Парниковый эффект и истощение озонового слоя. Влияние повышения температуры атмосферы и воды, уровня мирового океана на живые организмы.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Краткосрочный план урока по биологии 9 класс
Иконка файла материала КСП Парниковый эффект.docx

Раздел долгосрочного планирования:

9.1    Влияние деятельности человека на окружающую среду.

 

Дата: 26.04.2019г.

 

Класс: 9

Школа: КГУ «Токаревская средняя общеобразовательная опорная школа (ресурсный центр)» п. Г.Мустафина, Бухар-Жырауского района

 

ФИО учителя: Шовкович М.В.

 

Участвовали:                  Не участвовали:

Тема урока: Парниковый эффект и истощение озонового слоя. Влияние повышения температуры атмосферы и воды, уровня мирового океана на живые организмы.

Учебные цели, достигаемые на данном уроке.

9.3.2.3 объяснять влияние парникового эффекта на живые организмы,

9.3.2.4 объяснять причины и последствия разрушения озонового слоя

Цель урока:

Все:

- выявить последствия парникового эффекта на живые организмы

- определить причины парникового эффекта и разрушения озонового слоя

Большинство:

- воспроизводить цепочку событий парникового эффекта и его влияние на сухопутных животных

Некоторые:

- предложить 3 практических совета, способствующие сохранению озонового слоя

Критерии оценивания

- выявляет последствия парникового эффекта на живые организмы

- называет причины и последствия разрушения озонового слоя

- сопоставляет цепочку событий парникового эффекта и его влияние на сухопутных животных

- предлагает 3 практических совета, способствующие сохранению озонового слоя

Языковые цели

Учащиеся могут:

1. навык чтения. Понимание содержания текстов в рамках учебной программы и выделение в них ключевой информации. Использование бумажных и цифровых источников информации для углубленного понимания прочитанного. Применение различных приемов поиска информации.

2. навык слушания. Понимание содержания устных высказываний, выделение в них ключевой информации, знакомых слов, фраз, выражений.

3. навык говорения. Грамотное применение слов предметной терминологии в рамках программы. Умение задавать вопросы, выражать собственное мнение, общаться со сверстниками в процессе выполнения задания.

4. навык письма. Написание, корректирование, письменной работы. Писать грамотно, не допуская ошибок, используя терминологию, придерживаться определенного стиля. Преобразование текстовой информации в графические формы.

Предметная лексика и терминология: атмосфера, озон, озоновый экран, хлорфторуглероды, парниковый эффект, климат, потепление

Серия полезных фраз: одна из глобальных экологических проблем – это парниковый эффект. Для сохранения жизни на Земле важен озон.

Привитие ценностей

На основе национальной идее «Мәңгілік Ел»:

патриотизм и гражданская ответственность (через решение экологических проблем);

сотрудничество, уважение (через умение работать в парах, группах); открытость, активная гражданская позиция (через оказание взаимной помощи, поддержки); обучение в течение всей жизни (через умение работать с различными источниками знаний);

здоровье нации (через ответственное отношение к здоровью).

Межпредметная связь

Физика (знают длину световых волн)

Химия (знают химическую формулу озона, реакции озона с хлорфторуглеродами). География (знают расположение озонового слоя в атмосфере; факторы, влияющие на озоновый слой).

Предшествующие знания

Из курса 7 класса знают взаимодействие человека и экосистемы.

Из курса 8 класса обосновывают необходимость сохранения и поддержания биологического разнообразия.

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок

Ресурсы

Начало урока

 

7-8 мин

Орг. момент. Первоначальный стимулирующий материал (ПСМ)

(И,Г) прием «Подумай-объединись»

Цель: активизировать мыслительную деятельность, закрепить пройденный материал. Определить уровень усвоения по теме «Воздействие пестицидов на окружающую среду» и разделить учащихся на 3 группы. Учащимся предлагаются карточки:

1. гербициды, сорняки, василек, пырей, марь белая

2. инсектициды, насекомые, хрущ, долгоносик, пилильщик

3. фунгициды, грибы, головня, спорынья, ржавчинный гриб

Учащиеся объединяются в группы по смыслу.

Спикер объясняет принцип объединения.  

Дифференциация по классификации: смешанные группы с разными способностями

ФО учителя: комментарий, похвала

(К) Прием «Необъявленная тема»

- учитель показывает видеофрагмент.

Проблемный вопрос: К каким глобальным проблемам приведут последствия? Предлагает сформулировать тему урока.

Целеполагание:

Совместно с учащимися формулируются цели урока для учеников: (предполагаемые ответы учеников)

- сформулировать понятие «Парниковый эффект»;

- выявить причины «Парникового эффекта»;

- определить последствия парникового эффекта на живые организмы;

- выяснить как парниковый эффект влияет на истощение озонового слоя;

- оценить последствия разрушения озонового слоя.

Дифференциация через диалог и оказание поддержки: некоторым ученикам будет оказана помощь, как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников.

ФО: одобрение, похвала

 

Карточки с терминами и понятиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерактивная доска,

Видеофрагмент

https://www.youtube.com/watch?v=hHvokk4H9Pc

Середина урока

 

20 – 22 мин

 Задание 1

(И,П,Г)  Прием «Бортовой журнал»

Задание: изучить текст, внести информацию в соответствующие графы

Проблема

Источники проблемы

Влияние на живые организмы

Пути решения

 

 

 

 

Обучающимся предлагается заполнить таблицу (7-8 мин). Далее обсуждая информации в парах, группе вносят дополнение и корректировку в свои записи (при необходимости). (2-3 мин)

Обменявшись информацией, учащиеся оформляют графическое представление проблемы (фишбоун, кластер, ментальная карта) и выбирают спикера для выступления. Спикер презентует постер, отвечает на вопросы команд. (2-3 мин).

Критерии оценивания:

- правильно определили экологические проблемы;

- выявили причины каждой из проблем;

- отразили влияние проблем на живые организмы;

- предложили пути решения проблем;

- презентация логически выстроена и понятна;

- графическая форма аккуратна, читаема и понятна.

- регламент выступления 2-3 мин.

Дескриптор:

- используя источники, определяет экологические проблемы атмосферы;

- выявляет причины каждой из проблем;

- описывает влияние экологических проблем на живые организмы;

- предлагает пути решения каждой из проблем;

- работая в группе, отображает текстовый материал в графической форме

Дифференциация:

- по источникам (некоторые используют текст раздаточного материала, информацию из интернет-источников);

- по темпу (некоторые за данное время успеют больше прочитать, и описать материала в таблице);

- диалог и оказание поддержки (при заполнении таблицы по необходимости оказывается помощь учащимися или учителем);

- итоги (степень и правильность заполнения таблиц будет разной. При работе в парах, дается возможность лучше разобраться в информации и дополнить таблицу).

ФО. Прием «Плюс-Минус-Интересно»:

«плюс» - называют все, что понравилось в выступлении: факты, подача информация, формы работы.

«минус» - что было неудачным в выступлении, вызвало вопросы или сомнения, осталось непонятным или бесполезным.

«интересно» - озвучивают любопытные факты, интересную подачу информации или то, что заинтересовало из услышанного, что еще хотелось бы узнать по данной проблеме.

Обратная связь учителя: уточняющие и направляющие вопросы, совет, комментарий, похвала.

Учебник «Биология» 9кл.; изд. Атамура, Н.Г.Асанов и др., раздаточный материал с дополнительной информацией, «Бортовой журнал» формат А4.

листы А3, маркеры

Конец урока

10 мин

(И) Формативное оценивание.

Цели обучения:

9.3.2.3 объяснять влияние парникового эффекта на живые организмы,

9.3.2.4 объяснять причины и последствия разрушения озонового слоя

Критерии оценивания:

- выявляет последствия парникового эффекта на живые организмы

- перечисляет причины и последствия разрушения озонового слоя

- называет причины парникового эффекта

- сопоставляет цепочку событий парникового эффекта и его влияние на сухопутных животных

- предлагает 3 практических совета, способствующие сохранению озонового слоя

 Уровень мыслительных навыков: знание, понимание, применение, синтез, оценка

Задание. Объясни влияние парникового эффекта и разрушение озонового слоя на живые организмы

Тесты закрытого типа с выбором 1 правильного ответа.

1. Озоноразрушающие вещества:

А. оксида азота и серы    В. углекислый газ и метан

С. фреоны             D. выхлопные газы автомобилей

Е. ионизирующее излучение

2. «Парниковый» эффект

А. вызовет повышение средней температуры и будет способствовать улучшению климата на планете.

В. вызовет уменьшение прозрачности атмосферы, что приведет к похолоданию.

С. вызовет повышение температуры и приведет к неблагоприятным изменениям в биосфере.                                                     

D. не приведет к заметным изменениям в биосфере

Е. приведет к выпадению кислотных дождей

Тесты закрытого типа с выбором нескольких правильных ответов.

3. Причинами парникового эффекта являются:

А. метан                                       В. сероводород

С. хлорфторуглероды                 D. углекислый газ

Е. оксид азота

4. Составьте логическую цепочку событий:

А. глобальное потепление климата,  В. увеличение углекислого газа в атмосфере,        С. сокращение площади суши, ареалов животных,    D. сжигание топлива,      Е. парниковый эффект,       Ж. таяние ледников,      З. конкуренция, жесткий отбор, вымирание отдельных видов животных.

1.____2.____3.____4.____5.____6.____7.____

5. Предложите 3 практических совета, способствующие сохранению озонового слоя

_____________________________________________________

Дескриптор:

- выявляет последствия парникового эффекта на живые организмы

- перечисляет причины и последствия разрушения озонового слоя

- находит причины парникового эффекта

- сопоставляет цепочку событий парникового эффекта и его влияние на сухопутных животных

- предлагает 3 практические совета, способствующие сохранению озонового слоя

Дифференциация по заданию: учащиеся с разным уровнем знаний выполняют посильные задания.

(И)Рефлексия: Прием «Четыре угла»:

На стенах вы видите высказывания философов, писателей. Подумайте, какое высказывание характеризует вашу работу на уроке или ваше отношение к уроку? Встаньте рядом с этим высказыванием. Объясните свой выбор.

«Как приятно знать, что ты что-то узнал»   Мольер

«Я знаю, что ничего не знаю» Сократ

«Познание начинается с удивления» Аристотель

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».  Б.Шоу.

Учитель и класс заслушивают 1 ученика из каждого «угла».

Обратная связь учителя: наводящий вопрос, комментарий, похвала.

Д/З: Дифференциация по заданию:

1. закрепите изученный материал §9, необходимые записи занесите в тетрадь. Составьте вопросы низкого и высокого порядка.

2. подготовьте обращение или рекламный плакат к населению с призывом защитить атмосферу от экологических проблем.

Индивидуальные задания ФО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 листа А4, на каждом 1 высказывание философа или писателя.

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

- по классификации («Подумай- объединись»);

- через диалог и оказание поддержки («Необъявленная тема»)

- по источникам, темпу,

диалогу и оказанию поддержки, итогу («Бортовой журнал»)

- по заданию (ФО)

- по заданию (Д/З)

 

 

Ф.О. «Плюс-Минус-Интересно» - взаимооценивание по критериям (прием «Бортовой журнал»);

 

Ф.О. по критериям учителем (Индивидуальные проверочные задания)

 

Обратная связь учителя

- Контроль осанки, - ТБ при оформлении графических изображений,

- Видеоматериал не превышает допустимой нормы по времени

- создание ситуации успеха и атмосферы сотрудничества.