Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа …»
Папка педагогических достижений
ФОТО
ФИО
учитель ….
Образование:
Общий трудовой стаж - ? лет, в т.ч. педагогический стаж - ?лет, в данной должности - ? лет. В данном учреждении работает с …
Квалификационная категория: первая, приказ … № … от … г.
Тема самообразования: «Методическое обеспечение изучения темы «Многогранники» с использованием программы AutoPlay Media Studio».
СОДЕРЖАНИЕ
1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) 3
2.Система оценивания качества образования. Стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений. Результаты внешнего мониторинга. 9
3. Система и технология подготовки обучающихся к ЕГЭ, ОГЭ. 12
4.Владение современными образовательными технологиями, эффективное применение их в практической профессиональной деятельности. 14
5. Результаты реализации программ индивидуальной работы с обучающимися. 17
6. Результаты воспитательной работы с обучающимися. Организация внеурочной деятельности по формированию предметных, метапредметных компетенций и личностных качеств обучающихся 24
7. Результаты участия обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, НПК, чтениях, соревнованиях. 28
8. Участие в работе МО, других профессиональных сообществ. 30
9. Критерий. Участие в научно-исследовательской, инновационной, проектной деятельности 35
10. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации 40
11. Разработка и внедрение авторских программ, методических пособий, игр, цифровых образовательных ресурсов. 41
Структура и содержание мультимедийного пособия. 41
Методические рекомендации по использованию мультимедийного пособия на уроках. 56
12. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях, проведение открытых занятий, мастер-классов и др. 58
13. Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах. 59
14. Общественная деятельность. 61
15. Звания, награды, поощрения, благодарность, грант. 63
16. Повышение квалификации. 64
1. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
« Геометрия является самым
могущественным средством
для изощрения наших
умственных способностей
и дает нам возможность
правильно мыслить и рассуждать»
(Г. Галилей)
На современном этапе развития образования одним из способов активизации учебной деятельности обучаемых является внедрение в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов, например, электронных учебных пособий. В работах И.Г. Захарова, Г.И. Коджаспирова, Г.Б. Кондакова, Н.В. Никонова, Т.С. Юрьева и др. отмечается, что это способствует развитию самостоятельной, поисковой деятельности обучаемых, повышению их познавательного интереса.
При создании электронных учебных пособий используется современная компьютерная информационная технология – мультимедиа, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Комплексные занятия с привлечением аудиовизуальных материалов, представленных на компьютере, создают условия для расширения диапазонов видов образовательной деятельности обучающих, стимулируют их способности к образованию и самообразованию.
Учитывая актуальность данной проблемы, мною разработано мультимедийное пособие по теме «Многогранники» для учащихся 10 классов.
Цель исследования: Разработка методического обеспечения мультимедийного пособия по теме «Многогранники»для учащихся 10 классов.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выдвигаются следующие задачи исследования:
1) проанализироватьпсихолого-педагогическую, научно-методическуюи учебную литературы по применению мультимедийного пособия на уроках геометрии;
2) определить требования к созданию электронного мультимедийного пособия и изучить программуAutoplayMediaStudio;
3) разработать мультимедийное пособие по теме «Многогранники»;
4) провести экспериментальную работу по применению мультимедийного пособия «Многогранники» и сделать выводы.
В процессе работы использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;
- изучение педагогического опыта;
- эмпирический: наблюдение, анкетирование, контрольная работа;
- разработка методических рекомендаций по использованию пособия;
- проведение и анализ экспериментальной работы.
Мультимедийное пособие при изучении темы «Многогранники» в курсе геометрии 10 класса является вспомогательным пособием к учебнику 10-11 класса по геометрии Л.С. Атанасяна по теме «Многогранники». Он призван повысить уровень усвоения теоретического материала, повышение практических навыков у учащихся и помочь учителю методическим обеспечением по данной теме.
В пособии содержится: тематическое планирование по геометрии 10 класса, материалы для уроков, технологические карты, тесты, задачи по уровням, методические рекомендации (рис.1).
Рис. 1
Уроки разработаны в соответствии с учебно-тематическим планом по теме «Многогранники» по учебнику Л.С. Атанасяна Геометрия 10-11 класс.
В соответствии с учебно-тематическим планом составлены материалы для уроков по темам (рис.2).
Рис. 2
Кроме этого отдельно включены технологические карты уроков на основе деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС), как помощь учителю (рис.3). Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Рис. 3
Для проверки теоретического материала предложены тесты в двух вариантах по темам «Призма», «Пирамида», «Параллелепипед и куб», которые содержат по пять задач с выбором ответа. Данные тесты могут использоваться в конце каждой темы и рассчитаны на 10-15 минут. По теме «Многогранники» – тест обобщение, в котором предлагается 24 теоретических вопроса(рис.4).
Работа с тестами помогает изучать и учитывать личностные особенности каждого ребенка и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс. Поэтому рекомендуется, после проверки теста, предложить учащимся, не получившим удовлетворительной оценки, дополнительный вариант для самостоятельной работы.
В пособии предусмотрено два варианта подачи тестового материала: в формате Word(для индивидуальной работы) и в формате Mytest (для фронтальной работы в классе).
Для более глубокого изучения тем и подготовки к выпускным экзаменам подобраны задачи с учетом требований знаний, умений и навыков на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников средней (базовый уровень) и необходимые элементы содержания за курс основной школы.
Мультимедийное пособие «Многогранники» размещен на CD-диске. Мультимедийное пособие подлежит к свободному распространению и использованию содержащих материалов. Для этого необходимо персональный компьютер, ноутбук или иные компьютерные технологии. Данное пособие представляет собой программно-методическое обеспечение, позволяющее реализовать полный цикл обучения по теме «Многогранники».Использование данного пособия позволяет реализовать индивидуальные образовательные траектории, поддержать учебный процесс необходимыми инструментами визуализации.
Информационная база мультимедийного пособия, в которую входят видеоуроки, технологические карты, презентации и дополнительные задачи, позволяет обеспечить новое качество образования и соответствует современному уровню развития ИКТ. Использование данного пособия в практике педагогов создает условия для наиболее успешной реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта и является основой создания активно-деятельностной познавательной среды для обучающихся. Пособие «Многогранники» могут использовать при обучении по любому учебно-методическому комплексу, входящему в Федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных к использованию в учебном процессе.
Распространение педагогического инновационного опыта по теме самообразования
Год
|
Уровень |
Название мероприятия |
Форма |
Под-щие документы |
Проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
Качество знаний обучающихся в моих классах в среднем составило:
|
2015 - 2016 |
2016 - 2017 |
2019-2020 |
алгебра |
|
|
|
геометрия |
|
|
|
математика |
|
|
|
информатика |
|
|
|
Директор школы:
Свою деятельность по формированию положительной мотивации и познавательной активности учащихся провожу согласно требованиям современного образования, через дифференциацию, индивидуальный подход к развитию личности учащегося, обучение, центрированное на ученика как партнера, позволил мне добиться положительной динамики уровня обученности учащихся.
Деятельность учащихся и качество усвоения учебного материала находится под постоянным контролем, диагностическая работа позволяет своевременно отметить динамику успеваемости и внести коррективы в работу.
Динамика успеваемости учащихся 2015 – 2020 учебные годы
|
2015-2016 |
2016-2017 |
2019-2020 |
|||
|
Успеваемость |
Качество |
Успеваемость |
Качество |
Успеваемость |
Качество |
алгебра |
|
|
|
|
|
|
геометрия |
|
|
|
|
|
|
математика |
|
|
|
|
|
|
информатика |
|
|
|
|
|
|
Детализация по математике 9 класса 2015-2016 уч. года
Период |
Кол-во уч-ся |
Оценки |
н/а |
% кач. |
% усп. |
|||
"5" |
"4" |
"3" |
"2" |
|||||
1 четверть |
||||||||
2 четверть |
||||||||
3 четверть |
||||||||
4 четверть |
||||||||
Годовая |
||||||||
ОГЭ |
||||||||
Итоговая |
Детализация по математике 2016-2017 уч.года
Период |
Кол-во уч-ся |
Оценки |
н/а |
% кач. |
% усп. |
|||
"5" |
"4" |
"3" |
"2" |
|||||
1 четверть |
||||||||
2 четверть |
||||||||
3 четверть |
||||||||
4 четверть |
||||||||
Годовая |
Детализация по информатике 2016-2017 уч. года
Период |
Кол-во уч-ся |
Оценки |
н/а |
% кач. |
% усп. |
|||
"5" |
"4" |
"3" |
"2" |
|||||
1 четверть |
||||||||
2 четверть |
||||||||
3 четверть |
||||||||
4 четверть |
||||||||
1 полугодие |
||||||||
2 полугодие |
||||||||
Годовая |
||||||||
ОГЭ |
||||||||
Итоговая |
Детализация по математике 2019-2020 уч. года
Период |
Кол-во уч-ся |
Оценки |
н/а |
% кач. |
% усп. |
|||
"5" |
"4" |
"3" |
"2" |
|||||
1 четверть |
||||||||
2 четверть |
||||||||
3 четверть |
||||||||
4 четверть |
||||||||
Годовая |
Качество знаний по математике в течение 5 лет остается стабильным, по информатике стабильно высоким. Такой результат достигается благодаря применению в организации учебной деятельности элементов эффективных современных педагогических технологий, обеспечивающие повышение познавательного интереса обучающихся, развитие их интеллектуальных способностей и хороший уровень усвоения содержания учебного предмета: личностно- ориентированного, разноуровневого и развивающего обучения, технология проектной деятельности, межпредметной интеграции, информационных и здоровьесберегающих технологий.
Директор школы:
Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить качественную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объем знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по математике.
Мне довелось один раз готовить учащихся к ОГЭ по математике и дважды по информатике.
Один раз ЕГЭ по информатике.
Результаты ОГЭ
Год |
Предмет |
Количество сдавших |
Успеваемость |
качество |
2016 |
математика |
|
|
|
2016 |
информатика |
|
|
|
2017 |
информатика |
|
|
|
Результаты ЕГЭ по информатике на 2016-2017 уг.год
Количество сдавших |
Успеваемость |
Максимальный балл |
Средний балл учителя |
Средний балл РФ |
|
|
|
|
|
Главное в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно- коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в группах.
Подготовка к сдаче экзамена начинается с 5 класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительной культуры учащихся. Большое внимание уделяю обязательному заучиванию правил и формул, это одна из важнейших задач при подготовке учащихся к экзаменам. Для этого после изучения теоретических вопросов темы систематически провожу зачеты по основным формулам.
Знакомлю учащихся со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзамена, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:
-строгий самоконтроль времени;
- определение трудности заданий;
- применение приема «прикидки» результата подстановкой.
Каждый месяц проводятся диагностические работы, позволяющие проверить уровень усвоения материала, для каждой контрольной работы заведены папки, в которых находятся КИМы, мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика.
А так же неотъемлемым элементом подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике, информатике является обучение заполнению бланков. При проведении внутришкольного мониторинга заполнение бланков обязательна.
Родителей учащихся знакомлю с процедурой подготовки и проведения экзаменов, с результатами их детей в решении тестов. Убеждаю интенсивно выполнять тесты для успешной подготовки к итоговой аттестации. Только совместная работа учителя и учащихся при поддержке родителей может привести к успеху.
Директор школы:
Применение на уроках новых образовательных технологий способствуют всестороннему развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья, воспитывает у детей стремление к знаниям, способствует повышению качества обученности, развитию исследовательских навыков.
В процессе обучения можно применить технологии проблемного обучения, поисково - исследовательской деятельности, личностно - ориентированного обучения, уровневой дифференциации, обучение в сотрудничестве, информационно - коммуникационную технологию, что предусматривает создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. Проблемно - поисковый подход позволяет учителю выстраивать гибкую методику обучения, адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. В ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации.
Образовательные технологии на различных этапах урока
Этап урока |
Образовательные технологии |
Методы и приемы |
Актуализация знаний |
Педагогика сотрудничества |
Совместная деятельность Эвристическая беседа |
Здоровьесберегающая технология |
Настрой на урок |
|
Сообщение темы и целей урока |
Проблемное обучение |
Создание проблемной ситуации |
Педагогика сотрудничества Деятельностный подход |
Работа в парах, группах Эвристическая беседа |
|
Информационно – коммуникационные технологии |
Представление наглядного материала (презентация, видео урок итд) |
|
Работа по теме урока |
Дифференцированное и индивидуальное обучение
|
Индивидуальная, групповая работа |
|
Личностно – ориентированное обучение |
Создание ситуации успеха |
|
Проектная деятельность |
Исследовательская работа в группах |
|
Развивающее обучение |
Задания на сравнение, конкретизацию, обобщение |
Проблемное обучение требует изменения типа деятельности ученика и изменения структуры учебного материала. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится самим учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя.
Пример 1: 8*4/4=8; 24*4/4=24
Анализируя этот фактический материал, учитель объясняет правило: число не изменяется, если его увеличить, а затем уменьшить в одно и то же количество раз. Затем учитель предлагает учащимся самим привести примеры. Это не проблемная задача. Она может стать проблемной, если учитель даст ученикам задание самостоятельно вывести правило на основании анализа приведенных примеров т.е. тогда, когда познавательная задача будет содержать вопрос как логическую форму выражения проблемы.
Пример 2: Учитель накануне урока на тему «Объем усеченной пирамиды» дает учащимся домашнее задание – найти в окружающей среде примеры применения усеченной пирамиды и попытаться определить ее объем. Он объясняет, что для сооружения, например, железнодорожной насыпи необходимо заранее рассчитать ее объем, чтобы определить необходимое количество строительных материалов, т.е. указывает на практическую значимость задания. На следующий день урок начинается с беседы.
Учащиеся в качестве примеров усеченной пирамиды называют формы насыпей песка, щебня, формы картонных коробок, банки, детали машин. Они рассказывают о своих попытках найти варианты решения, но вычислить объем не могут.
Возникает проблемная ситуация и потребность найти путь решения проблемы, имеющей практическую значимость. Таким образом, процесс формирования новых знаний начался в ходе выполнения задания учителя в домашних условиях, в жизненной ситуации, которая раскрыла главную проблему, выявила противоречия между возникшей познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения при помощи полученных ранее знаний. Здесь мы видим элемент перспективности обучения: домашнее задание рассчитано на подготовку к усвоению новых знаний; повторение пройденного проходит не в форме повторного чтения указанных учителем страниц учебника или переписывания упражнений, а в форме самостоятельной работы, содержание которой является решение возникшей проблемы – практической или теоретической задачи.
Так же широко использую на уроках информационно – коммуникационные технологии (мультимедийные пособия, электронные учебники, видеоуроки, презентации, интерактивные тесты). Они позволяет сделать урок наглядным, современным, активизировать познавательную деятельность учащихся, позволяет разнообразить формы работы на уроке.
А применение компьютерных программных средств на своих уроках позволяет решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить ее дифференциацию, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.
На своих внеурочных занятиях я отвожу важную роль проектно – исследовательской деятельности в ходе которой мы выделяем следующие этапы:
- подготовительный этап (формулировка темы для исследования, обсуждение плана работы, определение сроков работы над проектом);
- этап реализации проекта (сбор информации, отбор материалов, оформление работы);
- заключительный этап (защита проекта, подведение итогов).
В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие дидактические задачи: вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин; углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся; развивается логическое мышление, математическая интуиция и смекалка; выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.
Внеурочные занятия по математике:
1. Головоломки (5 класс)
2. В мире математики (6 класс)
3. Решение логических задач (7 класс)
4. Многогранники (10 класс)
Стараюсь уделять внимание росту педагогического мастерства. С этой целью занимаюсь самообразованием. Неоднократно выступала перед коллегами с докладами, давала открытые уроки.
Год
|
Уровень |
Название мероприятия |
Форма |
Под-щие документы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Директор школы
Работа с одаренными учащимися.
Сохранение и развитие одаренности детей – важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, еще не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
В работе с одаренными детьми определила цель и задачи:
Цель: Организация работы с обучающимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение обучающихся в исследовательскую деятельность и развитие их математических способностей
Задачи:
- выявление и развитие у обучающихся математических способностей;
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
1 |
Составление плана работы с одаренными детьми |
Август-сентябрь |
2 |
Уточнение списка детей с повышенными учебными способностями |
Сентябрь-октябрь |
3 |
Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно – познавательной деятельности |
Сентябрь-октябрь |
4 |
Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка. Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся. |
сентябрь - май |
5 |
Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития познавательной сферы, мыслительных процессов. |
В течение года |
6 |
Участие во внутришкольном туре предметной олимпиады, формирование списков на участие в городском туре. |
октябрь |
7 |
Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке |
В течение года |
8 |
Организация участия школьников в школьной, городской, республиканской НПК |
Ноябрь-февраль |
9 |
Привлекать одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающем в классе |
постоянно |
10 |
Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней |
В течение года |
11 |
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей |
В течение года |
12 |
Работа факультативов, элективных курсов |
В течение года |
13 |
Посещение уроков учителей- предметников с целью изучения методики работы по формированию у учащихся устойчивых навыков самоанализа и самоконтроля |
В течение года |
14 |
Проведение педагогических консультаций с родителями по вопросам: - круг интересов учащихся; - трудностей в учебе; - индивидуальных способностей. |
В течение года |
15 |
Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями. |
В течение года |
Для начала важно изучить индивидуальные особенности учеников в классе. Затем работать по направлениям:
ü Разноуровневый подход к детям. Ребенок должен уметь оценивать себя и одноклассников, знать, что должен уметь на оценку «3», «4», «5».
ü Обучение самостоятельной работе. Учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу.
ü Обучение исследовательской работе. Использовать задачи с элементами исследования, развивающие задачи. Систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус и т.д.
Ученики показывают хорошие результаты на предметных олимпиадах, становятся лауреатами различных конкурсов:
Учебный год |
Фамилия, Имя |
Уровень |
Название |
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с учащимися, имеющими проблемы в обучении, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися.
Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные – акты поведения учеников (не выполняют домашние задания, не слушают на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности)- все попадает в причины.
Особенности неуспевающих учащихся:
· низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
· отсутствие познавательного интереса;
· не сформированы элементарные организационные навыки;
· учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической стороны;
· нет опоры на родителей;
· отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;
· частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого – низкий уровень интеллекта.
Цель работы: повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи:
· Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ;
· Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников;
· Реализация разноуровневого обучения;
· Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации;
· Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.
План работы со слабоуспевающими детьми:
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2).
7. Проводить индивидуально- групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для обработки базовых знаний и умений.
Учителю- предметнику оформить следующую документацию:
- График индивидуальной работы со слабоуспевающими;
- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;
- Результаты тематического контроля знаний учащихся;
- Отчет учителя- предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.
Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми. Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно-ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально- групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и др.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяются усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируются на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок.
Технологическая карта работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Вид работы |
Сроки |
Причины |
Способы работы |
Форма |
Работа на уроке |
При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики. |
Для предотвращения отставания, своевременного усвоения предмета. |
1.
Создание микроклимата в классе. |
1.
Вести карту наблюдения. |
Внеурочная деятельность |
При
возникновении затруднений: |
Для: |
Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися |
1.
Индивидуальные и групповые консультации. |
Воспитательная работа |
Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей-предметников. |
Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе |
Индивидуально-личностный подход, создание комфортной среды. |
1.
Вовлечение в кружки, КТД. |
Работа с родителями |
При
отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий,
несоответствующей обстановке в классе, семье. |
Для
оказания профессионально-педагогической помощи родителям; выяснения причин
неуспеваемости; |
Определение
типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и
внешних мотивов. |
Тематические
родительские собрания. |
Индивидуальная карта ученика
Ф.И.О. учителя
Ф.И. ученика
Класс
Предмет: математика
Причины затруднений:
Рассеянное внимание, ТСЖ, гиперреактивность ребенка, низкая учебная мотивация, личностные особенности ученика.
Средства, используемые в работе с учеником: формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов, индивидуальный подход к учащемуся, специальная система домашних заданий, усиление работы с родителями.
К работе привлечены классный руководитель и родители.
Планируемый результат: Повышение уровня ЗУН ученика, повышение качества знаний, повышение мотивации к учению.
Мероприятие |
Дата |
Ответственный |
Оценка |
Консультация: Арифметические действия над натуральными числами |
|
|
Удовлетворительно |
Консультация: Десятичная система счисления. Чтение и запись натуральных чисел |
|
|
Удовлетворительно |
Консультация: Отрезок. Сравнение отрезков. |
|
|
Удовлетворительно |
Консультация: Решение задач на нахождение длины отрезка |
|
|
Удовлетворительно |
Консультация: Решение задач на вычисление периметра многоугольника. |
|
|
Удовлетворительно |
Консультация: Координатный луч |
|
|
Удовлетворительно |
Консультация: Делимость чисел |
|
|
Удовлетворительно |
Консультация: Сложение и вычитание натуральных чисел |
|
|
Удовлетворительно |
Консультация: Фигуры на плоскости |
|
|
Удовлетворительно |
Консультация: Дробные числа |
|
|
Удовлетворительно |
Консультация: Дробные числа |
|
|
Удовлетворительно |
В результате индивидуальной работы с учеником, повысилась мотивация к учебе, интерес к предмету.
Учебный год |
Период |
Кол-во выполненных работ |
Средняя оценка |
2019-2020 |
|
|
|
2020-2021 |
|
|
|
Директор школы
У меня много интересных игр. В последние годы это стало хобби, приобретать игры для ума. В свободное время от уроков (на переменах) даю детям поиграть в эти игры, например шашки, домино, головоломки, танграмм и пентамино. Эти игры развивают логическое и геометрическое воображение. В особенности игра «Пентамино». Смысл этой игры-головоломки состоит в следующем: необходимо составить разнообразные фигурки из 12 основных фигур, каждая из которых составляется из пяти («пента» в переводе с греческого означает «пять») равных квадратов.
Детям очень понравилась игра и они сами начали делать фигурки для «Пентамино» из цветного картона. Затем придумывали разнообразные задачи из фигур «Пентамино», друг для друга.
Ежегодно в школе методическим объединением учителей математиков и информатиков, проводим «Неделю математики и информатики». План недели меняется каждый год. Но неизменным остается такие конкурсы, как шашки и шахматы, семейная олимпиада. Где учащиеся с 5 по 11 класс соревнуются между собой в различных номинациях.
Учебный год |
Фамилия Имя |
Класс |
Название мероприятия |
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Классное руководство с 2011 года до
декабря 2017 года. Являлась классным руководителем 10 а класса. Всего в классе
31 ученика, из них 12 мальчиков и 19 девочек.
Год участия |
Название конкурса |
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результативность
участия в конкурсах, конференциях, фестивалях, научно – исследовательских конференциях,
в предметных олимпиадах, в творческих конкурсах, смотрах и фестивалях учащихся
Фамилия, имя ученика |
Название мероприятия |
результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результативность участия учеников в спортивных состязаниях и соревнованиях
Директор школы
Учебный год |
Ф.И. обучающихся |
класс |
Участие |
Уровень |
результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2016-2017 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2019-2020 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Директор школы
Тема самообразования: Методическое обеспечение изучения темы «Многогранники» с использованием программы AutoPlay Media Studio.
План работы над темой самообразования:
«Построение учебного процесса с использованием программы AutoPlay Media Studio». Так как в магистратуру поступила в 2014 году. Работа велась с 2014 года.
Год |
Этап |
Реализация |
2014-2015 |
Поисковый |
Изучение опыта и литературы по теме, проектирование работы |
2015-2016 |
Практический |
Использование в педагогической деятельности, проектирование собственных разработанных уроков. |
2016-2017 |
Обобщающий |
Распространение, публикация, выступления. |
2017-2018 |
Применение, улучшение |
Использование в педагогической деятельности |
2019-2020 |
Совершенствование, распространение |
Использование в педагогической деятельности. Распространение |
Основные вопросы для изучения
Приемы организации уроков с использованием программы AutoPlay Media Studio.
Формирование познавательных универсальных учебных действий.
Цель: Разработка методического обеспечения мультимедийного пособия по теме «Многогранники»для учащихся 10 классов.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую и учебную литературы по применению мультимедийного пособия на уроках геометрии;
2) определить требования к созданию электронного мультимедийного пособия и изучить программу Autoplay Media Studio
3) разработать мультимедийное пособие по теме «Многогранники»;
4) провести экспериментальную работу по применению мультимедийного пособия «Многогранники» и сделать выводы.
Источники самообразования:
Интернет, семинары, конференции, мероприятия, обмен опытом, мастер–классы, курсы повышения квалификации, СМИ, втомчисле: специализированная литература.
Формы самообразования:
- индивидуальная–через индивидуальный план,
-групповая–через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей математики.
Изучить литературу по теме:
1. Автономова,Т.В. Основные понятия и методы школьного курса геометрии: Книга для учителя / Т.В. Автономова, Б.И. Агрунов, М.: Просвещение, 1988.– 128 с.
2. Агеев, В.Н. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование: Учебное пособие / В.Н.Агеев, Ю.Г. Древе. М.: МГУП, 2003. – 234 с.
3. Александров,А.Д. Что такое многогранник? / А.Д. Александров // Математика в школе. 1981.-№3.
4. Александров,А.Д. Геометрия для 10-11 клссов: Учеб.пособие для учащихся шк. и классов с углуб. изуч. математики / А.Д.Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. – М.: Просвещение, 1992 – с.464.
5. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал – 1998. №1. – с.18
6. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 1988.
7. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячилетия) / В.П. Беспалько. М.: Изд-во МПСИ, 2008. – 352 с.
8. Газета «Математика» изд. «Первое сентября», (2008 г. №14, 2008 г. № 15.)
9. Геометрия 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 18-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 255 с.: ил.
10. Геометрия 10-11 кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. Шарыгин И. Ф. – М.: 2013. – 240 с.
11. Геометрия: Учеб. для учащихся 10 кл. с углубл. изуч. математики / А. Д. Александров, А. Л. Вернер, В. И. Рыжик.– М.: 2014. – 255 с.
Отчет работы по самообразованию учителя математики ФИО.
Основные направления |
Действия и мероприятия |
Результат |
Профессиональное |
1. Изучить программы и учебники 2. Ознакомиться с методами обучения и познавательными УУД 3. Повышать квалификацию на курсах, семинарах для учителей математики 4. Разработка методического обеспечения мультимедийного пособия по теме «Многогранники» для учащихся 10 классов. |
|
Методическое |
1. Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся 2. Принимать активное участие в работе школьного и городского МО 3. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом 4. Проводить открытые уроки 5. Создать собственную базу презентаций, разработок, открытых заданий, уроков. |
|
Информационно- технологические технологии |
Обзор информации по математике
|
|
Директор школы
В 20.. году поступила на магистратуру по программе «100 магистрантов» по направлению подготовки 44.01.01 Педагогическое образование. За годы обучения участвовала в конференциях студентов, методических олимпиадах а также в различных конференциях.
Тема: Методическое обеспечение изучения темы «Многогранники» с использованием программы AutoPlay Media Studio.
При создании электронных учебных пособий используется современная компьютерная информационная технология – мультимедиа, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Комплексные занятия с привлечением аудиовизуальных материалов, представленных на компьютере, создают условия для расширения диапазонов видов образовательной деятельности обучающих, стимулируют их способности к образованию и самообразованию.
Учитывая актуальность данной проблемы, мною разработано мультимедийное пособие по теме «Многогранники» для учащихся 10 классов.
Цель исследования: Разработка методического обеспечения мультимедийного пособия по теме «Многогранники»для учащихся 10 классов.
Объект исследования: Процесс обучения геометрии в школе.
Предмет исследования: Использование мультимедийного пособия«Многогранники» в обучении геометрии в 10 классе.
Гипотеза: Использование разработанного мультимедийного пособияна уроке геометрии при изучении темы «Многогранники»:
- поможет учителю методическим обеспечением по теме «Многогранники»;
- способствует повышению знаний, умений и навыков.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выдвигаются следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическуюи учебную литературы по применению мультимедийного пособия на уроках геометрии;
2) определить требования к созданию электронного мультимедийного пособия и изучить программу Autoplay Media Studio
3) разработать мультимедийное пособие по теме «Многогранники»;
4) провести экспериментальную работу по применению мультимедийного пособия «Многогранники» и сделать выводы.
В процессе работы использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;
- изучение педагогического опыта;
- эмпирический: наблюдение, анкетирование, контрольная работа;
- разработка методических рекомендаций по использованию пособия;
- проведение и анализ экспериментальной работы.
Практическая значимость: данная работа может быть использована как наглядное пособие при изучении многогранников, как дидактический и методический материал на факультативных (кружковых), элективных занятиях для учащихся, которые интересуются геометрией, как дополнение к традиционному уроку.
Опытно-экспериментальной базой исследования являются МОБУ СОШ № и МОБУ СОШ.
Структура магистерской диссертационной работы определена логикой и последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы использования электронных мультимедийных пособий при изучении темы «Многогранники». Во второй главе описывается структура и содержание мультимедийного пособия, предложены методические рекомендации по его использованию, описан педагогический эксперимент.
В соответствии с целью и задачами исследования получены следующие основные результаты:
1. В результате изучения и анализа психолого-педагогической, научно-методической литературы и учебной литературы по теме исследования выявлено:что, при проведении уроков с использованием мультимедийных технологий соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала учащимися иувеличивает заинтерисованность обучающихся в получении новых знаний, помогает организовать осмысленное включение учащихся в активный образовательный процесс.
2. Выявлены требования к созданию электронного мультимедийного пособия и общие сведения о программе Autoplay Media Studio. Использование AutoPlay Media Studio в учебном процессе позволяет учителю повысить активность образовательного процесса через использование информационных технологий; разработать сценарии уроков с проекцией учебно-дидактических материалов на экран; в дальнейшем разработать на основе коллекции видеоматериалов уроки в соответствии со сценариями, а учащимся последовательно изучать теоретический материал курса и методы решения задач по всем разделам комплекса; самостоятельно ликвидировать пробелы в изучаемом теоретическом и практическом материале; организовывать повторение курса по индивидуальной программе.
3. Разработано мультимедийное пособие «Многогранники», в которую входят видеоуроки, технологические карты, презентации, тесты и дополнительные задачи, что позволяет обеспечить новое качество образования и соответствует современному уровню развития ИКТ. Использование мультимедийного пособия в практике педагогов создает условия для наиболее успешной реализации требований ФГОС и является основой создания активно-деятельностной познавательной среды для обучающихся. Мультимедийное пособие «Многогранники» могут использовать при обучении по любому учебно-методическому комплексу, входящему в Федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных к использованию в учебном процессе.
4. Экспериментально проверена эффективность использования мультимедийного пособия “Многогранники” в процессе обучения геометрии учащихся 10 класса СОШ №20. Эксперимент показал, что применение мультимедийного пособия способствует повышению знаний, умений и навыков.
Также на первом этапе эксперимента проведено анкетирование учащихся с целью узнать их отношение к урокам с использованием ИКТ. В опросе приняли участие 44 учащихся 10 классов выбранных школ. Полученный в ходе анкетирования материал позволяет сделать вывод о том, что учащимся нравятся уроки, где они работают самостоятельно. По мнению учащихся, уроки с применением ИКТ, повышают интерес к предмету и тем самым, их успеваемость. Большинство опрошенных пользуются образовательными ресурсами для самостоятельной подготовки к урокам. Практически все учащиеся хотели бы иметь возможность заново просматривать пройденные уроки(см. рис 13).
Тем самым, мы пришли к выводу, что необходимо создать такое средство, с помощью которого учащиеся и учителя могли бы пользоваться одновременно для изучения, углубления, повторения учебного материала.
Графическое положение результатов в диаграмме
Второй этап включает собственно проведение педагогического эксперимента. С учетом результатов констатирующего этапа разработано мультимедийное пособие по теме «Многогранники». Для разработки пособия подбиралась соответствующая программа и методические материалы. При выборе программы учитывались следующие основные требования: объем реализуемого содержания обучения, доступность, наглядность и т. п., совокупность программных средств, реализующих обработку аудиовизуальной информации с использованием анимации, графики, фотографий, видео, звука и текста.
Во втором полугодии 2015-2016 учебного года (с 02.03.16 по 27.04.16) в экспериментальной группе (учащиеся 10 классов муниципального общеобразовательного учреждения СОШ №20) обучение проводилось с использованием разработанного пособия, в контрольной – с применением традиционных методик обучения. В ходе эксперимента в пособие вносились изменения с учетом особенностей учащихся, перерабатывалась и дополнялась система заданий.
На этом же этапе проведено анкетирование учителей с целью узнать их мнение о разработанном мультимедийном пособии. В анкетировании приняли участие 13учителей работающих в старшем звене. Каждый вопрос оценивался по десятибалльной шкале.
Результаты анкетирования показали, что использование ИКТ способствует повышению эффективности урока – 7 баллов, повышению мотивации – 5,5 баллов, развитию интереса учащихся – 8,2. Учителя оценили методическое обеспечение пособия в 7,7 баллов, доступность – 7,6 баллов и, в целом, удовлетворены использованием разработанного электронного пособия.
Исходя из проведенных исследований следует, что применение мультимедийного пособия «Многогранники» при изучении данной темы способствует повышению знаний, умений и навыков, тем самым гипотеза работы подтверждена.
Приведем варианты использования мультимедийного пособия для проведения уроков:
Вариант 1. Предложенное методическое обеспечения мультимедийного пособия можно применять \ изменять \ дополнять по собственному усмотрению учителя. Например, учитель может изменить материалы урока, дополнить другими тестами, задачами или иное.
Вариант 2. Учащимся на дом дается видеоматериал для самостоятельного просмотра, затем на уроке проверяется теоретическая часть с помощью опроса, математического диктанта либо выступления. Либо при подготовке домашней работы как вида самостоятельной работы с мультимедийным приложением учащимся можно предложить прослушать объяснительные материалы, и пройти тест или разобрать задачи по заданной теме.
Вариант 3. На уроках комбинированного типа с помощью мультимедийного пособия можно осуществляется повторение и обобщение изученного материала. Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких уроков, повторить наиболее важные моменты.
Вариант 4. Мультимедийное пособие возможно использовать в качестве дополнительного материала в свободное от учебы время. Некоторые учащиеся пропустившие, по тем или иным причинам, уроки могут взять на дом для самостоятельного изучения. Также можно использовать его как «электронного» репетитора.
Вариант 5. Мультимедийное пособие можно использовать во время консультаций для подготовки к ЕГЭ. Предложенные задачи предусмотрены для такого варианта и специально подобраны с учетом требований знаний, умений и навыков на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников средней (базовый уровень) и необходимые элементы содержания за курс основной школы.
Вариант 6. Мультимедийное пособие используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда мультимедийное пособие используется с целью мониторинга. Результаты тестирования фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, родителями, учителем. Процент правильно решенных задач дает ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, какие надо впоследствии доработать. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.
Вариант 7. Мультимедийное пособие можно использовать не только на уроках, но и на факультативных занятиях. Недостаток времени для более глубокого изучения материала можно восполнить на факультативных занятиях.
Вариант 8. Учитель может использовать методическое обеспечение мультимедийного пособия, как репетитор. Репетитор может использовать из данного пособия как тесты, так и дополнительные задачи. Также видеоматериалы для ускоренного повторения теоретического материала.
Директор школы:
Год |
Мероприятие |
Место проведения |
Форма участия |
Уровень |
результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Директор школы:
Разработка мультимедийного пособия при изучении темы «Многогранники» в курсе геометрии 10 класса
Электронные учебные пособия в последнее время становятся составной частью учебного процесса. Графический интерфейс пособий позволяет в полной мере пользоваться возможностями мультимедиа-технологий, которой присущи следующие характерные черты: интеграция в одном программном продукте многообразных видов информации (текст, таблицы, иллюстрации, анимации, речь, музыка, интерактивные модели, фрагменты видеофильмов). Кроме того, электронное пособие в той или иной степени отражает структуру обычного урока.
Электронное учебное пособие выполняет роль дополнительного средства обучения школьников, т.к. оказывает помощь учащимся в освоении нового материала, а так же при повторении пройденного. Электронное пособие позволяет организовать самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности.
Рассмотрев и проанализировав требования по созданию электронного мультимедийного пособия, нами было разработано мультимедийное пособие. Данное пособие является вспомогательным пособием к учебнику 10-11 класса по геометрии Л.С. Атанасяна по теме «Многогранники». Он призван повысить уровень усвоения теоретического материала, повышение практических навыков у учащихся и помочь учителю методическим обеспечением по данной теме.
В пособии содержится: тематическое планирование по геометрии 10 класса, материалы для уроков, технологические карты, тесты, задачи по уровням, методические рекомендации.
Уроки разработаны в соответствии с учебно-тематическим планом по теме «Многогранники» по учебнику Л.С. Атанасяна Геометрия 10-11 класс.
Тематическое планирование по геометрии к учебнику Л.С.Атанасяна
№ |
Тема урока |
Формируемые общеучебные ЗУН и способы деятельности |
1 |
Понятие многогранника. Призма |
Знать определение многогранника, призмы и их элементы; теорему о сумме плоских углов при вершине выпуклого многогранника; формулу Эйлера; применять знания при решении задач. |
2 |
Призма. |
Знать виды иэлементы призмы; уметь строить чертеж призмы; уметь решать задачи на вычисление элементов призмы. |
3 |
Площадь поверхности призмы |
Знать формулу площади поверхности прямой призмы; уметь решать задачи на вычисление элементов правильной призмы и площади ее поверхности |
4 |
Пирамида |
Знать определение пирамиды и ее элементы; уметь решать задачи на вычисление элементов пирамиды; знать вывод формул боковой и полной поверхности пирамиды |
5 |
Правильная пирамида |
Знать определение правильной пирамиды и ее элементы; уметь решать задачи на вычисление элементов прав.пирамиды; знать вывод формул боковой и полной поверхности прав. пирамиды и применять их при решении задач |
6 |
Площадь поверхности пирамиды |
Уметь решать задачи на вычисление площади поверхности пирамиды; применять ЗУН в нестандартной ситуации |
7 |
Усеченная пирамида |
Знать определение усеченной пирамиды и ее элементы; уметь решать задачи на вычисление элементов прав.пирамиды; знать вывод формул боковой и полной поверхности усеченной пирамиды и применять их при решении задач |
8 |
Площадь поверхности пирамиды. Решение задач |
Применять ЗУН при решении задач на нахождение площади поверхности пирамиды |
9 |
Практикум по решению задач |
Уметь решать задачи на вычисление площади поверхности пирамиды |
10 |
Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника |
Знать определения точек, симметричных в пространстве относит.данной прямой (точки); центра симметрии фигуры; определение правильного многогранника, виды прав. многогранников |
11 |
Многогранники. Решение задач |
Применять ЗУН при решении задач разных уровней сложности |
12 |
Решение задач по уровням |
Применять ЗУН при решении задач разных уровней сложности; применять ЗУН в нестандартной ситуации |
13 |
Контрольная работа |
Применять ЗУН при самостоятельном решении задач |
14 |
Зачет |
Знать основные определения и теоремы; уметь решать задачи базового и повышенного уровня по теме «Многогранники» |
Всего 14 ч |
В соответствии с учебно-тематическим планом составлены материалы для уроков по темам.
Кроме этого отдельно включены технологические карты уроков на основе деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС), как помощь учителю. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Для проверки теоретического материала предложены тесты в двух вариантах по темам «Призма», «Пирамида», «Параллелепипед и куб», которые содержат по пять задач с выбором ответа. Данные тесты могут использоваться в конце каждой темы и рассчитаны на 10-15 минут. По теме «Многогранники» – тест обобщение, в котором предлагается 24 теоретических вопроса.
Работа с тестами помогает изучать и учитывать личностные особенности каждого ребенка и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс. Поэтому рекомендуется, после проверки теста, предложить учащимся, не получившим удовлетворительной оценки, дополнительный вариант для самостоятельной работы.
В пособии предусмотрено два варианта подачи тестового материала: в формате Word(для индивидуальной работы) и в формате Mytest (для фронтальной работы в классе).
Для более глубокого изучения тем и подготовки к выпускным экзаменам подобраны задачис учетом требований знаний, умений и навыков на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников средней (базовый уровень) и необходимые элементы содержания за курс основной школы.
Теперь давайте остановимся на материале одного урока. На каждом уроке открытия нового знания разработаны презентации, подобраны видеоуроки. На уроках общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний) подобраны задачи с учетом требований знаний, умений и навыков на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников средней школы. Рассмотрим урок по теме «Площадь поверхности пирамиды». Он содержит карту урока, презентацию, видеоурок, тест и задачи.
В карте урока включена технологическая карта, которая позволяет хорошо продемонстрировать деятельностную структуру урока. В ходе урока на различных этапах используется слайдовые презентации как дополнительный наглядный материал.
На этапе закрепления предлагается применить видеоурок, который включен в методическое обеспечение данного урока. Такие материалы помогут учителю наглядно показать учебный материал на своих уроках, а ученику самостоятельно изучить необходимые темы. Видео уроки взяты с диска «Видеоуроки по геометрии 10 класс», автор Игорь Жаборовский.
Технологическая карта урока «Площадь поверхности пирамиды»
Тема |
Площадь поверхности пирамиды |
|
Цель темы |
научить на конкретных моделях вычислять площадь основания, площадь боковой поверхности, площадь полной поверхности пирамиды. |
|
Основное содержание темы, термины и понятия |
Пирамида, правильная пирамида, боковое ребро, высота, апофема, основание, боковая грань, площадь основания, боковой грани, боковой поверхности правильной пирамиды, полной поверхности пирамиды. |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
· знать определения пирамиды, виды пирамид, элементы пирамиды; · уметь изображать модели пирамид; · уметь вычислять площадь поверхности пирамиды. |
Познавательные: уметь ставить цели и находить пути решения; уметь соотносить трехмерные объекты с их описанием, изображением; уметь изображать пирамиду, выполнять чертежи по условию задачи. Коммуникативные: уметь слушать учителя и других учащихся; уметь работать в паре и группе; уметь уважительно относиться к точке зрения других. Регулятивные: уметь оценивать результаты своей деятельности; уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами и временем; уметь контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Личностные: уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; уметь развивать интеллектуальные способности в процессе решения задач. |
|
Организация пространства |
||
Метапредметные |
Формы |
Ресурсы |
Черчение, история. |
Индивидуальная, парная, фронтальная. |
Учебник Л,С, Атанасян, раздаточный материал, инструкции по выполнению л/р, Дополнительная литература: энциклопедия, модели многогранников, презентация. |
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
||||
Организационный момент |
Приветствие учителя, положительный эмоциональный настрой учащихся |
Настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего места |
|
||||
Актуализация субъектного опыта учащихся |
Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия. Отвечаем на вопросы: Что называется пирамидой, правильной пирамидой? (Слайд 1-2)
Показать на модели и дать определение элементов пирамиды? Слайд 3
3. Назовите виды пирамид. Слайд 4-5
4. Как проходит высота, если боковые ребра равны?Слайд 6
5.1.Опишите пирамиду на рисунке (полное название) 2.Назовите основание, вершины, рёбра, грани 3.Укажите высоту пирамиды 4.Перечислите свойства 5.Сколько высот в пирамиде? 6.Есть ли апофема? (если да, то сколько апофем можно начертить в этой пирамиде? Слайд 7
|
Отвечают на вопрос учителя. Слушают предложения учеников. Пирамида -это многогранник, одна из граней которого – произвольный n – угольник, а остальные грани – треугольники с общей вершиной. Пирамида правильная, если в основании правильный многоугольник и высота проходит через центр основания.
Показывают на модели призмы ее элементы.
Пирамиды называют по виду многоугольника, лежащего в основании 1) Треугольная (тетраэдр); 2) четырехугольная; 3) пятиугольная; 4) шестиугольная; 5) восьмиугольнаяи т.д.
Теорема: Если боковые рёбра пирамиды равны, то высота проходит через центр описанной окружности. Теорема: Если боковые грани одинаковы наклонены, то высота проходит через центр вписанной окружности.
Четырехугольная пирамида. В основании лежит четырехугольник АВСD; рёбраAS, BS, DS, CS; граниABS, ADS, DCS,BCS. высота пирамиды SO; Все грани равны. Есть одна апофема – SK. |
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь формулировать и аргументировать собственные суждения, уметь слушать учителя и других учащихся. Личностные: уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи. |
||||
Целеполагание и проблематизация |
Определение темы урока. Что мы еще не выяснили у пирамиды? Как вычислить площадь боковой поверхности пирамиды, правильной пирамиды? Как вычислить площадь полной поверхности пирамиды? Тема урока «Вычисление площади поверхности пирамиды» |
Отвечают на вопросы.
Записывают тему урока. |
Познавательные: вести самостоятельный поиск. |
||||
Изучение нового материала |
Площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна половине произведения периметра основания на апофему: S=Ph
Докозательство изучите самостоятельно с учбника на стр. 70 |
Записывают в тетрадитеорему вычисления площади боковой поверхности пирамиды.
Читают и делают краткую запись доказательства теоремы. |
Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами и временем. Познавательные: ввести отбор информации, ее преобразование, выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать. |
||||
Первичное закрепление |
Учитель раздает модели, проводит инструктаж по выполнению практической работы, организует работу в парах, консультирует работу с инструкционной картой по выполнению практической работы. Выполнение работы: 1.Построить изображение пирамиды, дать полное название. 2.Произвести необходимые измерения, нанести их на чертёж. Указать её элементы. Вычислить какая фигура лежит в основании пирамиды: а)выяснить какая фигура лежит в основании пирамиды, б)подобрать нужную форму, в)подставить данные, г)произвести вычисления. На помощь предлагается просмотр видеоурока. 4.Вычислить площадь боковой поверхности пирамиды: а) установить вид пирамиды, б) применить нужную формулу или вычислять площадь каждой боковой грани, в) подставить данные, г)произвести вычисления. 5.Вычислить площадь полной поверхности пирамиды. |
Выбирают какую пирамиду построить. Изучают инструкцию практической работы.
Выполняют задание. Строят в тетрадях чертеж полученной модели и дают полное название. Производят необходимые измерения, наносят на чертеж. На чертеже указывают элементы пирамиды.
Смотрят видеоурок. Делают нужные записи. Перерабатывают информацию из одной формы в другую. Представляют в виде формул. Делают замеры модели.
Подставляют значение в формулы и вычисляют. |
Предметные: умение конструировать модель пирамиды. Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: уметь контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Личностные: уметь развивать интеллектуальные способности в процессе решения задач. |
||||
Закрепление |
Дополнительная информация. Слайд 9-13
1.Творческое задание: Вычислить площадь поверхности пирамиды Хеопса, если сторона основания- 230,35 м высота- 146,56 м пирамида имеет вид правильной четырёхугольной пирамиды. 2. Выполните тест |
Работа в парах. По стороне основания находят периметр и подставляют в формулу вычисления площади поверхности пирамиды и находят ответ. Перекрестная проверка. Выполняют тест самостоятельно |
Познавательные: уметь вести самостоятельный поиск решения, выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать. Коммуникативные: уметь работать в паре, уметь уважительно относиться к точке зрения других. Личностные: уметь развивать интеллектуальные способности в процессе решения задач. |
||||
Рефлексия учебной деятельности |
Что нового вы узнали на уроке? -Какая проблема возникала во время проведения практической работы, как вы ее устранили? -Как вы оцените свою работу на уроке? |
Отвечают на вопросы учителя. Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их. |
Личностные: уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи Регулятивные: уметь оценивать результаты своей деятельности |
||||
Информация о домашнем задании |
Подготовить сообщения по теме «Правильные многогранники». И выполнить их развёртки. |
Записывают домашнее задание |
|
Игорь Жаборовский – учитель математики, Лауреат конкурса «Столичный учитель – столичному образованию – 2009», Автор и руководитель проекта UROKIMATEMATIKI.RU. Его видеоуроки, полностью описывают вкратце весь теоретический материал урока, объясняющие теорию на простых и наглядных примерах.
Для проверки усвоения пройденного материала в конце урока проводится тест на два варианта. Например,
Вариант 1 1. Какие из данных многогранников являются пирамидами?
1) а, б, в 2) б, г 3) а, г 4) а, б, г 2. Высота правильной четырехугольной пирамиды MABCD равна 5, сторона основания равна 4. Найдите апофему пирамиды
2) 3 3) 4) 3. Сторона основания правильной треугольной пирамиды SKLM равна 12, боковое ребро 10. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.
1) 72 2) 144 3) 180 4) 288 4. Апофема правильной шестиугольной пирамиды KABCDEF равна 6, радиус окружности, вписанной в основание пирамиды, равен 5. Найдите площадь полной поверхности пирамиды.
1)55 2)110 3) 108 4) 216 5. Высота правильной треугольной пирамиды SABC и сторона основания равны 6 и 8 соответственно. Найдите тангенс угла между боковым ребром и плоскостью основания пирамиды.
1)3 2)4 3) 4) |
Дополнительно к материалам урока предлагаются задачи, которые подобраны с учетом уровня подготовки выпускников средней школы. Часть подобранных задач представлены в следующей таблице.
Задачи по теме «Площадь поверхности пирамиды»
Базовый уровень |
||
1 |
В правильной треугольной пирамиде SABC точка L – середина ребра AC, S – вершина. Известно, что BC= 6, а SL= 5. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды. Решение: Отрезок SL является медианой правильного треугольника SAC, а значит, и его высотой. Боковые грани пирамиды равны, поэтому Sбок=3SSAC=3* Ответ: 45. |
|
2 |
В правильной треугольной пирамиде SABC точка K – середина ребра BC, S – вершина. Известно, что SK=4, а площадь боковой поверхности пирамиды равна 54. Найдите длину ребра AC. Решение: Найдем площадь грани SBC:
Отрезок SK является медианой равнобедренного треугольника SBC, а значит, и его высотой. Тогда AC=BC= Ответ: 9 |
|
3 |
Найдите площадь поверхности правильной четырехугольной пирамиды, стороны основания которой равны 6 и высота равна 4. Решение: Площадь поверхности складывается из площади основания и площади четырех боковых граней: S=. Апофему найдем по теореме Пифагора: h=. Тогда площадь поверхности пирамиды: S=6*6+4*. Ответ: 96. |
|
|
||
4 |
В правильной треугольной пирамиде SABCQ – середина ребра AB, S– вершина. Известно, что BC=7, а площадь боковой поверхности пирамиды равна 42. Найдите длину отрезка SQ. Решение: Найдем площадь грани SAB:
ОтрезокSQявляется медианой правильного треугольникаSAB, а значит, и его высотой. Тогда SQ= Ответ: 4. |
|
5 |
Во сколько раз увеличится площадь поверхности пирамиды, если все ее ребра увеличить в 2 раза? Решение: Площади подобных тел относятся как квадрат коэффициента подобия. Поэтому, если все ребра увеличены в 2 раза, площадь поверхности увеличится в 4 раза. Ответ: 4. |
|
Профильный уровень |
||
1 |
Стороны основания правильной четырехугольной пирамиды равны 10, боковые ребра равны 13. Найдите площадь поверхности этой пирамиды. Решение: Площадь пирамиды равна S=. Площадь боковой стороны пирамиды . Высоту треугольника h найдем по теореме Пифагора: h=. Тогда площадь поверхности пирамиды S=4(+=340. Ответ: 340. |
|
2 |
В правильной треугольной пирамиде SABC точка M середина ребра AB, S– вершина. Известно, что BC = 3, а площадь боковой поверхности пирамиды равна 45. Найдите длину отрезка SM. Решение: Найдем площадь грани SAB:
Отрезок SM является медианой правильного треугольника SAB, а значит, его высотой. Тогда SM= Ответ: 10. |
|
3 |
Стороны основания правильной шестиугольной пирамиды равны 10, боковые ребра равны 13. Найдите площадь боковой поверхности этой пирамиды. Решение: Площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна половине произведения периметра основания на апофему. Апофему найдем по теореме Пифагора как катет прямоугольного треугольника, гипотенуза которого – боковое ребро, а другой катет – половина стороны основания: . Тогда площадь боковой поверхности S= Ответ: 360. |
|
|
||
4 |
В правильной треугольной пирамидеSABC,P– середина ребраAB,S– вершина. Известно, что BC=5, аSP=6. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды. Решение: Отрезок SP является медианой равнобедренного треугольника SAB, а значит, и его высотой. Тогда
Ответ: 45. |
|
5 |
В правильной треугольной пирамиде SABCN – середина ребраBC,S – вершина. Известно, чтоAB=1, а площадь боковой поверхности равна3. Найдите длину отрезка SN. Решение: Площадь боковой поверхности правильной треугольной пирамиды равна половине произведения периметра основания на апофему: . ТогдаSN=. Ответ 2 |
|
Разноуровневые дифференцированные задачи позволяют организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Учащимся предоставляется возможность самим выбирать профиль задач и переходить с одного уровня на другой.
Таким образом, подобранная система задач предоставляет учителю возможность подбирать задачи, исходя из дидактических целей конкретного учебного занятия с одной стороны, так и в зависимости от уровня подготовки класса – с другой. Рассмотренный выше урок позволяет показать методическое обеспечение данного пособия по каждому уроку. Материалы пособия могут быть использованы учителями не только при проведении уроков, а также при повторении материала данного курса, для консультаций при подготовке к выпускным экзаменам. Созданное мультимедийное пособие «Многогранники» содержит организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, адаптивности, информационной открытости.
Мультимедийное пособие «Многогранники» размещен на CD-диске. Мультимедийное пособие подлежит к свободному распространению и использованию содержащих материалов. Для этого необходимо персональный компьютер, ноутбук или иные компьютерные технологии. Данное пособие представляет собой программно-методическое обеспечение, позволяющее реализовать полный цикл обучения по теме «Многогранники».Использование данного пособия позволяет реализовать индивидуальные образовательные траектории, поддержать учебный процесс необходимыми инструментами визуализации.
Информационная база мультимедийного пособия, в которую входят видеоуроки, технологические карты, презентации и дополнительные задачи, позволяет обеспечить новое качество образования и соответствует современному уровню развития ИКТ. Использование данного пособия в практике педагогов создает условия для наиболее успешной реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта и является основой создания активно-деятельностной познавательной среды для обучающихся. Пособие «Многогранники» могут использовать при обучении по любому учебно-методическому комплексу, входящему в Федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных к использованию в учебном процессе.
Мультимедийное пособие «Многогранники» имеет открытую структуру, позволяющее пользователю использовать объекты по своему усмотрению. Интерфейс пособия достаточно прост и не требует дополнительных знаний от учителя и установки дополнительных программ. При помощи данного мультимедийного пособия можно выполнить следующие основные виды деятельности:
- изучение теоретического материала, сопровождаемого видеоуроками;
- работа с демонстрационными материалами (презентации);
- выполнение обучающих тренировочных тестов;
- решение задач по подготовке к ЕГЭ.
Директор школы
Год |
Мероприятие |
Место проведения |
Форма участия |
результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Директор школы
Год |
Мероприятие |
Форма участия |
результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Директор школы
С 2013 - 2020 г. являюсь активистом профсоюза работников народного образования и науки Республики…. С 2016 г. являюсь членом профсоюзной организации СОШ №...
фото
Активный член методического объединения молодых учителей математики (на фото танец МО молодых учителей математики в…, 2016 г; участие с МО математиков
фото
Член ассоциации (на фото участие на открытии АТМУ Столица, 2016 г, выставка картин ручной работы из бисера)
Член благотворительной организации
Директор школы:
Директор школы:
№ |
Форма повышения квалификации |
Название мероприятия |
дата проведения |
Базовая организация |
Кол-во часов |
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Директор школы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.