«Патриотическое воспитание дошкольников»
Одним из основных принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» прописано, что система образовании призвана обеспечить «воспитание патриотов России» и направлена на «воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Патриотическое воспитание – это «один из факторов формирования и развития человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя процветания России, защиты ее государственных интересов, психологической готовности и профессиональной способности защищать интересы Родины».
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в нашем детском является для меня одним приоритетных направлений. Данная работа ведется несколькими блоками:
1. «Моя страна»
2. «Мой любимый город»
3. «Природа»
4. «Детское творчество».
В моей группе нашего детского сада расположен уголок патриотического воспитания, оформленный мною. Наполняемость уголков зависит от возрастных особенностей детей.
В детском садике узнали
Мы прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, Родина, Москва.
Воспитание патриотизма должно осуществляться комплексно через развитие и обогащение всех сфер деятельности дошкольника. Я провожу множество мероприятий с воспитанниками: игра-путешествие «Наша родина Россия», НОД с элементами дидактической игры «Флаг России», «Фотоэкскурсия по символам и значимым объектам страны».
В нашей группе стало традицией проводить совместные спортивные развлечения детей и родителей: «Защитники Отечества», «Богатыри Земли русской», «Путешествие в космос» и др.
Традиционно проводим мероприятия ко Дню Победы: музыкальные мероприятия «Никто не забыт, ничто не забыто», «Ради жизни на земле», литературная гостиная «Цена Победы».
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
Региональный компонент способствует включению воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Омской области. Организация работы с учетом регионального компонента в ДОУ планируется ежедневно в режиме дня, а также НОД осуществляется систематически 1 раз в неделю.
Ко дню города Кирова мои воспитанники принимают участие в конкурсе рисунка «Родной город глазами детей», была создана выставка «Достопримечательности нашего города».
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть!
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Мною с детьми ежегодно проводятся Акции Добра: «Посади дерево», «Домик для пернатых друзей», «Сделаем наш сад краше» и др.
В этом году мы с ребятами провели неделю театра. Дети совместно со мной, вторым педагогом и родителями готовили постановки. Одной из постановок была премьера спектакля «Эко - Теремок», направленного на привитие любви к красоте родной природы, бережному отношению к окружающей среде.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует!
Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Мои воспитанники становятся участниками, победителями городских и всероссийских конкурсов, фестивалей, имеющих патриотическую направленность: «Служу России», «Наша армия – наша сила», «Светлая пасха», «Венок русских хороводов», «Живая старина», «Единство во имя мира», «Защитники Отечества родного», «Дети за мир на планете Земля», «Богатство края моего», «Салют победного мая» и другие.
В настоящее время патриотическое воспитание актуально как никогда. Дети перестали читать русские народные сказки, в семьях перестали ценить традиции: современный мир стал затягивать нас в социальные сети, в виртуальные миры. Детство – это пора, имеющая основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания патриотических чувств. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Важно, чтобы дети научились быть благодарными, внимательными и заботливыми, преодолевали эгоизм и учились бескорыстному поведению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.