Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.
Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую
актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных
отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и
физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из
важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая
культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются
мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований
личности, как гражданственность и патриотизм.
Патриотизм одно из наиболее глубоких человеческих чувств,
закрепленных тысячелетиями, важнейшее духовное достояние личности,
характеризующее высший уровень ее развития и проявляющееся в ее активно
деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм это не природное
генетически обусловленное качество, а социальное, и потому не наследуется, а
формируется.
Спортивнопатриотическое воспитание это систематическая и
целенаправленная деятельность по формированию физически и духовно
развитой личности, готовой к выполнению конституционного долга, морально
стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким
уровнем гражданственности и патриотического сознания, чувства верности
своему Отечеству.
Одним из важных направлений в спорте является патриотическое
воспитание подрастающего поколения. Современное общественное развитие
России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую
актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания
молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи
все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной
политике. Это означает, что и нам, педагогам, исключительно важно, каким
будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли
роль гражданина и роль патриота.
Задачи патриотического воспитания:
1. Формирование у воспитанников взглядов и убеждений по вопросам
патриотизма и межнациональных отношений на основе сохранения и развития
чувства гордости за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать
на защиту государственных интересов страны.
3. Организация практической деятельности воспитанников ДЮСШ по
формированию патриотического поведения и культуры межнациональных
отношений.Формирование у воспитанников патриотизма и культуры межнациональных
отношений выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения
к Родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышенных чувств
патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине,
проявляется чувство ответственности за ее могущество и независимость,
сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и
достоинство личности.
Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма
и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей
спортсменов в образовательном, соревновательном и внеучебном процессе.
Особенно важна эта проблема в детском спорте, так как именно в этом возрасте,
на раннем этапе спортивной подготовки происходит интенсивное формирование
личности спортсмена идет процесс накопления опыта поведения человека.
Сегодня спорт молодеет. Юные воспитанники познают науку побеждать.
Побеждать собственное «не могу и не хочу», физические нагрузки, уважать свой
труд и труд партнера, тренерапреподавателя. Каждодневные тренировки
формируют у занимающихся волю, характер, настойчивость в достижении цели,
умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных
сложных ситуациях, своевременно принимать решение, разумно рисковать или
воздержаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с партнером, соревнуется
с соперником и обогащается опытом человеческого общения, учится понимать
других. Таким образом, через спорт, личный контакт тренера и воспитанника
происходит воспитание в широком смысле слова.
В группах начальной подготовки тренерпреподаватель, используя беседы,
формирует у занимающихся самые общие представления о семье как важнейшей
жизненной ценности, бережное, заботливое отношение к старшему поколению
россиян, трудолюбие на тренировочных занятиях, смелость и настойчивость в
достижении цели, устойчивость к негативным факторам, любовь к России
стране, где они родились и растут. По мере взросления представления о
патриотизме и гражданственности у воспитанников в учебнотренировочных
группах и группах спортивного совершенствования становятся гораздо шире и
глубже.
Педагогическое сопровождение тренировочного процесса заключается в
сообщении знаний о социально значимых ценностях с помощью индивидуальных
и коллективных бесед, диспутов, встреч с известными спортсменами, на
которых обсуждаются вопросы проявления мужества и чести, проявляемых во
время спортивных соревнований, освещении славных событий истории страны, о
правильной организации жизни и деятельности в системе воспитательных
физкультурных мероприятий, которые должны создавать условия, чтобы
практическая деятельность соответствовала принципам поведения,
установленным в обществе.
Развивая чувство патриотизма и любви к Родине педагогический коллектив
использует все возможности тренировочного процесса и мероприятий внезанятий, формируя у занимающихся мотивацию к занятиям спортом,
нравственные и гражданские позиции по отношению к окружающим людям.
Можно отметить, что всем, занимающимся в спортивной школе, есть с кого
брать пример.
Поощрение родителей за воспитание особо отличившихся детей,
выступления перед большой аудиторией своих сверстников дает положительный
настрой всем собравшимся и желание быть лучше, повышать свое спортивное
мастерство.
Выступления на традиционных ежегодных соревнованиях, посвященных
«Дню защитника Отечества» и «9 мая – День Победы» дают возможность
показать профессионализм и результат работы своего тренера, своей школы,
продемонстрировать собственный талант, спортивные наработки и достижения.
Кроме того, выступая, спортсмены дают возможность зрителям приобщиться к
миру спорта, ощутить положительные эмоции, а для родителей и тренеров это
дополнительный повод гордиться своими воспитанниками.
Достижение высоких спортивных результатов на основе разносторонней
подготовки и выступления на соревнованиях высокого ранга: чемпионатах
Европы и Мира, первенстве и чемпионате России дает новый импульс
формированию глубоких эмоциональных переживаний, моральноволевых
качеств, позволяющих положительно влиять на рост спортивного мастерства,
опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Целенаправленная
работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и
спорта, обеспечивает формирование патриотических чувств у занимающихся.