Занятие № 2. Тема: «Сигналы светофора и регулировщика».
Цель: повторить и закрепить знания о сигналах светофора и регулировщика.
Учебно-наглядные пособия: комплект моделей светофоров, жезлы регулировщиков, схемы перекрестков, макет улицы. Таблица «Сигналы регулирования дорожным движением».
Ход занятия. Учитель рассказывает о том, что в настоящее время движение на улице немыслимо без регулирования с помощью светофоров и регулировщиками. Движение регулируют для того, чтобы сделать его безопасным, установить очередность в движении пешеходов и машин на перекрестках. В необходимых случаях регулированием обеспечивается беспрепятственный проезд специальных машин пожарных, милицейских, скорой помощи, аварийных и т. д.
Светофоры применяются для регулирования движения на перекрестках, площадях и пешеходных переходах, для сигнализации на железнодорожных переездах.
В условиях все возрастающей интенсивности движения в городах в целях безопасности и максимальной пропускной способности городских улиц стало необходимо регулировать движение не только транспорта, но и пешеходов. Для этого применяют транспортные и пешеходные светофоры. В зависимости от числа сигналов, подаваемых в одном направлении, транспортные светофоры бывают одно-, двyx- и трехсекционными, а также с дополнительными секциями со светящимися стрелками справа и слева.
Красный свет светофора означает «стоп, движение прекращено», желтый свет - «внимание», зеленый - «движение разрешено». Светофоры, имеющие только мигающий желтый сигнал, сигнализируют водителю, что перекресток нерегулируемый и проезжать его нужно с особой осторожностью. Особую осторожность нужно соблюдать и пешеходам.
Трамвай на зеленый сигнал может двигаться налево. Поэтому, переходя улицу, нужно остерегаться трамвая, поворачивающего налево, - его нужно пропустить.
При помощи жезла, схемы на доске и таблицы учитель показывает сигналы регулировщика. Если регулировщик обращен к пешеходам боком, руки опущены, то это соответствует зелёному сигналу светофора и пешеходам разрешается переходить проезжую часть.
Если регулировщик поднимает вверх руку или жезл, то это соответствует желтому сигналу светофора. Пешеходам в этом случае переход через улицу запрещается. Если этот сигнал застал пешехода на перекрестке, когда он прошел середину улицы, то он должен дойти до середины проезжей части или до «островка безопасности», остановиться и ждать разрешающее движение сигнала регулировщика.
Если регулировщик обращен к пешеходам грудью или спиной, переходить улицу (проезжую часть) запрещается, - это положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора.
Пешеходные светофоры, в отличие от транспортных имеют два сигнала: зеленый с надписью «Идите» или силуэтом идущего человека и красный с надписью «Стойте» или силуэтом стоящего человека. В местах, где установлены такие светофоры, пешеходам разрешается переходить проезжую часть только при зеленом сигнале этого светофора.
Для пропуска пешеходов на перегонах улиц и дорог регулировщик регулирует движение, находясь на середине улицы, около пешеходного перехода. Для перекрытия движения транспорта он поднимает правую руку вверх. Транспорт подъезжает к пешеходному переходу и останавливается. Переход улицы пешеходам также не разрешается. Затем регулировщик делает разрешающий жест для движения пешеходов. Пешеходы начинают переход улицы, при этом регулировщик обращен к ним боком.
Если на перекрестке движение регулируется одновременно светофором и регулировщиком, то в этом случае пешеходы выполняют указания регулировщика.
Контрольные вопросы.
1.Какие светофоры вы знаете?
2. Что означает зеленый сигнал и где он расположен - вверху или внизу светофора?
3. При каком положении регулировщика разрешено переходить улицу?
4. Какой сигнал светофора и регулировщика запрещает пешеходное движение через улицу?
5.Что означает желтый сигнал светофора, и какому жесту регулировщика он соответствует?
6. Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?
7. Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, и что они обозначают?
Упражнения (в классе и на размеченной площадке). В классе на макете (схеме) улицы и дороги с помощью моделей транспорта, средств регулирования, а также фигур пешеходов и регулировщиков создать обстановку для транспорта и пешеходов.
На специальной площадке во дворе, на одном из нескольких перекрестков устанавливается светофор, управляемый учащимися. На другом перекрестке движение регулирует юный инспектор движения или специально подготовленный ученик этого класса. Остальные школьники разбиваются на подгруппы, исполняют роль транспорта и пешеходов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.