Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты.
            
        
        
        
                    
                
                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17  (МБДОУ д/с №17)
городского округа Кинешма
Адрес: 155800, г.Кинешма Ивановской области, пер. Дунаевского, д. 12,
тел./факс 8(49331)34182
 17@ 
 yandex
 
email: kindetsad
 
 .  ru
_______________________________________________________________________________________
Разработала воспитатель:
Командина Надежда Ивановна.
Паспортные данные минимузея
 Профиль музея:  познавательный.Актуальность .
Народное декоративноприкладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть 
культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства  близки, понятны и 
дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к 
прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на 
глубоких художественных традициях, Народное искусство входит в жизнь и культуру 
народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.
В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое 
значение придается искусству. По словам А.Б.Салтыкова, весь мир – предмет искусства, 
который является специфической формой труда и «одним из видов проявления 
человеческого творчества».
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной 
сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в 
практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру,
представляя ее в условноперевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, 
сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения 
ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – 
радость, изумление, восхищение, озорство, нежность
Цели:
 Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями музея.
 Расширять кругозор; воспитывать познавательные интересы и способности.. Помочь детям 
овладевать навыками поисковой, исследовательской деятельности.
Задачи:
приобщать дошкольников к культурноэстетическим ценностям, побуждать к творческой 
деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать 
познавательные интересы;
выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;
приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозициями художественных музеев;
формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного 
искусства;
развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
повышать культурный уровень педагогов и родителей.
формирование у дошкольников представления о музее
Музейные экспонаты собраны по следующим принципам:
 Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с 
разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т 
д. Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать 
разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными 
своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее; рисование 
картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными 
игрушками.
 Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой 
культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к 
социуму).
 Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, 
поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь 
созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода 
на диалоговую форму обучения.
 Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны, : «Народная игрушка» – 
глиняные игрушки (дымка, филимоново, каргополь), льняные, деревянные (матрёшки,
богородские), фарфоровые; «Декоративноприкладное искусство» – посуда, игрушки
и разнообразные предметы представляющею хохлому, городец, гжель, жостово, 
писанки.
 Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
 Принцип безопасности: минимузей не создаёт угрозу здоровью и безопасности 
дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.
 Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства 
детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, 
отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
 Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей 
и благодаря чему реализуются права ребёнка.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ.
В нашей группе существует минимузей «По дороге к искусству», 
Минимузей в группе, родился с малого – выставки, посвященной декоративно –
прикладному искусству. По мере накопления экспонатов возникла необходимость 
расширения..
Коллекции минимузея располагаются в специально отведенном месте, где на полках 
находятся доступные для детей экспонаты  и используются ими для сюжетноролевых игр, 
для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе 
непосредственно образовательной деятельности. 
Некоторые сувениры, такие как: «цветы в вазе», «Лесовичок», «дерево счастья» выполнены
воспитателями и родителями.».
Собраны загадки, стихи и произведения о декоративноприкладном искусстве, которые 
могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в 
самостоятельной игровой деятельности детей.
Игры и атрибуты для игр расположены на нижней полке. Дети могут использовать их 
самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом 
в процессе непосредственно образовательной деятельности.Каждый выставочный экспонат – результат общения, совместной работы воспитателя, 
детей и их родителей. Выставочные полки постоянно пополняются новыми экспонатами.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, стали в старшем возрасте наиболее 
благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий,
приобретают познавательный интерес к «настоящему» музею.
У ребенка появился шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к 
культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и 
выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с 
ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Залог успешного и востребованного хорошего минимузея – его интерактивность в нашем 
детском саду. Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, посуду, картины – они 
чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания 
экспоната, легче усваивают материал. Организация занятий в минимузее предполагает и 
различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты
музея, рассказанные игровыми персонажами: домовенком Кузей, Котом в Сапогах, Бабой 
Ягой, помогут подругому сформировать интерес и донести до детей материал доступно. 
Направления инновационной работы:
Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея,
картинной галереи, детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.
Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИМУЗЕЯ
– Подбор детской литературы,  детских мультфильмов и наглядного материала ( сюжетной 
картинки).
– Проведение экскурсий для других групп детского сада
На базе минимузея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по 
разным видам деятельности.
развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного 
искусства
Ожидаемый результат:
РАЗДЕЛЫ И ЭКСПОНАТЫ:
В МИНИ – МУЗЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РАЗНЫЕ ВИДЫ ЭКСПОНАТОВ ДЕКАРАТИВНО 
ПРИКЛАДНОГО ИСКУСТВА –
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
ГЖЕЛЬ РОСПИСЬ
МАТРЕШКИ – КУРСКОЙ, СЕМЕНОВСКОЙ РОСПИСИ
СУДЖАНСКАЯ КЕРАМИКА 
КОЖЛЯНСКАЯ СВИСТУЛЬКА.
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА.
ТУЛЬСКИЙ САМОВАР.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.
ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ.
ГОРОДЕТСКАЯ РОСПИСЬ.ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МИНИ МУЗЕЯ «По дороге к искусству»
1 ПОПОЛНЕНИЕ МУЗЕЯ ЭКСПОНАТОМИ.
2 СОСТАВЛЕНИЕ КАТАЛОГА ЭКСПОНАТОВ.
3 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
4 ЭКСКУРСИИ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.
5 ОБМЕН ОПЫТОМ.
6 МАСТЕР – КЛАССЫ, СЕМИНАРЫ.
Содержание
ОТКРЫТИЕ МИНИ – МУЗЕЯ.
ПОЗНАКОМИТЬ С ОБЩЕЙ
ЭКСПОЗИЦИЕЙ.
«ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ 
РУССКОЙ МАТРЁШКИ»
«ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»
«СИНЕ – ГОЛУБАЯ ГЖЕЛЬ»
«ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»
«БОГОРОДСКИЕ ИЗДЕЛИЯ»
«КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА»
«ВЕСЁЛЫЙ ГОРОДЕЦ»
Задачи
РАЗВИВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ О МУЗЕЯХ.
ПОЗНАКОМИТЬ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В 
МУЗЕИ. СОДЕЙСТВОВАТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОМУ 
ВОСПРИЯТИЮ ПРЕДМЕТОВ ДЕКОРАТИВНО  
ПРИКЛАДНОГО ИСКУСТВА. УЧИМ СРАВНИВАТЬ И 
АНАЛИЗИРОВАТЬ, РАЗВИВАЕМ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ 
ВКУС.
ПОЗНАКОМИТЬ С САМОЙ ПОПУЛЯРНОЙ НАРОДНОЙ
ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКОЙ – МАТРЁШКОЙ.
УЧИТЬ РАЗЛИЧАТЬ РАЗНЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ 
МАТРЁШКИ; ПРОДОЛЖАЕМ ВОСПИТЫАТЬ ДЕТЕЙ 
НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ.
РАЗВИВАТЬПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ РОССИИ 
ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ, ПРАЗДНИКАХ 
НА ПРИМЕРЕ ДЫМКОВСКОГО ПРОМЫСЛА; 
СФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ 
РОСПИСИ ПРОМЫСЛА, ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ 
УЗОРА.
ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬ С РУССКИМИ 
НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ, В ЧАСНОСТИ С 
ГЖЕЛЬСКОЙ КЕРАМИКОЙ; УЧИМ ОПРЕДЕЛЯТЬ 
КАЛОРИТ РИСУНКА, ФОРМУ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ 
ЗАМЫСЕЛ; ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТИЧЕСКУЮ 
ГОРДОСТЬ.
ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬ С МАСТЕРАМИ 
ДЕРЕВЯННЫХ ДЕЛ И С ТЕХНИКОЙ РОСПИСИ 
ПОДЕРЕВУ; УЧИМ РАЗЛИЧАТЬ ТЕХНИКУ 
ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ; ВОСПИТЫВАЕМ ИНТЕРЕС 
К РУССКИМ НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛАМ И ЖЕЛАНИЕ 
ИХ ИЗУЧАТЬ.
ПОЗНАКОМИЬ ДЕТЕЙ С ИСТОРИЕЙ БОГОРОДСКОГО 
ПРОМЫСЛА; ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА РУССКИХ 
НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ, ПЕРИКЛИКАНИЕ 
МАСТЕРСТВА И ФОЛЬКЛОРА В ИЗГОТОВЛЕНИИ 
ДАННОЙ ИГРУШКИ.
ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛОМ 
КУРСКОГО КРАЯ, С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ 
ИЗГОТОВЛЕНИЯ, РОСПИСЬЮ; ПРИОБЩЕНИЕ К 
РУССКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ.
ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬ С РУССКИМ 
НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛОМ – ГОРОДЕЦ; УЧИМ 
УЗНАВАТЬ ГОРОДЕТСКУЮ ТЕХНИКУ РОСПИСИ;« РУССКАЯ НАРОДНАЯ 
ИГРУШКА»
ВОСПИТЫВАЕМ ИНТЕРЕС К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОЙ 
ИСТОРИИ.
ОБОГАЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛИНЯННОЙ ИГРУШКЕ – 
ФИЛИМОНОВСКАЯ, КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКОЙ; 
РАССКАЗ ОБ ИСТОРИИ ПРОМЫСЛОВ, ОПИСАНИЕ 
ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ; УГЛУБЛЕНИЕ 
ЗНАНИЙ О НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ.
 Правила поведения в музее.
В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.
Минимузей
Минимузей