Данная методическая разработка содержит подборку заданий и уравнений с параметрами ,которые можно предложить ученикам седьмого класса на уроках, дополнительных занятиях ,а так же для самостоятельной работы. Даны подробные решения уравнений и уравнения для самостоятельной работы с ответами по темам " Линейные уравнения с параметрами", "Уравнения с параметрами, сводящиеся к линейным", "Линейные уравнения с параметрами , содержащие модуль","Простейшие дробно-рациональные уравнения с параметрами ", а так же есть тест по теме "Уравнения с параметрами в 7 классе".Часто у учителя возникает вопрос о том,когда начинать решать с ребятами уравнения с параметрами. Работая в общеобразовательной школе, я считаю ,что вводить параметр в задания нужно, начиная с шестого класса. Данная разработка может быть полезна начинающим учителям при подготовке уроков по теме " Линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к линейным".
Параметр в уравнениях 7.docx
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Занятие 1. Первые шаги при решении задач с параметрами.
1.Задания на сравнение.
1 Сравнить а и (-а).
Решение.
В данном задании а может принимать любые значения: а может быть числом
отрицательным (а<0); а может быть равным нулю (а=о); а может быть числом
положительным (а>0).
Рассмотрим три случая:
если а<0, то а<(-а), например а=-1, тогда - а=-(-1)=1, -1<1;
если а=0, то а= - а;
если а>0, то а> - а, например а=1, тогда - а=-1, 1>-1.
Решение можно записать так:
если а<0, то а<(-а),
если а=0, то а= - а;
если а>0, то а> - а.
2.Сравните а и 2а.
Решение.
В данном задании а может принимать любое значение.
если а <0,то а>2а;
если а =0,то а =2а;
если а >0,то а <2 а.
3.Сравните (-а) и 3а.
Решение.
В данном задании а может принимать любое значение.
если а <0,то (- а) >3 а;
если а =0,то (- а) =3а;
если а >0,то (- а) <3а.
1 4.Сравните (-5а) и (-2 а).
Решение.
В данном задании а может принимать любое значение.
если а <0,то (- 5а) >(-3 а);
если а =0,то (- 5а) =(-3а);
если а >0,то (-5а) <(-3а).
2.Линейные уравнения с параметрами.
Уравнения, содержащие помимо неизвестных, еще и буквенные
величины, называют уравнениями с параметрами.
Мы рассмотрим уравнения вида ах=b,где х-неизвестное,b-некоторое число или
выражение, а- параметр.
В уравнениях данного вида параметр а может принимать любые значения.
Задача могла звучать так: найдите решение уравнения в зависимости от
параметра а. Особо нужно выделить значение параметра, при котором
коэффициент при неизвестном обращается в нуль.
1.Решите уравнение а∙х=1.
Решение.
В данном уравнении параметр а может принимать любое значение.
Но при а=0 уравнение примет вид: 0∙х=1. Это уравнение корней не имеет, так
как нет такого числа, которое при умножении на нуль дает единицу. При любом
другом значении параметра а
х=
1
а .
Ответ. Если а=0,то корней нет; если а≠0,то х=
1
а .
2. Решите уравнение а∙х=0.
Решение.
В данном уравнении параметр а может принимать любое значение.
При а=0 уравнение примет вид: 0∙х=0. Корнем данного уравнения может быть
любое число, так как любое число при умножении на нуль дает нуль. При любом
другом значении параметра а х=0.
2 Ответ. Если а=0 ,то х-любое число; еслиа≠0, то х=0.
3. Решите уравнение (а-2)∙х=1.
Решение.
В данном уравнении параметр а может принимать любое значение.
Но при а=2 уравнение примет вид: 0∙х=1. Это уравнение корней не имеет, так
как нет такого числа, которое при умножении на нуль дает единицу. При любом
другом значении параметра а х=
1
а−2
Ответ. Если а=2 ,то корней нет; если а≠2,то х=
1
а−2
4. Решите уравнение (а-2)∙х=0.
Решение.
В данном уравнении параметр а может принимать любое значение.
При а=2 уравнение примет вид: 0∙х=0. Корнем данного уравнения может быть
любое число, так как любое число при умножении на нуль дает нуль. При любом
другом значении параметра а х=0.
Ответ. Если а=2,то х-любое число; еслиа≠2, то х=0.
5. Решите уравнение (а-2)∙х=5∙(а-2)
Решение.
В данном уравнении параметр а может принимать любое значение.
При а=2 уравнение примет вид: 0∙х=5∙0 или 0∙х=0. Корнем данного уравнения
может быть любое число, так как любое число при умножении на нуль дает нуль.
При любом другом значении параметра а х=
5(а−2)
(а−2) или х=5.
Ответ. Если а=2,то х-любое число; еслиа≠2, то х=5.
6. Решите уравнение (а-2)х=(а-2)(а+3).
Решение.
В данном уравнении параметр а может принимать любое значение.
3 При а=2 уравнение примет вид: 0∙х=0∙5 или 0∙х=0. Корнем данного уравнения
может быть любое число, так как любое число при умножении на нуль дает нуль.
При любом другом значении параметра а х=
(а−2)(а+3)
(а−2)
или х= а+3
Ответ. Если а=2,то х-любое число; еслиа≠2, то х=а+3.
7. Решите уравнение (7-а)(а+2)х=а-7.
Решение.
В данном уравнении параметр а может принимать любое значение.
При а=7 уравнение примет вид: 0∙9∙х=0 или о∙х=0. Корнем данного уравнения
может быть любое число, так как любое число при умножении на нуль дает нуль.
При а= -2,уравнение примет вид 9∙0∙х=-9 или 0∙х=-9 . Это уравнение корней не
имеет.
При а≠7, а≠ -2 корень уравнения х=
а−7
(7−а)(а+2) или х= -
1
а+2
Ответ. Еслиа=7, то х-любое число;
если а= - 2, то корней нет;
если а≠7, а≠ - 2, то х = -
1
а+2
Задания для самостоятельной работы.
1.При каком значении параметра а уравнение:
1)а∙х=3;
2)(а-2) ∙х=6;
3)(а-3) ∙х=а+3 не имеет корней?
Ответ:1)при а=0; 2)при а=2; 3)при а=3
2.При каком значении параметра а любое число является корнем уравнения:
1)а∙х=а;
2)(а-5)х=5-а;
3) а (а-3∙)х=а-3?
Ответ:1)приа=0; 2)при а=5; 3) при а=3.
4 3.Решите уравнение.
1) b∙х=-1;
2)(т+3) ∙х=3;
3)(n-3) ∙х=0;
4)(с+1) ∙х=6∙ (с+1);
5)(d-5) ∙ (d+5) ∙x=d+5;
6)(а-3) ∙х=(а-3) ∙ (а+2)
Ответ: 1)если b=0,то корней нет; если b≠0, то х= -
1
b ;
2) если m=-3,то корней нет; если m≠-3, то m=
3
m+3 ;
3) если n=3,то х-любое число; если n≠3, то х=0;
4) если с=-1,то х-любое число; если с≠-1, то х=6;
5)если d=5,то корней нет; если d=-5, то х-любое число; если d≠±5,то х=
1
d−5 ;
6)если а=3, то х-любое число; если а≠3 то х=а+2.
На 2-ом занятии мы рассмотрим уравнения с параметрами, сводящиеся к
линейным, т.е. к виду
ах= b (1).
1.Решите уравнение ах-3х= -1.
Решение.
В данном уравнении параметр а принимает любое значение.
Приведем уравнение к виду (1).
Для этого в левой части исходного уравнения вынесим за скобку общий
множитель х, выделив при этом коэффициент при неизвестном х, (а-3).
Получили уравнение (а-3)∙х= - 1,
если а=3,то уравнение примет вид 0∙х= - 1 . Данное уравнение корней не имеет.
5 Если а≠3, то х=
−1
а−3 .
Ответ. Если а=3,то корней нет; если а≠3, то х=
−1
а−3 .
2.Решите уравнение тх-7т=5х-6.
Решение.
В данном уравнении параметр т принимает любое значение.
Соберем все члены уравнения, содержащие неизвестное х, в левой части, а не
содержащие х – в правой части уравнения.
тх-5х=-6+7т
Вынесим общий множитель х за скобку и приведем уравнение к виду (1),выделив
коэффициент при неизвестном х, (т-5).
(т-5)∙х=7т-6 ,
если т=5,то уравнение примет вид 0∙х=35-6 ,т.е. 0∙х=29. Данное уравнение
корней не имеет.
Если т≠5,то х =
7т−6
т−5 .
Ответ. Если т=5, то корней нет; если т≠5, то х =
7m−6
m−5 .
3.Решить уравнение m2 х-3m= 12-4mх.
Решение.
В данном уравнении параметр m принимает любое значение.
Соберем все члены уравнения, содержащие неизвестное х, в левой части, а не
содержащие х – в правой части уравнения.
m2 х+4mx=12+3m
Вынесим общий множитель х за скобку и приведем уравнение к виду (1),выделив
коэффициент при неизвестном х, m( m+4 ).
( m2 +4m)∙х=3m+12
6 m(m+4) ∙х=3m+12
m(m+4)∙х=3(m+4)
Если m=0, то уравнение примет вид 0∙4∙х=3∙4 или 0∙х=12. Данное уравнение
корней не имеет.
Если m= - 4, то уравнение примет вид -4∙0∙х=3∙0 или 0∙х=0 , х - любое число.
Если m≠0,m≠ -4, то х =
3
m .
Ответ. Если m=0,то корней нет;
если m=-4, то х-любое число;
если m≠0, m≠ -4,то х =
3
m .
4.Решите уравнение
ах+5
4 =
ах+1
3
.
Решение.
В данном уравнении параметр а принимает любое значение.
Необходимо освободиться от знаменателей дробей.
Это можно сделать двумя способами.
Можно применить основное свойство пропорции и получить уравнение
3∙(ах+5)=4∙(ах+1)
или умножить обе части уравнения на наименьший общий знаменатель дробей
12 и получить уравнение
12∙(ах+1)
12∙(ах+5)
=
3
4
.
Сократив первую дробь на 4, вторую на 3, получим уравнение
3∙(ах+5)=4∙(ах+1).
(На мой взгляд, исходное уравнение удобнее решать, используя основное
свойство пропорции).
Выполняем умножение одночленов на многочлены и получаем уравнение:
3ах+15=4ах+4
7 Собираем члены уравнения, содержащие х, в левой части, остальные в правой
части уравнения и приводим подобные слагаемые:
3ах- 4ах=4-15
-а∙х=-11
Умножаем обе части уравнения на -1 и получаем уравнение вида(1)
а∙х=11
Если а=0,то уравнение примет вид 0∙х=11, данное уравнение корней не имеет;
Если а≠0,то х=
11
а
Ответ. Если а=0,то корней нет; если а≠0, то х=
11
а .
5.Решить уравнение
1+а
3 + 1=
а∙(х−4)
2
.
Решение.
В данном уравнении параметр а принимает любое значение.
Умножим обе части уравнения на наименьший общий знаменатель дробей 6.
Получим уравнение:
6∙(1+а)
3
+6∙1 =
6∙а∙(х−4)
2
,
Сократив первую дробь на 3, вторую на 2,получим уравнение: 2∙(1+а) + 6 =3∙а
(х-4).
Умножаем одночлены на многочлены, переносим члены уравнения, содержащие
неизвестное х, в левую часть, остальные в правую часть уравнения, приводим
подобные слагаемые:
2+2а+6=3ах-12а
-3ах=-12а-2а-6-2
-3ах=-14а-8
Умножаем обе части уравнения на -1 и получаем уравнение вида (1)
3ах=14а+8
Если а=0, то уравнение примет вид 0∙х=8 , данное уравнение корней не имеет;
8 Если а≠0, то х=
14а+8
3а .
Ответ. Если а=0, то корней нет;
Если а≠0, то х =
14а+8
3а .
Задания для самостоятельной работы.
Решите уравнение.
1) 5nx-2x=1;
2) ах+3а=6х+5;
3) с2 х-5с=15-3сх;
ах−4
2 =
ах+5
3
4)
;
2а−1
5
5)
-3=
а(х+3)
2
.
Ответ.1) если n=0,4, то корней нет; если n≠0,4, то х =
1
5n−2 ;
2)если а=6, то корней нет; если а≠6, то х =
5−3а
а−6 ;
3) если с= 0, то корней нет; если с= -3, то х-любое число; если с≠0, с≠ -3, то х=
5
с ;
4) если а=0, то корней нет; если а≠0, то х=
22
а ;
5)если а=0, то корней нет; если а≠ 0, то х = -
11а+32
5а .
Занятие 3.
На втором занятии были рассмотрены и решены уравнения:
9 1) ах-3х= -1. Ответ. Если а=3,то корней нет; если а≠3, то х=
−1
а−3 .
2) тх-7т=5х-6. Ответ. Если т=5, то корней нет; если т≠5, то х =
7m−6
m−5 .
3) m2 х-3m= 12-4mх. Ответ. Если m=0,то корней нет; если m=-4, то х-любое
число;
если m≠0, m≠ -4,то х =
3
m .
4)
ах+5
4 =
ах+1
3
. Ответ. Если а=0,то корней нет; если а≠0, то х=
11
а .
5)
1+а
3 + 1=
а∙(х−4)
2
14а+8
3а .
. Ответ. Если а=0, то корней нет; Если а≠0, то х =
На 3-ем занятии мы рассмотрим уравнения с модулем, содержащие параметр.
**При решении будем использовать определение модуля, которое было дано
ученикам в 6классе.
(Математика 6. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Глава 4.Рациональные
числа и действия над ними. §32.
Модулем числа называют расстояние от начала отсчета до точки,
изображающей это число на координатной прямой.
«Ключевое слово» в этом определении расстояние.
Модуль числа принимает только неотрицательные значения (расстояние не
может быть отрицательным)*.
1.Решите уравнение |х|=а.
Решение.
В данном уравнении х-неизвестное, а-параметр, который может принимать
любые значения.
Если а<0, то корней нет;
10 если а=0, то х=0;
если а>0, то х=±а.
Ответ. Если а<0,то корней нет; если а≥0, то х=±а.
2.Решите уравнение а∙|х|=0.
Решение.
Если а=0,то уравнение примет вид 0∙|х|=0 , х-любое число.
Если а≠0, то х=0.
Ответ. Если а=0, то х-любое число; если а≠0, то х=0.
3.Решите уравнение а∙|х|=1.
Решение.
1.Если а=0, уравнение примет вид 0∙|х|=1. Данное уравнение корней не имеет.
2.Если а≠0, то |х|=
1
а
1)если а<0, то
1
а принимает отрицательные значения и уравнение корней
не имеет;
2)если а>0, то
1
а принимает положительные значения и х=±
1
а
Ответ. Если а≤0, то корней нет; если а>0, то х = ±
1
а .
4.Решите уравнение (а-2)∙|х|=0.
Решение.
Если а-2=0, т.е. а=2, то уравнение примет вид 0∙|х|=0, х-любое число.
Если а≠2, то |х|=0 или х=0.
Ответ. Если а=2, то х-любое число; если а≠2, то х=0.
5.Решите уравнение (а-2)∙|х|=5∙(а-2).
Решение.
Если а-2=0, т.е. а=2, то уравнение примет вид 0∙|х|=5∙0 или 0∙|х|=0 , х-любое
число.
11 Если а≠2, то |х|=
5∙(а−2)
(а−2) , |х|=5 или х=±5.
Ответ. Если а=2, то х-любое число; если а≠2, то х=±5.
6.Решите уравнение (а-2)∙|х|=(а-2)∙(а+3).
Решение.
1.Если а-2=0,т.е. а=2, то уравнение примет вид 0∙|х|=0∙5 или 0∙|х|=0, х-любое
число.
2.Если а≠2, то |х|=а+3.
1)если а+3<0, т.е. а< - 3 ,уравнение корней не имеет;
2)если а=-3, то х=0;
3)если а+3>0, т.е. а> -3,то х=±(а+3)
Ответ. Если а=2, то х-любое число; если а< -3, то корней нет; если а≥-3,а≠2,то
х=±(а+3).
7.Решите уравнение(7-а)∙(а+2)∙|х| = а-7.
Решение.
1.Если 7-а=0,т.е. а=7, то уравнение примет вид 0∙9∙|х|=0 или 0∙|х|=0, х-любое
число.
2.Если а+2=0, т.е. а=-2,то уравнение примет вид 9∙0∙|х|= - 9 или 0∙|х|= - 9
,данное уравнение корней не имеет.
3.Если а≠7, а≠-2, то |х|=-
1
а+2
1)если а< -2, то правая часть данного уравнения (-
1
а+2 ¿ принимает
положительные значения и х=± (-
1
а+2 ), т.е. х=±
1
а+2
2) если а>-2,то правая часть данного уравнения (-
1
а+2 ) принимает
отрицательные значения и уравнение корней не имеет.
Ответ. Если а=7, х-любое число;
если а ≥ -2, а≠7, то корней нет;
12 если а< - 2, то х=±
1
а+2 .
Задания для самостоятельной работы.
Решите уравнение.
1)2∙|х|=а;
2)а∙|х-1|=0;
3)|х+4|=а;
4)(а+3)∙|х+2|=0;
5)а∙|х+4|=3а;
6)а∙|х-1|=а∙(а-1);
7)(2-а)(а+2)∙|х|= а+2.
Ответ.1)если а<0, то корней нет; если а≥0, то х=±
а
2 ;
2)если а=0, то х-любое число; если а≠0, то х=1;
3)если а<0,то корней нет; если а=0, то х= - 4; если а>0, то х=а-4 или х= - а – 4;
4)если а= - 3, то х-любое число; если а≠ -3,то х= -2;
5)если а=0,х-любое число; если а≠0,то х= - 1или х= -7;
6)если а=0, то х-любое число; если а=1, то х=1;
если а<1,а≠0,то корней нет;если а>1,то х=- а +2 или х=а;
7)если а=-2, то х-любое число; если а≥2, то корней нет; если а<2,а≠- 2,то х=±
1
2−а.
Занятие 4.
На третьем занятии были рассмотрены и решены уравнения:
1) |х|=а. Ответ. Если а<0,то корней нет; если а≥0, то х=±а.
2) а∙|х|=0. Ответ. Если а=0, то х-любое число; если а≠0, то х=0.
1
а .
3) а∙|х|=1. Ответ. Если а≤0, то корней нет; если а>0, то х = ±
13 4 ) (а-2)∙|х|=0 .Ответ. Если а=2, то х-любое число; если а≠2, то х=0.
5) (а-2)∙|х|=5∙(а-2). Ответ. Если а=2, то х-любое число; если а≠2, то х=±5.
6) (а-2)∙|х|=(а-2)∙(а+3). Ответ. Если а=2, то х-любое число; если а< -3, то корней
нет;
если а≥-3,а≠2,то х=±(а+3).
7) (7-а)∙(а+2)∙|х| = а-7. Ответ. Если а=7, х-любое число; если а ≥ -2, а≠7, то
корней нет;
если а< - 2, то х=±
1
а+2 .
На 4-ом занятии мы рассмотрим простейшие дробно-рациональные уравнения с
параметром, решение которых доступно для учеников 7-ого класса.
1.Решите уравнение
а−х
2−а=0 .
Решение.
Дробь равна нулю, если ее числитель равен нулю, а знаменатель при этом не
равен нулю.
1.Условие существования дроби: 2-а≠0; а≠2.
2.Числитель равен нулю, если а-х=0, т.е. х=а;
Итак: если а=2, то корней нет; если а≠2, то х=а.
Ответ. Если а=2, то корней нет; если а≠2, то х=а.
2.Решите уравнение
4+х
х−а =0.
Решение.
Дробь равна нулю, если числитель равен нулю, а знаменатель при этом не равен
нулю.
1.Условие существования дроби: х-а≠0; х≠а.
2.Числитель дроби равен нулю, если 4+х=0, т.е. х= - 4 .
Итак: если а=- 4, то корней нет; если а≠ - 4, то х=- 4.
Ответ. Если а= - 4, то корней нет; если а≠ - 4, то х= - 4.
14 3.Решите уравнение
5а+х
а−х = 0.
Решение.
Дробь равна нулю, если числитель равен нулю, а знаменатель при этом не равен
нулю.
1. Условие существования дроби: а-х≠0; х≠а.
2.Числитель равен нулю, если 5а+х=0, т.е. х= - 5а;
3.Найдем значение параметра а, при котором не выполняется условие
существования дроби, решив уравнение: а= - 5а; а=0.
Итак: если а=0, то корней нет; если а≠0, то х= - 5а.
Ответ. Если а=о, то корней нет, если а≠0, то х= - 5а.
4.Решите уравнение
х+2−а
х+3 =0
Решение.
Дробь равна нулю, если числитель равен нулю, а знаменатель при этом не равен
нулю.
1.Условие существования дроби: х+3≠0; х≠ - 3.
2.Числитель равен нулю, если х+2-а=0, т.е. х=а-2;
3.Найдем значение параметра а, при котором условие существования дроби не
выполняется, решив уравнение:
а-2=-3,
а= -1.
При а=-1 х=3, а значит, уравнение не имеет корней.
Итак: если а= - 1, то корней нет; если а≠ - 1, то х=а-2.
Ответ. Если а= - 1, то корней нет; если а≠ - 1, то х=а-2.
5.Решите уравнение
а+3
х−3 = а+1.
Решение.
Приведем уравнение к виду – дробь равна нулю.
15 Перенесем члены уравнения из правой части уравнения в левую.
а+3
х−3 – (а+1)=0,
Приведем дроби к общему знаменателю и выполним указанные действия.
а+3
х−3 –
(х−3)∙(а+1)
х−3
=0,
а+3−(х−3)∙(а+1)
х−3
=0,
Упростим выражение, стоящее в числителе, перемножив многочлены и приведя
подобные
слагаемые.
а+3−(ах+х−3а−3)
х−3
=0,
а+3−ах−х+3а+3
х−3
=0,
−ах−х+4а+6
х−3
=0.
Дробь равна нулю, если ее числитель равен нулю, а знаменатель при этом не
равен нулю.
1.Условие существования дроби: х-з≠0, т.е. х≠з.
2.Числитель равен нулю, если - ах-х+4а+6=0.
Соберем члены уравнения, содержащие неизвестное х в левой части,
остальные – в правой.
-ах-х= - 4а-6,
умножим обе части уравнения на (-1) и вынесем общий множитель х за скобку,
получим уравнение:
(а+1)∙х=4а+6;
1)сли а=-1, то уравнение примет вид 0∙х=2 , корней нет;
16 2)если а≠ -1, то х=
4а+6
а+1 .
3.Найдем значения параметра а, при которых условие существования дроби не
выполняется.
Для этого решим уравнение:
3=
4а+6
а+1 ,
3а+3=4а+6,
а= - 3.
При а=- 3 уравнение не имеет корней.
Итак: если а=-1, а=- 3, то корней нет;
Если а≠ - 1, а≠- 3, то х=
4а+6
а+1 .
Ответ. Если а= - 1, а=- 3, то корней нет; если а≠ -1, а≠-3, то х=
4а+6
а+1 .
6.Решить уравнение
а+3
а+2 =
2
х−
5
х∙(а+2) .
Решение.
Приведем уравнение к виду – дробь равна нулю.
Пересем члены уравнения из правой части в левую.
а+3
а+2 -
х∙(а+2) =0.
2
х+¿ -
5
Приведем дроби к общему знаменателю.
х∙(а+3)
х∙(а+2) -
2∙(а+2)
х∙(а+2)
+¿ -
5
х∙(а+2) =0.
Выполнив указанные действия, получим уравнение:
х(а+3)−2(а+2)+5
х(а+2)
=0.
17 Упростим числитель дроби, умножив одночлены на многочлены и приведя
подобные слагаемые.
ха+3х−2а−4+5
х(а+2)
=0,
ха+3х−2а+1
х(а+2) =0.
Дробь равна нулю, если числитель равен нулю, а знаменатель при этом не равен
нулю.
1.Условие существования дроби: х∙(а+2)≠0,т.е. х≠0, а≠-2.
2. Числитель равен нулю, если ха+3х-2а+1=0.
(ха+3х)-2а+1=0,
(а+3)∙х=2а-1,
1)если а= - 3, то уравнение примет вид: 0∙х=- 7, нет корней;
2)если а≠-3, то х=
2а−1
а+3 ;
3.Найдем те значения параметра, при котором не выполняется условие
существования дроби, т.е. при котором х=0.
Для этого решим уравнение:
2а−1
а+3 =0 .При а≠-3, а=0,5.
При а=0,5 уравнение не имеет корней.
Итак: если а=-2,а=-3, а=0,5, то корней нет;
если а≠-2, а≠0,5; а≠- 3, то х=
2а−1
а+3 .
Ответ. Если а=-3; а=-2; а=0,5 корней нет.
Если а≠-3; а≠ - 2; а≠0,5 х=
2а−1
а+3 .
Задания для самостоятельной работы.
Решите уравнение:
18 1)
х+3а
х+6 =0;
5−х
х+а =0;
х−2а
х+а =0;
ах−1
а+2 =3;
2)
3)
4)
5)
а+2
2−х = 1-а.
Ответ:
1)если а=2, корней нет; а≠2, х= - 3а;
2)если а= - 5 ,корней нет; если а≠ - 5, х=5;
3)если а=0, корней нет; если а≠0, х=2а;
4)если а= - 2;а=0,корней нет; если а≠- 2, а≠0, х=
3а+7
а ;
5)если а=1,а=- 2,корней нет; если а≠1, а≠-2, х=
3а
а−1 .
Занятие 5.
На данном занятии можно предложить проверочную работу в виде теста.
К заданиям 1-9 выберите правильный ответ из предложенных ответов 1) -
4).
1.Сравнить значения выражений - а и а.
1)- а ≤ а 2)- а ≥ а 3) – а < а 4)
другой ответ.
2.При каких значения а выполняется неравенство -3а>3а?
1)а- любое число; 2) а > 0 3) а > 0 4)не
существует таких значений а.
19 3.При каком значении параметра m уравнение 5mх=-45 имеет корень,
равный 3?
1) m=9 2) m= - 9 3) m= - 3 4 )
другой ответ.
4.При каких значениях параметра а уравнение (а-2)∙х+а-2 не имеет
корней?
1) а=2 2)а-любое число 3) а=о 4) не
существует таких значений а.
5.При каких значениях параметра k уравнение 3k∙(k+2)∙х=k+2 не имеет
корней?
1) k= - 2 2) k=0 3) k=о ,k= - 2 4) не
существует таких значений k.
6.При каких значениях параметра а уравнение (а-5)∙х=6 имеет
единственный корень?
1 )а=5 2) а≠5 3)при любом значении а 4) не
существует таких значений а.
7.При каких значениях m любое число является корнем уравнения
m∙(m+3)∙(m-4)∙х=5(4-m)?
1) m=0 2) m=3 3) m=4 4)
другой ответ
8.При каких значениях а выполняется неравенство 2∙|а|>|а| ?
1)при любом значении а 2) при а>0 3) при а<о 4) при любом
значении а, кроме нуля.
9.При каких значениях параметра n уравнение ( n2 +1)∙х=n не имеет
корней?
1)n=0 2)при любом значении n 3) не существует таких
значений n 4) n=±1
К заданиям 10-11 запишите ответ.
10.При каком значении а уравнение (а-4)∙х= - 5а+4х-7 имеет корень
равный -6?
Ответ._______________________________________________________
11.Решите уравнение (k-2)∙(k+1)∙х=4∙(k+1) в зависимости от параметра k.
20 Ответ.________________________________________________________
Ответы к тесту.
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
№
правильного
ответа.
4 3 3 4 2 2 3 4 3 При
а=55
11
При k=2, корней
нет;
при k= - 1,х-любое
число;
при k≠ -1, k≠2 х=
4
k−2
P.S. Напомню уравнения, которые были рассмотрены и решены на занятиях 1-4 по
теме «Уравнения с параметрами для учащихся 7-ого класса
общеобразовательной школы».
Занятие 1.
1.1. а∙х=1. Ответ. Если а=0,то корней нет; если а≠0, то х =
1
а .
1.2. а∙х=0. Ответ. Если а=0,то х-любое число; если а≠0, то х=0.
1.3. (а-2)∙х=1. Ответ. Если а=2, то корней нет; если а≠2, то х =
1
а−2 .
1.4. (а-2)∙х=0. Ответ. Если а=2, то х-любое число; если а≠ 2, то х=0.
1.5. (а-2)∙х=5∙(а-2). Ответ. Если а=2, то х-любое число; если а≠2, то х=5.
1.6. (а-2)х=(а-2)(а+3). Ответ. Если а=2, то х-любое число; если а≠2, то х= а+3.
1.7. (7-а)(а+2)х=а -7. Ответ. Если а=7, то х-любое число; если а=-2, то корней
нет; если а≠7,а≠-2, то х=
−1
а+2 .
Занятие 2.
21 2.1. ах-3х= -1. Ответ. Если а=3,то корней нет; если а≠3, то х=
−1
а−3 .
2.2. тх-7т=5х-6. Ответ. Если т=5, то корней нет; если т≠5, то х =
7m−6
m−5 .
2.3. m2 х-3m= 12-4mх. Ответ. Если m=0,то корней нет; если m=-4, то х-
любое число;
если m≠0, m≠ -4,то х =
3
m .
2.4.
ах+5
4 =
ах+1
3
.
. Ответ. Если а=0,то корней нет; если а≠0, то х=
11
а
2.5.
1+а
3 + 1=
а∙(х−4)
2
. Ответ. Если а=0, то корней нет; Если а≠0, то х =
14а+8
3а .
Занятие 3.
3.1. |х|=а. Ответ. Если а<0,то корней нет; если а≥0, то х=±а.
3.2. а∙|х|=0. Ответ. Если а=0, то х-любое число; если а≠0, то х=0.
1
а .
3.3. а∙|х|=1. Ответ. Если а≤0, то корней нет; если а>0, то х = ±
3.4. (а-2)∙|х|=0 .Ответ. Если а=2, то х-любое число; если а≠2, то х=0.
3.5. (а-2)∙|х|=5∙(а-2). Ответ. Если а=2, то х-любое число; если а≠2, то х=±5.
3.6. (а-2)∙|х|=(а-2)∙(а+3). Ответ. Если а=2, то х-любое число; если а< -3, то
корней нет;
если а≥-3,а≠2,то х=±(а+3).
3.7. (7-а)∙(а+2)∙|х| = а-7. Ответ. Если а=7, х-любое число; если а ≥ -2, а≠7, то
корней нет;
если а< - 2, то х=±
1
а+2 .
22 Занятие 4.
а−х
2−а=0 . Ответ. Если а=2, то корней нет; если а≠2, то х=а.
4.1.
4.2.
4+х
х−а =0. Ответ. Если а= - 4, то корней нет; если а≠ - 4, то х= - 4.
4.3.
5а+х
а−х = 0. Ответ. Если а=о, то корней нет, если а≠0, то х= - 5а.
4.4.
х+2−а
х+3 =0 . Ответ. Если а= - 1, то корней нет; если а≠ - 1, то х=а-2.
4.5.
а+3
х−3 = а+1. Ответ. Если а= - 1, а=- 3, то корней нет; если а≠ -1, а≠-3, то
х=
4а+6
а+1 .
4.6.
а+3
а+2 =
2
х−
5
х∙(а+2) . Ответ. Если а=-3; а=-2; а=0,5 корней нет. Если а≠-
3; а≠ - 2; а≠0,5 х=
2а−1
а+3 .
Использована литература.
1.Задачи с параметрами. П.И.Горштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир. «Илекса».
Москва 2005.
2.Алгебра 7 класс. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Москва. «Вентана-Граф»
2015.
3.Алгебра 6 класс. А.Г. Мерзляк, В.П.Полонский, М.С.Якир. Москва,»Вентана-
Граф» 2015.
4.«Уравнения и неравенства с параметрами» С.К.Кожухов, Орел 2013,
5.Первые шаги в решении уравнений и неравенств с параметром»
М.В.Фалилеева, Казань 2014.
6.Говоров В.Н., Дыбов П.Т., Мирошин Н.В., Смирнова С.Ф. Сборник конкурсных
задач по
23 математике. - М.: Наука, 1986.-384 с.
24
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Параметр в уравнениях 7-ого класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.