Технологии формирования метапредметных компетенций на занятиях «Штрих» и «Домовенок»
Учебный предмет «изобразительное искусство» и «прикладное творчество» ориентирует растущего человека в истории культуры, в национальных и глобальных аспектах культуры. Художественное познание связано с умением строить художественный образ, определять отношение к явлениям жизни, выделять главное в видимом, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму, обобщать и делать художественный отбор.
Умение решать нестандартные жизненные ситуации то есть умения успешно социализироваться в обществе способствуют формированию человека не только знающего, но и человека думающего то есть создание человеческой личности. Под целостной личностью подразумевается личность с целостным восприятием мира. Этого можно достигнуть лишь при условии накопления, сохранения и обобщения опыта человечества то есть знаний из различных областей.
Предмет «Изобразительное искусство» и «прикладное творчество последовательно формирует: умения наблюдать окружающую жизнь на основе эмпатических и эстетических переживаний, то есть с позиций прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и комического. - развиваются ассоциативные качества мышления ребенка, которые являются действенным механизмом для творческой мобильности мышления, умения образовывать неожиданные связи, быстрее и ярче определять главное в явлении, способности целостного его видения. - развиваются способности самостоятельной активности в действиях с различными материалами, понимание связей между характером материала и продиктованными этим характером свойствами результата. - развивается способность действовать в неопределенных правилами и образцами обстоятельствах, где необходима выдумка, неординарность решения.
Сделанное по образцу легче оценить, но оно не способствует подлинному развитию. А художественное развитие предполагает в качестве результата на каждом этапе обучения развитие базовых способностей обучающегося: то есть его чувств, способности действовать, мышления, понимания, его коммуникативных и рефлексивных способностей. Обучение изобразительному искусству требует метапредметного подхода.
В качестве метапредметных средств обучения следует назвать:
— использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала. Например, самостоятельный подбор материала для сообщений.
— умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Например, это работа на конкурсы и выставки
— владение умением творческого видения с позиций художника, т.е.умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Например, работа с натурными постановками. Анализ работ художников, формирование умения самостоятельно выразить свое художественное видение в соответствии с поставленной задачей.
— владение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения как индивидуальных так и коллективных творческих работ. Проекты и их защита.
Соответственно, метапредметными результатами уроков ИЗО являются:
- уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, история, окружающий мир и другие);
- обогащение ключевых компетенций; - художественно-эстетическим воспитанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности собственной и одноклассников.
Чтобы добиться этих результатов на уроках ИЗО есть возможность использовать разнообразные по структуре и по форме уроки.
Метапредметный подход утверждает, что смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования. И на своих занятиях ИЗО и ДПИ мы имеем возможности создавать для этого педагогические условия, которые имеют особую личностную значимость и не заменимы в современном мире другими школьными предметами.
Педагог сегодня должен стать конструктом таких педагогических ситуаций, таких заданий, в ответ которым учащиеся смогли бы создавать собственные продукты в освоении знаний.
Под руководством учителя, который обучает инструментарию, художественному действию, ребенок учится на основе своих переживаний, в опоре на свой жизненный опыт и свои индивидуальные качества, учится искать и находить свое решение заданий по теме. И, тем самым, его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры, то есть позитивной истории формирования человечности в человеке.
Формирование метапредметных компетенций невозможно без положительной мотивации обучения, поэтому важнейшей задачей для нас является создание системы формирования мотивации учения на занятиях, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания художественно-эстетического образования.
Содержание учебного материала должны быть таковы, чтобы формировать у учащихся целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем. Умения видеть и понимать человечески значимые смыслы в материальной культуре, создающей среду жизни, это необходимое условие личностной свободы современного человека, его права на самоопределение.
Современные дети, которые будут продолжать свою трудовую деятельность примерно в середине начавшегося века и далее, будут жить в мире, который нам трудно сегодня представить. Однако, нам необходимо сегодня стремиться к влиянию на этот будущий мир: только нашей сегодняшней заботой можно обеспечить его человечность. А человечность – это результат развития культуры в обществе. Образно говоря, культура это не «сундук с традициями», а живое, растущее древо, — то есть позитивный, реализованный, осмысленный и освоенный новыми поколениями результат социального опыта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.