«Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога».
(выступление на совместном семинаре учителей и сотрудников ИК)
цель: расширить представления о педагогической этике.
Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, с коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях динамично меняющейся действительности.
Вспоминая свои школьные годы, можно сказать, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем. Наша любовь или, наоборот, неприязнь к учебному предмету объяснялась соответствующим отношением к учителю. Это очевидно – отношение учащегося к предметным знаниям опосредуется отношением к учителю. Именно поэтому мы и говорим о личности учителя, так как понимаем, что он учит не только математике или истории, но и демонстрирует учащимся образцы того или иного поведения.
Сфера деятельности педагога - это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально-этической культуры.
Соответственно проблема этичного поведения учителя, сегодня особенно актуальна.
Закон об образовании Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
Педагогическая культура. Чтобы овладеть педагогическим мастерством, учителю необходимо не только хорошо знать свой предмет, но и владеть этикой межличностного общения, культурой педагогического труда.
В основе педагогической культуры лежат мировоззренческие, нравственные, эстетические, интеллектуальные и другие компоненты общей культуры преподавателя. Без постоянной работы учителя над развитием своей личности достигнуть высокой педагогической культуры невозможно.
Согласно
результатам устного опроса, проведенного среди педагогов нашей школы. основные
качества личности учителя: компетентность, ответственность,
интеллигентность, сдержанность, коммуникабельность, целеустремленность.
Этика (лат. ethica – наука, искусство
нравственности) учение о нравственности и морали. Этот термин введен
Аристотелем. “Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах,
нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к
какой-нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания — наукой о нравственности, этикой. Этика в школе — это «практическая философия воспитания».
В современном понимании слова этикет - это установленный порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.
Культура общения включает как вербальные, так и невербальные средства взаимодействия, поэтому большая роль отводится манерам.
Манеры - один из аспектов культуры поведения. С французского обозначает: прием, образ действия, способ держать себя, который включает характерные для человека
Культура общения педагога строится на речевом этикете. Речевой этикет является необходимым условием делового и личностного общения педагога.
Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям. Он способствует развитию доброжелательных отношений, помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая позицию оппонента, воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.
Соблюдение речевого этикета для педагога - важнейшее профессиональное требование.
В.А. Сухомлинский считал, что искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к сердцу человека. Он говорил, что ученики очень тонко чувствуют лицемерное неправдивое слово.
Профессиональная речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений. Речевой этикет включает в себя правила ведения беседы, дискуссии, критики, овладение некоторыми тайнами ораторского искусства, соблюдение правил этикета при приветствиях, знакомствах, обращениях.
Искусство собеседника, например, состоит в том, чтобы правильно выбрать тему беседы, обойти спорную тему.
Основными требованиями к разговорной речи являются: чистота произношения, правильная грамматика, понятность, уверенность, честность, искренность и присутствие чувства юмора (ирония, насмешка, снисходительный тон недопустимы). В разговорной речи желательно опускать слова, вызывающие реакцию протеста: вместо слов я хочу, ты должна лучше сказать не мог бы ты, мне бы хотелось. Сослагательное наклонение смягчает остроту требования.
Этикет
предписывает давать совет только в случае, когда о нем просят.
Не менее ценным в общении представляется этикетное правило: не соглашайся с
человеком, когда он характеризует себя негативно.
В развитии доброжелательных отношений значительную роль играют комплименты - добрые слова о достоинствах человека, помня о том, что неискренний комплимент похож на лесть. А принимая комплимент нельзя отказываться, демонстрировать обратное, стесняться, и обязательно поблагодарить за комплимент.
Этикетные правила
ведения деловой беседы, искусство ведения дискуссии, спора, критики
основываются на общих этикетных правилах: уважение, доброжелательность, такт.
Поэтому бытует мнение, что лучший способ победить в споре - не вступать
в него вовсе.
Но бывают ситуации, когда необходимо выяснить позиции отстоять свою точку зрения.
Чтобы не привести к конфликту, можно воспользоваться некоторыми правилами:
·
обсуждайте не личность
оппонента, а раскрывайте свой взгляд на проблему,
аргументацию начните с похвалы,
· если вы поняли, что неправы, признайте это,
· используйте метод положительных эмоций. Задавайте собеседнику такие вопросы, на которые предполагается положительный ответ. После серии таких вопросов задайте главный вопрос.
· меньше критикуйте, а больше подчеркивайте достоинства людей,
· соблюдайте доброжелательный и уважительный тон.
· критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования.
Нередко нас мучает критика. Попробуйте сами строго оценить свои недостатки, несправедливую критику игнорировать. Ее часто можно расценивать, как скрытую похвалу: вам завидуют, ваши достоинства оценили, а возможно, их испугались.
Необходимо помнить
простейшую формулу речевого этикета, которая выглядит следующим образом: думай,
кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь, и какие из этого
будут последствия.
Этические подходы в системе взаимоотношений «учитель и ученики».
Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого — сочетание разумной требовательности и доверия к нему. Только небольшая часть учителей не имеют четкой позиции по вопросу взаимоотношений с учащимися. Среди этих учителей есть люди, смирившиеся со своим педагогическим бессилием, есть и такие (их единицы), которые предпочитают в деле воспитания действовать волевыми методами. Несмотря на то, что их единицы, их позиция не может не учитываться при анализе нравственных отношений между учителем и учащимися. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.
Разумеется, учитель не всегда поступает намеренно грубо. Порой он не может сдержаться, когда учащиеся не выполняют его требований. По его твердому убеждению, эти требования должны помочь детям получить глубокие и прочные знания, стать достойными людьми. Иными словами, свои педагогические требования учитель рассматривает как добро, благо для них. Но учитель должен знать, что требования, посредством которых он добивается от учащихся определенных действий, несут на себе отпечаток нравственных качеств его личности и проникнуты нравственно-психологической атмосферой педагогического коллектива, от которого исходит данное требование.
К сожалению, отдельные учителя придерживаются мнения, что требовательность предполагает неукоснительное выполнение воспитательных мер, строгое соблюдение раз и навсегда установленных правил.
Наиболее распространенные нарушения в этике поведения учителя:
· Обращение к ученику по фамилии.
· Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.
· Приказной, административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста».
· Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).
· Постановка ученика в неудобное, унизительное положение на уроке.
· Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.
· Неумение выразить веру в ученика.
· Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле..
· Неудачи ребенка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.
Строгость и требовательность учителя — необходимые условия влияния на нравственное возмужание ребенка.
Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания. Но моральные конфликты должны разрешаться не методом административного нажима, а путем нахождения разумных решений.
Поэтому следует руководствоваться следующими рекомендациями:
· Нельзя быть олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!»
· Нужно быть человеком, а если получится, то человеком с большой буквы.
· Не надо стесняться признаваться в собственных ошибках, нужно быть честным с детьми, добрым, но не добреньким.
· Не давать обещаний, которые не можешь выполнить.
· Быть оптимистом.
· Быть активным и инициативным.
· Быть простым и человечным, сохраняя дистанцию между собой и учениками, - установить ее снова будет гораздо труднее.
· Исключить крики и оскорбления.
· Учитывать мнение учащихся.
Этические подходы в системе взаимоотношений «учитель и педагогический коллектив».
Педагогическое влияние на учащихся оказывает не только отдельный учитель, но и весь учительский коллектив. Морально-педагогический облик учительского коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.
Заслуживает внимания опыт организации педагогического коллектива на основе идеи коллективной ответственности за каждого воспитанника, за профессиональный рост каждого учителя, за повышение качества учебно-воспитательного процесса. Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса.
Заключение
Специфика профессиональной этики педагога заключается в следующем:
1) объект труда – человек;
2) педагог всегда несет моральную ответственность за будущее человека;
3) труд педагога психологически и организационно сложен;
4) педагог –
пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных идеалов.
Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм и
научно педагогическая подготовленность, умение найти эффективные воспитательные
воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий
уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности
профессиональной этики педагога.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом, этикой. Этика в школе - это «практическая философия воспитания».
Педагогическая мораль предъявляет основные требования учителю: воспитатель должен быть прежде всего воспитан сам. В этом, пожалуй, и есть суть всей педагогической морали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.