический анализ включает анализ условия и требования задачи. Анализ условия направлен на выделение: • объектов (предметов, процессов): — рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей, — рассмотрение количества объектов и их частей; • величин, характеризующих каждый объект; • характеристик величин: — однородные, разнородные, — числовые значения (данные), — известные и неизвестные данные, — изменения данных: изменяются (указание логического порядка всех изменений), не изменяются, — отношения между известными данными величин. Анализ требования: — выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта (ов)  | 
 1. Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. 2. Умение создавать структуры взаимосвязей смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информации). 3. Умение выделять обобщенные схемы типов отношений и действий между единица? 4. Умение выделять формальную структуру задачи. 5. Умение записывать решение задачи в виде выражения. 
  | 
 Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска)  | 
|||||||||
| 
 Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств  | 
 1. Выбрать вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам. 2. Выбрать знаково-символические средства для построения модели. 3. Последовательно перевести каждую смысловую единицу и структуру их отношений в целом на знаково-символический язык 
  | 
 Умение
  выражать смысл 2.  Умение выражать структуру 
  | 
 
  | 
||||||||||
| 
 Установление отношений между данными и вопросом  | 
 Установление отношений между: — данными условия; — данными требования (вопроса); — данными условия и требованиями задачи  | 
 
  | 
 
  | 
||||||||||
| 
 Составление плана решения  | 
 1. Определить способ решения задачи. 2. Выделить содержание способа решения. 3. Определить последовательность действий  | 
 
  | 
 
  | 
||||||||||
| 
 Осуществление плана решения  | 
 1. Выполнение действий. 2. Запись решения задачи. Запись решения задачи может осуществляться в виде последовательных конкретных действий (с пояснениями и без) и в виде выражения (развернутого или сокращенного)  | 
 Умение выполнять операции со знаками и символами, которыми были обозначены элементы задачи и отношения между ними  | 
 
  | 
||||||||||
| 
 Проверка и оценка решения задачи 
  | 
 1. Составление и решение задачи, обратной данной. 2. Установление рациональности способа: - выделение всех способов решения задачи; - сопоставление этих способов по количеству действий, по сложности вычислений; - выбор оптимального способа.  | 
 1. Умение составлять задачу, обратную данной, и на основании ее решения делать вывод о правильности решения исходной задачи. 2. Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения. 3. Умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности. 4. Умение выбирать обобщенные стратегии решения задачи. 
 
  | 
 
  | 
||||||||||
| 
 Моделирование  | 
 
  | 
 Развитие знаково-символических (знаково-символические средства: цифры, буквы, схемы и др.) учебных действий, которые являются способом отделения содержания от формы.  | 
 1. предварительный анализ текста задачи, 2. перевод текста на знаково-символический язык (вещи или графики), 3. построение модели, 4. работа с моделью, 5. соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (текстом).  | 
 Методика «Кодирование» (11-й субтеста Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка). Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной)  | 
|||||||||
| 
 
 КОММУНИКАТИВНЫЕ 
  | 
|||||||||||||
| 
 ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ  | 
 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ  | 
 ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ  | 
 КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ  | 
 ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ, ДИАГНОСТИКА  | 
|||||||||
| 
 Взаимодей-ствие  | 
 Коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации) 
  | 
 Эгоцентрическая позиция в межличностных отношениях.  | 
 1. Строить понятные для партнера высказывания, т.е. владеть вербальными и невербальными средствами общения. 2. Понимать относительность оценок, выборов, совершаемые людьми. 3. Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения. 4. Уметь задавать вопросы. 5. Умение слушать собеседника. 6. Уметь позитивно относиться к процессу общения. 
  | 
 Задание «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже) Методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.)  | 
|||||||||
| 
 Кооперация  | 
 1. Согласованность усилий по достижению общей цели. 2. Осуществление совместной деятельности. 
  | 
 1. Покорность (подчинение), без внутреннего согласия авторитету партнера. 2. Ярко выраженные индивидуалистические тенденции (упрямая настойчивость на своем мнении).  | 
 1. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь. 2. Иметь навык конструктивного общения, взаимопонимания. 3. Уметь дружить, уступать, убеждать. 4. Уметь планировать общие способы работы  | 
 Задание «Рукавички» (методика Г.А.Цукерман и др.)  | 
|||||||||
| 
 Интериориза ция  | 
 Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.  | 
 1. Отрыв речи от реальной деятельности. 2. Преждевременный отрыв речи от ее исходной коммуникативной функции (совместная работа). 
  | 
 1. Способность строить понятные для собеседника высказывания. 2. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. 3. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).  | 
 Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант)  | 
|||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.