Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с малой Родиной
Оценка 4.9

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с малой Родиной

Оценка 4.9
docx
26.09.2024
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с малой Родиной
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с малой Родиной.docx

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с малой Родиной

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о том, что основа патриотического воспитания – использование неограниченных возможностей ближайшего окружения для расширения кругозора, представлений о малой и большой Родине, воспитания патриотических чувств, формирования активной гражданской позиции.     Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине (В.А. Сухомлинский). В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей. Вакуум, образовавшийся в нашем обществе в сфере нравственно-патриотического воспитания, уже обернулся большими проблемами для государства в целом и для каждого из нас в отдельности. Проблема приобщения детей к национальной культуре сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций  из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью.  Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых, в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны.                                         Утрата культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и неразвитостью чувств детей, что  приводит к эмоциональной глухоте, без духовности. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Его важность подчеркивается в государственных документах в области образования:  Федеральном законе  «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и другие, в которых говорится о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные  качества. На современном этапе дошкольное образование - первый, самый важный уровень образования. Во ФОП ДО, ключевым принципом служит поддержка разнообразия детства, предполагающая развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками в привлекательных видах деятельности. Также подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Патриотическое воспитание детей - сложный процесс. В его основе лежит развитие чувств, эмоциональной сферы, обусловленных духовным климатом общества, историческими корнями. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой родине, возвращение к вековым корням. Формирование гармоничной личности ребенка, его самостоятельности и социальной значимости всегда было предметом особого внимания всех социальных институтов общества. Нет, и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина для маленького человека. История и культура округа, города, края должны стать основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: это общение, созидание, сотворчество детей и взрослых. В дошкольном возрасте базовым этапом формирования патриотических чувств следует считать накопление ребенком социального опыта жизни о том уголке страны, где он живет, воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему: близким, детскому саду, родной стране. Знания только тогда влияют на развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями - интересом к окружающему миру, эмоциональной отзывчивостью на событии близкого мира. В основе образовательной работы лежит также развитие чувств. Важно не только обогащать впечатления, но и воспитывать чувства и отношения, развивать эмоциональную отзывчивость: умение видеть, понимать красоту и значимость близкого окружения, бережно относиться к нему  и дорожить им. Главное в патриотическом воспитание – разбудить чувства детей, найти отклик в их сердцах на происходящие события жизни, наполнить её интересной и содержательной  деятельностью. Только чувства способны построить прочные барьеры для положительных поступков и эмоционального отношения к ценностям. Однако без помощи взрослого детям трудно выделить в окружающем значимое и характерное, необходимо направить их восприятие на происходящие события в окружающей жизни, чтобы они ценили прошлое и дорожили настоящим. Это требует глубокой и ответственной работы со стороны воспитателей и родителей. Успеха в воспитании можно добиться, если воспитатель любит родные места, постоянно пополняет свои знания о них. Воспитание любви к Родине разносторонне: это любовь к семье, родному дому, природе, истории и культуре своего города и края, бережное отношение ко всему, что создано людьми старшего поколения и сохраняется земляками. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотические чувства перерастают в любовь к Отечеству. Воспитание на событиях края способствует оживлению обучения, активности познания, формированию глубокой привязанности к родным местам, так как понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями.  Чем больше ребенок знает о родных местах, тем ответственнее и бережнее он относится к своей земле. Можно начать с малого, например: приучать к чистоте и порядку вокруг себя, вызывать желание совместно трудиться, бережно относиться к окружающему, как части Земли, совершать добрые поступки на примере взрослых. Патриотическое воспитание предполагает воспитание нравственных качеств личности: трудолюбия, эмоциональной привязанности, чувства собственного достоинства, выражающихся в нравственном поведении и поступках человека: уважении к народу, его традициям. Патриотическое воспитание есть социализация, социальное окружение – первые воспитатели, знакомящие с малой родиной и общечеловеческими ценностями, которые должны войти в сердце ребенка как самое дорогое и стать частью души. Как говорилось выше, ведь именно в дошкольные годы закладываются основы социокультурных ценностей и отношений. Среди них история Отечества имеет первостепенное значение, способствует патриотическому воспитанию и гражданскому становлению личности. Педагогическая работа по использованию регионального компонента предусматривает обогащение содержания образовательной среды сведениями о родном крае. Эта тема создает повод для взаимодействия детей и взрослых и помогает воспитать в молодом поколении уважение к прошлому. Любовь к Отечеству испокон века была яркой чертой русских людей. Она проявлялась в их образе жизни: привязанности к родной земле, своему народу, уважении к истории и достижениям культуры. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Однако мало любить родную землю, необходимо знать её историю и культуру. Патриотическое воспитание ориентирует на новые формы работы: вернуться к вековым традициям народа, вызвать у дошкольников интерес к истории и его культуре – задачи первостепенной важности. Таким образом, чувство любви к Родине нужно заботливо «взращивать», прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле. Только тот, кто любит, ценит и уважает, накопленное, и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.  


 

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с малой

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с малой

В дошкольном возрасте базовым этапом формирования патриотических чувств следует считать накопление ребенком социального опыта жизни о том уголке страны, где он живет, воспитание эмоционально-ценностного отношения…

В дошкольном возрасте базовым этапом формирования патриотических чувств следует считать накопление ребенком социального опыта жизни о том уголке страны, где он живет, воспитание эмоционально-ценностного отношения…

культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2024