Буклет для родителей
Адаптация пятиклассников
Педагог-психолог
Паршина Ю.С.
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое ока¬зывается новым: учителя, форма обучения, которая в сред¬ней школе становится предметной, а иногда и одноклассни¬ки.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно:
им хо¬чется быть:
- активными, умными и независимыми,
- нужными и успешными,
- хочется, чтобы новый учитель оценил и уви¬дел все самое лучшее в них.
Важно, чтобы у пятиклассников были сформированы умения и навыки, определяющие, успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответство¬вать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни клас¬са и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклас¬сниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не толь¬ко от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько:
- хорошо пятиклассник умеет налаживать отношения
- общаться с одноклассниками и педагогами,
- соблюдать школьные правила,
- ориентироваться в новых ситуациях.
Ситуация адаптации вызывает у мно-гих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.
Каждый переходный период обладает своей специфи¬кой, связанной в первую очередь с психологическим своеоб¬разием возраста.
Возрастные психологические особенности пятиклассников.
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.
Психологи¬чески этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования млад¬шего подростка.
1) Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противо¬стоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уни-кальности, познания собственного Я.
2) Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверитель¬но-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваи¬ваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нрав-ственные ценности. Познание «Другого», похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собст¬венные проблемы.
Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит:
3) Постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Та¬ким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способ¬ности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.
4) Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способ¬ности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоцио-нального благополучия подростка. В противоположном слу¬чае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Рекомендации родителям:
1. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
2. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
3. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
4. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
5. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обу-чению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
6. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
buklet._adaptatsiya_pyatiklassnikov.docx
Буклет для родителей
Адаптация
пятиклассников
Педагогпсихолог
Паршина Ю.С.
правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного
Пятиклассникам в школе и
Переход из младшей школы в среднюю
— важный момент в жизни школьника.
В пятом классе для детей многое ока
зывается новым: учителя, форма
обучения, которая в средней школе
становится предметной, а иногда и
одноклассники.
интересно, и тревожно:
им хо
независимыми,
нужными и успешными,
хочется, чтобы новый учитель
оценил и увидел все самое лучшее в
них.
чется быть:
активными,
умными
и
Важно, чтобы у пятиклассников были
сформированы умения и навыки,
определяющие,
успешность
адаптации:
• умение осознавать требования
учителя и соответствовать им;
• умение
устанавливать
межличностные отношения с
педагогами;
• умение принимать и соблюдать
поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки
совместной
(коллективной) деятельности;
• навыки
самостоятельного
решения конфликтов мирным
путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки
собственных возможностей и
способностей.
хорошо пятиклассник умеет
общаться с одноклассниками и
Успешность адаптации младшего
подростка зависит не только от
интеллектуальной готовности, но
и от того, насколько:
налаживать отношения
педагогами,
соблюдать школьные правила,
ситуациях.
Ситуация адаптации вызывает у многих
пятиклассников
повышенную
тревожность, как школьную, так и
личностную, а зачастую и появление
страхов.
ориентироваться в новых своей
Каждый переходный период
обладает
спецификой,
связанной в первую очередь с
психологическим
своеобразием
возраста.
Возрастные психологические
особенности пятиклассников.
к
Возраст детей пятого класса можно
назвать переходным от младшего
школьного
младшему
подростковому.
Психологически этот возраст связан
с постепенным обретением чувства
взрослости — главного личностного
новообразования
младшего
подростка.
1)
Путь осознания себя сложен,
стремление обрести себя как
личность порождает потребность в
отчуждении от всех, кто до этого
привычно оказывал на ребенка
влияние, и в первую очередь — от
семьи, от родителей. Внешне это
отчуждение зачастую выражается в
негативизме — стремлении противо
стоять
любым предложениям,
суждениям,
чувствам взрослых.
Отсюда такое количество конфликтов
со взрослыми. При этом негативизм
— первичная форма механизма
же является
отчуждения,
она
поиска
доверитель
отношений
началом
подростком
собственной уникальности, познания
собственного Я.
2) Этому же способствует
и
ориентированность подростков на
установление
но
дружеских
со
сверстниками. В дружбе происходит
моделирование
социальных
взаимоотношений,
усваиваются
навыки рефлексии последствий
своего или чьегото поведения,
социальные нормы взаимодействия
людей,
нравственные ценности.
Познание «Другого», похожего на
меня, дает возможность как в зеркале
увидеть и понять свои собственные
проблемы.
Именно в силу психологической
ценности отношений со сверстниками
происходит:
3) Постепенная замена
ведущей
учебной деятельности (что было
младшего
характерно
школьника) на ведущую деятельность
общения. Таким образом, постепенно
меняются приоритеты и в стенах
школы.
Умственная активность
подростков высока, но способности
будут развиваться только в
вызывающей
деятельности,
для
положительные эмоции; успех (или
неуспех) существенно влияет
на
мотивацию учения.
4) Оценки играют важную роль в этом:
высокая оценка дает возможность
подтвердить свои способности.
Совпадение оценки и самооценки
эмоционального
важно
благополучия
В
противоположном случае неизбежен
внутренний дискомфорт и даже
конфликт.
подростка.
для
Рекомендации родителям:
—
1. Первое условие школьного успеха
пятиклассника
безусловное
принятие ребенка, несмотря нате
неудачи, с которыми он уже столкнулся
или может столкнуться.
проявление
2. Обязательное
родителями интереса к школе, классу, в
котором учится ребенок, к каждому
прожитому им школьному дню.
3. Недопустимость физических мер
воздействия, запугивания, критики в
адрес ребенка, особенно в присутствии
других людей (бабушек, дедушек,
сверстников), 4. Исключение таких мер наказания,
как лишение удовольствий, физические
и психические наказания.
5. Учет темперамента ребенка в
период адаптации к школьному обу
чению.
и
Медлительные
малообщительные дети гораздо труднее
привыкают к классу, быстро теряют к
нему интерес, если чувствуют со
стороны взрослых и сверстников
насилие, сарказм и жестокость.
6. Поощрение ребенка, и не только за
учебные
Моральное
стимулирование достижений ребенка.
успехи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.