Паспорт музея детского сада "Даль былого рядом с нами.."
Оценка 4.7

Паспорт музея детского сада "Даль былого рядом с нами.."

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
4 кл—7 кл
07.05.2021
Паспорт музея детского сада "Даль былого рядом с нами.."
формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно икон; книг; фотографий; копий писем; макетов кремлей, храмов; планов исторических сражений; посуды в различном проявлении как промышленном, так и авторском; игрушек в различном исполнении и т.д. Задачи: • Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада; • Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности; • Обогащение предметно-развивающей среды детского сада; • Через работу с экспонатами музея знакомить с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта; • Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей; • Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям; • Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России и мира; • Патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание; • Воспитание у дошкольников основ толерантности; воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.
Паспорт музея.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №107

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

 детский сад №107

 

________________ И.С.Лебедева

от «___» ____________20___ г.

 

«Согласовано»

Совет педагогов

Протокол №_____

от «____»_____________ 20____г.

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

«Даль былого рядом с нами»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:                                                                                                                   Васильева Е.Э.                                                                                                                                                             старший воспитатель

МБДОУ детский сад №107  

         

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Паспортные данные

3

2.

Аспекты музейной деятельности

4

3.

Положение о музее

6

4.

План работы по созданию мини - музея

7

5.

Перспективное планирование работы музея

8

6.

Перспектива развития мини - музея

12

7.

Анкета для родителей

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея: «Даль былого рядом с нами».

Профиль мини-музея: познавательный.

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно икон; книг; фотографий; копий писем; макетов кремлей, храмов; планов исторических сражений; посуды в различном проявлении как промышленном, так и авторском; игрушек в различном исполнении и т.д.

Задачи:

·         Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада;

·         Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

·         Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;

·         Через работу с экспонатами музея знакомить с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта;

·         Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

·         Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;

·         Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России и мира;

·         Патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание;

·         Воспитание у дошкольников основ толерантности; воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

·         Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

·         Принцип опоры на интересы ребенка;

·         Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

·         Принцип наглядности;

·         Принцип последовательности;

·         Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Разделы и экспонаты:

В музеи представлены различные виды (по содержанию и художественному исполнению) иконописи, книги, фотографии, копии писем, керамическая посуда, керамические изразцы, корпии ткацких станков, модели транспорта, старинная домашняя утварь и т.д.

Совет мини-музея: 3 человека

Площадь, занятая под экспозицию: музей организован в 2016 году. Под экспозиции выделена комната на первом этаже детского сада. Общая площадь комнаты составляет 7,5 квадратных метров.

Руководитель мини-музея:                                                 

Структура управления мини - музеем:

Руководитель музея планирует, координирует, контролирует работу в музее.

2.      АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

            Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Таким объединяющим средством может стать музей.

            Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врожденным качеством человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

            Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

            В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называются «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

            Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

            В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

·         Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать вариативную часть обще образовательной программы детского сада;

·         Является действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

·         Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

·         Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

·         Мини-музей в детском саду играет роль помещения для психологической разгрузки детей.

           

Формы деятельности:

- фондовая;

- поисковая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Его помещение визуально разделено на четыре центра. На центральной стене размещены иконы: «Сергий Радонежский», «Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия», «Святая Троица Андрея Рублева», «Божья Матерь», «Спас», «Святой благоверный князь Дмитрий Донской», «Святой благоверный князь Александр Невский», «Святая Анна Кашинская», «Святые первоверховные апостолы Петр и Павел», «Святитель Николай Угодник». На правой стене размещены гончарные изделия, глиняная посуда, модели ткацких станков, модели транспорта. На левой стене размещена экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне: копии писем, наградных документов, портреты героев войны. На стене у окна расположена экспозиция Бытовой утвари.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ

Мини - музей «Даль былого рядом с нами»

МБДОУ детский сад №107

1.      Общие положения

1.1.    Музей является тематически систематизированным собранием экспонатов. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

2.      Цели и задачи

2.1.   Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, бережного отношения к культуре народа.

2.2.   Задачами музея являются:

·         Поддержка воспитательно-образовательной работы, и ее участие в пропаганде культуры родного края.

·         Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.

 

3.      Содержание и формы работы

3.1.   Актив музея проводит следующую работу:

 

·      Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;

·      Систематически пополняет фонды музея, путем активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);

·      Обеспечивает сохранность музейных предметов;

·      Создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;

·      Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.

·      Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

 

4.      Руководство работой музея

4.1.   Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит музеем Совет, избираемый на педагогическом совете. Педагогическое руководство музея и его Совета осуществляется старшим воспитателем.

4.2.   Совет музея рассматривает и утверждает перспективные, календарные планы работы, тематико-экспозиционные, заслушивает отчеты о пополнении фонда музея, обсуждает основные вопросы деятельности музея, организует подготовку экскурсоводов.

4.3.   Совет музея создает группы: поисковые, экскурсионные и лекторские.

 

 

 

4.      ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

Этап

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1.

Подготовительный этап

Педсовет.

Родительские собрания.

Анкетирование

Июнь – август 2016г.

1.Определение темы и названия музея

2. Выбор места для размещения.

3. Выбор инициативной группы

2.

Практический этап

Сбор и изготовление экспонатов.

Оформление музея. Подбор экспонатов. Разработка конспектов занятий.

Индивидуальная работа с детьми (подготовка экскурсоводов)

Поддержка порядка в музее.

В течение года

Август – сентябрь 2016г

Февраль – март 2017г

Создание мини-музея

3.

Подведение итогов

Заседание инициативной группы.

Экскурсии в мини-музей

август 2016г

В течение года

Дети – экскурсоводы проводят экскурсии в мини-музее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

1.      Экскурсии, просветительская работа

2.      Мастер-классы, семинары

3.      Обмен опытом

4.      Работа с родителями

5.      Пополнение музея экспонатами

6.      Составление альбома участников создания мини - музея и каталога экспонатов

месяц

содержание

задачи

участники

Сентябрь

Оформление стенгазеты «Один день из жизни семьи» (средняя группа), Составление фотоальбома «Моя родословная» (старший дошкольный возраст); Составление карты – схемы детского сада; Создание коллажа: «Мой детский сад и близлежащие улицы»; Проектная деятельность: «Происхождение моей фамилии», размещение выставочных материалов;  выставка Библий различных изданий, художественного исполнения, формата.

Формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках, об особенностях их поведения, их взаимоотношений; способствовать проявлению интереса к семейным делам; содействовать становлению способов бесконфликтного поведения в семье. Воспитывать  привязанность ребёнка к семье, углублять представления о семье, о том, где работают родители.

Познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей. Приобщать к различным национальным культурам. Закреплять и расширять знания детей о сотрудниках детского  сада, его расположение, адрес, соблюдение правил безопасного  поведения в группе и на улице.

Познакомить с Библией, объяснить, почему Библию называют Книгой книг, продемонстрировать различные издания, форматы Библии.

 

Руководитель мини – музея, воспитатели, дети, родители

Октябрь

Демонстрация икон: «Сергий Радонежский», «Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия», Создание коллажей: «Осенний лес», «Невская битва» (старший дошкольный возраст); Создание фонотеки духовной музыки; Создание альбома с открытками «Осенние приметы Тверского края», альбома с репродукциями картин тверских художников; пополнение экспозиции народно – крестьянской утвари. 

Знакомить с жизнью Сергия Радонежского.

Формировать интерес к русским народным приметам.

Познакомить с историей нашествия татар, покорения России и подвигом Александра Невского.

Знакомить с духовной музыкой.

Знакомить с характерными для октября явлениями природы. Знакомить с народными обычаями и праздниками.

Формировать эстетический вкус через любование и понимание картин художников, изображающих Тверской край осенью.

Знакомить с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Знакомить со старинными орудиями труда – цепом и серпом.

 

Руководитель мини – музея, воспитатели, дети, родители

Ноябрь

Знакомство с иконой «Святая Троица Андрея Рублева»; Обогащение фонотеки записями военных маршей, флагами, атрибутикой военных разных времен (шлемы, кивера, пилотки, безкозырки, фуражки, бинокли, штурвалы и т.д.), фотографиями и репродукциями различных времен с изображением баталий, боев, парадов и т.п. Организация выставки «Российские воины»

Пополнить фонд д/с новыми экспонатами глиняной посуды, Калязинскими изразцами.

Познакомить с «Тайной Троицы», объяснить единение Трех лиц.

Познакомить с разными школами и техниками иконописи.

Познакомить с историческими корнями происхождения нового государственного праздника «День народного единства».Формировать представление о родном городе – красавце, труженике, о его достопримечательностях, памятных местах, уютных уголках.

Воспитывать гордость за то, что ты – житель своего родного города, желание помогать взрослым в благоустройстве города и украшении.

 

Руководитель мини – музея, воспитатели, дети, родители

Декабрь

Организация выставки «Новогодние и рождественские игрушки»; Приобретение экспонатов: «Тверская матрешка», «Тверская деревянная игрушка», Подготовка и организация экскурсии на данную тему.

Содействовать развитию эстетического восприятия образцов новогодней и рождественской игрушки, научить находить различия между Новогодней и Рождественской игрушкой. На народных традициях создания игрушек воспитывать чувство уважения к обычаям народов Тверского края, интерес к народно-прикладному творчеству.

Руководитель мини – музея, воспитатели, дети, родители

Январь

Организация выставок: женского рукоделия, образцов изделий Торжокских золотошвей; Продолжать обогащать фонд музея предметами крестьянского быта; «Всему можно научиться – важно не лениться» - мастер – класс для детей подготовительной группы по изготовлению обереговой куклы «Рождественский ангел».

Обогащать представления о предметах крестьянского быта (утюг, чугунок, вышитое полотенце, лапти). Воспитывать бережное отношение к предметам быта.

Вызывать чувство восхищения мастерством торжокских вышивальщиц.

Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умениями самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

Руководитель мини – музея, воспитатели, дети, родители

Февраль

Создание карты с обозначением пути следования Афанасия Никитина в Индию; Организация выставки «Мои любимые книги»; «Глаза страшатся, а руки делают» - мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению обрядовой куклы «Домашняя Масленица».

 

Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства. Формировать

представления о музеи.   Способствовать совместному творчеству детей и родителей. Знакомить со знаменитыми земляками. Вызывать чувство гордости за совершенные этими людьми подвиги.

 

Руководитель мини – музея, воспитатели, дети, родители

Март

Организация выставки «Как у наших мамочек – золотые ручки»; изготовление альбома «Калязенское кружево», Создание альбома с репродукциями картин И.И.Левитана

 

 

Прививать интерес и любовь к Кружевным изделиям, как виду народного художественного творчества. Учить детей «читать» картины, развивать умение называть и узнавать времена года.

 

Руководитель мини – музея, воспитатели, дети, родители

Апрель

«Игрушечных дел мастера» - мастер-класс на выставке детского творчества по изготовлению обрядовых тряпичных кукол «Веснянка», «Птичка»; Организация книжной выставки: «Человек в космосе».

Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства Расширять представления детей о космических полетах, обобщить имеющиеся у них знания и представления о космосе.

Руководитель мини – музея, воспитатели, дети, родители

Май

Анкетирование родителей старших и подготовительных групп

Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы.

Руководитель мини – музея, воспитатели, дети, родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ - МУЗЕЯ

- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;

- пополнение альбома и каталога музея;

- мастер-классы для воспитателей и родителей;

- индивидуальная работа с детьми;

- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №107

1.      Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.      В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребенком? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.      Как Вы могли бы объяснить своему ребенку, для чего существуют музеи? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.      Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.      Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.      Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.      Приведет ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.      Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

9.     

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №107 «Утверждаю»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №107 «Утверждаю»

СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспортные данные 3 2

СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспортные данные 3 2

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ Наименование мини-музея : «Даль былого рядом с нами»

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ Наименование мини-музея : «Даль былого рядом с нами»

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы деятельности: - фондовая; - поисковая; - научная; - экспозиционная; - познавательная

Формы деятельности: - фондовая; - поисковая; - научная; - экспозиционная; - познавательная

ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ Мини - музей «Даль былого рядом с нами»

ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ Мини - музей «Даль былого рядом с нами»

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ №

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ №

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Создание фонотеки духовной музыки;

Создание фонотеки духовной музыки;

Торжокских золотошвей; Продолжать обогащать фонд музея предметами крестьянского быта; «Всему можно научиться – важно не лениться» - мастер – класс для детей подготовительной группы по…

Торжокских золотошвей; Продолжать обогащать фонд музея предметами крестьянского быта; «Всему можно научиться – важно не лениться» - мастер – класс для детей подготовительной группы по…

Май Анкетирование родителей старших и подготовительных групп

Май Анкетирование родителей старших и подготовительных групп

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ - МУЗЕЯ - подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов; - пополнение альбома и каталога музея; - мастер-классы для воспитателей и…

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ - МУЗЕЯ - подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов; - пополнение альбома и каталога музея; - мастер-классы для воспитателей и…

Приложение 1 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Приложение 1 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2021