Парентеральное введение лекарственных средств. Внутривенное капельное вливание
Оценка 5

Парентеральное введение лекарственных средств. Внутривенное капельное вливание

Оценка 5
docx
18.01.2020
Парентеральное введение лекарственных средств.  Внутривенное капельное вливание
Парентеральное введение лекарственных средств. .docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

Парентеральное введение лекарственных средств.

Внутривенное капельное вливание

 

 

 

 

для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2019 г.

Пояснительная записка

 

Методическая разработка по теме «Парентеральное введение лекарственных средств. Внутривенное капельное вливание» разработана на основе рабочей программы ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах Раздел Технология выполнения простых медицинских услуг по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», базовый уровень образования.

В данном методическом пособии тщательно подобран лекционный материал, рассмотрены такие понятия: как парентеральный путь введения лекарственных средств, осложнения возникающие при введении лекарственных средств. На практическом занятии обучающимся отведено время для самостоятельной работы, работа заключается в отработке технологий медицинских услуг, решение задач. Для самоконтроля знаний проводится тестирование.

Цель создания методического пособия: эффективно организовать образовательный процесс по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах Раздел Технология выполнения простых медицинских услуг;

Залогом успешной работы медицинского работника является беззаветная любовь к своей профессии. Дисциплинированность, точность выполнения врачебных назначений, постоянное стремление к совершенствованию практических навыков, к повышению знаний, общей культуры, должны быть основными качествами медицинского работника.      В проведении инъекций большая роль принадлежит медсестре. От того, насколько грамотно, четко и умело выполнит она свои обязанности, зависят результат и успех лечения.

Неумение выполнять некоторые манипуляции, ошибки или небрежность при их проведении, незнание принципов оказания неотложной доврачебной помощи, халатное отношение медсестры к своим обязанностям могут быть причиной тяжелых последствий для больного. Медсестра несет не только моральную ответственность за охрану здоровья больных и выполнение своих обязанностей, но и юридическую.

Успешному овладению учащимися медицинского колледжа необходимыми практическими навыками и формированию у них профессиональных компетенций должен способствовать, прежде всего, преподаватель.

Создание методических разработок для преподавателей, обучающих будущих медсестер, имеет большое практическое значение.

От качества работы среднего медицинского персонала во многом зависит эффективность медицинской помощи.

Тема: «Парентеральное введение лекарственных средств. Внутривенное капельное вливание»

 

Актуальность:

Данная тема актуальна, так как последнее время в лечебных учреждениях значительно увеличилось число внутривенных инъекций и внутривенных вливаний. Это связано как с ростом числа обследуемых, так и с расширением спектра препаратов, предназначенных для внутривенного введения. Поэтому понятно, что пропорционально возрастает и количество осложнений. Медицинская сестра должна обладать хорошими теоретическими знаниями и практическими умениями, понимать механизм действия препаратов, их дозировку, пути и скорость введения, возможные побочные действия и осложнений, которые могут возникнуть при введении лекарственных средств. Строжайшее соблюдение правил асептики, знание и выполнения приказов и инструкций санитарно-эпидемиологической службы являются основными критериями профессиональной квалификации медсестры.

Целью данного практического занятия является достижение такого уровня подготовки студентов, который создал бы хорошую теоретическую и практическую базу.

1.     Цели занятия: после изучения темы студент должен

знать:

·        Оснащение и документацию процедурного кабинета

·        Основные приказы по санитарно-противоэпидемиологическому режиму ЛПУ, методические указания

·        Дозировку, пути и скорость введения лекарственных средств

·        Правила асептики при выполнении манипуляций

·        Цели проведения процедур

·        Анатомические области для внутривенного введения лекарственных средств

·        Универсальные меры предосторожности при работе с колющими предметами

·        Универсальные меры предосторожности при контакте с биологическими жидкостями

·        Дезинфекцию и утилизацию шприцев и систем одноразового пользования

·        Особенности парентерального введения сердечных гликозидов, раствора сернокислой магнезии, 10% раствора хлорида кальция

·        Особенности выполнения внутривенных инъекций лицам преклонного возраста

уметь:

·        Осуществить выборку назначений из истории болезни

·        Заполнить журналы учета лекарственных средств

·        Предоставить пациенту необходимую информацию о лекарственном средстве

·        Подготовить все необходимое для выполнения процедуры

·        Набрать раствор из ампулы и флакона

·        Осуществить внутривенную инъекцию на фантоме

·        Заполнить систему для капельного вливания

·        Осуществить внутривенное вливание на фантоме

·        Оценить осложнения, возникающие при внутривенном введении лекарств и оказать пациенту необходимую помощь

·        Обработать предметы медицинского назначения после их применения согласно нормативным документам

·        В результате освоения данной темы профессионального модуля, является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «решение проблем пациента посредством сестринского ухода.

 

2.Форма занятия: практическое

 

3. Методы обучения:

Метод

Основное назначение

Приёмы

Мотивация

1.Объяснительно-иллюстративный

Организация усвоения информации обучаемыми, путём сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.

Словесные:

-беседа, рассказ, дискуссия, работа с учебным пособием, объяснение;

Наглядные:

- иллюстрации, демонстрация;

 

Формирует теоретические и практические знания. Воспитывает нравственность, терпение. Развивает внимание, логическое мышление.

2.Репродуктивный

Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний.

Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий, работа по алгоритму.

Обогащают знания,  формируют умения и навыки, трудолюбие, наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе.

3. Частично-поисковый

Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем.

Эвристическая беседа, работа с книгой,  доказательства, сравнение, обобщение.

Развивает самостоятельность мышления, творческий подход к делу.

 

4.Педагогические технологии:игровые и групповые технологии, технологии организации самостоятельного обучения.

5.Оснащение:

Наглядные пособия:

·        фантом «рука для внутривенных вливаний»;

·        системы для внутривенного капельного вливания (разные);

 

Назначение наглядных пособий:

Наглядные пособия ускоряют обработку информации, повышают эффективность восприятия сложных понятий, процессов, явлений.

Учебно-методические средства:

-методическая разработка для преподавателей по данной теме;

- вопросы по теме;

- ситуационные задачи;

- тестовые задания;

Назначение учебно-методических средств:

Учебно-методические средства обучения помогают эффективно перерабатывать информацию, упражняться в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, позволяют индивидуализировать обучение с учетом умственных способностей каждого студента.

Раздаточный материал -

Ситуационные  задачи и ответы

Алгоритмы манипуляций

Задания в тестовой форме и эталоны к ним.

Оснащение:

стерильные:

- шприц однократного применения емкостью 10 или 20 мл;

- иглы длиной 40 мл, сечение 0,8 мл;

- одноразовые системы (разные);

- лоток, накрытый четырехслойной бязевой салфеткой;

- пинцет;

- лекарственные средства в ампулах;

- лекарственные средства во флаконах емкостью 200 мл и 400 мл;

- салфетки, ватные шарики;

- перчатки.

- спирт 70%;

Не стерильные:

- жгут, клеенчатый валик или подушечка;

- емкости с дезраствором;

- пинцет;

- ножницы;

- штатив для капельницы длиной 1-1,5 м над кроватью;

- лейкопластырь 2 ленты, длиной 3-4 см;

- пилочки для ампул.

 

Хронокарта занятия:

1. Организационная часть                                           10 минут

- проверка присутствующих

- проверка готовности рабочих мест

- проверка формы одежды студентов

2. Основная часть                                                        170 минут

- название темы и постановка целей                           2 минуты

- мотивация учебной деятельности                             3 минуты

- сообщение плана занятия                                          3 минуты

- контроль исходного уровня знаний                          15 минут

- самостоятельная работа                                            102 минуты

- заключительный контроль                                        30 минут

- оформление дневников                                             5 минут

3.Заключительная часть                                              10 минут

- подведение итогов занятия с мотивацией оценки

- ответы на вопросы

- задание на дом

6. Технологическая карта занятия:180 минут

 

Этап занятия

Методическое обоснование

1

Организационная часть                                         

Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности рабочих мест, проверка формы одежды студентов.

 

Контроль посещаемости и создание делового настроя в начале занятия.

2

Основная часть

·        Мотивация учебной деятельности

Преподаватель сообщает тему практического занятия «Парентеральное введение лекарственных средств. Внутривенное капельное вливание» и сообщает цели, задачи и план практического занятия.

 

 

·        Контроль исходного уровня знаний.

Фронтальный опрос по теме: «Парентеральное введение лекарственных средств. Внутривенное капельное вливание».

 

·        Самостоятельная работа

Для самостоятельной работы студентам предложено:

1.Отработать манипуляции.

2. Решить ситуационные задачи.

·        Заключительный контроль

1.     Каждый студент выполняет все манипуляции и получает оценку в дневник манипуляционной техники

2.     Итоговое тестирование

 

 

 

 

 

 

 

·        Оформление дневников            

С целью заострения внимания на главных моментах. Развить у студентов понимание важности и ответственности при проведении процедур.

Развить у студентов чувство гуманного отношения к пациентам.

 

воспроизведение ранее изученного материала;

Развивать у студентов мышление.

 

 

Доведение алгоритма до автоматизма.

Закрепить логическую связь

 

С целью закрепления практических умений.

Для контроля усвоения материала.

С целью повторения материала, активизация памяти, выработки самостоятельного мышления.

 

Для контроля и самоконтроля за общим количеством проведенных манипуляций

3

Заключительная часть                                             

Подведение итогов занятия с мотивацией оценки, ответы на вопросы

 

 

Задание на дом

С целью заострения внимания на главных моментах, отметки положительных и отрицательных моментов.

Обеспечить студента информацией о теме следующего занятия

 

7.Литература:

Мухина С. А., Тарановская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008

Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР –Медиа, 2008.

http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;

http://www.consultant.ru/- нормативные документы;

http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;

www.med-pravo.ru – нормативные документы и др.

 

 

8.Самостоятельная работа:

Внеаудиторная:

Создать мультимедийную презентацию.

Реферат на тему «Осложнения при парентеральном пути введения лекарственных средств»

Составить кроссворд на тему «Пути введения лекарственных средств»

Работа с учебной и дополнительной литературой

Работа с Интернет-ресурсами

 

Аудиторная:

Отработка манипуляций

Решение задач

 

Контроль исходного уровня знаний

Фронтальный опрос

1.     Перечислите пути введения лекарственных средств.

2.     Что такое внутривенно-капельный путь введения лекарственных веществ? Какие формы лекарственных средств можно вводить?

3.     Что такое флебит? Профилактика.

4.     Каковы показания к в/в капельным введениям?

5.     Сколько максимально (в мл) лекарственного вещества вводят при в/в капельных введениях?

6.     Как подготовить пациента для проведения инфузии?

7.     Какое количество капель в минуту используют при в/в капельных инфузиях?

8.     Как продезинфицировать одноразовую систему для инфузий?

9.     Перечислите осложнения при введении лекарственных веществ в/в капельно.

10. Правила наложения жгута.

 

Изложение материала

Внутривенную капельную инфузию выполняют для:

— восстановления ОЦК;

— дезинтоксикации организма;

— нормализации обменных процессов в организме;

— поддержания жизнедеятельности организма (парентеральное питание).

Подготовку (заправку) системы к капельному вливанию проводят в процедурном кабинете, а вливание — в палате; при этом больной должен находиться в удобном (горизонтальном) положении.

Одноразовая стерильная система для внутривенных капельных вливаний состоит из следующих элементов:

1)                  капельница с двумя отходящими от нее трубками — длинная трубка с капельницей и зажимом для регулирования скорости введения жидкости (в капельнице имеется сетка-фильтр для предупреждения попадания в кровоток крупных частиц) и более короткая трубка;

2)                  иглы по обеим сторонам трубки: одна (на более коротком конце системы) для прокалывания пробки флакона с раствором, вторая — пункционная;

3)                  воздуховод (короткая игла с короткой трубочкой, закрытой фильтром).

Особенностях выполнения методик в/в инъекций и инфузий:

1.                 Гипотензивные препараты следует вводить в положении «лежа», так как при резком снижении давления может возникнуть головокружение или потеря сознания.

2.                 На месте проведения инъекции не должно быть рубцов, болезненных тактильных ощущений, кожного зуда, воспалительных явлений, уплотнений.

3.                 При введении лекарственных препаратов необходимо учитывать их совместимость (химическую, физическую, терапевтическую).

4.                 В случае сильного загрязнения инъекционного поля использовать количество салфеток с кожным антисептиком, необходимое для его очистки и обеззараживания.

5.                 Контролем методической правильности наложения жгута служит наличие пульса с неизменившимися характеристиками (частота, ритм, наполнение, напряжение, высота) ниже места наложения жгута. Если наполнение пульса на лучевой артерии ухудшилось, следует ослабить натяжение жгута (рис. 1).

Рис. 1. Наложение жгута

Недопустимо!

1.            Внутривенное введение жидкости при наличии пузырьков воздуха в системе.

2.            Опускать флакон ниже уровня руки пациента.

Венепункция (лат. vena — вена, punctio — укол, прокол) — чрескожное введение полой иглы в просвет вены с целью внутривенного введения лекарственных средств, переливания крови и кровезаменителей, извлечения крови (для взятия крови на анализ).

Особенности строения вен

Вены можно разделить по нескольким признакам:

А. В зависимости от того, насколько четко вена просматривается под кожей и пальпируется, выделяют три типа вен:

1.                 Хорошо контурированная вена. Вена хорошо просматривается, четко выступает над кожей, объемна. Хорошо видны боковые и передняя стенки. При пальпации прощупывается почти вся окружность вены, за исключением внутренней стенки.

2.                 Слабо контурированная вена. Очень хорошо просматривается и пальпируется только передняя стенка сосуда, вена не выступает над кожей.

3.                 Неконтурированная вена. Вена не просматривается и очень плохо пальпируется, или вена вообще не просматривается и не пальпируется.

 

Б. По степени фиксации вены в подкожной клетчатке выделяют следующие варианты:

1.                 Фиксированная вена — вена смещается по плоскости незначительно, переместить ее на расстояние ширины сосуда практически невозможно.

2.                 Скользящая вена — вена легко смещается в подкожной клетчатке по плоскости, ее можно сместить на расстояние больше ее диаметра. При этом нижняя стенка такой вены, как правило, не фиксируется.

В. По выраженности стенки можно выделить следующие типы:

1.                        Толстостенная вена — вена толстая, плотная.

2.                        Тонкостенная вена — вена с тонкой, легкоранимой стенкой.

Г. Частота встречаемости сочетаний:

1)                хорошо контурированная фиксированная толстостенная вена — 35% случаев;

2)                хорошо контурированная скользящая толстостенная вена — 14% случаев;

3)                слабоконтурированная фиксированная толстостенная вена — 21% случаев;

4)                слабо контурированная скользящая вена — 12% случаев;

5)                неконтурированная фиксированная вена — 18% случаев.

Особо выделяют следующие типы вен:

1.                  «Ломкая» вена — на месте прокола почти сразу образуется гематома, хотя игла и находится в самой вене; в этом случае введение лекарственного средства рекомендуется прекратить и пунктировать другую вену.

2.                  «Спадающаяся» вена — часто наблюдается у пациентов, страдающих нарушением центрального или периферического кровообращения. Наиболее эффективный способ пропунктировать такую вену — попросить пациента энергично сжимать и разжимать кулак, одновременно похлопывая по коже в месте предполагаемой венепункции.

Для внутривенных инъекций чаще всего используют вены локтевой ямки, поскольку они имеют большой диаметр, лежат поверхностно и сравнительно мало смещаются, а также поверхностные вены кисти, предплечья, реже вены нижних конечностей, так как повышается риск развития тромбофлебита.

 

ПОСТИНЪЕКЦИОННЫЕ  ОСЛОЖНЕНИЯ

Выделяют следующие осложнения после выполнения инъекций.

1.        Общие:

анафилактический шок — это тяжелая аллергическая реакция немедленного типа, угрожающее жизни больного патологическое состояние, развивающееся при контакте организма с некоторыми чужеродными веществами (антигенами), сопровождающееся потерей сознания и резким снижением артериального давления вплоть до коллапса. Анафилактический шок требует оказания реанимационной помощи при признаках клинической смерти сердечно-легочной реанимации;

инфицирование вирусами (гепатита, ВИЧ и др.);

эмболия крупных и мелких ветвей легочной артерии;

сепсис (генерализованная форма инфекции).

2.        Местные (в месте выполненной инъекции) — местная аллергическая реакция, инфильтраты, гематомы, некрозы, абсцессы, флегмоны, тромбофлебит.

Инфильтрат — местная реакция, связанная с ограниченным раздражением или повреждением тканей.

Наиболее часто это попадание инфузионных растворов, которые не обладают раздражающим действием, в окружающие вену ткани.

Он характеризуется образованием уплотнения в месте инъекции, которое легко определяется при пальпации (ощупывании).

При подкожной и внутримышечной инъекций возникает при:

— выполнении инъекции тупой иглой;

— использовании коротких игл при внутримышечной инъекции;

 — неправильном определении места инъекции;

— выполнении инъекции в одно и то же место.

Подкожная гематома — вид кровоподтеков, ограниченное скопление крови.

Наиболее часто возникает во время неумелой венепункции. Под кожей при этом появляется багровое пятно, так как игла проколола обе стенки вены и кровь проникла в ткани.

Запомните!

В этом случае пункцию вены следует прекратить и прижать ее на несколько минут ватой со спиртом.

Необходимую внутривенную инъекцию в этом случае делают в другую вену, а на область гематомы кладут местный согревающий компресс

 

Подкожная гематома

Чтобы избежать развития гематомы при проведении венепункции:

— пунктируйте крупные поверхностные вены, прокалывайте только переднюю стенку;

— игла должна обязательно войти в просвет вены, неполный прокол стенки может вызвать просачивание крови в окружающие ткани по скосу иглы);

— снимайте жгут до извлечения иглы;

— систему для взятия крови держать неподвижно во время забора крови.

Флебит — воспаление вены в месте венепункции (признаки: боль, уплотнение, гиперемия по ходу вены).

Тромбофлебит — воспаление стенки вены с образованием в ней тромба. Наблюдается при частых венепункциях одной и той же вены или при использовании тупых игл.

Признаками тромбофлебита являются боль, гиперемия кожи и образование инфильтрата по ходу вены. Температура может быть субфебрильной.

Тромбоз — образование тромба в сосуде.

Абсцесс — ограниченное гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости, заполненной гноем.

Флегмона — острое разлитое гнойное воспаление подкожной жировой клетчатки (клетчаточных пространств) — в отличие от абсцесса не имеет четких границ.

 

Некроз (омертвение) тканей:

- при неудачной пункции вены:

- прокалывание вены насквозь;

- непопадание в вену изначально;

- при ошибочном введении под кожу значительного количества раздражающего средства.

Чаще всего это случается при неумелом внутривенном введении 10% раствора кальция хлорида.

Запомните!

При в/м инъекции препаратов кальция может возникнуть местный некроз!

Если раствор все-таки попал под кожу, следует немедленно наложить жгут выше места инъекции, затем ввести в место инъекции и вокруг него 0,9 % раствор натрия хлорида, всего 50–80 мл (снизит концентрацию препарата).

Эмболия (от греч.еmbole — вставка, вбрасывание) — явление, при котором сгусток крови (тромб), пузырек воздуха или частица жира попадают в кровоток и закупоривают сосуд в одном из жизненно важных органов, например в легких, сердце, печени, головном мозге или почках.

1. Медикаментозная эмболия (масляными растворами)может произойти при инъекции масляных растворов подкожно или внутримышечно и попадании иглы в сосуд.

Запомните!

Внутривенно масляные растворы не вводят!

Масло, оказавшись в артерии, закупорит ее, и это приведет к нарушению питания окружающих тканей, их некрозу.

Признаки некроза:

— усиливающиеся боли в области инъекции;

— отек, покраснение или красно-синюшное окрашивание кожи;

— повышение местной и общей температуры.

Если масло окажется в вене, то с током крови оно попадет в легочные сосуды.

Симптомы эмболии легочных сосудов: внезапный приступ удушья, кашель, посинение верхней половины туловища (цианоз), чувство стеснения в груди.

2.                 Воздушная эмболия при внутривенных инъекциях является таким же грозным осложнением, как и масляная.

Признаки эмболии те же, но появляются они очень быстро, в течение минуты.

3.      Тромботическая эмболия может возникнуть на фоне тромбофлебита.

 

 

Поломка иглы во время инъекции возможна:

— при резком сокращении мышц ягодицы во время внутримышечной инъекции, если с пациентом не проведена перед инъекцией предварительная беседа или инъекция сделана больному в положении стоя.

 

Повреждение нервных стволов может произойти при:

— внутримышечных инъекциях

— механически (при неправильном выборе места инъекции);

— химически (когда депо лекарственного средства оказывается рядом с нервом и сдавливает его), а также при закупорке сосуда, питающего нерв.

Тяжесть осложнения может быть различна — от неврита (воспалительное заболевание периферических нервов) до паралича конечности (полное отсутствие произвольных движений)

Самостоятельная работа

Аудиторная

Задание №1.Отработать следующие манипуляции

- Заполнение инфузионной системы.

- Проведение инфузий.

- Обработка рук на гигиеническом уровне

 

Приложение №1

Порядок заполнения системы-капельницы:

1.                 Приготовить все необходимое: перчатки, систему для внутривенных вливаний, флакон с переливаемой жидкостью, спиртовые салфетки, обычные марлевые салфетки, ножницы, специальный или обычный пластырь, емкость для отходов.

2.                 Обработать руки гигиеническим способом.

3.                 Проверить герметичность упаковочного пакета и срок годности системы.

4.                 Снимается металлическая крышка с колпачка флакона, предварительно обработанная ватным шариком, смоченным 70% раствором спирта; обрабатывается резиновая пробка. Вскрывается упаковочный пакет и извлекается система (все действия производятся на рабочем столе).

5.                 Снимают колпачок с «иглы-воздуховода» и прокалывают пробку, вводят иглу до упора в пробку флакона, свободный конец воздуховода необходимо закрепить на флаконе, флакон переворачивают и закрепляют на штативе для внутривенного капельного вливания.

6.                 Если вы используете систему с встроенным «воздуховодом» (клапан для воздуха), то необходимо лишь протереть место прокола ватным шариком, смоченным спиртом.

7.                 Закрыв роликовый клапан (винтовой зажим), снимают колпачок с иглы-перфоратора на коротком конце системы и вводят эту иглу до упора в пробку флакона или в пакет.

8.                 Через короткую иглу жидкость поступает в систему; через «воздуховод» во флакон поступает воздух.

9.                 Перевести колесико зажима до упора вверх, полностью открыв поступление жидкости в систему для ее быстрого заполнения. Чтобы заполнить раствором систему и вытеснить из нее воздух, конец трубки с канюлей необходимо держать выше перевернутой капельницы.

10.            Капельницу заполняют на 1/2 объема, переворачивают ее в рабочее положение и медленно заполняют нижний отрезок системы до вытекания раствора из канюли. Необходимо проследить, чтобы в системе не остались пузырьки воздуха.

11.            Перекрыть дальнейшее поступление жидкости, опустив колесико зажима вниз до упора.

12.            Закрепить капельницу на штативе.

13.            Таким образом, капельница готова, ее можно транспортировать в место, где будет проводиться инфузия пациенту.

 

Приложение №2

Техника процедуры внутривенного капельного введения (инфузии) лекарственных средств (с использованием системы для внутривенных вливаний):

1.                 Учитывая длительность выполнения процедуры, предложить пациенту опорожнить мочевой пузырь. Предложить/помочь пациенту занять удобное положение (лежа на спине).

2.                 Обработать руки гигиеническим способом.

3.                 Заполнить систему-капельницу для внутривенного капельного вливания (проверить срок годности и герметичность упаковки системы и шприцев), поставить систему в штатив-стойку. При заполнении системы соблюдать рекомендации производителя, указанные на упаковке.

4.                 Рука пациента должна находиться на твердой поверхности, быть вытянута и наклонена немного вниз, так чтобы плечо и предплечье образовывали прямую линию. Под локоть необходимо подложить клеенчатую подушечку.

5.                 Выбрать и осмотреть и пропальпировать область предполагаемой венепункции.

6.                 На среднюю треть плеча наложить резиновый жгут для внутривенных манипуляций или эластичный жгут. Попросить пациента «поработать» кулаком.

7.                 Обработать руки антисептиком. Надеть перчатки.

8.                 Обработать инъекционное поле салфетками с кожным антисептиком, последовательно двукратно, делая движения в одном направлении( или 2-мя марлевыми шариками). Подождать до полного испарения кожного антисептика.

9.                 Пропунктировать вену

10.            Закрепить иглу. Попросить пациента разжать кулак, одновременно развязать/ослабить жгут.

11.            Открыть винтовой зажим системы, отрегулировать скорость капель согласно назначениям врача, можно прикрыть иглу стерильной салфеткой, сверху закрепив салфетку пластырем.

12.            Снять перчатки, поместить в специальную маркированную емкость. Обработать руки гигиеническим способом.

Наблюдать за состоянием пациента на протяжении всей процедуры

Приложение №3

Обработка рук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2

Заполните таблицу

 

манипуляция

 

место введения 

 

длина иглы

 

сечение иглы

 

угол введения

 

В/к 

 

 

 

 

 

П/к

 

 

 

 

 

В/м

 

 

 

 

 

В/в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

манипуляция

 

место введения 

 

длина иглы

 

сечение иглы

 

угол введения

 

В/к 

передняя поверхность предплечья

длиной  10-15 мл

сечением  0,4 мм.

1-5 градусов, почти параллельно коже

 

П/к

наружная поверхность плеча и бедра, подлопаточная область, боковая поверхность брюшной стенки

длиной 20 мм  

сечением 0,40,6 мм

45 градусов

 

 

В/м

верхненаружный квадрант ягодицы, дельтовидная

мышца области

плеча, передненаружная поверхность бедра, подлопаточная область.

 

  Выбор длины иглы зависит от толщины подкожно-жирового слоя пациента: при  чрезмерной – длина иглы 60 мм, при умеренной –

40 мм

сечение 0,8 – 1,0 мм.

90  градусов

 

В/в

в вены локтевого сгиба, но в

некоторых случаях

используют и более мелкие вены:

предплечья,

кисти, стопы, височной области

(у         детей и младенцев).

 

иглы длиной 40 мм

сечение 0,8 мм.

15 градусов, почти параллельно

вене

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Абсцесс – гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости, заполненной гноем и ограниченное от окружающих тканей пиогенной мембраной.

 Аллергическая реакция – патологическая реакция организма на определенные продукты, лекарственные вещества, запахи, проявляющаяся в виде крапивницы, отеков, удушья, анафилактического шока

Анафилактический шок – резко выраженная аллергическая реакция немедленного типа на введение лекарственных веществ, проявляющаяся резким понижением АД и местными проявлениями аллергической реакции

Венепункция – введение иглы с просвет вены.

Инфильтрат – уплотнение ткани

Неврит – воспаление нерва

Отек Квинке– внезапный ограниченный или диффузный отек  подкожной клетчатки и слизистых оболочек

Паралич конечности – выпадение функции конечности

Узел для инъекций – единственная резиновая трубка в системе для введения дополнительного лекарственного вещества

 

Критерий оценки знаний и умений на практическом занятии

 

Оценка «5» (отлично) ставится на практическом занятии в случае, когда студент показал высокую степень самостоятельности при выполнении манипуляций, а ответ его представлял собой последовательное, логическое, грамотное изложение материала

Оценка «4»(хорошо) ставится студенту при допущении им незначительных неточностей при выполнении манипуляций, хотя изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «5»

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится в том случае, когда студент выполняет ту или иную манипуляцию, однако проявляет при этом усвоение только главных элементов навыка, само выполнение манипуляции носит черты неудовлетворительности. Изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «4»

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится студенту в случае, если он выполняет ту или иную манипуляцию, допускает грубые искажения элементов навыка, само выполнение беспорядочно, при этом положительный ответ изменить оценки не может.

 

При оценке знаний и умений практических навыков

будет учитываться:

·        знание теоретического материала;

·        выполнение практических умений;

·        заполнение документации;

·        внешний вид студента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деловая игра

         Главной задачей современного образования является формирование у обучающихся потребности в заинтересованном и активном выполнении профессиональной деятельности. В новых образовательных стандартах эта потребность носит название компетенции. Умения обучающихся, заложенные в компетенциях, могут быть сформированы в результате применения на практических занятиях игровой, групповой технологий.

         В ходе деловой игры обучающиеся могут применить знания, умения и навыки на практике в стандартных и нестандартных ситуациях, а так же поучиться работать в команде в условиях, приближенных к реалиям профессии.

         Деловые игры являются одним из наиболее продуктивных методов обучения. Их преимущество перед традиционными формами обучения состоит в том, что они требуют активности со стороны каждого участника, увлекают сильнее, чем любые другие методы обучения. В игровой ситуации выявляются индивидуальные способности к принятию ответственных решений в напряженной обстановке.

Цель: имитация работы сестринского коллектива в отделении, для закрепления студентами полученных знаний и умений.

Ситуация:

Действие происходит в ГБУЗ МО Красногорская городская больница №1. В отделении терапиипациенту назначено внутривенное капельное введение лекарственного средства.

         Бригада делится на 3 группы и отрабатывает манипуляцию, меняясь ролями

Действующие лица:

- Медицинская сестра/медицинский брат

- Пациент

- эксперт

Задание:

- собрать систему для внутривенного капельного вливания

- провести внутривенное капельное вливание

         Медицинская сестра/медицинский брат должны подготовить рабочее место в процедурном кабинете, проверить все оснащение, заполнить систему и правильно доставить ее в палату к пациенту, отрабатывать манипуляции объясняя все действия, отвечая на вопросы пациента и решать задачи поставленные экспертом.

         Пациент отвечает на вопросы медицинской сестры/брата, задает вопросы, своими действиями изменяет стандартную ситуацию.

         Эксперт внимательно наблюдает за ходом ответов и выполнением манипуляций своих коллег.Оценивает правильность ответов и выполнения манипуляций в соответствии с алгоритмом.Комментирует ответы и действия своих коллег.Ставит новые задачи перед участниками.

 

Примерные вопросы медсестры

-как к вам обращаться?

-проводилась ли такая манипуляция ранее, если да то как вы ее перенесли?

-есть ли аллергическая реакция на лекарственные препараты

-вам удобно

-как ваше самочувствие

-есть ли ощущения в месте капельного введения лекарственного препарата

 

Примерные вопросы для пациента:

-вы выполняли эту процедуру ранее

-это точно то лекарственное средство

-оно не испорченное, как вы определили

-у меня хорошие вены

-в каком месте можно проводить внутривенные вливания (в какие вены)

-мне страшно, это очень больно

-могут быть какие-то осложнения

-вы правильно наложили жгут

 

Примерные вопросы для эксперта

-покажите технику смены флаконов при проведении внутривенного капельного вливания;

-во время проведения капельного вливания необходимо одновременно ввести другое лекарственное средство, ваши действия.

-весь ли раствор из флакона используем

-проведите гигиеническую обработку рук

-проведите дезинфекцию использованного материала

-у пациента появилась припухлость в месте инъекции, ваши действия

-в процедурном кабинете вы увидели подготовленную систему для внутривенного вливания, ваши действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Оценка

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

Решение ситуационных задач

Деловая игра

 Тестовый контроль

 Итог

ФИО студента

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Пояснительная записка Методическая разработка по теме «Парентеральное введение лекарственных средств

Пояснительная записка Методическая разработка по теме «Парентеральное введение лекарственных средств

Тема : « Парентеральное введение лекарственных средств

Тема : « Парентеральное введение лекарственных средств

Осуществить выборку назначений из истории болезни ·

Осуществить выборку назначений из истории болезни ·

Репродуктивный Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний

Репродуктивный Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний

Не стерильные: - жгут, клеенчатый валик или подушечка; - емкости с дезраствором; - пинцет; - ножницы; - штатив для капельницы длиной 1- над кроватью; -…

Не стерильные: - жгут, клеенчатый валик или подушечка; - емкости с дезраствором; - пинцет; - ножницы; - штатив для капельницы длиной 1- над кроватью; -…

Технологическая карта занятия:180 минут №

Технологическая карта занятия:180 минут №

Основная часть ·

Основная часть ·

Создать мультимедийную презентацию

Создать мультимедийную презентацию

Одноразовая стерильная система для внутривенных капельных вливаний состоит из следующих элементов: 1) капельница с двумя отходящими от нее трубками — длинная трубка с капельницей и…

Одноразовая стерильная система для внутривенных капельных вливаний состоит из следующих элементов: 1) капельница с двумя отходящими от нее трубками — длинная трубка с капельницей и…

Рис. 1. Наложение жгута Недопустимо! 1

Рис. 1. Наложение жгута Недопустимо! 1

Б. По степени фиксации вены в подкожной клетчатке выделяют следующие варианты: 1

Б. По степени фиксации вены в подкожной клетчатке выделяют следующие варианты: 1

Для внутривенных инъекций чаще всего используют вены локтевой ямки, поскольку они имеют большой диаметр, лежат поверхностно и сравнительно мало смещаются, а также поверхностные вены кисти,…

Для внутривенных инъекций чаще всего используют вены локтевой ямки, поскольку они имеют большой диаметр, лежат поверхностно и сравнительно мало смещаются, а также поверхностные вены кисти,…

Подкожная гематома — вид кровоподтеков, ограниченное скопление крови

Подкожная гематома — вид кровоподтеков, ограниченное скопление крови

Флебит — воспаление вены в месте венепункции (признаки: боль, уплотнение, гиперемия по ходу вены)

Флебит — воспаление вены в месте венепункции (признаки: боль, уплотнение, гиперемия по ходу вены)

При в/м инъекции препаратов кальция может возникнуть местный некроз!

При в/м инъекции препаратов кальция может возникнуть местный некроз!

Тромботическая эмболия может возникнуть на фоне тромбофлебита

Тромботическая эмболия может возникнуть на фоне тромбофлебита

Обработать руки гигиеническим способом

Обработать руки гигиеническим способом

Приложение №2 Техника процедуры внутривенного капельного введения (инфузии) лекарственных средств (с использованием системы для внутривенных вливаний): 1

Приложение №2 Техника процедуры внутривенного капельного введения (инфузии) лекарственных средств (с использованием системы для внутривенных вливаний): 1

Приложение №3 Обработка рук

Приложение №3 Обработка рук

Задание 2 Заполните таблицу манипуляция место введения длина иглы сечение иглы угол введения

Задание 2 Заполните таблицу манипуляция место введения длина иглы сечение иглы угол введения

В/к передняя поверхность предплечья длиной 10-15 мл сечением 0,4 мм

В/к передняя поверхность предплечья длиной 10-15 мл сечением 0,4 мм

ГЛОССАРИЙ Абсцесс – гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости, заполненной гноем и ограниченное от окружающих тканей пиогенной мембраной

ГЛОССАРИЙ Абсцесс – гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости, заполненной гноем и ограниченное от окружающих тканей пиогенной мембраной

Изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «4»

Изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «4»

Деловая игра Главной задачей современного образования является формирование у обучающихся потребности в заинтересованном и активном выполнении профессиональной деятельности

Деловая игра Главной задачей современного образования является формирование у обучающихся потребности в заинтересованном и активном выполнении профессиональной деятельности

Пациент отвечает на вопросы медицинской сестры/брата, задает вопросы, своими действиями изменяет стандартную ситуацию

Пациент отвечает на вопросы медицинской сестры/брата, задает вопросы, своими действиями изменяет стандартную ситуацию

-покажите технику смены флаконов при проведении внутривенного капельного вливания; -во время проведения капельного вливания необходимо одновременно ввести другое лекарственное средство, ваши действия. -весь ли раствор…

-покажите технику смены флаконов при проведении внутривенного капельного вливания; -во время проведения капельного вливания необходимо одновременно ввести другое лекарственное средство, ваши действия. -весь ли раствор…

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Оценка

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Оценка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2020