«Пасхальный натюрморт» в технике «Гуашевой живописи»
Пояснительная записка
Гуашь – необыкновенно красивая, сочная и густая краска. Гуашью можно перекрывать непонравившиеся участки и рисовать на них новые. Эта краска завораживает своей силой и богатством цветовых оттенков. Дети любого возраста найдут взаимопонимание с этим материалом.
Гуашь – это клеевая краска. Живописные свойства ее основываются, прежде всего, на том, что она является кроющей, т.е. почти непрозрачной. В этом её главное отличие от акварели, темперы и масляных красок. Это её свойство связано со значительным пигмента и наполнителя. Кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые), что делает высохшую краску несколько белесоватой и при этом придаст ей матовость и бархатистость. Гуашевые краски разводятся водой до состояния жидкой сметанообразной массы. В виду склонности гуашевых красок к расслоению, их следует тщательно размешивать. Гуашь наносят на бумагу тонким ровным слоем, вписывая один цвет в другой, когда предыдущий слой еще влажный. Кроме того, для получения ровного по цвету поля следует пользоваться шероховатой бумагой или картоном.
Цель: Выполнить композицию «Пасхальный Натюрморт» в технике «Гуашевой живописи»
Инструменты:
• лист бумаги А4 (акварельный);
• простой карандаш мягкостью B или B2;
• ластик;
• краски (акварель);
• кисти No4;
• банка с водой;
• крышки от баночек.
Располагаем лист вертикально. Вспоминаем, что большая часть предметов любого натюрморта, это геометрические фигуры разных размеров – квадраты, прямоугольники, круги, овалы, треугольники, ромбы, трапеции. Я предполагаю разметить на нашем натюрморте кулич (прямоугольник, расположенный горизонтально), вазочку для вербы (прямоугольник поменьше, расположенный вертикально) и крашеные яйца (овалы).
Рисуем горизонтальную линию чуть ниже середины листа, имитирущую край стола. Располагаем на нем прямоугольник-кулич, но не в центре, а немножечко сдвинув его в левую сторону.
Следующий прямоугольник поуже и поменьше находится справа и чуть выше. Проводим линию, обозначающую край тарелки, на которой стоит кулич. Ластиком стираем линию стола внутри предметов натюрморта.
С помощью ластика «отсекаем» верхние углы у прямоугольников, как показано на рисунке. Уже видно, как постепенно проявляются формы кулича и вазы для вербы.
Когда мы учились рисовать птицу, я советовала юным художникам, не очень уверенным в своих силах, использовать круглые предметы разного диаметра. Этот метод нам пригодится и для того, чтобы нарисовать пасхальные яйца. Раскладываем предметы вокруг кулича так, чтобы ближние были крупнее, а дальние – мельче.
Дорисовываем круги, превращая их в яйца. Волнообразной линией украшаем кулич, имитируя глазурь. Можно добавить грани на вазочке, но можно обойтись и без этого – работа и так довольно сложная.
Помещаем наш кулич в тарелку. Здесь детям явно потребуется помощь взрослых. Я подумала о том, что нижняя правая часть листа достаточно свободна, и я, с помощью прозрачной крышки, решила нарисовать еще одно пасхальное яйцо. Оно будет крупнее всех остальных, так как находится ближе.
Теперь располагаем на веточках вербы маленькие овальчики: те, что ниже – покрупнее, выше – помельче. Ребята, которые уже знают буквы, на ближнем яичке могут написать буквы ХВ, что означает – Христос Воскрес. Остальным помогут родители.
Размечаем на яичках узоры. Впрочем, в дальнейшем можно раскрасить их в разные оттенки красно-коричневого, обычно такой цвет яйца приобретают после варки в луковой шелухе.
Вооружаемся красками. Я использовала акварель, но можно рисовать и гуашью, и в смешанной технике. В этот раз, почему-то, я все делала колонковой кистью No4 с длинным ворсом и тонким кончиком.
Вспоминаем восхитительный цвет куличей: светло-бежевый, песочно-желтый с коричневой хрустящей корочкой. Приступаем к работе.
Я немножко добавляю в цвет кулича кобальта, чтобы получилось более живописно. Краской, которая называется «охра», я раскрашиваю свечу и частично яичко. «Глазирую» кулич легкими розовым и голубым тонами. Кадмием желтым средним «зажигаю» огонек на свечке и круговыми движениями рисую свет.
Займемся фоном. Для фона выбираю нежные голубые и бирюзовые цвета: кобальт синий, берлинская лазурь, фиолетовый. Кончиком кисточки аккуратно обрисовываем веточки вербы по контуру.
Продолжаем свою работу, немножко добавляя желтого цвета ближе к свету от огонька.
А теперь добавим слева розового, капнем оранжевого и займемся столом.
Я решила выбрать контрастные краски, например, сочетание розового и зеленого, как показано на рисунке.
Дальше выбираю те краски, которые мне нравятся: это и охра, и фиолетовый, и в конце абсолютно неожиданный желто-зеленый (салатовый).
Приступаем к раскраске яиц. Самый традиционный цвет – красный, поэтому раскрашиваем маленькие символы Пасхи сочетанием красно-оранжевого и красно-коричневого тонов.
Если все яички нарисовать красным, то они «сольются». Поэтому аккуратно кладем на тарелочку зеленое яичко и украшаем остальные разноцветным узором.
Так как наш стол уже подсох, можно рядом с тарелкой, вазой и яичком «кинуть» фиолетовые тени.
Самое время заняться вазочкой. Чтобы она не «вылезала» вперед, мы раскрашиваем ее в нейтральный голубой. Для этого я использую все тот же кобальт синий, берлинскую лазурь и фиолетовый, чуть-чуть добавляя охры или кадмия желтого.
Теперь раскрасим вербу. Легким кадмием, едва касаясь кисточкой, «ерошим» маленькие пушистые соцветия на тонких прутиках вербы.
Кончиком кисти прорисовываем красно-коричневым цветом прутики вербы.
На кончик кисти берем немного фиолетового, смешанного с охрой, чтобы получился сероватый оттенок, и прорисовываем край тарелки в некоторых местах и бока яиц легкими штрихами.
Наш пасхальный рисунок закончен. По-моему, он получился красочным и светлым!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.