О работе школьного музея, который вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Патриотическое воспитание подрастающего поколения во все времена было и остается важнейшей задачей воспитательного процесса, потому как патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств любви к своей Родине, своему народу, его истории, культуре и традициям…
«Роль музейной педагогики в социальном воспитании подрастающего поколения».docx
«Роль музейной педагогики в социальном воспитании подрастающего поколения»
Чувство Родины нужно заботливо взращивать,
прививать духовную оседлость.
Если не будет корней в родной местности,
в родной стороне, то будет много людей,
похожих на иссушенное растение перекатиполе.
Д.С.Лихачев
Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в
культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед, поэтому роль музейной педагогики очень
важна в социальном воспитании подрастающего поколения. С раннего возраста человек начинает осознавать себя
частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание
патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и
надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, культуру, быт и традиции своих предков,
никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет
знать им цену. Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального
образа жизни. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика.
Понимая потенциальные возможности школьного музея, как универсального инструмента обучения и воспитания
учащихся, приобщения их к общественно полезной деятельности по охране культурного наследия родного края в
школе разработана специальная программа развития школьного музея для воспитания духовнонравственных,
гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в
стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной
культуры, своей земли.
Школа… Перед ней всегда стоит немало задач, над которыми трудится педагогический коллектив. Конечно,
главными из них является обучение, потому что «какой мы не возьмем язык и век, всегда стремится к знанью
человек». Но всегда рядом с обучением стоит и воспитание, потому что «какое семя посеешь в землю, такого
следует ожидать и плода». А уж патриотическое воспитание подрастающего поколения во все времена было и
остается важнейшей задачей воспитательного процесса, потому как патриотизм – это одно из наиболее глубоких
чувств любви к своей Родине, своему народу, его истории, культуре и традициям… Более того, патриотизм – это
и служение обществу и стране.
Как научить любить Родину, как вырастить из этих таких разных внешне и внутренне мальчишек и девчонок
патриотов и своего села, и своего края, и своей Родины? И при этом важно еще совместить эту любовь к любви ко
всему миру!
Методов и способов здесь множество. Но, на мой взгляд, наиболее действенным и доступным является школьный
музей, так как вся его деятельность неразрывно связана с жизнью нашего села, его людьми. Так в 2001 году в
нашей Свободненской школе появился школьный музей «Целина», который в этом году получил «новое
рождение», был переоформлен и перенесен в более светлое и просторное помещение. Его торжественное
открытие состоялось 25 апреля в этом году. А его название «Целина» предопределено самой жизнью: село –
ровесник целины и в нынешнем году оно отмечает свое 60летие. Конечно, хочется отметить труд организаторов
и создателей музея в лице библиотекарей П.А.Бережной и Э.Г.Шефер. Они не ставили целью сделать музей лишь
летописью целины.
Стенды, выставки, альбомы, экспонаты повествуют не только о первоцелинниках. Здесь собрано немало
материалов о простых тружениках села, ветеранах войны и тружениках тыла, о воинахафганцах. Здесь можно
познакомиться и с первыми покорителями целины и с теми, кто потом продолжил их дело, с первыми педагогами
школы, воспитателями детского сада и с теми, кто сегодня трудится на педагогическом поприще. Учащимися кружка «Краеведение» ведется большая поисковая работа по сбору материалов для музея. Ими
собраны недостающие сведения о многих первоцелинниках и участниках Великой Отечественной войны;
оформлены буклеты, рассказывающие о их жизни и биографии. Спасибо односельчанам, которые с большим
пониманием относятся к работе, проводимой учениками, делятся своими воспоминаниями, и передают в музей
документы, фотографии, награды.
Проводятся экскурсии по музею, учителя стремятся объяснить ребятам, что такой грандиозный проект, как
освоение миллионов гектар целинных земель, рождение новых сел, городов и поселков не исчезли бесследно в
человеческой истории. Конечно, в целинной эпопее было немало перекосов и просчетов, которые сегодня коекто
стремится вменить в вину первоцелинникам. Но абсурдность этой теории в полной мере разрушают миллионы
центнеров первоклассного зерна, собираемого ежегодно в Казахстане. И это все нужно донести до сознания
учащихся, оставить для грядущих поколений. А оставить нам есть что, и есть о ком рассказывать, ведь наше село
– это не только село, рожденное целиной, это и село, где творили настоящие трудовые подвиги и первоцелинники,
и те, кто пришли за ними следом. Именно они собирали на некогда ковыльной степи небывалые урожаи зерна,
выращивали скот, надаивали цистерны молока, а еще строили жилье, производственные объекты, растили сады,
украшали село цветами. Сегодня многих из них уж нет, но живы их дети, внуки, которые по праву зовутся детьми
целины и с гордостью вспоминают своих родителей, оставивших на земле свой неповторимый след. И, конечно, не
их вина, что не все понимают, какое они получили бесценное наследие, перестав заботиться о земле, истощая ее
запасы. А в памяти сегодняшних ветеранов целины: З.М.Перко, З.А.Нестеровой, А.Г.Языковой, М.А.Правды,
Ф.А.Бережного, В.А.Городцовой, В.А.Скарга, П.П.Колосуниной, Ф.Г.Фоломкиной, Л.Г.Штуки, М.Е.Кравец, еще
свежи воспоминания о тех, кто вместе с ними обживал этот суровый степной край, добивался небывалых
трудовых побед. И среди них хлеборобы И.М.Шулик, В.Г.Соломаха, С.Т.Гулавский, А.Г.Языков, В.А.Скарга,
Г.С.Шаронов, А.Н Нестеров, А.М.Бабасюк, доярки и свинарки Сердюк М.С., Прокопец Л.В., Райм Л., строители,
ученые, агрономы Кудабергенов , Хабиров М.С, Нестерова Н.Я., Макарова А. и многие другие.
Это о них говорят стенды и экспонаты нашего музея: «Целина, ты – в сердце поколений!», «Страницы целинной
летописи», «Будни великих строек» и многие другие, где собраны воспоминания первоцелинников, их фотографии
и фотографии тех первых целинных лет. Немалый интерес у школьников вызывают многочисленные награды
целинников, присвоенные им за поднятие целины и которые наш музей бережно хранит. И сегодня, в канун 60
летнего юбилея Целины, проводя с учащимися беседы, рассказывая о тех далеких уже годах, педагоги стремятся
донести до их сознания всю важность и особенность той поры, видеть в ней и героизм труда, и патриотизм будней,
что и является одной из важнейших задач гражданско – патриотического воспитания школьников. Да, это, сегодня
является действенным, целенаправленным, нравственно – обусловленным процессом подготовки подрастающего
поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному
труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей.
В школьном музее ребята приобщаются к исследовательской, собирательской, оформительской, экскурсионно
лекторской и другим видам деятельности, приобретая тем самым навыки позитивного социального поведения.
Важнейшим воспитывающим фактором музейной педагогики являются организуемые в школьном музее встречи
с интересными людьми, героями войны и труда нашей живой памятью, встречи, где учащиеся получают
уникальные нравственные уроки общения, доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что даст
им силы для будущей сложной жизни в современном обществе. Кроме того, школьный музей и его
исследовательская деятельность это не только одна из форм краеведческой работы, направленной на
формирование чувства патриотизма у учащихся, расширение образовательного пространства. Его особенностью, с
полным правом, считается тот факт, что вся деятельность музея неразрывно связана с жизнью села, его людей, с
вовлечением детей в поисковоисследовательскую деятельность по месту жительства. А это один из многих
полезных и эффективных форм и методов педагогического воспитания.
Конечно, о Целине написано немало книг, создано художественных и документальных фильмов. Но насколько
доходчивее и эффективнее слышать из уст первоцелинников рассказ о том, как они приехали холодным
мартовским днем в степь, где кроме снега ничего не было, как вбивали первый колышек, как жили в палатках, как
прокладывали первую борозду, собирали первый урожай зерна… И об этом на встречах с учениками,
рассказывают свидетели той далекой поры, того другого поколения.
Когдато один древнегреческий мыслитель Ф.Мегарский заметил, что «родить и развить человека телесно легче,
нежели воспитанием вложить в него добрые мысли и дела». Да, это сложно и потому мы, педагоги, призванные учить и воспитывать, стремимся всеми доступными средствами и методами вырастить из наших детей настоящих
людей: тружеников, патриотов, интернационалистов, готовых и на труд, и на подвиг.
Копылова Г.В., руководитель школьного музея «Целина»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.